Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Вопрос 25 Классификация методов психологической науки






Напомним, что метод - это путь научного исследования или способ познания любой реальности.

Методы психологической науки обычно разделяют на 4 группы.

Методы теоретического исследования - они применяются на первом и втором этапе общей методики психологического исследования и помогают мысленно познавать сущность определенного психического явления. К этой группе методов относятся моделирование, реконструкция, типизация.

Моделирование имеет целью создание аналога определенного явления, в котором акцентировано главные закономерности этого явления и исключено второстепенные, случайные факторы.

Реконструкция заключается в содержательной и структурной перестройке явления с целью лучшего его понимания.

Типизация направлена на определение вариантов данного явления в соответствии определенным признакам.

Методы эмпирического исследования - они применяются на третьем этапе общей методики психологического исследования и помогают реальной взаимодействия исследователя с проявлениями психического явления. Эти методы направлены на получение фактического материала и применяются к определенным носителей психических явлений: до людей-испытуемых, иногда к животным, иногда - до самого исследователя (при применении метода самонаблюдение). К этой группе относятся методы наблюдение, эксперимент интернет магазин оружия без лицензии, производство норд с, опрос, беседы, тестов, анализа продуктов деятельности и др., которые более подробно рассмотрены в следующем параграфе.

Аналитические методы - они применяются на четвертом этапе общей методики психологического исследования и служат объективации полученных результатов. Аналитические методы делятся на качественные и количественные.

Качественные методы анализа направлены на выяснение причин высокого или низкого уровня достижений, развития способностей, зависимость их от индивидуальных и возрастных проявлений личности, условий жизни и деятельности, отношений в коллективе, отношение к деятельности и т.д. (к ним можно отнести контент-анализ, который применяется в работе с психологически осмысленными текстами и заключается в переводе содержательной информации в количественную).

Количественные методы анализа направлены на вычисления коэффициентов правильного решения задач, частоты повторения наблюдаемого психического явления и других характеристик (это такие методы математической статистики, как вариационный анализ, корреляционный анализ, регрессионный анализ, факторный анализ и др.).

Методы организации исследования составляют отдельную группу методов; они имеют отношение не только го определенного этапа общей методики психологического исследования, но и к познавательного цикла в целом. К этой группе относятся лонгітюдний и сравнительный методы.

Лонгітюдний метод предусматривает изучение различных стадий развития определенного психического явления на одном и том же испытуемому в течение длительного времени (на разных возрастных этапах развития личности и т.д.). Этот метод широко используется в детской и возрастной психологии. Лонгітюдне исследования является наиболее эффективным, когда оно базируется на исследовании различных вариантов развития. Организация лонгитюдного исследования предполагает одновременное применение других методов: наблюдение, тестирование, психографії и др.

Сравнительный метод (метод срезов) позволяет изучать параллельно и одновременно единое психическое явление на разных испытуемых. Если он применяется для сравнения психики испытуемых различного возраста, то исследования называют сравнительно-онтогенетическим. Сравнение одного и того же явления в здоровых и психически больных испытуемых называют сравнительно-патологическим исследованием. В случае сбора фактического материала о испытуемых, находящихся в одинаковых педагогических условиях, речь идет о сравнительно-педагогическое исследование.

Методика научного исследования представляет собой определенную последовательность познавательных действий. Общая методика психологического исследования включает следующие основные этапы:

1. Определение предмета исследования (в том числе первичная его теоретизація). Предмет конкретного психологического исследования должен быть включенным в предмет психологии как науки - иначе такое исследование будет если и научным, но не психологическим; он должен содержать в себе определенную познавательную проблему, некую неопределенность.

2. Теоретическое исследование. Оно предусматривает умственную взаимодействие с сущностью предмета исследования, создание теоретической концепции этого психического явления.

3. Эмпирическое исследование. Оно предусматривает взаимодействие исследователя с реальными проявлениями исследуемого психического явления с целью подтверждения или отрицания исходных теоретических положений.

4. Анализ и интерпретация эмпирических данных. На этом этапе исследования осуществляется качественный и количественный анализ материалов исследования, решается вопрос подтверждения объективности выводов, полученных эмпирических закономерностей.

5. Презентация результатов. Издание научных трудов: монографий, статей, диссертационных работ и т.д.

Научный метод в широком понимании этого слова образуется в результате сочетания методологии с методикой и конкретными техниками.

Вопрос 26 Социализация личности. Содержание, стадии, институты.

Становление личности происходит в процессе её социализации. Социализация личности – процесс формирования личности в определенных социальных условиях. В ходе этого процесса происходит усвоение человеком социального опыта, то есть преобразование его в собственные ценности и ориентации. Такое преобразование предполагает избирательное перенесение на собственную систему поведения и отношение тех норм и правил, которые приняты в данном обществе или группе. Также можно сказать, что процесс социализации личности осуществляется на основе передачи культурных завоеваний предшествующих поколений новым поколениям. Социализация происходит как стихийно (за счёт инстинкта подражания, а также за счёт восприятия одобрения/неодобрения окружающих), так и целенаправленно (воспитание, обучение, реклама, пропаганда). Некоторые называют это «социальным программированием». Социализация может быть представлена как процесс освоения социальных норм, становящихся неотъемлемой стороной жизни личности не в результате внешней регуляции, а вследствие внутренней необходимости следовать им. Это – один аспект социализации. Второй аспект касается характеристики её как существенного элемента социального взаимодействия, предполагающего, что люди хотят изменить свой собственный имидж, улучшить представление о себе в глазах других, осуществляя свою деятельность в соответствии с их ожиданиями. Следовательно, социализация связана с выполнением социальных ролей личности.

Роль – это социальная функция личности. Социальная роль – это нормативно одобренный образец поведения, ожидаемый от каждого, занимающего данное положение. Эти ожидания не зависят от сознания и поведения конкретного индивида, их субъектом является общество.

 

Одним из важнейших в теории социализации личности является во­прос о ее стадиях и фазах. Раскроем этот вопрос.

Фазы имеют предметный, конкретный характер, по-разному проявляясь на каждом этапе социализации. Их можно разделить на два вида: адаптации и интериоризации (интернализации). Какие бы мы стадии социализации не рассматривали, нам придется анализировать эти фазы. Раскроем содержание каждой из фаз.

 

Фаза адаптации.

 

Адаптацию чаще всего характеризуют как приспособление личности к окружающей социальной среде и её освоение. Смыслом этого освоения выступает принятие личностью норм и ценностей среды. Адаптация – это начальный этап процесса включения и интеграции индивида в социальную, образовательную, профессиональную среду, основанный на реальном, повседневном, регулярном взаимодействии с ним. Основная функция адаптации — освоение относительно стабильных условий среды, ре­шение повторяющихся, типичных проблем путем использования при­нятых способов социального поведения, действия. Адаптация выступает как внешний процесс социализации, приобретая при этом активную и пассивную форму. Активная форма заключается в стремлении лично­сти не только понять и освоить нормы и ценности социальной среды, виды деятельности и взаимодействия, принятые в ней, но и выразить свое индивидуальное отношение к ним, часто проявляющееся в не­удовлетворенности ими и желании их изменить. Пассивная форма адаптации проявляется в принятии этих норм и ценно­стей и безусловном подчинении им. Разумеется, она не обязательно означает одобрение всего того, к чему нужно приспосабливаться.

 

Фаза интернализации (интериоризации).

 

Интернализация – сущностное, глубинное включение индивида в процесс, освоение его таким образом, что происходит органичное превра­щение норм, стандартов, стереотипов поведения, ценностей, характер­ных для внешней среды, во внутреннюю «принадлежность» личности. Это процесс перевода внешних требований во внутренние установки человека. Интернализация как фаза социализации осуществляется всегда на основе адаптации и в этом смысле оказывается более продолжительной по времени своего осуществления, более длительной и фундаменталь­ной. В результате интернализации у личности появляется система твердых социальных регуляторов поведения, соответствующих как требованиям общества, так и конкретной социальной общности. Важным фактором интериоризации является активное и плотное взаимодействие с членами данной социальной среды по поводу осуществления того или иного вида предметной деятельности.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.