Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Финансовый менеджмент






1.Сущность финансового менеджмента: сферы влияния, субъекты и объекты управления.

В настоящее время управление финансами на предприятии ве­дется по двум направлениям:

1)как распорядиться имеющимися финансовыми ресурсами (управление активами);

2)как привлечь необходимые финансовые ресурсы (управление пассивами).

Финансовый менеджмент можно определить как целенаправленную деятельность субъекта управления (высшего руководства предприятия и его финансовых служб), направленную на достижение желаемого финансового состояния управляемого объекта (предприятия), т.е. управление предприятием для достижения им намеченных финансовых результатов и эффективности его деятельности.

Финансовый менеджмент — напрямую связан с управлением финансовым состоянием предприятия

Искусство финансового управления заключается в сочетании дей­ствий и решений по обеспечению устойчивого текущего финансово­го положения предприятия, его платежеспособности и ликвидности, а также перспектив развития, подкрепленных долгосрочными источ­никами финансирования, формирующими структуру активов. Опера­тивное реагирование на изменение внешних и внутренних факторов, особенно в условиях становления рынка, — обязательное требование для эффективного финансового управления. Таким образом, финан­совый менеджмент представляет собой систему знаний по эффективному управлению денежными фондами и финансовыми ре­сурсами предприятий для достижения стратегических целей и ре­шения тактических задач. Как система управления финансовый менеджмент организует взаимоотношения внутри предприятия и за его пределами. Внутри предприятия формируется соответствую­щая мотивация сотрудников, соединяющая цели предприятия и субъекта управления — финансового менеджера на основе личной заинтересованности в увеличении доходности, а также возможности карьерного роста.

Финансовый менеджмент как система управления состоит из двух подсистем: объекта управления и субъекта управления.

Субъект управления - это аппарат управления, который посредством различных форм управленческого воздействия осуществляет целенаправленное функционирование объекта.

В качестве субъектов управле­ния на предприятии могут выступать должностные лица финансовой службы либо работники, в компетенцию которых входит управление организацией денежного оборота предприятия. Финансовая деятель­ность может быть распределена между службами и исполнителями, находящимися на разных уровнях управления. По­скольку малый бизнес не предполагает глубокого разделения управ­ленческих функций, в качестве субъектов финансового менеджмента могут выступать руководитель предприятия и бухгалтер.

Объектами управления в финансовом менеджменте являются де­нежные поступления и выплаты, составляющие денежный оборот предприятия.

Объектом управления в финансовом менеджменте является совокупность осуществления денежного оборота, кругооборота стоимости, движения финансовых ресурсов и финансовых отношений между хозяйствующими субъектами и их подразделениями.

Общий денежный оборот предприятия складывается в процессе движения средств, обслуживающих самые разнообразные хозяйствен­ные операции. Все операции могут быть сгруппированы по основным направлениям экономической деятельности предприятия: текущей, инвестиционной и финансовой. Это означает, что организованное движение денежных средств в каждом конкретном случае призвано решать определенные задачи и общая результативность хозяйствова­ния будет зависеть от успехов на каждом направлении деятельности.

Таким образом, объекты финансового управления представляют собой активы и пассивы (финансовые обязательства) предприятия, формирующиеся в процессе текущей деятельности, осуществления инвестиций.

 

2. Финансовый механизм предприятия: рычаги и методы.

 

Финансовый механизм предприятия - это система управления финансами предприятия, предназначенная для организации взаимодействия финансовых отношений и фондов денежных средств с целью эффективного их воздействия на конечные результаты производства, устанавливаемые государством.

Финансовый механизм – система действия финансовых рычагов, выражающаяся в организации, планировании и стимулировании использования финансовых ресурсов.

Элементы финансового механизма:

Финансовый метод — это способ воздействия финансовых отношений на хозяйственный процесс.

К финансовым методам относятся: (налогообложение, страхование, инвестирование, планирование, прогнозирование и т. д.);

Финансовый рычаг — это прием действий финансового метода. К нему относятся: (прибыль, доход, амортизационные отчисления, арендная плата, курсы валют, процентная ставка, стоимость ценных бумаг);

Правовое обеспечение (законы, указы, постановления, приказы министерств и др.);

Нормативное обеспечение (инструкции, нормативы, методические указания и другие документы, выпускаемые Министерством финансов РФ, Министерством по налогам и сборам, Государственным таможенным комитетом РФ и т. д.);

Информационное обеспечение (база данных, содержащая правовую и нормативную информацию, рейтинговые агентства, составляющие и публикующие рейтинги предприятий, банков, организаций).

Действие финансового рычага характеризует целесообразность и эффективность использования предприятием заемных средств как источника долгосрочного финансирования хозяйственной деятель­ности.

Финансовый рычаг представляет собой потенциальную возмож­ность влиять на прибыль предприятия путем изменения объема и структуры долгосрочных пассивов. Действие финансового рычага заключается в том, что предприятие, использующее заемные сред­ства, изменяет чистую рентабельность собственных средств и свои дивидендные возможности.

Эффект финансового рычага определяется как приращение к чистой рентабельности соб­ственных средств, получаемое за счет использования кредита:

где

ЭФР - сила воздействия финансового рычага, %;

Т — ставка налога на прибыль;

RA экономическая рентабельность активов, %;

р — средняя расчетная % ставка за кредит;

ЗК — заемный капитал,

СК — собственный капитал предприятия.

Эта формула позволяет определить безопасный для предприятия объем заемных средств, наиболее выгодные условия кредитования и приемлемую ставку ссудного %.

В формуле можно выделить три основные составляющие:

1) налоговый корректор (1-Т) показывает влияние налогообло­жения на эффект финансового рычага;

2) дифференциал финансового рычага (RA - р) характеризует разницу между коэффициентом валовой рентабельности активов и средней расчетной ставкой за кредит;

3) коэффициент финансового рычага (ЗК · СК) характеризует сумму заемного капитала, используемого предприятием, приходящу­юся на единицу собственного капитала.

Эффект финан­сового рычага проявляется в том случае, если он является положи­тельной величиной; чем выше положительное значение дифферен­циала, тем выше эффект финансового рычага.

Чем больше объем привлекаемых предприятием заемных средств, тем больше выплачивается по ним процентов и тем меньше прибыль, следовательно, тем больше сила воздействия фи­нансового рычага.

Для того чтобы было выгодным привлечение заемных средств, цена заемного капитала должна быть меньше коэффициента рентабельности активов.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.