Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Дайте сравнительную характеристику форм общения со взрослыми и сверстниками в дошкольном возрасте.






В работе с дошкольниками следует ориентироваться не просто на содержание показателей психического развития в рамках норм, а стремиться к оптимальному их формирования. При этом следует отметить, что простого наличия и общения или его количественных показателей недостаточно Каким должно быть общение на разных этапах дошкольного детства, исследованы в трудах М И Лисина, который выделил четыре качественно отличных и онтогенетично последовательных формы общения дошкольников со взрослым.

Формы общения ребенка со взрослым в дошкольном возрасте (за М.И.Лисиною)

Форма общения Показатели форм общения ребенка со взрослым
  Место общения в системе жизнедеятельности ребенка Содержание потребности в общении Ведущий мотив общения Основные средства союз ния Значение формы общения в общем развитии психики
І ИИ ИИИ IV V VI
Ситуативно-личностная (с 2 мес) обеспечивает выживание и удовлетворение первичных потребностей ребенка потребность в доброжелательном внимании взрослых Личностный (взрослый привлекает ребенка как центральный объект познания и деятельности; источник ласки и внимания, не связано с действиями ребенка) экспрессивно-мимические операции Общая активация психики ребенка формирование перцептивных действий, подготовка к овладению хватанием
Ситуативно-деловая (с 6 мес) Обеспечивает совместную с взрослым предметную деятельность ребенка В доброжелательном внимании взрослого и сотрудничества с ним Деловой (взрослый привлекает как партнер в игре, образец для подражания, экспериментирования, помощник, организатор, участник совместной предметной деятельности Предмет- Нодия операции Развитие предметной деятельности, подготовка к овладению речью, 1-й этап развития активной речи
І ИИ ИИИ ИУ У УИ
внеситуативно-познавательная (3-4 года) Обеспечивает совместную с взрослым и самостоятельную деятельность ребенка с ознакомления ния с миром физических объектов В добро- доброжелательной внимании к- рослого сотрудничества и уважении Познавательный (взрослый при- ваблюе как эру- дит, источник познания о внеситуативно объекты (которых нет в окружением- нет), как партнер обсуждения причин явлений в физическом мире) Речевые операции Первичное проникновения в сущность явлений, развитие наглядного мышления
внеситуативно-личностная (5-6 лет) Обеспечивает теоретическое и практическое познания ребенком мира социальных явлений В доброжелательной виду сотрудничества и уважении, у спивпере-жительства и взаимно- понимании взрослого Личностный (взрослый привлекает как личность, обладает знаниями, умениями, социально- моральными нормами строгий и добрый старший товарищ) Речевые операции Поощрение моральным ценностей общества переход к дискурсивного мышления; формирования готовности к школы

 

Заключение о развитии форм общения дошкольника со взрослым:

- в исследованиях М И Лисина определены четыре качественно отличных и онтогенетически последовательных формы общения дошкольников со взрослым;

- формы общения дошкольников со взрослым различаются между собой по месту общения в жизнедеятельности ребенка, содержанием коммуникативной потребности, мотивом и средствами общения, значением для психических ческого и личностного развития ребенка

- в течение дошкольного детства последовательно изменяются следующие формы общения: ситуативно-личностное, ситуативно-деловое, внеситуативно-познавательное, внеситуативно-личностное.

М.И. Лисина считала, что к двум годам складывается первая форма общения со сверстниками – эмоционально-практическая. Новая потребность в общении со сверстниками занимает четвертое место, вслед за потребностью в активном функционировании, общении со взрослыми и в новых впечатлениях. Содержание ее состоит в том, что ребенок ждет от сверстника соучастия в своих шалостях, забавах и стремится к самовыражению. Общение сводиться к беготне, веселым крикам, забавным движениям и отличается раскованностью и непосредственностью.

Детей привлекает сам процесс совместных действий: сооружение построек, убегание и пр. Именно в процессе и заключается для малыша цель деятельности, а результат ее не важен. Мотивы такого общения заключается в сосредоточенности детей на самовыражении. Хотя малыш стремиться подражать ровеснику и возрастает интерес детей друг к другу, образ ровесника для ребенка очень не четкий, потому что их совместные действия поверхностны.

Общение с товарищами сводиться к отдельным эпизодам. Дети долго играют одни. А для установления контактов широко используют все действия, которыми овладели в общении со взрослыми – жесты, позы, мимику. Эмоции ребят очень глубоки и интенсивны.

В возрасте с четырех до шести лет у дошкольников наблюдается ситуативно-деловая форма общения с ровесниками. В 4 года потребность в общении со сверстниками выдвигается на одно из первых мест. Это изменение связано с тем, что бурно развиваются сюжетно-ролевая игра и другие виды деятельности, приобретая коллективный характер. Дошкольники пытаются наладить деловое сотрудничество, согласовать свои действия для достижения цели, что и составляет главное содержание потребности в общении.

Стремление действовать совместно настолько сильно выражено, что дети идут на компромисс, уступая друг другу игрушку, наиболее привлекательную роль в игре и т.д.

У детей ярко проявляются склонность к конкуренции, соревновательность, непримиримость в оценке товарищей. На пятом году жизни дети постоянно спрашивают об успехах товарищей, требуют признать собственные достижения, замечают неудачи других детей и пытаются скрыть свои промахи. Дошкольник стремиться привлечь внимание к себе. Ребенок не выделяет интересов, желаний товарища, не понимает мотивов его поведения. И в то же время проявляет пристальный интерес ко всему, что делает сверстник.

Таким образом, содержание потребности в общении составляет стремление к признанию и уважению. Контакты характеризуются яркой эмоциональностью.

Внеситуативно-деловая форма общения наблюдается довольно редко, у небольшого числа детей шести-семи лет, но у старших дошкольников четко намечается тенденция к ее развитию. Усложнение игровой деятельности ставит ребят перед необходимостью договориться и заранее спланировать свою деятельность. Основная потребность в общении состоит в стремлении к сотрудничеству с товарищами, которое приобретает внеситуативный характер. Изменяется ведущий мотив общения. Складывается устойчивый образ сверстника. Поэтому возникает привязанность, дружба. Происходит становление субъективного отношения к другим детям, т.е. умения видеть в них равную себе личность, учитывать их интересы, готовность помогать. Возникает интерес к личности ровесника, не связанный с его конкретными действиями.

Различен вклад каждой формы общения в психическое развитие. Ранние, начинающиеся на первом году жизни контакты со сверстниками служат одним из важнейших источников развития способов и мотивов познавательной деятельности. Другие дети выступают как источник подражания, совместной деятельности, дополнительных впечатлений, ярких положительных эмоциональных переживаний. При недостатке общения со взрослыми общение с ровесниками выполняет компенсаторную функцию, считала М.И. Лисина.

32. Охарактеризуйте развитие личности в дошкольном возрасте.

Ведущим видом деятельности в дошкольном возрасте становится игра.
Однако на протяжении всего возрастного периода игровая деятельность претерпевает существенные изменения.
Младшие дошкольники (3—4 года) в основном играют в одиночку. Продолжительность игр, как правило, ограничивается 15—20 минутами, а сюжетом является воспроизведение действия тех взрослых, за которыми они наблюдают в повседневной жизни. Средние дошкольники (4—5 лет) предпочитают уже совместные игры, в которых главным является имитация отношений между людьми.
Дети четко следят за соблюдением правил в выполнении ролей.
В среднем дошкольном возрасте активно развивается рисование.
Характерен схематичный, рентгеновский рисунок, когда прорисовывается то, что внешне не просматривается, например, при изображении в профиль прорисовываются оба глаза.
Начинают вызывать активный интерес игры-соревнования, которые способствуют формированию у детей мотивов достижения успехов.
Старший дошкольник (5—7 лет) способен играть длительное время, даже в течение нескольких дней.
В играх большее внимание обращается на воспроизведение морально-этических норм.
Активно развивается конструирование, в процессе которого ребенок усваивает простейшие трудовые навыки, знакомится со свойствами предметов, развивает практическое мышление, учится пользоваться инструментами, предметами обихода. Рисунок ребенка становится объемным, сюжетным.
Личностное развитие дошкольника включает:
1) понимание окружающего мира и своего места в этом мире;
2) развитие эмоциональной и волевой сферы.
Отношение взрослого к ребенку во многом определяет становление его личности.
Младшие дошкольники усваивают культурно-гигиенические навыки, распорядок дня, правила обращения с игрушками, книгами; средние и старшие дошкольники — правила взаимоотношения с другими детьми.
В дошкольном возрасте начинает активно формироваться самосознание ребенка, что проявляется в самооценке. На начальном этапе ребенок учится оценивать персонажей сказок, рассказов, затем переносит эти оценки на реальных людей, и только к старшему дошкольному возрасту начинает складываться умение правильно оценивать себя.
На протяжении всего дошкольного возраста чувства сопровождают поведение ребенка.
Малыш еще не в состоянии полностью контролировать свои эмоциональные переживания, его настроение может быстро меняться на противоположное, однако с возрастом чувства приобретают большую глубину и устойчивость.
Повышается «разумность» чувств, что объясняется ускорением умственного развития.
Все чаще можно наблюдать проявление таких чувств, как чувство радости и гордости за выполненное дело, или противоположных — чувств огорчения и стыда, если дело не выполнено, чувство комического (дети придумывают словесные перевертыши), чувство прекрасного.
К концу дошкольного возраста ребенку в некоторых случаях удается сдерживать бурные проявления чувств.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.