Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Раскройте понятие поликультурного образования как социально-педагогического феномена.






Поликультурное образование — это основа объединения многокультурного этнического опыта, сосуществование общенациональных ценностей и права личности на национально-культурное самовыражение. Идея поликультурного образования предполагает основу интегрированного изучения дисциплин на поликультурной основе и способствует выработке у обучаемых способности работать в поликультурном коллективе (Дж.Бэнкс, К.Грант, П.Янг и др.). В свете нынешних тенденций глобализации и интеграции России в мировое экономическое, политическое, культурное пространство, данные идеи не только могут, но и должны найти применение в образовательном процессе. Идея поликультурного образования предполагает предотвращение непонимания, возникающее при общении разных национальностей.

Немецкий ученый В. Миттер в своих исследованиях утверждает, что «поликультурное образование может рассматриваться как межличностные отношения, то есть как сеть образовательных процессов (включая их организацию и результаты), характеризуется сосуществованием детей (и взрослых), происходящих из различного поколения и среды». Идей немецкого коллеги поддерживает российский ученый Л.Л. Супрунова, отмечая, что «цель поликультурного образования… состоит в формировании человека, способного к эффективной жизнедеятельности в многонациональной и поликультурной среде, обладающего развитым чувством понимания и уважения других культур, умения жить в мире и согласия с людьми разных национальностей, рас, верований».

Анализ педагогической литературы (И.С.Бессарабова, А.Н.Джуринский, Г.Д.Дмитриев, В.В.Макаев, З.А.Малькова, В.В.Макаев, З.А.Малькова, Г.В. Палаткина, Л.Л.Супрунова, и др.) позволил выявить, что поликультурный подход способствует созданию поликультурной среды, которая призвана за счет диалогового общения, познания, созидания и приобщения студентов к национальной и общечеловеческой культуре воспитывать профессионализм в его культурной идентификации. Познание поликультуры способствует развитию языковых навыков студентов и обеспечивает дальнейшую самореализацию личности в поликультурном мире, способствует быстрейшей социализации выпускников.

Опираясь на источники научной литературы, можно выявить некоторые задачи поликультурного подхода, такие как:

1) актуализация диалога и взаимодействия культур;

2) контрастивное овладение содержанием иноязычного образования;

3) творческая целесообразность, сохранение и создание новых профессиональных и языковых ценностей;

4) воспитание уважения к истории и культуре других народов;

5) создание поликультурной среды образования как основы взаимодействия личности с элементами других культур.

Функциями поликультурного подхода в этом случае являются:

1) формирование культуры профессионального языкового знания студента;

2) развитие культуры профессионального языкового поведения студента;

3) формирование эмоциональной языковой культуры;

4) формирование культуры саморазвития студента в поликультурной среде.

 

Определите содержание педагогической деятельности в поликультурной среде.

Поликультурная среда - это то социальное пространство, в котором происходят общий процесс развития общества, функционирование и развитие культур во всех их проявлениях (политическая, художественная, нравственная и т.д.).

Поликультурное образование - важное направление общего образования, которое нацелено на создание условий по формированию у взрослеющего человека готовности к успешной жизни и деятельности в многокультурном окружении.

В настоящее время активно разрабатываются научно-теоретические основы поликультурного воспитания в России (Г.Д. Дмитриев, А.Н. Джуринский, В.В. Макаев, З.А. Малькова, Д.Б. Сажин, Л.Л. Супрунова и др.). Развитие теоретико-методологических вопросов изучения культуры и некоторые аспекты межкультурного взаимодействия получили свое освещение в работах Г.Н. Волкова, М.С. Кагана, И.С. Кона, М.М. Бахтина, JI.M. Гумилева, В.М. Межуева, Д.С. Лихачева и других.

Вопросам поликультурного (мультикультурного) образования посвящены труды зарубежных ученых (Ж. Алпорт, М. Беннет, Л. Уайт, Э. Холл и др.).

Вводимый в действие с 1 января 2015 г. ≪ Профессиональный стандарт педагога≫ определяет в качестве основных квалификационных требований к педагогу знание ≪ основ поликультурного образования≫, умение ≪ строить воспитательную деятельность с учетом культурных различий детей≫.
Максимова Л.А отмечает, опыт работы с педагогами позволяет выделить следующие проблемы, проявляемые в межкультурном взаимодействии: отсутствие мотивационной готовности педагогов к организации поликультурной образовательной среды, недостаток знаний о конкретных культурах (ценностях, обычаях, традициях, национальных праздниках), отсутствие опыта использования технологий работы с детьми – представителями других культур. Среди неосознаваемых педагогами проблем можно говорить о наличии этнических и религиозных предубеждений, стереотипов в отношении представителей других культур, повышении уровня тревожности в ситуациях межкультурного взаимодействия.

Успешность деятельности педагога в поликультурной образовательной среде в большой мере зависит от уровня его профессиональной компетентности.

Межкультурная компетентность современного педагога является залогом успешной профилактики агрессивного национализма и разрешения проблем, связанных с межнациональными отношениями, реализации эффективных механизмов поликультурного образования – формирование человека, способного к активной и эффективной жизнедеятельности в многонациональной среде, обладающего умениями жить в мире и согласии. В.А. Сластенин отмечает: «Сегодня необходимо позаботиться о том, чтобы по своему содержанию педагогическое образование стало практическим человекознанием, своего рода педагогической антропологией. Ценности и нормы культуры, искусство, нравственность, все достижения духовной сферы жизни должны создавать атмосферу обращенности к человеческой личности, проникать во все структуры целостного педагогического процесса, обеспечивать его ориентацию на гуманитарно-личностное развитие студентов». По словам Е.В. Бондаревской и С.В. Кульневич отмечают, что основными моментами, определяющими культурологический подход, выступают следующие положения:
– ребенок воспринимается педагогом как субъект жизни, способный
к культурному саморазвитию и самоизменению;
– педагог является посредником между ребёнком и культурой, он вводит его в мир культуры и оказывает поддержку личности ученика в индивидуальном самоопределении в мире культурных ценностей;
– образование рассматривается как культурный процесс, движущими силами которого являются личные смыслы, диалог и сотрудничество его участников в достижении целей культурного саморазвития;
– образовательное учреждение представляет собой целостное культурно-образовательное пространство, где живут и воссоздаются культурные образцы жизни, происходят культурные события, осуществляется творение культуры и воспитание человека культуры.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.