Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Социально-когнетивная теория А.Бандруы.






Новым в развитии бихевиористической концепции явилось представление о том, что человек может овладевать поведением не через собственные пробы и ошибки, а наблюдая за опытом дру­гих и теми подкреплениями, которые сопутствуют тому или ино­му поведению других людей.

Это важная особенность предполагает, что поведение челове­ка имеет весьма значимую когнитивную составляющую, то есть включает непременный познавательный компонент, в частности символический. Этот механизм, как отмечали многие отечественные и зарубежные авторы, нельзя игнорировать, так как совершенно очевидна его выдающаяся роль в процессе развития человека как личности. Таким образом, психосоциальное функционирование и развитие личности человека регулируются взаимодействием внешних и своих собственных источников воздействия. Это утверждение убедительно иллюстрирует социально-когнитивное направление в теории личности и «концепция научения через наблюдение» Альберта Бандуры (1925-1988). Как и большинство подходов к личности с точки зрения теории научения, теория А. Бандуры основана на положении, согласно которому человеческое поведение по большей части усваивает­ся из внешней социальной среды, и принципов такого рода научения достаточно для рассмотре­ния проблемы развития и становления личности.

Более ранние теоретики научения не уделяли достаточного внима ния не только социальному контексту, в котором возникает поведение, но и тому факту, что многое в нау­чении возникает викарно, т. е. путем наблюдения за поведени­ем других людей. С точки зрения А. Бандуры, люди не являют­ся ни автономными системами, ни простыми механическими пе­редатчиками, оживляющими влияния окружающей среды, - они обладают высшими способностями, которые позволяют им пред­сказывать появление событий и создавать средства для осущест­вления контроля над тем, что влияет на их повседневную жизнь.

Причины психического функционирования человека нужно понимать с точки зрения непрерывного взаимодействия поведения, познавательной сферы и окружения. Данный подход к анализу причин поведения, который А. Бандура обозначил как взаимный детерминизм, подразумевает, что факторы внутренней предрасположенности (например, вера и ожидание) и ситуационные факторы (например, поощрение и наказание) являются взаимоза­висимыми причинами поведения. В соответствии с этой концепцией поведения, люди не зависят целиком от контроля внешних сил и не являются свободными существами, которые могут делать все, что им захочется. В организации поведения большое значение придается обоюдному взаимодействию поведенческих реакций и факторов, относящих­ся к окружению, - динамическому процессу, где когнитивные компоненты играют центральную роль в регулировании деятель­ности человека. Среда или окружение оказывают влияние на личность в той же мере, в какой личность влияет на среду и формирует среду, а среда, в свою очередь, формирует личность. А. Бандура полагает, что люди являются и продуктом, и произво­дителем своего окружения.

Поведение людей регулируется в большей мере их реакциями на ожидаемые последствия, чем их реакциями на прошлые или настоящие внешние результаты. Человек формирует поведение, ориентируясь на будущее, но, в первую очередь, реагируя на ожи­даемые результаты своих действий. А. Бандура также утверж­дал, что благодаря своей необычайной способности использовать символы люди могут думать, творить и планировать, то есть они способны к познавательным процессам, которые постоянно про­являются через открытые действия.

Отличительной чертой теории А. Бандуры является убеждение в том, что в основном поведение человека формируется через наблюдение или на основе примеров. А. Бандура, хотя и признает важность внешнего подкрепления, не рассматривает его как единственный способ, с помощью которого приобретается, сохраняется или изменяется наше поведение. В человеческих культурах новое поведение очень часто усваивается путем наблюдения за поведением других.

Часто обучение вполне непосредственно, и дети в особенности научаются тому, что, как они видят, делают другие. Но также на индивидов могут влиять и модели, представленные в более символической форме. Очень действенные источники моделирования - изобрази­тельные, например, кино и телевидение.

Люди развили повышенную способность научения через на­блюдение, что позволяет им расширить свои знания и навыки на основе информации, переданной путем моделирования (структурирования). Посредством вербальных и образных репрезентаций опыт анализируется личностью, моделируется и сохраняется в такой степени, что служит ориентиром для будущего поведения. Моделирование опыта влияет на научение главным образом через информативную функцию опыта.

В центре теории А. Бандуры лежит положение о том, что но­вые формы поведения можно приобрести не только путем лично­го опыта. Он отмечает, что многое в поведении, которое мы демонстрируем, приобретается посредством примера: мы просто наблюдаем, что делают другие и какие последствия за этим следу­ют, а затем повторяем их действия. Именно в ходе наблюдения личность научается имитировать поведение и моделировать себя по выбранной модели. А. Бандура полагает, что такое научение избавляет личность от груза ненужных ошибок и временных затрат при выработке адекватных реакций и стратегий поведения.
Этот акцент на научении через наблюдение или пример, а не на прямом подкреплении, является наиболее характерной особенно­стью теории А. Бандуры.

Люди реагируют на внешние воздействия при помощи наблюдения и затем перерабатывают эти воздействия посредством своих когнитивных структур. Они наблюдают, думают, планируют и предвидят возможные внешние последствия своих действий. Реа­лизация новых моделей поведения, наблюдавшихся ранее, но ни­когда не применявшихся, оказывается возможной благодаря по­знавательным способностям человека. Стимулы, идущие от мо­дели, трансформируются в образы того, что модель делала, гово­рила, как выглядела, и, что даже более важно, трансформируют­ся в вербальные символы, которые позже можно воспроизвести (вспомнить). Эти символические, когнитивные умения также по­зволяют индивиду трансформировать усвоенное или комбиниро­вать то, что он наблюдал у ряда моделей, в новые паттерны пове­дения. Таким образом, наблюдая за другими, человек может вы­рабатывать новые решения, а не просто подражать. Научение через наблюдение регулируется четырьмя взаимосвязанными факторами - процессами внимания, сохранения, моторно-репродуктивными и мотивационными. 1. Процессы внимания: понимание модели. Человек обучается через наблюдение, если обращает внимание на характерные черты поведения модели и правильно пони-мает их. Процессы внимания, следовательно, влияют на то, что приобретается в результате наблюдения. Внимание к модели так­же регулируется ее личной привлекательностью. Обычно ищут модели, олицетворяющие харизматические качества, в то время как тех, кто демонстрирует неприятные качества, обычно не за­мечают или отвергают.

2. Процессы сохранения: запоминание модели. Другая группа процессов, вовлеченных в научение через наблюдение, касает­ся долговременной представленности в памяти того, что наблю­далось когда-то. А. Бандура предлагает две основные внутренние репрезентативные системы, с помощью которых поведе­ние модели сохраняется в памяти и превращается потом в действие. Первая - образное кодирование. По мере того как человек наблюдает модельные стимулы, в процессе сенсорного научения возникают относительно стойкие и легко воспроизводимые образы того, что было увидено. Мысленные образы формируются так,
что любая ссылка на события, наблюдаемые ранее, сразу вызывает живой образ или картину физических стимулов. А. Бандура отмечал, что визуальные образы играют решающую роль в научении через наблюдение на ранних стадиях развития, когда отсутствуют лингвистические навыки, а также в научении моделям поведения, которые не поддаются вербальному кодированию.

Вторая репрезентативная система заключается в вербальном кодировании ранее наблюдаемых событий. Наблюдая модель, человек может повторять про себя, что она делает. Эти невокализованные речевые описания (коды) позже могут внутренне повторяться без открытого выстраивания поведения; например, человек может мысленно проговорить, что надо сделать, что­бы улучшить сложные моторные навыки. Фактически человек мысленно проговаривает последовательность выполнения моде­лируемой деятельности, которой надо будет заниматься позже, и, когда он захочет воспроизвести этот навык, вербальный код даст соответствующий сигнал. А. Бандура утверждал, что такие вербальные коды в большой степени способствуют научению че­рез наблюдение, потому что они несут значительную информа­цию, накопленную ранее.

3. Моторно-репродуктивные процессы: перевод памяти в поведение. Третья группа процессов научения через наблюдение это перевод информации, символически закодированной в памяти, в соответствующие действия. Несмотря на то, что человек тщательно формирует и сохраняет мысленные образы поведения модели и повторяет в уме это поведение множество раз, может оказаться, что он все-таки будет не в состоянии выстроить пове­дение правильно. Это особенно характерно для сложных мотор­ных действий, которые требуют последовательного вовлечения многих отдельных операций для их четкого выполнения. Такого рода действиям можно научиться, наблюдая за кем-то и воспро­изводя поведение модели. Однако все равно поначалу эти дей­ствия будут неуклюжими и плохо скоординированными. В та­ких случаях недостаточно простого наблюдения и запоминания, чтобы точно выполнить действие. Только постоянная практика в последовательном выполнении операций позволит совершен­ствовать моделируемое действие.

4. Мотивационные процессы: от наблюдения к действию. Четвертый компонент моделирования касается внутренней де­терминации поведения. Человек может приобрести и сохранить навыки, даже обладать способностями для искусного выстраи­вания моделируемого поведения, но усвоенное в процессе науче­ния далеко не всегда можно превратить в открытое поведение, особенно если оно имеет негативные последствия. Только при наличии позитивного подкрепления моделирование или науче­ние через наблюдение быстро переводится в действие. Позитив­ное подкрепление не только увеличивает вероятность открытого выражения или фактического выстраивания требуемого поведе­ния, но также влияет на процессы внимания и сохранения. Та­ким образом, для реализации усвоенного поведения необходим достаточный стимул.

Есть и другой способ усилить желание человека выстраивать мо­делируемое поведение - через предвидение подкрепления или нака­зания в незнакомой для него ситуации. Наши высшие психические процессы дают нам способность предвидения. Человек может пред­видеть, что сходное поведение (виденное когда-то в подобной ситу­ации) приведет к сходным последствиям. В этом случае подкрепление переживается косвенно. А. Бандура также подчеркивает важность самостоятельных воздействий как причинного фактора во всех аспектах функционирования человека - мотивации, эмоциях и действиях.

Научение происходит только тогда, когда включаются детер­минанты регуляции индивидуального поведения в форме двух видов подкреплений - косвенного (внешнего) подкрепления и самоподкрепления. Косвенное подкрепление предполагает учет при имитации выбранной модели поведения наблюдаемых по­следствий этого поведения. Самоподкрепление означает, что личность сама награждает себя поощрениями, которые способна контролировать. Оно используется ею всякий раз, когда она до­стигает установленной ею нормы поведения. Системы самопод­крепления усваиваются, по мнению А. Бандуры, на основе тех же принципов научения, которые отвечают за усвоение других типов поведения.

Важное место в теории личности А. Бандуры занимают по­нятия «саморегуляция», «самоконтроль» и «самоэффектив­ность». Отличительной особенностью в научении и организации поведения личности является ее уникальная способность к само­регуляции. Выделяются три компонента саморегуляции поведе­ния: самонаблюдение, самооценка и самоответ. Поведение лич­ности регулируется с помощью самонаблюдения, оценивается посредством самооценки как достойное одобрения либо как неудо­влетворительное и наказуемое.

Самооценочные стандарты могут усваиваться посредством наблюдения за другими. В течение жизни у людей развивают­ся собственные ценности, определяющие, какие действия важ­ны, и личные стандарты поведения. Поступки, соответствую­щие внутренним нормам личности, рассматриваются как пози­тивные, а не соответствующие - как негативные. Это определяет тенденцию награждать или наказывать себя посредством самоо­добрения или самокритики (самоответ).

Адекватность или неадекватность поведения определяется личностью в терминах стандартных норм или ценностей эталон­ной группы. Самооценка приобретает и сохраняет выработан­ные критерии поощрения и наказания в зависимости от реаль­ных последствий. Благодаря этому процессу мониторинга пове­дение становится регулируемым и не зависит постоянно от внеш­них причин. Таким образом, у людей появляется связность пове­дения, и она не меняется автоматически в связи с одобрением или неодобрением определенной социальной группы, в которой ока­зывается человек. Между тем функции саморегуляции создают­ся и нередко поддерживаются влиянием социального окружения.

Важное место в обеспечении саморегуляции поведения зани­мает ментальный самоконтроль, определяемый А. Бандурой как обоснованное когнитивное средство достижения более желае­мых моделей поведения. Он не существует исключительно в рам­ках только внутренних (например, сила воли) или внешних (на­пример, стимул - подкрепление) сил, а проявляется в тщательно планируемом взаимодействии личности с окружением. Он выде­ляет пять основных программных ступеней процесса самоконтро­ля: определение формы поведения, сбор основных данных, раз­работка программы, выполнение программы, оценка и заверше­ние. Программа самоконтроля включает механизмы самоподкре­пления, самонаказание и планирование окружения.

Самоэффективность - понятие комплексное. Оно характери­зует степень осознавания человеком эффективности своего пове­дения, умение управлять поведением и контролировать его для достижения определенных жизненных целей. С точки зрения А. Бандуры, самоэффективность влияет на многие аспекты пси­хосоциального функционирования. Тот, кто осознал свою эффективность, прилагает больше усилий к решению сложных задач, чем тот, кто испытывает сомнения в своих возможностях.

Высокий уровень осознания собственной эффективности, свя­занный с ожиданием успеха, обычно приводит к позитивным ре­зультатам и, таким образом, способствует самоуважению лично­сти. И, напротив, низкий уровень, связанный с ожиданием неу­дачи, приводит чаще к неудовлетворительным или посредствен­ным результатам и снижает самоуважение. Личность, считаю­щая себя неспособной справиться со сложными ситуациями, уде­ляет чрезмерное внимание своим недостаткам и постоянно зани­мается самобичеванием по поводу собственной некомпетентности и несостоятельности. И, наоборот, личность, осознающая себя самоэффективной, мысленно представляет себе удачный сценарий, обеспечивающий позитивные ориентиры для организации свое­го поведения, и осознанно проигрывает варианты именно успеш­ных действий и решений. Таким образом, самооценка эффектив­ности влияет на формы поведения, мотивацию, выстраивание по­ведения и возникновение эмоций.

Достижение самоэффективности личности обеспечивается по­средством формирования когнитивных умений строить свое по­ведение, приобретать косвенный опыт, осуществлять вербальное убеждение, пластично входить в состояние эмоционального подъ­ема, обеспечивающего успех.

Способность выстроить поведение. А. Бандура утверж­дает, что наиболее важным источником эффективности являет­ся прошлый опыт успеха и неудач в попытке достичь желаемых результатов, - успешный личный опыт порождает высокие ожи­дания, а предыдущие неудачи порождают неуверенность и отказ от достижения цели. Однако, если человеку с низкой самоэффек­тивностью дать какой-то стимул сделать то, чего он боится, его самоэффективность будет усиливаться.

Косвенный опыт. Косвенный опыт не столь действенный, как фактическое поведение, но также может быть источником высокой самоэффективности. Наблюдение за другими людьми, успешно выстраивающими поведение, может вселить в челове­ка надежду на самоэффективность и уверенность, что поставлен­ной цели вполне можно достичь аналогичным образом. В то же время, если человек наблюдает за тем, как другие столь же ком­петентные люди неоднократно терпят неудачу, несмотря на на­стойчивые попытки, это, по всей вероятности, снизит его уверен­ность в собственной способности выполнить подобные действия и достичь желаемой цели.

Вербальное убеждение. Самоэффективность может также быть достигнута или изменена через убеждение человека в том, что он обладает способностями, необходимыми для достижения цели. Вербальная поддержка может способствовать развитию на­выков учения и концентрации усилий, ведущих к конечному успе­ху. Однако такая уверенность может исчезнуть, если фактические успехи в достижении цели не соответствуют ожидаемому резуль­тату. Более того, вербальное воздействие на человека, который пы­тается добиться какого-то результата, должно быть в рамках его реальных возможностей и способностей. Сила вербального убеж­дения ограничивается статусом и авторитетом убеждающего.

Эмоциональный подъем. Люди сверяют уровень своей эф­фективности с уровнем стрессовых нагрузок при достижении же­лаемых целей. Они с большей вероятностью добиваются успе­ха, если их поведение реализуется на фоне приподнятого настро­ения, без излишнего эмоционального напряжения, вызванного тревогой, страхом и т. п. Поэтому любой способ, компенсирую­щий негативное эмоциональное возбуждение, повышает вероят­ность высокой эффективности.

В теории личности А. Бандуры разработана единая концеп­ция управления поведением личности посредством формирования умений и навыков самоэффективности и самоконтроля. По-мнению А. Бандуры, поведение человека - результат воздействий, которые оказывает на него социальная среда. Человек на­капливает поведенческий опыт реагирования на требования сре­ды, меняет стиль своего поведения таким образом, чтобы про­блемы взаимодействия с окружающей социальной действительностью были менее травматичными, а само поведение – более эффективным. Действенность психологическо­го консультирования и психок-ррекции в рамках данной концеп­ции определяется, прежде всего, возможностью формирования осознанной самоэффективности личности. Изменения, которые про­изводит психокоррекция, в определенной форме происходят в свя­зи с развитием чувства силы Я, ожидания того, что этот человек может сам, на основе собственных усилий овладеть ситуацией и получить желаемые последствия.

А. Бандура придерживается взгляда, согласно которому тех­ники, основанные на теории научения через наблюдение, могут быть эффективны при модификации нежелательного поведения. Повышение уровня самоэффективности способствует избавлению от специфических и иррациональных страхов и фобий, избавле­нию от зависимостей, содействует стабилизации и укреплению психофизического потенциала личности, изменению стиля жиз­ни, формированию позитивной жизненной установки в целом.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.