Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Проблема психического развития личности в отечественной и зарубежной психологии.






Личность - совокупность психологических качеств человека, составляющих их индивидуальность и определяющих его социальные поступки, поведение среди людей.

Любой взрослый человек является Л., хотя ею не рождаются, а становятся в процессе деятельности и общения с другими людьми. На психическое развитие личности оказывают влияние 2 фактора:

1) биологич. - наследственность и врожденность.

а). По наследственности передается строение нервной системы и физические признаки характерные для всех людей. Наследуются биолог, потребности, психофизиологические и анатомические особенности нервной системы. Носителем наследств, информации яв-ся гены

б). Врожденность - это то с чем младенец появляется на свет. Это некоторые особенности индивида, зависящие от условий внутриутробного развития плода.

2) социальный - для перехода человека в личность необходимо воздействие соц. среды: физический мир( климатич. условия, вода, воздух,) и общение с людьми ( семья, школа, улица, СМИ).
Культурно-историческая теория высших психический ф-ий Выготского: основная идея- обучение идет впереди развития и ведет ее за собой. Создал теорию общественно-исторического происхождения высших психических функций: только в общении в определенных соц.условиях возможно развитие человеческих свойств психики: произвольной памяти, логического мышления и речи.

Основные подходы к изуч. личности в заруб, психологии:

1. Социогенетический подход -чел. рождается биологической особью и становится личностью благодаря воздействию соц.среды. 1) Теория ролей - развитие личности ребенка начинается, когда он оказывается способным к ролевому подражанию. 2) Теория научения - личностное развитие как приобретение человеком определ. привычек, умений и навыков общения с людьми. Источник личностного развития-система подкреплений: поощрение и наказание. 3) теория социолизации - развитие определяется наследственностью и средой. Результатом выступают новообразования личности, несущие в себе отпечатки внутреннего и внешнего. Н-р: качества личности (порядочност, чесность, уважение к человеку, доброта, отзывчив-ть).

2. Биогенетический подход. Основы личности- биологический процесс созревания организма. Ребенок рассматривается как существо биологическое, наделенное от природы определенными способностями, чертами характера, формами поведения. Наследственность определяет весь ход его развития и его темп (быстрый, замедленный) и его предел - будет ребенок одаренным, многого достигнет или останется посредственностью.
В рамках биологизаторского направления возникла теория рекапитуляции, основная идея, которой заимствована из эмбриологии. Это теория основана на теории Геккеля: онтогенез(индивидуальное развитие) представляет собой повторение филогенеза(исторического развития).

3. Психогенетический подход. Основными методами психогенетических исследований яв-ся близнецовый метод, метод приемных детей и семейный метод. Традиционный способ изучения- характеристика когнитивной сферы(Жан Пиаже). На развитие личности влияют познавательные (когнитивные) процессы. Эти способы позволяют говорить о 50-60% уровне наследуемости фактора общих способностей.

Биологический подход ставит в основу развития личности биологические процессы созревания организма. Социокультурная теория объясняет особенности личности, ис-ходя из структуры общества, способов социализации, взаимоотношений с окружающими людьми. Социокультурный подход объясняет специфически человеческое психическое (ду-ховное) развитие человека как продукт развития общества, всей истории развития человечества. Согласно этому направлению все богатство развития человеческой психики обусловлено присвоением (усвоением) человеком общественно-исторического опыта. Психогенетический подход не отрицает значения ни биологии, ни среды, но на первый план выдвигает развитие собственно психических процессов.

ура личности и различные методологические подходы к ее изучению Понятие личности Л – внешн проявление индивидуальности – как чел воспринимается окружающими и как он на них воздействует (в римском театре маска актера =«личина» - лицо, обращенное к ауд-рии). Распространенное современное воззрение – личность в значит мере формируется реакциями окружающих на поведение данного индивида. Сколько школ, подходов – столько и пониманий Л. Нет единого взгляда ни на определение, ни на структуру, ни на содержание. Еще в 1937 г. Г. Олпорт насчитал 50 определений Л, почерпнутых из философии, теологии, юриспруденции, социо­логии и психологии. Л- совокупность внутренних условий, через которые преломляются все внешние воздействия (Рубинштейн). Понятие Л обозначает человеческого индивида как члена общества, обобщает интегрированные в нем социально значимые черты (И.С. Кон). Ни одно опре­деление не может дать исчерпывающего пред­ставления о Л, но каждое освещает определенные стороны явления. Использование множества разнообразных определений расширя­ет и углубляет понимание Л. Общее представление о структуре личности. Структурный и динамический подходы к изучению личности Каждая теория личности тем или иным образом отвечает на вопрос: Каким образом определяются структурные единицы личности и взаимосвязи между ними. А.Г.Асмолов: существует несколько стратегий исследования в рамках антропоцентрической парадигмы изучения человека (книга Асмолова «П.Л.») 1. Конституционально-антропометрическая стратегия изучения строения личности. Объект - различные предрасположенности к реагированию, чаще всего отождествляемые с темпераментом. Организация Л сводится к выяв­лению типов характера, характер и темперамент нередко отождествляется между собой. Изучают темперамент (опросники) и особенности конституции (телосложение). Затем пытаются провести корреляция и выявить зависимость между объективными и субъективными факторами, например об обусловленности характера личности строением тела человека. Представители: Э.Кречмер, У.Шелдон, К.Конрада. (Кречмер постулировал прямое соответствие конституциональных характеристик и типа темперамента: циклотимия приписывалась пикнику, шизотимия – астенику, иксотимия – атлетику.) 2. «Факторная» стратегия изучения черт личности. Объект анализа- черты личности, зафиксированные в языке, по выбору которых судят о структуре личности. Пытаются выявить доминирующие параметры, тенденции организации личности, типичные склонности к определенным поступкам. В качестве «элемента» анализа в русле факторного подхода к личности чаще всего фигурирует понятие «черта личности». В концепциях Р.Кэттелла, Г.Айзенка и Дж.Гилфорда структура личности — это «набор черт». Кеттел рассматривает личность как сложную и дифференцированную структуру черт. Поведение человека определяется взаимодействием черт и ситуационных переменных. Выделил 16 исходных черт Л - Эти факторы входят в шкалу, которая используется в опроснике Кеттела «16 личностных факторов».(например Открытый-замкнутый: Самоуверенный-смиренный, Совестливый-корыстный и другие) Классификации черт. 1) исходные черты на 2 группы: - " черты, формируемые средой" и " конституциональные черты" (наследственные). 2) Исходные черты можно также различать с точки зрения модальности выражения: динамические черты (мотивационные), - черты-способности, - темпераментальные черты, – общие (есть у всех в разн выраженности) – уникальные. Критика Кеттела и факторных теорий: 1) Чрезмерная приверженность ФА-зу. 2) Субъективность предложенных Кеттелом формулировок основных черт (интерпретации факторов). 3. «Блочная» стратегия изучения структуры личности. Исследователь собирает структуру личности из выделенных на основе наблюдений в обыденной жизни «блоков», иногда неточно называемых уровнями или подструктурами. Личность – это динамическая система, развивающаяся во времени, изменяющая состав входящих в нее элементов и связей между ними при сохранении функций. Блочная стратегия располагает разные блоки по вертикали «биологическое – социальное», критерий – выраженность био или соц. На нижнем этаже – темперамент, половозрастные особенности организма (био). Далее надстраивается блок – психические процессы (индивидуальные особенности восприятия, мышления) – здесь больше социального. Ещё выше – блок прошлого опыта, включающий память, навыки, знания, приобретенные в ходе обучений – здесь ещё больше социального, чем в ниже расположенных структурах. Самый верхний этаж – блок направленности личности – это отношение личности к миру, её моральные черты, сформированные в процессе воспитания. (К.К.Платонов «Концепция динамической функциональной структуры личности» - статья) 4. Мотивационно-динамическая стратегия изучения организации личности. Под мотивацией в широком смысле слова понимаются побуждения, вызывающие активность организма и определяющие её направленность. В каком-либо одном динамическом образовании личности, будь то влечение, установка, отношение, потребность сконцентрированы свойства личности как целого. Через характеристику этих образований дается характеристика самой личности. Преимущества подхода - он рассматривает и учитывает характеристику структуры личности - динамичность, что дает рассматривать её как динамически развивающуюся систему. Сегодня – одна из ведущих стратегий. Г.Олпорт полагал, что каждая личность уникальна, прежде всего чел социален! Общение со средой нужно для взаимообщения, взаимодействия, а не просто для адаптации к ней. Движущая сила развития – стремление к самосовершенствованию. У каждого чела есть свой набор черт личности (это единица анализа). Черта – это предрасположенность вести себя сходным образом в широком диапазоне ситуаций. Черты личности, он разделял на основные (врожденные) и инструментальные (приобретенные в социуме). Набор этих черт и составляет ядро личности, придает ей уникальность и неповторимость. Концепция функциональной автономии: По Ол более важно то, что индивид намеревается или стремится сделать в будущем. Надежды, желания, амбиции, притязания, планы человека – все это представлено под общим названием " интенций", " намерений". Проприум – позитивное, творческое, стремящееся к росту и развивающееся свойство человеческой природы, это организующая установки, оценки, мотивы, ощущения и др., и объединяющая сила Л. 5. Поведенческо-интеракционистская стратегия изучения организации личности. В качестве элементов организации личности рассматриваются те или иные компоненты взаимодействия между организмом и средой, личностью и обществом. Так в бихевиоризме в качестве основных характеристик организации личности предлагаются реакции и навыки; в интеракционистских подходах – роли, социальные установки, поступки. Проблеме индивидных свойств человека в этой стратегии практически не уделяется внимание. Каждый подход делает упор либо на изучении структуры, либо на изучении динамики личности. Нельзя говорить о том, что существуют теории, которые изучают либо структурные либо динамические особенности личности. Однако многие теории рассматривают личность либо преимущественно в структурном, либо преимущественно в динамическом аспекте. Стратегия анализа личности по элементам и по единицам. Выделение «единиц» анализа как системообразующих характеристик описания личности. Для того чтобы раскрыть структуру Л., необходимо перейти от принципа анализа структуры личности по элементам к анализу по единицам и вычленить требования к единицам анализа структуры личности, ориентируясь на представления о параметрах единиц анализа, сформулированные Л.С.Выготским: через элементы нельзя увидеть целое, а единица – это часть целого. Единица анализа структуры личности должна раскрыть механику функционирования и развития, определяющую направленность Л. Единицами мог быть мотивы деятельности, личностные смыслы, установки, поступки и деяния (а не выдергивая их по одному) и раскрывая их генетические, функциональные и структурные связи друг с другом, мы вычленяем единицу анализа. В качестве таких единиц могут выступить динамические смысловые системы (ДСС) Л. Это понятие введено ЛСВ, он охарактеризовал ДСС как единство аффективных и интеллектуальных процессов. Деят-ть выступает как системообразующее основание ДСС. Производность ДС систем от порождающей их совокупности деятельностей, реализующих объективные общественные отношения, представляет собой центральную хар-ку ДСС, отражающую их соц детерминацию. Леонтьев А.Н.: предложил единицу - деятельности субъекта, а не действия, не операции, не психофизиологические функции или блоки этих функций; последние характеризуют деятельность, а не непосредственно личность. Божович Л.И. Л- такой уровень психического развития, который позволяет человеку управлять и обстоятельствами своей жизни и самим собой. Личность не равно индивид. Единицей исследования Л как целостной иерархической системы должен стать поступок (связь с мотивами). Типологические подходы к Л. Ограничения типологического подхода. Авторы, которые занимались выделением типологий личности, обычно развивали типологический подход в рамках какого-то более фундаментального течения. Наибольшее влияние на современные типологии оказали, Кречмер (конституциональное направление) и Г.Айзенк (диспозициональное). Г.Айзенк: использовал факторный анализ для определения структуры Л. Он выявил 2 типа: экстраверсия – интроверсия, стабильность – нейротизм. Людей, таким образом, можно разделить на 4 группы: интроверт стабильный и невротичный, экстраверт стабильный и невротичный. Позже - 3 тип измерения личности: психотизм – сила суперэго. Психотизм: эгоцентричность, импульсивность, склонны противиться нормам поведения. Ограничения типологического подхода: 1) Типология обычно затрагивает либо биологические особенности личности, либо сугубо социальные (соц – напр, Адлер). 2) Данный подход не может претендовать на построение целостной структуры личности и выделение взаимосвязей между элементами внутри этой структуры. Психодинамическая теория личности З.Фрейда. З.Фрейд строил свою концепцию на основе своих обширных клинических наблюдений над больными неврозами. Неосознаваемые психологические конфликты контролируют поведение человека. Термин «психодинамический» указывает на непрекращающуюся борьбу между разными аспектами личности (инстинктами, рассудком и сознанием). Топографическая модель психики: бессозн, предсозн и созн - не позволяла раскрыть движущих сил, не раскрывала механизм движения психической жизни. В последствии З.Фрейд приходит ко второй модели структуры личности – динамической: Оно, Я, Сверх-Я. У каждого из этих компонентов есть своя функция. Оно: содержит движущие силы психической жизни – мотивации: потребности, влечения, стремления, желания. Мотивация в психоанализе представлена в виде влечений. З.Фрейд выделяет 2 генеральных влечения: эрос – влечение к жизни и танатос – влечение к разрушительности – агрессивное влечение (разрушительность). Предмет влечений может меняться. Оно (влечение) может быть направлено во вне или на самого себя. Во втором случае эрос превращается в аутоэротизм (нарциссизм - самовлюбленность), танатос – проявление агрессии может выражаться: в появлении чувства вины, суициде. Мотивация в психоанализе подчиняется принципу снижения напряжения: влечение (либидо) стремится к разрядке. Проективный подход к исследованию личности Впервые понятие проекции для обозначения определенной группы методов ввел Фрэнк (1939 г.). Он считал, что назначение этих методов – исследование внутренней сферы каждого индивида, они позволяют обнаружить те стороны личности, которые практически не обнаруживаются при использовании традиционных экспериментальных методов. Проективный метод, согласно Фрэнку, это такой прием исследования личности, в котором испытуемого помещают в ситуацию, реакцию на которую он осуществляет в зависимости от значения для него этой ситуации, от его мыслей и чувств. Можно выявить общие черты проективных методов: 1) неопределенность, неоднозначность стимулов; 2) отсутствие ограничений в выборе ответа; 3) отсутствие оценки ответов (нет правильных и неправильных) Бурлачук пердлагает группы проективных методик: 1) аддитивные – завершение предложения, рассказа, истории; 2) импрессивные – предпочтение одних стимулов (как наиболее желательных) другим (тест Люшера – выбор цвета); 3) конститутивные – структурирование, оформление стимулов, придание им смысла (тест Роршаха); 4) экспрессивные – рисование на свободную или заданную тему (дом, дерево, человек, семья и другие). Проективные методы позволяют на основании ответов испытуемого делать заключение о чертах его личности






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.