Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Реалистическое направление в России сер.19 в. Тв-во Перова.






Вторая половина ХIХ века период формирования принципов национальной реалистической школы русской живописи. Обращаясь к методу критического реализма, художники, объединившиеся в 1870 г. в Тов-во передвижных худ. выставок, стремились к правдивому изображению жизни и истории родной страны, ее природы. Программа народности иск-ва выразилась в изображении типических сторон и конфликтов соц. жизни, часто с критических позиций. Официальная эстетика в эти годы по-прежнему определялась Имп. Акад.худ., продолжающей традиции классицизма и романтизма. В русской реалистической живописи особое значение приобретает соц-быт. и псих-ий портрет. Совершила подлинные открытия в жанре пейзажа. Художники сумели показать красоту и тонкий лиризм родной природы, заставили современников по-новому взглянуть на привычное. Представители: Перов, Суриков, Крамской, Репин, Шишкин. Васи́ лий Григо́ рьевич Перо́ в (1833/1834—1882) — русский живописец, член Товарищества передвижников. испытал особое влияние творчества Федотова, а также франц жур-ой сатир. графики и нем. бытового жанра дюссельдорфской школы. Искусный рисунок и техника письма, глубоко вникает в русск.жизнь, наблюдательность. Ранние картины живописца Перова Василия Григорьевича проникнуты анекдотически «обличительным» настроением, представляя собой живописные карикатуры, в том числе на духовенство («Проповедь в селе», 1861; «Чаепитие в Мытищах», «Охотники на привале» 1862); художник тщательно выписывал характеры персонажей своих картин и обстановку, стремясь к нравоучительному эффекту. 1862 поездка заграницу. Там он тренирует свои тех.навыки. Делает многофиг.комп-ии. Уличные типы и сцены(«подавец статуэток», «нищие на бульваре», «Савояр», «Шарманщик», «Музыканты и зеваки, «Тряпичники»).Сатирическое настроение, однако же, с годами ослабевает, сменяясь драматической экспрессией либо добродушным юмором. Колорит Перова обрел новую, более острую, тональную выразительность в таких картинах, как «Проводы покойника» (1865) и «Тройка». «Ученики мастеровые везут воду»; крестьянские похороны в первом случае и эпизод из жизни обездоленных детей-подмастерьев во втором предстают уже не просто социальной сатирой, но драмой об «униженных и оскорбленных», дети, нанятые на тяж.работу за гроши. Сила символико-психологического обобщения — и соответственно параллели с прозой Достоевского, — еще более значительны в «Утопленнице» и в особенности в картине «Последний кабак у заставы». Живописец создал образы ряда известных деятелей русской культуры (Безсонов, Резанова).Картины Перова и его необычное тв-во имели огромное влияние для общ-ва того времени. Побуждали к новому осмыслению и понимаю мира, где присутсвовали справедливость, добро и понимание. Русск. реалист иск-во внесло большой вклад к развитие русск.иск-ва. Погружало современников в реалии жизни.

 

Иск-во Др Востока. Особенности развития иск-во Др.Египта.

Отлич.особенность. Древневост. Обществ заключ.в том, что они были более застойными, консерв.в своем развитии, дольше и прочнее сохраняли пережитки первобытнообщинного строя и деологию, кот.проявлялась в религии, магич.представлениях и обрядности. Культура тесно связана срелигией, искусство удовлетворяло ее потребности. Арх-ра, ск-ра и ж-сь были подчинены установленным консерватив.религиозным канонам, поэтому на протяжении столетий иск-во во многих странах во основе своей было неизменным.Иск-во Д.В.объединяет: стремление к реализму, плоскость изобр., огранич.цвет.гамма, отсутствие светотени и перспективы, неразрывная связь с культом. Древний Египет – одно из древнейших гос-в, могущественная держава.Периодика: додинастический (объединение Верх.и Ниж.ц-ва), древнее царство, среднее царство, новое ц.(распад Ег), позднее время. Ег-не называли свою страну Черная земля(плодород.земля). Особенности к-ры: плодотвор.почвы у Нила давали развитие рыболовства, богата камнями(оникс, агат), замкнутость культуры, идеализирование к-ры и иск-ва(религия, традиции), верили в бессмертие-развитие заупокойного культа(древние тексты вырезали на стенах погреб.камер, саркофагов, которые должны были обеспечить бессмертие. Новое время-книга мертвых-свитки папируса содерж.магические форм-лы, заклинания, изречения), поклонение богам. Канон- свод правил – строгая систематич.и взаимосвяз.элементов, пропорциональные соотношения (золотое сечение-гармонич.деление).Тип передачи фигуры-на плоскости.Изобр. человека-голова в профиль, тело в анфас.В ск-ре-фронтальный.разворот, ощущ.целостности.Каждое изобр.несет в себе смысл, символизм.Особенности додинастич.периода: верные пропрции человеч.тела, формирование канона. Др.ц-во: ведущее место занимает арх-ра.Мастаба-древний тип гробницы(ступенчатая пирамида).Ск-ра: спокойные, неподвиж.позы, услов.раскраска тел(м-красный, корич, ж-желт, волосы черн, одежда бел), рассчитана на рассмотрение в анфас, симметрия.Развитие рельефа(прослав.царя, ритуальные темы).Портретные изобр.связано с изготов.гипсовых масок с лиц умерших.Царские статуи: сверхмощ.человеч.тела, бесстрастное лицо.Статуи слуг и богов небольшие, из камня или дерева, красочныеНастенные росписи(белая, красн, черн, зел, син).Сред.ц-во – появляется более свободное мышление.Новый тип храма-скальный, потолок подержив.колоннами.(храм ц-цы Хатшепсут-много ск-р, декора).Ритуальные статуи, обряды.Сенурсет3-расцвет ск-ры.Юв.издения-богато дек-ны, изящность.Нов.ц-во.Фивы-центр.Арх-ра: строгость, послед-ть помещ.и декора.Храм: вытян.прямоугол., фасад обращ.к Нилу, вход в виде пилона, за ниим двори здание храма.Большое кол-во колонных залов.Типы храмов: наземный, скальный, полускальный.Новый тип-храм Божества(для захоронений: гипостильный зал, малельня, двор)-большое кол-во колонн, растительность(Корлакский хр, хр в Луксоре).Портик-выступающая часть, оформляли гл.вход, завершали треуг.франтоном. Искусный Рельефы и росписи: тема пира связана с заупок.культом.Ск-ра на внеш фасадах лиш.индивид. черт, внутри храма имела конкрет.образ.К позд.периоду появляются повсед.мотивы.Развитие лит-ры. В эпоху Позд.врем. кризис, распадается сначала на 2 царства, а затем на отдельные номы. Он терпит поражения в войнах греками и персами. в 332 г. до н.э. его покоряет Александр Македонский, и древний Египет фараонов прекращает свое существование. К-ра Др.Е. оказала огромное влияние на всю мировую культуру.

 

№7 Иск-во Киевкой Руси.10-12

Складывалась с самого начала как синтетическая, т. е. находящаяся под влиянием различных культур.направ., стилей, традиций. Главным образом испытывала влияние Византии. Многие годы развив. под влиянием языч.религии, мировоззрения. С принятием христианства положение резко изменилось. Новая религия претендовала на то, чтобы изменить мировоз. людей, их восприятие всей жизни, представления о красоте, худ.тв-ве, эстетич.влиянии. Под влиянием народных традиций, устоев, привычек, народного мировосприятия новым содержанием наполнялась и сама церковная культура, религиозная идеология. Суровое, аскетическое христианство Византии, перенесенное на русскую почву с ее культом природы, с поклонением солнцу, свету, ветру, с ее жизнерадостностью, жизнелюбием, глубокой человечностью, существенно преобразилось. Это нашло отражение во всех областях культурыХар.черты: стремление к монумент., масштабности, образности в летописании; народность, цельность и простота в искусстве; изящество, глубоко гуманистическое начало в архитектуре; мягкость, жизнелюбие, доброта в живописи. И над всем этим господствовала большая слитность творца с природой, его ощущение сопричастности всему человечеству, переживания за людей, за их боль и несчастья. Христианизация на Руси дала сильный толчок в развитии письменности и грамотности. Перевод писаний, берестяные грамоты. Один их важнейших памятников культуры Др. Руси – летописи. Это средоточие истории Др. Руси, понимание ее места в мировой истории. Ясное видение эпохи.Литература развивалась вместе с развитием летописи. Авторы доносили до читателей свои взгляды на жизнь, размышления о власти, роли религии, делились жизненным опытом. Известный автор Илларион (11в.) «Слово о законе и благодати». Идеи единства Руси. Русь долгие годы была страной деревянной, и ее языческие молельни, крепости, терема, избы строились из дерева. В дереве выражали свое восприятие строительной красоты, чувство пропорции, слияние арх-х сооружений с окружающей природой.дерев. арх-ра-Русь языч., то арх-ра каменная-Русь христианская. Подобного перехода не знала Западная Европа. Дерев.архитектура: многоярусность строений, увенчивание их башенками и теремами, наличие разного рода пристроек — клетей, переходов, сеней. Худ. резьба по дереву -традиционное украшение. мир христианства привнес на Русь новый строительный опыт и традиции. Русь восприняла сооружение церквей по образу крестово-купального храма греков. Основа-Квадрат, расчлененный четырьмя столбами, примыкающие к подкупольному пространству прямоугольные ячейки образуют архитектурный крест. первые русские храмы (Десятинная церковь к.10 в) были выстроены греч. мастерами в строгом соответствии с визант традициями. А Софийский собор в Киеве отразил сочетание славянских и византийских традиций. На основу крестово-купольного храма были поставлены 13 глав нового храма. Эта ступенчатая пирамида Софийского собора воскресила стиль русского деревянного зодчества.. В 12 в. по всей Руси стали появляться однокупольные храмы. Купол возносился вверх на мощном квадрате строения (Дмитровский собор). Большого расцвета архитектура достигла в годы правления Андрея Боголюбского. С его именем связаны постройки Успенского собора во Владимире, Золотых ворот во Владимире — мощного белокаменного куба, увенчанного златоглавой церковью. При нем же был создан храм Покрова на Нерли - гармонично сочетаются скромная красота, тихая грусть, просветленная созерцательность архитектурных линий. Характерной чертой русской архитектуры стала украшающая сооружения резьба по камню. Удивительное это искусство мы видим на стенах соборов во Владимиро-Суздальской Руси, в Новгороде, других русских городах. Другой чертой, роднящей всю русскую архитектуру той поры, было органическое сочетание архитектурных сооружений с природным ландшафтом. искусство подчинено высшей цели — воспеванию Бога, подвигов апостолов, святых, деятелей церкви. Воспевание победы духа над плотью. Это нашло выражение в том, что и живопись, и музыка, лит-ра создавались в основном по церковным канонам, где отметалось все, что противоречило высшим христианским принципам. Аскетизм и строгость в живописи (иконопись, мозаика, фреска), возвышенность греческих церковных молитв и песнопений, сам храм, становящийся местом молитвенного общения людей, были свойственны византийскому искусству, ставшему образцом для русского христианского искусства. Наряду с иконописью развивается фресковая живопись, иконопись. Смальта – традиционный материал для создания мазаики. Цельность и простота. Фрески Софийского собора. Отход от византийской суровости в сторону мягких округлых линий.

 

 

Поп-Арт

В связи с развит.техпрогресса.в 60-х гг развивается популярное иск-во, массовая культура. Массы обладают коллективным мышление, где личность растворяется в коллективном бессознании.Человек испытывает эйфорич.состояние, личное «Я» увеличивается.Не работает личностный контроль. Участник массы-любой из нас.Исп. критик Ортего И Госет писал, что человек массы-сущ-во, кот. Считает, что имеет право обладать всем.МасКультура для того, чтобы создавать равновесие и норм.сущ-ие.Для того чтобы успокоить массы нужна особая массовая к-ра.Это должна быть простая к-ра, проста в прочтении, рассчитана на всех.Моментальное считывание инфрмации.Однозначность указаний.Поп-арт-не маскульт. Он берет темы и объекты мас.к-ры и интерпретирует их. «Что делает наши дома такими превлек» - коллаж, идеальная жизнь, вырезки из ж-ов, объекты соврем.жизни в одном. Поп-арт попал на благоприятную почву, последователь постмодернизма. Не явл. Массовой культ.-многозначен. Оказал большое влияние на дизайн. Основные представители: Энди Уорхол, Ричард Гамильтон, Рой Лихтенштейн, Олденбург, Вессельман.

 

№8 Основные худ.груп. в России 20 в

1900-многообразие худ.групп и эстетических платформ. Расхождения в вопросах иск-ва и эстетики.Основные: Мир искусства, Союз русск.худ-в, Алая(голубая)роза, Бубновый Валет, Руский Авангард. Мир Иск-ва- СПб -противники академизма и предвиж. Интересовались худ.З.Европы. Определило новые пути развития русск.худ.школы. Рисунок и живопись декоративеы, подчинены граф началу.Синтез разл.видов жанров. Бенуа, Сомов, Добужинский, Бакст, Врубель. СРХ-Москва.Архипов, Васнецов, Коровин –ядро. Стремление к современности, живописности.Аппозиция передвижничеству слабее.Члены тов-ва пер-ов.Отстаивание нац.тематики.в союзе формировался русский вар-т импрессионизма со всей поэтизацией образов.Развивается тема бытового жанра и архитектурного пейзажа. Продолж.линии русского пейзажа.Разнонаправленность творч.устремлений привела к расколу союза. " Голубая роза" -отчет новых направлений в живописи 20в, символистское направление и принципы декоративизма в живописи.Под этим названием прошла выставка: Кузнецов, Сарьян, Сапунов и др. характерны плоскостность и декоративность стилизации форм, лиризм образов, настроения грусти и меланхолии, иногда мистико-символические искания.Это не отказ от прежней живописи, а логическое продолжение. «Артель художников» - СПб. Молодые художники: Крамской, Лемох, Журавлёв, Шустов и др. Поселились на В.О., вели хоз-во, заним.творчеством.Выполняли частные заказы, устраивали выставки, общий доход. рники статей. «Бубновый валет». Москва. Ларионов-автор. Импрессионизм был исходной точкой и творческим методом в преодолении которого художники видели свою первоочередную задачу. Они выработали новую, " антипсихологическую" систему живописи: утверждение предмета и предметности. Натюрморт в их творчестве занимает ведущее место.Кончаловский, Машков, Куприн.Искали вдохновения в фольклоре, народной игрушке, детском рис. Начиная с 1890-х годов, количество художественных выставок в Москве СПб. Различные худ. орг. и стили существовали лишь до конца 1920. В сложившихся политических условияхгосударство постепенно становилось абсолютным монополистом в сфере художественного заказа ифинансирования.

 

Рембрандт и голландское иск-во.

17 век-Золотой век Гол. жив.В это время создается огромное количество полотен.Картинами украшали дома не только богатый слой населения, но обычный люд, крестьяне. Спрос на картины был очень велик.Развивается тип небольших станковых картин.Главный объект изобр.-окружающая действительность. Укрепление реалистических тенденций. Бытовой жанр, портрет, пейзаж, натюрморт.Картины должны были передовать жизнь «сейчас», без преукрас, правдивость. Реалистическая трактовка сюжетов в религ. живописи. Типичная особенность: каждый представитель выбирал свою тематику. Голландские художники стремятся дать впечатление пространства, передать атмосферу и свет. Проблема передачи света и воздуха является общим и основным живописным исканием голландской школы 17 века. живопись приобретает начало эмоциональности, вызывая у зрителей определенные настроения. Рембрандт – великий художник-реалист.Мастер живописи. религиозные сюжеты, история, мифология, портрет, жанр, мир животных, пейзаж, натюрморт. В центре внимания Рембрандта стоит человек, психологически верная передача характеров и душевных движений. Он постоянно изучает натуру.фиксирует в живописных набросках жесты, х-р, эмоции. Необычайная правдивость образов. Внутреннее единство. Ранние работы-борочность: возбужденность худ. языка, динамичность и пафос композиций, отчасти резкость колорита, театрализация образов, светотеневые контрасты. Его увлекают героико-дарм.сюжеты, резкие ракурсы, причуд.одежды, эффектное построение: «Ангел, покидающий семейство Товия», «Жертвоприношение Авраама». Груп.п-т «Анатомия д-ра Тюльпа»внимание учеников.Пишет автопортреты и портреты близких, заказные п-ты- живость характеристики, мастерство лепки форм, искания нарядности и в то же время известная строгость. Ранние портреты- на ровном светло-сером фоне, часто имеют овальный формат, прямой взгляд модели, пластическая сила. К 1630 тяготение к реалист.сюжетам.Глубоко реалистич.понимание задач иск-ва. Живописное мастерство проявляется в полотне «Даная»(Зевс проникает в виде зол.дождя, после чего она рожает сына Персея)-миф.тема в жизненном и убедительном решении.Богатая теплая цвет гамма.Зеленовато-золотистый колорит. Большое значение приобретает свет. Трепет и взволнованность. «Ночной дозор»-дружина, идущая за вождями, комп-ия построена на светотени, динамичная сцена. Новый этап-сосредоточение, уравновешенность, глубина, тяготение к простоте комп-ции.Светотень, колори становится горячее: золотисто-желтые, красные тона(«Святое семейство»). Переломный период, смерть сына и жены. Исключительная сила образов, простота замысла, интенсивность горячего колорита и размах живописной фактуры.Проявляется как в п-тах, так и в библейских комп-иях.(«Синдики»сукно, груп.п-т. Острая псих.хар-ка, простота построения, интенсивный колорит. «Возвращение блудного сына»-острое переживание, простота, тонкость передачи переживаний, драматизм).Все свойственные ему приему он переносит и в графич.работы.Мастер офорта.Сов-во владения худ.техникой. Влияние искусства Р.было огромным.Оно сказалось как на тв-ве его учеников, так и на иск-ве гол.худ.вцелом.Влияние на развиетие всего мирового реалист.иск-ва.

 

№9 Тв-во Брюллова и его роль в иск-ве п.трети 19

Карл Павлович Б.-русский живописец, портретист, представитель академизма. Для живописи хар-н трагизм и конфликтность жизни, интерес к сильным страстям.На 1-ый план выдвигается историч.картина. Главная тема-судьба человеч.масс. 1-ая значимая работа «Гений искусства»-выполнена по всем академич.требованиям. Ранние работы ит.периода носят задорный х-р. Помимо больших полотен жанровой живописи пишет акварели-небольшие по формату, кот.передают жизненные наблюдения; воздушность, солнечность, лёгкость, сюжетная развёрнутость, идилличность, большие лаконичные цветовые пятна, контрастные сочетания, передают личные переживания: «Сон монашки». Выдающийся мастер как парадного, так и камерного портрета, совершил в своём тв-ве показательную для эпохи романтизма эволюцию — от радостного приятия жизни ранних произведений «Всадница» до усложнённого психологизма поздних «Автопортрет». Ит.период-портреты(классицизм, реализм, барокко).Стремление передать внутреннюю жизнь героев, обилие бытовых детелий, способ показать в каком мире живут герои. В СПБ он закрепляет позицию виртуозного портретиста – меланхолия, глубокая и осмысленная трактовка образов, импульсивность, неуловимое движение, приятный не темный колорит.(Кукольника, Жуковского, Крылов).Иногда носят дек.х-р. 1830-«Последний день Помпеи»-соединил драматизм действия, роминтич.эффекты освещения, скульптурная, классич.совершенная пластика фигур. Брюллов оказал огромное влияние на русских художников, среди которых у него было множество последователей и подражателей.

 

Основные этапы развития Ит. Искусства 13-16вв

В классич.формах Возрождение сложилось в З.Е, прежде всего в Италии, так же подобные процессы протекали в В.Е. и Азии.Переход от Ср.веков к Новому времени. Возр.связано с формированием светской к-ры и гум-ого сознания.Принципы и идеи гуманизма.Вера в безграничные возможности человека.Центр-личность могучая и прекрасная. Ит.гум-ты 15 в ориентировались на возраж.антич.культуры. Особенность В.-целостность и разносторонность в понимании человека.Высокого уровня достигло прик.иск-во и арх-ра, кот. Соединяло худ.тво-во с тех.конструированием и ремеслом. Худ-ки широко охватывают действительность и умеют правдиво отбразить тенденции своего времени.Красота, гармония, изящество-св-ва действительного мира. Важная особенность-обращение к античному наследию.Худ-ов, ск-ов привлекали сюжеты мифологии.Возродился античный идеал человека (по сравнению со средневек.символизмом).Зародилось в Италии. Этапы: Проторенесанс(тесно связан со средневековьем, романскими, готич., виз.традициями), Джотто-реформатор жив-си, наполнение религ.форм светским содержанием, переход от плоскостного изобр.к объемам и рельефам, реалистичность. «Божественная Комедия» Данте-гимн достоинству человека.; Раннее В. – Победа над готикой. Данателло, Мазаччо, Боттичелли – проникнуто идеалами гум-ма, возвышение и возвеличивание человека над обыденностью.Взаимодействие иск-ва с ростом науч.познаний.Реалистический х-р. Законы линейной перспективы.Ренесанс форм-тся в арх-ре. Арх-ры строят, нередно берут роль дек-ов, ск-ов, жив-цев.; В расцвет гум-ма наука, ар-ра, изоб.иск-ва достигают небывалого размаха.; Высокое В.(Ренесанс)- Микеланджело – отразил глубокие противоречия своего времени, тревога и предчуствие грядущих перемен., Рафаэль – синтез достижения предшественников, создание образа совершенного человека., Леонардо да Винчи – оставил след в науке и технике, определил своё время.Стремился к лаконичности и обобщению, псих-им решениям, объемности форм.Перспективное постороение форм в пространстве. Высший расцвет иск-ва, оно сложно и противоречиво.Гармонический синтез наиболее прекрасных сторон действительности. Ит.школа иск-в. У истоков Джорджоне – стремился к ритму и гармонич.единству. Тема- единство человеа и природы. Тициан продолжил путь – земное, жизнерадостное чувство, большое внимание к цвету и цветовым отношениям. Раскрывал дух.облик человека.; Позднее В.-кризис идеи гум-ма.Несоответствие реальности ренесансным представлениям о человеке.Человек теряется в бесконеч.вселенной. Маньеризм (утрата ренессансной гармонии м/д телесным и духовным, человеком и природой).Разрыв м/д иск-ом и наукой, дух.и физ.жизнью человека.Отказ от классич.принципов, в пр-ях нарушены принципы равновесия и гармонии.Иск-во холодное маловыразительное. До последнего не поддаётся влиянию Венецианская шк. –Тинторетто(реализм с манерической изощренностью форм), Веронезе (изыск. красочность, динамичность, смелость).Эпоха В.имела огромное положительное значение а ист.мировой к-ры.В и-ве В воплотился мировой идеал гармоничного и свободного человеч.бытия, питавший его к-ру.

 

 

№10 Арх-ра Владимиро-Сузд. Кн.

Крупным центром зодчества было В-С княжество. Здесь во второй половине XII столетия был построен ряд первоклассных сооружений, возведенных из высококачественного белого камня — известняка. Расцвет зодчества во Владимире наблюдался при князьях Андрее Боголюбском и Всеволоде III - во Владимире строились храмы и дворец, которые должны были содействовать прославлению столицы княжества. Во время правления Андрея Боголюбского наблюдается расцвет зодчества. В столице княжества Владимире разворачивается активное строительство, город застраивается монументальными сооружениями. До настоящего времени сохранились такие памятники архитектуры Владимира как Успенский собор и Золотые ворота. Владимирские резчики в совершенстве владели техникой обработки камня, умело использовали приемы плоской деревянной резьбы. Самое крупное сооружение Владимира — Успенский собор. Расширенный и переделанный собор получил необычайно гармоничное, композиционно четкое, превосходно проработанное во всех деталях белокаменное оформление. Фасады собора расчленены на отдельные вертикальные поля, разграниченные тонкими полуколонками и завершенные закомарами. Посередине высоты здания проходит широкая лента — колончатый пояс, состоящий из маленьких колонок, соединенных арками. Главы завершены шлемовидными покрытиями. Медная крыша была первоначально позолочена. Внутри собор был расписан фресками и содержал драгоценную утварь. Дмитриевский собор (1194—1197), служивший придворные храмом. Сооружение имеет кубическую форму, внутри его — четыре опорных столба, поддерживающих единственную главу. С восточной стороны — три апсиды. Это самый богатый по убранству храм. Система декоративного оформления в основе та же, что и в Успенском соборе, но роль скульптуры здесь несравненно большая. Применена сложная орнаментальная резьба — даны скульптурные изображения святых, маски, грифоны, животные, птицы, растительные и другие мотивы, высеченные из белого камня. в свое время, как и другие храмы, был целиком расписан фресками, сохранившимися лишь фрагментарно. Вся верхняя часть наружных стен собора сплошь покрыта резными украшениями. В Боголюбове был сооружен дворец князя Андрея Боголюбского, находившийся в пределах княжеского замка. Дворец непосредственно был связан с придворным собором. От этого комплекса до нашего времени дошел лишь небольшой фрагмент — двухэтажная лестничная башня с частью перехода из башни в собор. Характерно, что в лестничной башне применены те же мотивы, что и в почти одновременно создававшихся храмах: аркатурный поясок с колонками на небольших, вделанных в стену кронштейнах. Это доказывает, что светские сооружения Древней Руси обладали общностью стиля с культовыми сооружениями. Храм Покрова на Нерли. Поверхность стен из белого тесаного камня украшена богатым рельефом, ставшим главным элементом, выделяющим Владимиро-Суздальских стиль. Входы и окна решены так же, как у романских построек. Все архитектурные ансамбли отражают единство стиля и органично вписываются в ландшафт, что доказывает связь архитектуры с природой и человеком. Уникальность владимиро-суздальского зодчества состоит в том, что оно не просто продолжило традиции византийской и южнорусской архитектуры, но и значительно обогатило их западноевропейскими идеями и элементами.

 

Импрессионизм и его глав. представители

Конец 19 н. 20 вв. Зародился во Франции. Главная задача: запечатлеть момент в его изменчивости, подвижности.Передача мимолетных впечатлений, живой реальности с помощью ярких красок и промежуточных тонов. Настроение мгновения. Изменился способ написания картины. Особенность: картина может закончиться в любой момент. картины представляли лишь позитивные стороны жизни, не затрагивая социальные проблемы. Отталкивается от реализма. Проявился не только в живописи, но и в лит-ре и музыке. Представители: К.Моне «стога сена», «дамы в саду», Камиль Писаро «Бульвар Монмартер», Дега «Голубые тансовщицы», Ренуар «Бал в Мулен де ла Галетт», Коровин «Шаляпин» и Гробарь- зимние пейзажи, снег. Разложение слощ.цветов на чистые составляющие, кот.накладывались на холст отдельными мазками, цветные тени, рефлексыпородили светлу, трепетную живопись. Техника: Мелкие, раздельные, контрастные мазки, отказ от контуров. Пленэр, чтобы лучше ухватить момент. Вслед за импрессионизмом стали возникать такие течения как неоимпрессионизм и постимпрессионизм.

 

№11. Русская портретная ж-сь 18 века

В истории русск.живописи 18 в важное место занимает пор-тный жанр. Живописцы видят индивид.своеобразие личности и хотят передать внутр.мир человека на холсте. Правдивая передача образов. Пишутся портреты не только знати, но и общ.деятелей. Отсутствуют элементы парадности и внешнего лоска. Передача духовного содержания человека, раскрытие силы ума, устремлений. Портреты становятся частью интерьера. Живописное мастерство отличает пор-ты Рокотова. Особенно женские п-ты.-интимная одухотворенность образа, выразительность. Изысканный рисунок, изящный колорит. Левицкий уже в ранних работах проявляет себя как способный портретист – п-т Кокоринова. Серия п-тов учениц Смольного – искренние и теплые, своеобразно каждое лицо. Он создал огромную галерею образов людей своей эпохи. Достигает удивительной простоты и жизненности. На развитие жив-си несомненно повлияло тв-во Боровиковского. Создал серию портретов своих современников- Державина, Лопухиной, Арсеньевой и Нарышкиной(в одном стиле). Интерес к душ.переж.человека. лирочность, сентиментальность, созерцательность образов.Передача тончайших душевных движений. Левицкий и Рокотов проделывают путь от парадного и полупарадного портрета к камерному. Особенности: прорисовка деталей, особое внимание к передаче ткани, фактуры, цвета. К концу века русской портретной школе свойственна деликатность, подчеркнутая вдумчивость, сдержанная внимательность, некая добропорядочность и благовоспитанность без потери элегантности.

 

Арх-ра Европы 12-14вв. Готический храм.

В 12 веке начинает развиваться новый стиль-готический. Коренные районы Франция и Германия. В остальных странах готика проявилась ка стиль арх-ого (с-р в Кинтербери Англия). оформления. С прекращением феод.власти меняется худ.техника, приемы возведения соборов. Собор становиться не только местом для молитв. Здесь проводят важные город. Собрания. Его размеры увеличиваюся, он не нуждается в мощных стенах, тк находится под охраной гос-ва. Благодаря каркасной системе, конструкция здания облегчалась, что позволяло значительно увеличить размер и высоту сооружения. (Кёльнский собор- много арок, резьба, богатый декор).Особенности: все элементы стиля подчеркивают вертикаль, господство вертикали, стрельчатые арки, ребристый свод, сложная каркасная система, система сводчатых арок, главная роль у стоично-балочной системы, стены лишь разделяют пространство, заостренный кверху башни и колонны, богато украшенный фасад с резными деталями. Массивная кладка сменилась каменнми конструкциями.Структура: прямоуг.ячейки ограничены 4 столбами и 4 арками, образуя остов крестового свода.Боковой распор свода главного нефа передается с помощью опорных арок на наружные столбы-контрфорсы. Освобожденные стены в промежтках заполняются арочными окнами. Богатая и измелченная пластика (Капелла Сент-Шапель, с-р а Амьене, с-р в Реймса).Орг-ия внутр.пространства: деревянные панели стен, кесонный или вафельный потолок, лиственный сложный ор-т, залы высокие и узкие, длинные, либо широкие с опорами по центру.Огромный и величеств. Вид связан с идеей о всемогущ.бога, тк в готич.период религия имеет большую власть над обществом. Стены снаружи и внутри напоминают причуд.кружево. Статуи-украшающий элемент, который больше напоминает колонны, чем людей (собор в Шартре) Одним из прекрасных представителей готич.арх-ры явл. Собор Парижской Богоматери (строгое, уравновешенное, с четкими членениями в нем еще видны черты романского стиля, ранняя готика, центр.фасад-окно роза). Пространство собора, стремление конструкций и скульптуры вверх, многоцветное сияние втражей – все это производило сильное эмоциональное воздействие на верующих. Динамичность, легкость, живописность соборов определяла х-р городского пейзажа. Вслед за соборами ввысь стремились и городские постройки. Строились ратуши с обильным декором, Замки превращаются в дворцы с богатым убранством. Поздняя готика-измельченность, дробность, чрезмерность декора, усложнение риснка деталий, стремление к большей эффектности. Миланский Собор-самый крупный в Италии – богато декорирован, более 2000 ск-р., Дворец Дожей в Венеции. Готич арх-ра Ев. была вершиной средневекового инженерного искусства, архитектурной мысли и строительного мастерства. Зодчие, создававшие готическую архитектуру Европы, проявили яркое новаторство, выработав самостоятельную систему образной выразительности архитектурного языка.

 

№12.Творчество Петрова-Водкина.

Кузьма Сергеевич П-В. Русский и советский живописец, график. В начальный период испытал сильное влияние зарубежных мастеров символизма и «модерна». Он считается одним из выразителей символистических тенденций в русск. жив. в этот период. По влиянием немецкого и франц.символизма – Сон, Колдуньи. С 1910 он перешёл от аллегорических к целостным монументально-декоративным произведениям. Петров-Водкин испытывал интерес к живописи раннего Возрождения и русск. иконописи (отсюда его цветовая гамма, свойственная той, кокой обычно расписывают иконы). Стремление найти в человеке проявление вечных законов мирового устройства. Своеобразное построение комп-ии на плоскости листа, неожиданные ракурсы, криволинейная перспектива. Художник также создавал тематические картины, портреты, натюрморты. Темы, связанные с событиями в стране. Большинство его работ написаны с преобладанием красного, желтого, голубого или зеленого цв. (Играющие мальчики). Ранние работы-символизм. Мотивы легенды, волшебного сна (Купание красного коня, Мать). Создал сферическую перспективу-позволяет ему изображать натуру в ракурсах сверху и сбоку, ощущение земли как планеты: «Полдень»-отражает его новый подход, видение, все приобретает свою космическую сущность-люди, трава, деревья, яркие, чистые краски. Селёдка. Обращался к религиозным мотивам, мастер «церковного модерна». Послевоенные годы обратился к жанру натюрморт, видя в этом экспериментальные возможности. Во многих портретах глубокий гуманистический смысл: в Автопортрете, П-те Анны Ахматовой. Свое понимание революции: «1918 год в Петрограде»- юная мать с младенцем, за ней темная панорама революционного города. Написал в свойственной ему колористич.гамме, от нее исходит волна надежды. «Смерть комиссаоа»- глубокий внутренний драматизм, трагическая будничность, недоговоренность. П-В-художник своеобразный и оригинальный, который стремился понять и претворить в своем иск-ве человека, предмет, явление, вселенну во всей их сложности и глубине.

 

Ватто

Антуан Ватто-Франц.худ-к, основоположник и мастер стиля Рококо (на основе голанд и фломанд.традиций).Влияние Рубенса. Картины Ватто, содержит в себе богатую гамму эмоциональных оттенков, которым вторит лирическое звучание пейзажного фона. Ватто открыл художественную ценность хрупких нюансов, чувств, едва уловимо сменяющих друг друга. Его искусство впервые ощутило разлад мечты и реальности, и поэтому оно отмечено печатью меланхолической грусти. В ранних работах обращается к мотивам современной жизни и вносит в них интимную и лирическую взволнованность: «Бивак», «Свояр с сурком. Сцены на картинах проникнуты поэтичностью.Его привлекали театральные сюжеты: «Праздник любви», «Общество в парке», «Паломничество на ост.Киферу»- прихотливость ритмов, плавность маленьких, словно вибрирующих мазков, нежность изысканных красочных созвучий, изменчивость цветовых нюансов.Разнообразные оттенки чувств, мир душевных состояний, нередко окрашены иронией и горечью. Изящная выразительность поз, нежные цветовые сочетания. После исторический жанров и аллегорический сцен пишет реальные типы франц. общ-ва- солдат, нищих, дворян, актёров. изумительная живопись, трепетная и нежная; тончайшая гамма мимолетных настроений; виртуозное композиционное мастерство. «Вывеска лавки Жарсена»-размышления о сущности подлинно высокого иск-ва. Почти все картины небольшого размера-это свойственно рококо. Рисунки делал больше для себя: содержательность и красотв мотивов и поз, очень живописны, читается грация пластичности форм, три цвета (красный, белый, черный), легкие штрихи и волнистые линии, грация, движение света, эффект воздушной среды. Декоративная изысканность пр-ий послужила основой сложения Рококо как стилевого направления.

 

№13 Грек.

В первой половине 13 в. многие города подверглись варварскому разрушению татаро-монгольским игом. Пострадали памятники арх-ры и изобразительного искусства. Киев потерял роль ценра общерусского гос-ва. Однако татарское иго не сломило творческий дух русского народа, наоборот, происходил рост русского национального самосознания. Интенсивное развитие искусства в Москве, Твери, Новгороде и других городах в 14—15 вв. Раньше всех худ. Подъем начался в Новгороде. В искусстве росло жизненное содержание и повышалась эмоциональность образов, шли поиски новых средств художественного выражения. Возродилась строительная деятельность.)XIV век – время блестящего расцвета новгородской монументальной живописи. В это время в Новгороде уже сложилась своя местная живописная школа. заметно сильное влияние фресковой живописи. В новгородской живописи присутствует ряд осбенностей, которые говорят об изменении мировосприятия окружающего. Икона занимает главное место, становится основным видом изобразительного искусства. Одним их любимых образов в новгородской иконописи был Св.Георгий. влияние Феофана на новгородское искусство было несомненно. Свободнее и непринужденнее строились композиции известных библейских и евангельских сцен, жизненнее становились образы святых. Яркий колорит. Псковская живопись XIV–XV вв., как монументальная, так и станковая, имеет много отличий от новгородской. В росписях собора Рождества Богородицы Снетогорского монастыря (1313) статика и тяжеловесность фигур не исключают большого внутреннего напряжения. Почти монохромная палитра, смело наложенные прямо по санкирю пробела. Сочетание зеленых и розовато-оранжевых тонов, а также с резкими светлыми бликами и беспокойным ритмом. Эмоциональность, сочность письма. Эти тенденции проявлялись в творчестве Феофана Грека – великого русского и византийского иконописеца, миниатюриста и мастера монументальных фресковых росписей. Живописец с огромным темпераментом. Неповторима живопись, свободная от канонов: широкие удары кисти, точные, уверенно положенные блики, высветления, лепящие форму. Живопись Феофана Грека почти монохромная, красно-коричневых и желтых охр, оттенки которых дают, однако, необычайное красочное многообразие. Страстность и внутреннее напряжение, духовная энергия образов. Необычайного лаконизма Феофан достигает благодаря тому, что он избегает резких контурных и внутренних линий, мельчивших форму. Феофан вопреки всем живописным канонам создал индивидуальные характеристики святых, образы необычайной притягательной силы. Во фресках Феофана острые пробелы, будто фиксирующие момент мистического видения, пронзительные вспышки света, резкими ударами падающие на лики, руки, одежды, символизируют божественный свет, пронизывающий материю, испепеляющий её природные формы и возрождающий её к новой, одухотворенной жизни. Святым Феофана присуща одна общая черта – суровость. «Праведник Ной» и «Авель» - душевная сила, внутреннее сосредоточение. Макарий Египетский — древний старец с изможденным лицом. Фрески Федоровской церкви отличаются бурной динамикой, примером чего может служить композиция «Воскресение Христа». Прекрасное представление о характере образов дает фигура архангела из «Благовещения», расположенная на северном алтарном столбе. Старается добиться необходимого впечатления обобщенной формой и плавными круглящимися линиями. Новгород - С живописью Феофана их роднит смелость динамических композиционных решений, эмоциональность живописного языка, сообщающие движение и страстность сценам «Исцеление слепого». Но несомненно также, что живописная манера росписей в церкви Федора Стратилата болееровная, мы бы сказали, более робкая. Смягчаются блики, пробела, в том, как они наложены, нет смелости и уверенности, контрасты между ними и фоном сглажены. Образы лишены феофановской суровости, аскетизма,

 

Иск-во Франции 17 в. Особенности Классицизм. Пуссен, Лоррен

На место пышности Рококо приходит новый стиль. Ведущий стиль во Франции 17 в – классицизм. Его важной чертой являлось возвращение к образам и формам античной классики и искусства эпохи Возрождения. Изогнутые лини выпрямляются, Динамичный ор-т успокаивается, членение поверхностей становится ясным ипонятным (в арх-ре). одной из важнейших проблем в эстетике классицизма – проблема соотношения личного чувства и долга. должен строиться на основании строгих канонов, тем самым обнаруживая стройность и логичность самого мироздания. Интерес для классицизма представляет только вечное, неизменное — в каждом явлении он стремится распознать только существенные, типологические черты, отбрасывая случайные индивидуальные признаки. Родоначальник живописи этого направления — выдающийся мастер XVII века Никола Пуссен. Его произведения отличаются спокойной, уравновешенной композицией, четким построением пространства, ясным контуром и пластичностью форм. «Битва израильтян с амореями»-влияние школы Фонтенбло и гравюр Рафаэля. «Ринальдо и Армида» - сочный и горячий колорит, влияние Тициана. В своих работах конца 1620— 1630г х-к использует золотистую венецианскую гамму, в основе цветового строя лежат два теплых (красный и оранжево-желтый) и один холодный (синий) тон. Полотну свойственна особая лирическая эмоциональность и ощущение гармонии человека и природы. «Великодушие Сципиона» (1640) — пр-ие уже зрелого мастера, в котором проявляются основные черты классицизма Пуссена - чистые локальные цвета, подчеркивающие отдельные формы. Пространство легко обозримо. Персонажи выстроены вдоль передней плоскости картины. Их головы находятся на одном уровне. ясность линейного рисунка, лаконизм и обобщенность форм, гладкое сплавленное письмо, локальный цвет, со строгой закономерностью повторяющийся в разных частях композиции, ровное рассеянное освещение. Все эти приемы придают сцене характер величественности и торжественности, а поступку героя – особую значительность. Поздний период – философское восприятие мира, акцент с героич.личности переносится на образ природы. Образцом позднего периода творчества Пуссена является картина «Пейзаж с Геркулесом и Какусом»- победа разума над злом.Человек смертен, а природа вечна. Пейзаж грандиозен и величен. Лирическая линия присутствует в тв-ве Лоррена. Пейзаж обычно включает в себя мотивы моря, античных руин, больших куп деревьев, среди которых размещаются маленькие фигурки людей, чтобы подчеркнуть могущество природы. «Отплытие Св.Урсулы». 4 полотна в Эрмитаже с временем суток. Создает глубокое пространство, совмещая реалистическое изображение природы и ее идеализацию. Его картины проникнуты лирическим настроением, мирным спокойствием и одухотворенностью. Передает в картинах воздух и свет. Свет льется в композициях Лоррена обычно из глубины, резкая светотень отсутствует, все построено на мягких переходах от света к тени.

 

№14. Творчество Малевича

Казимир Малевич-русский и советский худ.-авангардист. Основоположник супрематизма- «геометрический» вариант беспредметного искусства. Цвет и чувство динамики художник считал основными и фундаментальными элементами живописи. Цвет несет в себе энергию, которая не связана с предметом, поэтому это изобразительное средство не нуждается в форме. Он считал, что худ.должен быть и творцои и теоретиком в одном лице.Самопознание, погружение в себя, интуиция.Необходимость отстраниться от чужого иск-ва. Острота комп-ого решения. Все свои работы разрабатывал сначала в графической технике. В ранний период видно влияние Матиса «Автопортрет»(решительность и напор). Картины начала 1910 годов («Купальщик», «На бульваре», «Садовник») свидетельствуют об освоении им наследия Гогена и фовистов. На переходе от экспрессионизма к кубизму стоят такие работы, как «Крестьянки в церкви», «Крестьянка с ведрами и ребенком». Виднопереломный момент. Живопись в них еще более утяжеляется, стремится к геометричности, не обнажая еще объемных структур, она сохраняет декоративную плоскостность.Голова крестьянина – поздняя из этой серии, максимально упрощена. Весь 1914-ый год он разрабатывал свою систему живописи. В 1915 на выставке представил свои работы: Черный квадрат, Красный Квадрат (превоначальный элемент нового рефлистического тв-ва), Супрематизм.Автопортрет в двух измерениях. Свои работы он поначалу компоновал преимущественно из квадратов; позже он стал работать с линиями, кругами, прямоугольниками и крестами. В худ. развитии супремат. можно проследить три этапа. Три степени черного, цветного и белого. До 1915 -простые парящие формы из квадратов и широких цветных полос. Черный Квадрат, Черный Крест, Черный Круг- это была система супрематизма. 2 этапом было создание напряженных групп из скрещенных между собой горизонтальных и вертикальных форм.Многофигурность. Цветная стадия со сложными геометрическими ритмами, взаимоотношениями. 3 стадия. Исчез цвет. Белое на белом. В продолжение так называемого белого, он сводил композицию картины к монохромным белым плоскостям с белыми же формами. Автор теоретических и философских текстов. Прожив насыщенную событиями и исканиями жизнь, Казимир Малевич оставил после себя больше, чем творческое наследие, подарив ученикам и потомкам абсолютно новую идеологию творчества.

 

Ордерная система в Др.Греции

в Древней Греции появилась строгая система арх-ой комп-ии, которая получила название Ордер. Сочетание арх-ых и конструктивных частей здания. Существует два основных ордера-Дорический и Ионический. Коринфский появился позднее на основе ионического. Ордер: цоколь(3-хступенчатый стиловат), колонна(база, ствол, фуст, капитель), антаблимент(часть, которая на колонне, перекрывающая часть: архитрав, фриз, корниз фронтон). Дорич.-самая рання постройка уходит в микенскую культуру.: характерно сужение кверху-оптическая поправка, украшена каннелюрами (неглубокими с острыми краями), заканчивалась капителью, подушка (эхин), на которую ложится абака(плита). Антаблемент дорического ордера относительно прост по структуре. Его фриз разделён на триглифы и метопы, которые часто украшались рельефом.Храм Геры, о.Самос. Ионический получивший своё развитие в Малой Азии — тонкий и декоративный, с азиатскими влияниями. Ионическая колонна из базы, ствола и капители. Эхин ионической колонны сформирован в виде двух спиралей с тонкой абакой. Фриз зачастую украшался простым рельефом.Больше мелких деталей и декоративность. Эрехтейон в Акрополе и несколько небольших храмов в Афинах, таких как храм Афины-Ники, Пропилеи. Коринфский-сугубо декоративное развитие. произрастает от базы, она тонкая и высокая, но более насыщенна декором, чем ионическая. Её абака угловатая и несколько вогнутая, а эхин похож на опрокинутый колокол или карзину, украшенный листьями аканта.Эта часть колонны всегда по-разному декорировалась. В коринфском антаблементе карниз украшен поддерживающими элементами - модильонами. Фриз в его верхней части украшен повторяющимся декором. Обнаружены в памятнике Лисикрату в Афинах. Ордер является основным элементом арх-ры в З.Е., а в 17 веке его стали применять и в России.

№15 Московский Кремль

Моско́ вский Кре́ мль — древнейшая часть Москвы, главный общественно-политический, духовно-религиозный и историко-художественный комплекс столицы. Во второй половине 15 в. старые белокаменные стены Кремля обветшали и частично обрушились. Перестройка Кремля началась с возведения в 1475-79 годах нового Успенского собора, расположенного в центре кремлевского треугольника. Успенский собор, построен итальянским архитектором Аристотелем Фьораванти в традициях владимирских мастеров из подмосковного белого известняка и кирпича, положил начало ансамблю Соборной площади. В 1484-88 псковскими мастерами были возведены церковь Ризположения и Благовещенский собор. Вторым по значению кремлевским собором является Архангельский. Он был построен итальянским архитектором Алевизом Новым в 1505-1508 годах, спустя тридцать лет после постройки Успенского собора. За это время русское государство окончательно сбросило татаро-монгольское иго и укрепило экономические и культурные связи с европейскими странами. Каменный Государев дворец с Грановитой палатой (1487-91) довершил формирование западной стороны Соборной площади. Доминанта – колокольня Ивана Великого. Кремлевские стены и башни, построенные (1485-95) с учетом фортификационных требований того времени, сохранились с переделками до настоящего времени. Одновременно с сооружением Великокняжеского дворца и обновлением кремлёвских храмов шло строительство новых Кремлёвских стен и башен. Начиная с 1485 года на протяжении целого десятилетия под руководством итальянских зодчих белокаменные прясла стен и башни разбирались, а на их месте возводились новые из обожжёного кирпича. Таким образом, искусство 16 в. стало полем острой идейной борьбы, подготовившей почву для дальнейшего роста новых художественных тенденций, проявившихся в 17 веке.

 

Веласкес

Диего Веласкес-крупнейший х-к Испании 17 века. В тв-ве придерживался реалистического напрвления. Использ.традиции стиля Барокко.В начале творческой карьеры изображает в основном из городских низов, наделяя их чертами библейских персонажей. подчёркнутым реализмом в изображении предметов и точной передачей черт натуры, усиленных контрастным освещением фигур переднего плана, а также плотностью письма. Все работы выполнены с использованием тёмного, часто условного фона, лишённого глубины, что оставляет ощущение безвоздушности, в лаконичной и выразительной манере (Водонос из Севильи). Не ограничивается простыми жанровыми сценами «Христос в доме Марфы и Марии» - картина в картине, аллегорическое напоминание о вечных ценностях. Наделяет героев национальными чертами и демонстрирует хорошее знание их быта. После написания п-та Луиса де Гангоры получает большое кол-во заказов от знати, становится худ-ом королевской семьи. Неоднократно писал Филиппа 4, он показывает его без преукрас, таким, какой он есть. В портретах Веласкеса обычно отсутствуют аксессуары, жест, движение. Серо-коричневый фон кажется воздушным, обладающим глубиной, свободно положенные мазки образуют тончайший слой, сквозь который просвечивает крупнозернистый холст. Строгая темная гамма оживлена изысканными сочетаниями серого и красно-розового, зеленоватого и серо-оливкового, черного и золотого.Знаменит п-т юной инфанты Маргариты, он писал ее в разное время («Менины»). Мастер многофигурных батальных комп-ий. «Сдаса Бреды»-голландский г. Бреда был захвачен Испанцами. Исп.полководец почти по-дружески приветствует голландского, понимая, что капитуляция сохранит жизнь многим людям, впечатление пространственной глубины, решено в сдержанном изысканном колорите. Цветовая гамма зрелого периода построена на серебристо-серых и прозрачных синих цветах. Поездка в Италию знакомит с творениями великих итальянских художников, которые оказали заметное влияние на живописца: его стиль стал более свободным и блестящим, колорит — менее тёмным в тенях и передающим натуру в ярком освещении. Портрет Папы Иннокентия. Очень своеобразно раскрыты сюжеты из антич.мифологии. Венера с зеркалом – необычная картина. Это не богиня, а обычная женщина, лежащая на ложе и смотрящая в зеркало.При наличии мифологической внешней атрибутики божественного в картине мало. она пронизана теплотой, человечностью, искренним восхищением земной, а отнюдь не небесной красотой, поскольку изображённая модель не так идеальна, как того требовали бы каноны подобной живописи.Интрига. «Менины»-поздняя. Инфанта Маргарита. Глубокий. движение пространственных планов, воздуха и света. Картина построена на сложном переплетении официального и бытового, на многоплановой игре смысловых оттенков и образных сопоставлений. «Пряхи» - многоплановая комп-ия. сцена в королевской ковровой мастерской с фигурами прях на первом плане запечатлевает как бы целый мир, выступающий в единстве и реальности мечты, повседневной жизни и мифа о греческой мастерице Арахне.. цветовая гамма зрелого периода построена на серебристо-серых и прозрачных синих цветах. Интересная серия работ на тему маленького мира карликов и шутов. Люди обиженные природой. изобразил без тени насмешки, с простотой и тактом, раскрывает их характеры, душевное состояние, мир переживаний.Тв-во Веласкеса является вершиной испанской живописи 17 века и одним из ярчайших явлений мирового иск-ва.

 

№ 16 Растрелли

Бартоломео Франческо Растрелли – русск.арх-р ит.происхождения. Представитель елизаветинского барокко (переосмысление европ.барокко). Все постройки Р.вполне орининальны. Полуциркульное завершение окон и полуколонн на полихромных фасадах.Наружные колонны и полуколонны не играют конструктивной роли – играют роль тектонического декора. Большие парадные залы Растрелли охватывают всю глубину этажа, при оформлении интерьеров он избегает криволинейности, свойственной для наиболее радикальных проявлений барочной эстетики. Его лучшие постройки производят ощущения величия и мощи, облик торжественен и праздничен. Для всех построек характерны изящество пропорций, выразительность силуэта. Чтобы избежать монотонности, стремиться насытить фасады пластической игрой колонн, пилястров, разнообразием окон и наличников, богатством расцветки: Большой Екатерининский дворец (Ц.Село. Ритмическое разнообразие ордерной системы фасада, большие выступы колоннад, глубокие впадины окон, создающие богатую игру светотени, обилие лепнины и декоративной скульптуры, полихромия фасадов придают зданию эмоционально-насыщенный, праздничный и торжественный облик.), Петергофский дворец,, Павильон Эрмитаж(Ц.Село), Зимний Дворец. Воронцовский дворец и Строгановский дворец –поздний период, необычная пластичность Для пышных и праздничных интерьеров Растрелли хар-ны яркая полихромия, изобилие декора: отражения в многочисленных зеркалах, мерцающая позолота деревянной резьбы, узор паркетов, роспись плафонов, картуши, раковины, все сверкает и переливается.Особенность: не делал традиц. ленточных фундаментов, а создавал мощные платформы-ростверки из естественного камня и кирпича на свайных основаниях. Это позволяло ему при необходимости частично перераспределять нагрузки. прекрасно понимал, каким образом нужно возводить сооружения на слабых грунтах в условиях Петербурга. В культовых постройках Б. Ф. Растрелли соединил элементы европейского барокко с русскими архитектурными традициями, отчасти почерпнутыми из репертуара нарышкинского стиля: форма луковичных глав, контрастное цветовое решение, стремление к пространственному размаху арх-ого ансамбля, применение хар-ных для русского зодчества колоколен, крылец, тонких колонок, позолота, растительных мотивов и декора. Контраст м/д массивным центр.куполом и 4 окружающими его, подчеркивает вертикаль.: Андреевская Церковь (Киев) Церковь Большого Петергофского дворца, Смольный мон-рь. Его Тв-во является вершиной русского арх-ого иск-ва 18 в. Он оставил после себя великое архитектурное наследство. Его пр-ия до сих пор поражают своей силой, величием и красотой.

 

Иск-во Северного Возраждение. Иск-во Нидерландов

До конца XV в. Ренессанс был явлением только ит. культуры. Но на рубеже 15-16 вв. возрожденческая культура преодолела национальные границы Италии и быстро распространилась по странам З. Е. к северу от Альп — в Нидерландах, Германии и Франции. Каждая страна имела свои особенности в становлении к-ры В., но наиболее самобытный характер Север. Рен. проявился в худ. культуре Нидерландов. Рост городов и уклад городской жизни способствовали форм. нового отношения к конкретной повседневной деятельности. Становление нового искусства началось в первой трети XV в. Особ-ти историч. развития Нид.обусловили своеобразную окраску иск-ва.Оно приобрело более демократич.х-р, чем ит. В нем сильны черта фольклора, фантастики, гротеска, острой сатиры, глуб.чувство своеобразия жизни, культыры, быта. Устойчивость средневековых тр-ий, все новое применялось к средневековой сист.взглядов. Хар-но новое, реалистич. Видение мира. В человеке инст-т сфера обыденной и дух.жизни. Эти особ-ти появляются в жив-си, графике, быт.жанре, портрете, пейзаже, натюрморте. Первенство пренадлеж. Яну ван Эйку-живописцу раннего Возр. Главное творение - Гентский алтарь — полиптих (сложенный много раз) для одной из капелл в Генте, в котором выражено новое мировоззрение, новое представление о человеке и вселенной. Образ вселенной создают 12 изображений на наружных створках полиптиха (в закрытом виде) и 14 на внутренних (в раскрытом виде) — небесные сферы, населенные небожителями, и земля с се далями, лесами, долинами и горами. Впревые применил маляную жив.для создания алтарных картин. Среди шедевров— «Мадонна канцлера Ролена»; пор-т купца Джованни Арнольфини с женой «Портрет четы Арнольфини». Самостоят.направлением становится бытовой жанр. У худ.нет стремления к идеализации, героизации человека. Правдивое, непосредственное изобр., уважение к будничной жзни, любовь к миру вещей. Особое место в формиравании этого жанра принадлеж. Босху и Брейгелю. Хиеранимус Босх- прибегал в тв-ве к иносказанию, трактуется как загадочное и сложное. Тема зла, пороков, грешных обитателей земли. Он в роли пропаведника и моралиста. Свои картины на темы ада, рая, Страшного Суда, искушения святых художник населил легионами фантастических сущ-в. картины и образы в них изобилуют символами. Известные триптихи: «Воз Сена» и «Сад наслаждений»-действие разворая. м/д раем и адом.Многолюдное действие. Искушение св.Антония-углублён во внутреннее созерцание.Венчание Христа и Несение Креста- полны напряженного драматизма. Тв-вр Питера Брейгеля хар-т жизненный уклад и обычаи страны. Темы противостояния добра и зла, умение видеть высший смысл в любых проявлениях жизни. Ранний период: пестрые по колориту полотна, нравоучительные сатирич.рисунки с фантастич.персонажами(«Битва масленицы и Поста»).С середин ы1560-х пишет сдержанные по колориту, более целостные и монументальные комп-ции, отражающие крестьянскую жизнь. Постоянно движущаяся народная масс-олицетворение человеч.силы («Крестьянская свадьба», «Крестьянский танец»). Тема бедствия нидерландцев под испанским игом: «Избиение младенцев», «Перепись в Вифлееме». Настроение отчаяния и скорби «Сорока на виселице» Обилие фигур, деталей, острота контур.рисунка, яркая выразительность образов, звучность лок.пятен, пространственная широта комп-ции, ощущение тотального ед-ва. Революционное значение Ренессанса для всех последующих времен в том, что именно в этот период были заложены основные гуманистические взгляды, развитие которых актуально и в наши дни. Возрождение открыло эру нового человека в истории мировой культуры, что отразилось в мировоззрении, убеждениях, во всех областях деятельности человека.

 

№17 Творчество А. Иванова

Ал.Анд.Иванов – русск.худ., создатель пр-ий на библейские и антич.-миф. сюжеты, представитель академизма. «Апполон, Гиацинт и Кипарис, занимающиеся музыкой и пением»-завершение раннего периода: тонкость композиционно-колористич гармонии, поэтическая возвыш.трактовки образов антич.мифа. Гармония божественного и человеческого в идиллическом мире природы. Самая известная работа – «Явление Христа народу». Большое кол-во эскизов и этюдов.Влияние божественного и возвышенного на преображение человека. Нравственное возрождение человека. Многофигурная сложная комп-ия, включает в себя людей разных сословий и хар-ов. Трактовка еванг.сюжета как реального историч.события. Каждый персонаж наделен идейно-психологическим смыслом. Приход Мессии, избавление от бед. Люди, жаждущие свободы, ищущие правду. Сохраняя традии классич.монументализма, достигает глубины философск. обобщения и трактовки образов. Художник-мыслитель, он пытался показать, как по-разному воспринимается историч. событие людьми, к-рых оно непосредственно касается, какие мысли и чувства вызывает. Веря в великую преобразующую роль искусства. несомненно, находится в числе крупных русских художников первой половины XIX века.

 

Ск-ра Бернини

Джовани Лоренцо Бернини – крупнейший с-р и арх-р Италии 17 века. Учился у отца. Первые потретбюсты создает в 17 лет. Создавал как станковые, так и монументальные пр-ия. Мастер уличных фонтанов.(ф-н 4 рек). Комп-ии наполнены бурной динамикой. Иногда трудно понять с 10ого взгляда, сто изображено. Экстаз Св.Терезы - складки одежды очень динамичны, фигуры в движении, лицо блаженно улыбается, тк сердце святой пронзает стрела божественного света, направленная ангелом. Обращается к библейским сюжетам. Выделяется изображение Давида.Резкое движение в момент, когда он готовится сразить великана Галиафа. Лицо искажено ненавистью.Именно благодаря ей он побеждает. Нет гармонии и классич.ясности, свойственнойэпохе В (Давид Микеанджело). Эпоха барокко-время кровопрлитных войн и становления. И это передает фигура Давида Бернини. Апполон и Дафна – копия в Эрм. По мотивам тв-ва Б. создана скульптурная группа перед зданием Горного института: «Похищение Плутоном Персифоны», «Поединок Геракла и Антея». Б. –главный арх-р и ск-р при дворе Папы римского. Выполнял многочисленные заказы Ватикана. Создавал уникальные надгробия для знати (Надгробие папы Александа 7)). Участвовал в завершении собора св.Петра в Риме. В арх-ре для орг-ии больших пространств использ.мощ.колоннады. Интерьеры пышно крашенные ск-рой. Сочетал различные материалы, использовал раскаску, позолоту, световые эффекты, достигал почти натуралистичю имитации блеска и мягкости тел. Психологическая острота образа и реалистичность облика в портретных бюстах. Его творчество оказала влияние на развитие европейского иск-ва 17 и 18 вв.

 

№18. Творчество Серова

Валенти́ н Алекса́ ндрович Серо́ в (1865—1911) — русский живописец и график, мастер портрета. Реалист. Помимо прекрасных портретов, оставил не менее значимые работы в жанре пейзажа, графики, иллюстрации, анималистки, исторической и античной жив-си. Добивался свежести в законченной картине. Широкий, жирный мазок. Сложная цветовая гамма. Он всегда находил точные способы передачи хар-ра персонажа. Прекрасное владение техниками рисунка и живописи. Начиная с ранних шедевров " Девочка с персиками" и " Девушка, освещенная солнцем" (наполнены светом, поэтичностью, одухотворенностью, стремление к максимальной свежнсти красок при полной законченности работы, собственные приемы передачи света и тени, чистота цветовой гаммы). С особой теплотой, трепетом и любовью создавал детские. пластика детских фигур, непосредственность их движений, наивность и открытость выражений на их лицах, весь мир детских переживаний. порт-ты Мика Морозов, Саша и Юра Серовы. Создал огромную галерею образов людей своей эпохи.(п-т кн.Орловой, Боткиной, Юсуповой). Передача, внутренней, духовной стороны, темперамента.Детальная проработка элементов на одежде, интерьера, ажерность, серебристые тона. передача фактуры. При этом мазок широкий и смелый(Коровин). ощущение воздуха в картинах. Серов последовательно усложнял творческие задачи, находя все более лаконичные и, в то же время, выразительные способы передачи характера своих персонажей. «Волы» - простая по сюжетному мотиву и по композиции, она отличается свежестью живописи и благородством общего тона (красная ткань на телеге-акцент). В гармонию золотистых и серебристо-серых тонов он привел и скотный двор с его постройками, и кусочек осеннего пейзажа, и первопланные фигуры белого и черного волов, неторопливо жующих сено. А брошенная на телегу розоватая тряпка, разработанная Серовым с тем же богатством цветовых и световых рефлексов, как и все остальное, как бы держит всю цветовую композицию картины. Широкий, жирный мазок. Сложная цветовая гамма. В своем творчестве часто обращается к жанру пейзажа. Его интересуют простые, непритязательные деревенские мотивы. Он рисует обычные явления: деревню с покосившимися избами и сараями, небо закрытое тучами, осенние и зимние поля и перелески, крестьян. (Октябоь.Домотканово, Баба в телеге). В сюжетных картинах на смену бытовому жанру приходит исторический. Передает дух эпохи (Петр 1).

 

Арх-ра З.Е. 10-12 вв. Основные храмы романской эпохи

Первый стиль З.Е., получившим распространение по всей ее был романский стиль. название он получил только в начале 19 века. французские археологи при раскопках древних зданий обнаружили присущее им некоторое стилистическое сходство с постройками Древнего Рима, что и побудило их назвать этот стиль «романским» то есть римским. Основные страны: Франция, Германия, Англия, частично Италия. Структура и стилистика христианского храма 11-12 вв. были подчинены как историческим реалиям, так и духовному состоянию самой католической церкви, отпавшей к тому времени от православия. Феод. раздробленность и постоянные междоусобицы требовали строгости архитектурных форм лишенных роскоши и подчиненных суровой действительности. Поэтому любое каменное здание (замок, храм или же монастырская постройка) в период военных испытаний должно было превратиться в крепость, которая смогла бы защитить его насельников и выдержать возможную осаду противником. Массивность архитектурной формы, строгие геметрич.формы, суровость и простата, тяжелые толстые стены и низкие потолки с каменными полукруглыми сводами (полуциркульная или полукруглая арки), маленькие окна, скупой декор в виде рельефов и ск-ры, ор-т растительный, животный – характерные особенностями этого стиля. Античные элементы: базилика, сводчатые кон-ции, ордерная система. Преимущественно строились храмы, замки и монастыри. Конструкция романского храма имеет своим основанием раннехрист. базилику и состоит из: центрального нефа (обычно с двумя боковыми), который пересекает поперечный неф – трансепт, на пересечении центрального нефа и трансепта в романском храме ставилась башня. В восточной части располагалась апсида, а западный фасад украшался франкирующими башнями. Башня была символом могущества и власти. Полуциркульные (полукруглые) арки завершали оконные и дверные проёмы, вели из главного в боковые нефы, открывались в галереи второго яруса. Изнутри стены храма были украшены фресками, а снаружи – рельефами. Первыми строителями иск-рами были монахи. Ц. Святого Петра и Святого Павла в монастыре Клюни (Франция), ц. Сен-Лазар в Отене (Франция), ц. Сен-Мадлен в Везле (Франция), церковь Марии Лах (Германия). Романская монументальная скульптура, фресковая живопись и в особенности архитектура сыграли важную прогрессивную роль в развитии западноевропейского искусства, подготовили






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.