Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Достоинства и недостатки теорий научения






· Достоинства:

1. Стремление к строгой проверке гипотез, эксперименту, контролю дополнительных переменных.

2. Признание роли ситуативных переменных, параметров среды и их систематическое изучение.

3. Прагматический подход к терапии позволил создать важные процедуры для изменения поведения.

· Недостатки:

1. Редукционизм - сведение принципов поведения, полученных на животных, к анализу поведения человека.

2. Низкая внешняя валидность вызвана проведением экспериментов в лабораторных условиях, результаты которых трудно перенести в естественные условия.

3. Игнорирование когнитивных процессов при анализе S-R связей.

4. Большой разрыв между теорией и практикой.

5. Поведенческая теория не дает стабильных результатов.


36. Теория социального научения Дж.Роттера.

Сторонником социально-поведенческой теории личности выступил американский психолог Джулиан Роттер (р. 1916). В центре внимания теории социального научения Роттера лежит прогнозирование поведения человека в сложных ситуациях. Им выделены четыре переменные, анализ которых может дать возможность предвидеть будущий результат действий индивида: потенциал поведения, ожидание, ценность подкрепления, психологическая ситуация. Под потенциалом поведения понимается вероятность воздействия определенным образом на те или иные жизненные ситуации (смех", плач, крик, отгороженность). Ожидание относится к субъективной вероятности того, что определенное подкрепление будет иметь место в результате специфического поведения. Если в прошлом люди в данной ситуации получали подкрепление, они чаще повторяют свое поведение. Ценность подкрепления основана на нашем предыдущем опыте и может меняться от ситуации к ситуации также с течением времени. К тому же существуют устойчивые индивидуальные различия в наших предпочтениях одного подкрепления другому. Ценность подкрепления не зависит от ожидания, она соотносится с познавательными процессами. Психологическая ситуация — четвертая переменная, используемая Роттером для прогноза поведения индивида. Она зависит от точки зрения самого человека, т. е. субъективна. К примеру, студент может ожидать, что плохо выступит на семинаре и получит низкую оценку, а коллеги будут насмехаться над ним. Поэтому можно прогнозировать, что студент либо забросит учебу, либо предпримет действия, чтобы предотвратить ожидаемый неприятный результат (с рвением примется за подготовку к семинару, ликвидирует пробелы в своих знаниях).

Роттером впервые предложено понятие л окуса контроля, разработана технология его определения. Локализация контроля, или локус контроля, — это личностное качество, характеризующее склонность человека приписывать ответственность за результаты своей деятельности или внешним силам, или собственным способностям и умениям. Первый вид локуса контроля называется экстерпальным, т. е. внешним. Второй назван интернальным, т. е. внутренним. Локус контроля является устойчивым свойством индивида, формирующимся в процессе его социализации. Люди, обладающие интернальным, т. е. внутренним, локусом контроля, более уверены в себе, последовательны и настойчивы в достижении поставленных целей, склонны к самоанализу, уравновешенны, общительны, доброжелательны и независимы. Внутренний локус контроля социально одобряем.

Склонность к внешнему локусу контроля проявляется наряду с такими чертами характера, как неуверенность в себе, в своих способностях, неуравновешенность, стремление отложить реализацию своих намерений на неопределенный срок, тревожность, подозрительность, конфликтность и агрессивность. Организаторские возможности у таких лиц минимальны, способность к общению с людьми невелика.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.