Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Вопрос13 Гештальтпсихология. Основные направления исследования






Гештальт-психологическое направление в психологии возникло в начале 20-х годов в Германии. Завершает свое существование в начале 40-х гг.
Его создание связано с именами Макса Вертгеймера, Вольфганга Кёлера, Курта Коффки и Курта Левина, заложивших методологию этой школы. Первая работа Вертгеймера, в которой раскрывались принципы гештальтпсихологии, - «Экспериментальные исследования видимого движения» - была опубликована в 1912 г., однако окончательное оформление нового направления произошло уже после Первой мировой войны. Так же он сформулировал программу гештальтпсихологии как научной школы, где он определил метод – эксперимент (затрудняли доступ организма к тому, что необходимо).

Представители гештальтпсихологии считали, что предметом психологической науки является исследование содержания психики, познавательных процессов, а также структуры и динамики развития личности.

Главная идея этой школы состояла в том, что в основе психики лежат не отдельные элементы сознания, но целостные фигуры - гештальты, свойства которых не являются суммой свойств их частей.

Принцип гештальт-психологии - холизм (целостность). Организм, взаимодействуя со средой, мгновенно создает гештальты-целостные автоматизированные образы.

Гештальт - форма, вид, он воспроизводит отношения между элементами внешнего физического поля, пространства, с которым взаимодействует организм. В психике возникает гештальт физического поля (эксперимент Кёлера: обезьяна, у которой был гештальт, создала уравновешенную композицию из ящиков прямо под бананом, а те, у которых не было гештальта, строили пирамиды из ящиков не под бананом).

Появление мысли связано с возникновением гештальта на границе взаимодействия организма с внешней средой.

Сознание - активно, оно не просто отражает мир, как зеркало, а конструирует обобщенные схемы - образы, в которые включен организм (эксперимент с курицей и разноцветными кормушками).

Развитие психики отождествляестся с ростом и дифференциацией гештальтов.

Основа развития психики и сознания - восприятие. Гештальтисты показали, что на основе восприятия во взаимосвязи развиваются память, мышление и эмоции.

Эта школа одна из первых обратила существенное внимание на разработку новых, объективных экспериментальных методов исследования психики. Кроме того, это была первая (и долгое время практически единственная) школа, которая начала строго экспериментальное изучение структуры и качеств личности, так как метод психоанализа, используемый глубинной психологией, нельзя было считать ни объективным, ни экспериментальным.

 

Методологический подход гештальт-психологии базировался на нескольких основаниях – понятиях психического поля, изоморфизма и феноменологии.

Понятие “поле” заимствовано из физики, в которой были сделаны в те годы важнейшие открытия. Изучение природы атома, магнетизма позволило раскрыть законы физического поля, в котором элементы выстраиваются в целостные системы. Эта мысль и стала ведущей для гештальт-психологов, которые пришли к выводу, что психические структуры располагаются в виде различных схем в психическом поле. При этом гештальты могут изменяться, становясь все более адекватными предметами внешнего поля. Может происходить и переструктурирование поля, в котором прежние структуры располагаются по-новому, благодаря чему субъект приходит к принципиально новому решению задачи (инсайт).

Психические гештальты изоморфны (подобны) физическим и психофизическим. Иначе говоря, процессы, происходящие в коре, сходны с теми, которые имеют место во внешнем мире и отражаются в ней как взаимно-однозначные системы в физике и математике.

Субъект может осознать свои переживания, процесс решения задачи, однако для этого ему надо отрешиться от прошлого опыта, очистить свое сознание от всех наслоений, связанных с культурными и личными традициями. Такой феноменологический подход заимствован гештальтпсихологами у Э. Гуссерля.

 

 

Основные концепции гештальтпсихологии:

Психолог Предмет и задачи исследования Основные результаты
Макс Вертгеймер Исследование феноменов психического поля, законов, по которым оно образуется и реорганизуется. Законы и свойства восприятия (законы гештальта), механизмы творческого мышления.
Курт Коффка Изучение свойств, законов и развития восприятия. Синтез психологии развития и гештальтпсихологии, законы развития гештальтов.
Вольфганг Кёлер Изучение законов и развития образно-схематического мышления, изоморфности психического, психофизического и физического полей. Инсайт, законы образно- схематического мышления. Ввёл понятие инсайт.
Курт Левин Исследование психологического поля личности и социального поля группы. Структура и качества личности, уровни регуляции поведения, групповая дифференциация и виды лидерства.

Коффка исследовал развитие гештальта в онтогенезе:
- с 0 до 6 мес. гештальты смутные, слабо дифференцированные, поэтому дети плохо ориентируются;
- с 6 мес гештальты более ярко проявляются, ребенок узнает мать, даже если она сменит прическу и одежду; с возрастом - все более дифференцированное восприятие;

Законы формирования гештальта:
1. Сходство - похожие элементы в восприятии сближаются;
2. Целостность (завершения контура) - не завершенный контур достраивается;
3. Фигура и фон - всё имеет фигуру и фон;
4. Прегнантность (хорошая форма) - из воспринимаемого сенсорного материала организм выхватывает наиболее комфортную форму (лаконичную, хорошо выступающую из фона, хорошо структурированную).

Гештальт-психология не могла объяснить, почему выделяется фигура из фона. Затем Левин привносит концепцию потребностей: выделяется то, что нужно человеку, как только потребность удовлетворена - фигура становится фоном.

Вклад в психологию:
- Впервые исследуется продуктивное мышление, в отличие от репродуктивного,
Продуктивное мышление - на основе восприятия и инсайта;
- Бихевиоризм (Толмена)- когнитивная карта направляет животное на приманку;
- Гуманистическая психология - приняла идею целостности;
- Психология личности и социальная психология - Левин: индивидуальное поле и поле личности;
- Общая психология - различие типов мышления; эмоции связаны с гештальтом как с когнитивным элементом;






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.