Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Описание опыта воспитательной работы

 

Успешность - от «успеть». Это связано с ограничением времени в выполнении своей миссии человеком. Чем больше я успею сделать полезного для других людей, тем я успешнее. То есть мерилом успешности является другой человек, которому я полезен, о котором я проявляю заботу.

С. В. Тетерский

Требования сегодняшнего дня - воспитание нового человека, человека будущего, способного самостоятельно, активно действовать, гибко адаптироваться к изменяющимся условиям жизни, принимать решения, критически мыслить. Каждый классный руководитель стремится видеть своего воспитанника именно таким. Но в результате политической, экономической и социальной нестабильности общества, изменения ценностных ориентаций, неблагоприятных семейно-бытовых отношений становится все больше и больше «трудных» учащихся. Чрезмерная занятость родителей устройством своей личной жизни и в сфере частного предпринимательства приводит к отсутствию надлежащего контроля обучения и поведения детей.

В младшем школьном возрасте проявляются следствия неправильного семейного воспитания. Дети не умеют играть со сверстниками, общаться с ними, управлять собой, трудиться сообща, старательно выполнять работу.

Придя в образовательное учреждение, я начала работать именно с такими детьми, в классе коррекционно-развивающего обучения. В этих классах дети «особенные»: в семьях трудные жизненные ситуации. Чаще всего семьи неполные, над некоторыми детьми оформлено опекунство, им недостает любви и внимания родителей. Такие дети, как правило, гиперактивны, у них не сформированы нравственные ценности. Им трудно общаться со своими сверстниками. Они не умеют себя контролировать, взаимодействовать с другими людьми. Склонны к агрессии по отношению к окружающим.

Конкретная жизненная ситуация заставляет человека действовать, находить пути решения проблем. У меня было огромное желание помочь этим детям адаптироваться в обществе, сделать так, чтобы они научились справляться с жизненными трудностями и чувствовали себя полноценными членами общества.

Согласно федеральным государственным образовательным стандартам, достижение эффекта — разви­тие личности обучающегося, формирование его социальных компетенций и становится возможным только благодаря вос­питательной деятельности педагога и семьи, друзей, бли­жайшего окружения, общественности, а также собственным усилиям обучающегося.

Главной целью моей работы как классного руководителя стало создание условий для саморазвития и самореализации личности учащихся через организацию педагогической поддержки.

Для достижения данной цели поставлены следующие задачи:

1. Создание условий для успешной адаптации первоклассников к школьной жизни.

2. Вовлечение детей в социально-учебную среду для равноправного взаимодействия с другими школьниками на уровне класса и школы.

3. Стимулирование младших школьников к активной учебной и внеучебной деятельности, творческому самовыражению и самореализации.

4. Приобретение детьми опыта самостоятельного социального действия и формирование базы рефлексивно-оценочных суждений младших школьников.

Принципы воспитания, выступая в качестве оснований деятельности педагога, ориентируют на достижение должного результата. В основе деятельности классного руководителя для меня приоритетны:

Принцип гуманистической направленности воспитательного процесса. Этот принцип предполагает создание условий, направленных на раскрытие и развитие способностей школьника, его позитивную самореализацию.

Принцип сотрудничества и сотворчества, это необходимое условие для личностного самоопределения учащихся. Оно способствует открытию перед учащимися перспективы роста, помогает добиваться радости успеха, а также реализовать одну из главных задач – помочь осознать свои возможности и поверить в себя, свои силы.

Принцип самоактуализации. В каждом ребёнке существует потребность в актуализации своих способностей. Важно побудить и поддержать стремление к проявлению и развитию своих природных возможностей

Принцип доверия и поддержки. Вера в ребёнка, доверие ему, поддержка его устремлений к самореализации

Принцип субъективности. Помочь ребёнку стать подлинным субъектом жизнедеятельности в классе и школе, способствовать формированию и обогащению его субъективного опыта

Реализуя воспитательную деятельность в классе, я имею в своем представлении достаточно четкий образ будущего выпускника. С одной стороны это активный и самостоятельный в выборе деятельности человек, внутренне мотивированный на приобретение знаний для дальнейшего образования, готовый к профессиональной самореализации. С другой – умеющий жить и работать в коллективе, понимающий необходимость соблюдения норм общей культуры и нравственных законов.

Такие формы работы, как социальные, информационные, практико-ориентированные проекты, акции, социально-моделирующие игры, дидактический театр, интерактивные диалоги, социальные пробы помогают выстроить воспитательную работу по направлениям, которые созвучны с направлениями программы развития воспитательной компоненты образовательного учреждения, вышедшей в 2013 году.

Воспитательные результаты распределяются по трём уров­ням.

Первый уровень результатов — приобретение обучаю­щимися социальных знаний, первичного понима­ния социальной реальности и повседневной жизни. Для до­стижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие обучающегося со своим учителем как значимым для не­го носителем положительного социального знания и повсе­дневного опыта.

Второй уровень результатов — получение обучающими­ся опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества, ценностного отношения к социальной реальности в целом. Для достижения данного уровня резуль­татов особое значение имеет взаимодействие обучающихся между собой на уровне класса, школы, в защищённой, дружественной среде, в которой ребёнок получает первое практи­ческое подтверждение приобретённых социальных знаний, начинает их ценить.

Третий уровень результатов — получение начального опыта самостоятельного общественного действия, формирование у младшего школьника социально приемлемых моделей поведения. Только в самостоятельном общественном действии человек действительно становится гражданином, социальным деятелем, свободным человеком. Для достижения данного уровня ре­зультатов особое значение имеет позитивное взаимодействие детей с другими людьми за пределами школы в открытой общест­венной среде.

В целях достижения предполагаемых результатов были спланированы конкретные мероприятия, которые и легли в основу программы воспитательной работы «Максимум поддержки - максимум успеха» (Приложение №1).

Свою работу на ближайшие четыре года я разделила на четыре этапа.

1 этап «Дети в коляске»

Самый сложный и трудный этап – адаптация в новом коллективе. Для достижения максимального результата на этом этапе работа осуществляется при усиленной поддержке классного руководителя, родителей и всех служб школы. Для эффективности работы были детально обследованы семьи учащихся. Были выявлены склонности, интересы, увлечения детей и родителей. В этом мне, безусловно, помогли диагностики изучения классного коллектива (Приложение №2)

На первом этапе было необходимо создать условия для успешной адаптации первоклассников к школьной жизни. Для обеспечения эмоционального комфорта, чувства защищенности ребенка в коллективе при вхождении в школьную жизнь удачно были использованы беседа «Вначале было слово…», «Дни именинника», спортивный праздник «Быстрее! Выше! Сильнее!»

Знакомству и сплочению родительского коллектива способствовала совместная прогулка в лес с родителями «Вместе весело шагать...»

Было очень важно создание доброжелательной атмосферы в классе как необходимое условие для развития у детей уверенности в себе. В этом нам помог информационный проект «Дружба крепкая». Продуктом проекта стал выпуск мини книги «Мой друг». Знакомству детей с особенностями учебного и внеучебного сотрудничества способствовали викторины «Россия и Запад: Дед Мороз и Санта Клаус» и «К звездам».

Важнейшая задача принятия и уважения ценностей семьи и общества, школы, коллектива и стремления следовать им была осуществлена через проведение творческих проектов «Бабушкины сказки», «Загляните в мамины глаза», в результате которых состоялись фотовыставка и выпуск сборника сказок. Подготовка и участие класса в школьной акции «Поможем российскому солдату», возложение цветов к обелиску «Вахта памяти» стало началом формирования у детей активной гражданской позиции.

Особенность данной работы в том, что деятельность воспитанников осуществлялась под девизом: «То, что сегодня ты не можешь сделать сам – можешь сделать с помощью взрослого». (Зона ближайшего развития).

 

Результатом такой поддержки детей стало наше яркое участие в празднике «Прощание с 1 классом», в котором мои «особенные» воспитанники сумели показать свои творческие способности. Их неуспешность в учебе компенсировалась первыми успехами в творческом деле. По результатам диагностики, в конце первого учебного года отмечается рост социальной адаптированности и активности учащихся (Приложение №2)

2 этап «Дети в ходунках»

Для продвижения детей в их дальнейшем развитии во 2 классе сохранилась всесторонняя поддержка классного руководителя и родителей, при этом увеличилась доля самостоятельности детей: свободный выбор при участии в различных мероприятиях. Ведь узнав «вкус успеха», у ребенка исчезает страх разочарования в себе и в людях, и появляется желание активно действовать, поэтому на данном этапе перед нами стояла цель: создать благоприятную социально-учебную среду для равноправного взаимодействия школьника с другими школьниками на уровне класса и школы.

Для развития представления о нравственных качествах человека, эмоционального осознания самого себя была необходима такая активная форма, как ролевая игра. Сюжетно-ролевые игры «Ежели вы вежливы», «Профессии, которые мы выбираем» помогли воспитанникам посмотреть на себя со стороны, определить свои возможности и способности.

Настоящим новогодним подарком для детей стал творческий проект «Письмо Деду Морозу», продуктом которого стали письма детей деду Морозу. (Приложение №3) Таинственным образом к нам в класс попало письмо дедушки Мороза. Надо было только видеть эти горящие глаза детей. С каким волнением и трепетом они слушали послание! Дети сами предложили сразу же ответить. Для того чтобы письмо получилось ярким, радостным, для детей были заранее заготовлены бланки для писем. Я была приятно поражена желаниями детей: кто-то просил для Заречного снега, мира во всем мире, а кому-то хотелось увидеть папу. Этот простой, на первый взгляд, проект позволил мне еще лучше узнать мысли и переживания моих воспитанников.

За 2 года положительные изменения произошли не только с моими воспитанниками, стали активнее и родители: они стали больше общаться со мной, интересоваться школьными делами. Стали настоящими помощниками и участниками всех школьных мероприятий. Изменилась и я: стала спокойнее воспринимать некоторые особенности в поведении моих «необычных» детей. А главное, я поняла, что трудности только придали мне моральных сил для дальнейшей работы.

В классе коррекционно-развивающего обучения особо актуально развитие инициативы, самостоятельности, сотрудничества детей при работе в малых группах, где ведущей формой становится проект. Разработка и реализация практико-ориентированного проекта «Зеленый класс», информационных проектов «Шагая по Заречному» и «Герои Великой Отечественной Войны» позволила нам увидеть конкретный результат нашего труда, научиться сотрудничать.

Нельзя недооценивать у младших школьников воспитание устойчивого интереса к познавательной деятельности, которое стало возможным при проведении совместных образовательных экскурсий в музейно-выставочный центр и музей войсковой части 3473 г. Заречный, на завод «Кувака» Каменского района, при организации праздника – викторины «Путешествие в страну Знаний».

Формирование представления о гуманистических нормах, развитие личностных и творческих способностей детей, отмеченное в диагностике (Приложение №2) и наблюдениях педагогов, работающих в классе, продолжились при воплощении творческих проектов «Лучше всех на свете - мамочка моя» и «Мамы разные важны», конкурсе инсценировок «Школьная мозаика».

Эти мероприятия позволили не только успешно организовать творческую деятельность учащихся, но и осуществить поддержку, укрепление школьных традиций, способствующих сплочению классного коллектива.

С уверенностью могу сказать, что для саморазвития и самовоспитания детей при поддержке взрослого, одной из наиболее эффективных форм явились проекты. Поэтому и следующие два года данная форма будет ведущей в воспитательной работе.

3 этап «Дети со страховкой»

Девиз этого этапа: «Ты всегда можешь сделать выбор – попробуй проверить себя». Поддержка классного руководителя заключается в создании таких условий, в которых ребенок сам решит, идти ему «со страховкой» или без «страховки» взрослого. На этом этапе классный руководитель договаривается с воспитанниками, обговариваются условия этого свободного выбора: «что ты можешь сделать сам, а где нужна моя поддержка?» Важным элементом такой непростой работы является самооценка воспитанника: «рассчитал ли я свои силы? Справился ли я сам или часто обращался за помощью к взрослым?» Поэтому на третий год воспитания были запланированы ряд разных проектов, направленных на формирование навыков самооценки детей.

Очень важно создать условия, способствующие проявлению активности младших школьников в учебной и внеучебной деятельности, их творческому самовыражению и самореализации.

Обеспечению условий для практического подтверждения учащимися приобретенных социальных знаний способствовало проведение практико-ориентированного проекта «Мы - школе», информационного проекта «Зареченцы - герои афганской войны». Началась подготовка организации дидактического театра «Слово - не воробей, вылетит - не поймаешь», фотовыставки «Женщины в космосе».

Важно сохранить и преумножить устойчивый интерес к совместной деятельности. Проблемно-ценностная дискуссия «Все мы разные», написание мини-сочинений «Маме верую как чуду» помогли детям и родителям это понять. Было решено провести экскурсию совместно с родителями в г. Саранск, выпустить газету «Великие женщины России».

Совершенствование коммуникативных умений детей, готовности к сотрудничеству в рамках учебной и внеучебной деятельности продолжилось при работе над информационным проектом «Сочи-2014», социальным проектом «С Новым годом». Украшение коридора школы около класса и учительской, составление коллективной открытки Деду Морозу, а затем участие в городском конкурсе открыток позволило детям понять, насколько важно умение работать сообща, помогать друг другу и окружающим, дарить радость людям. Впереди фестиваль театральных миниатюр «Если с другом вышел в путь...», проект «Вспомните, ребята» как возможность дальнейшего сотворчества детей, родителей и учителей.

В результате данной работыдети учатся оценивать свои силы и возможности в конкретном деле, получают возможность осуществлять свободный выбор способа действия: «сам или вместе со взрослым».

По результатам диагностического исследования, проводимого на данном этапе, можно отметить положительные изменения в личности каждого воспитанника, что говорит о положительной динамике в развитии учащихся всего класса. (Приложение №2)

4 этап «Я хочу, я могу»

На последнем этапе работы мне предстоит занять позицию «слушающего» и «вопрошающего», а по просьбе воспитанника выступить в роли «советчика» и «эксперта». У ребенка развиваются критические, аналитические способности, необходимые для планирования своей собственной деятельности и участия в конкретном деле.

Для этого планируются такие формы работы, которые связаны с осознанием и оценкой детьми собственных желаний, интересов, мотивов и выбора. Практико-ориентированный проект «Мы - городу», социальная проба в День пожилого человека «Поздравь соседей», социально-моделирующая игра «Чистое слово», социальные проекты «Приключения у елки» и «Рождественская звезда»продолжатвоспитание ответственности за принятые решения, действия и поступки перед самим собой и другими людьми. Предстоит научить детей овладению универсальными способами принятия решений в различных социальных и личностных ситуациях при организации интерактивного диалога с военнослужащим «Есть такая профессия - Родину защищать», исследовательского проекта «История моей семьи в истории Великой Отечественной войны», общественного смотра знаний «Ю.А.Гагарин - первый космонавт планеты Земля».

На этом этапе особо важно развитие инициативы, самостоятельности и целеустремленности личности как условия ее самоактуализации. Этому, по моему мнению, будут способствовать такие формы работы, как информационный проект «Костюмы народов Пензенской области», творческий проект «Я песню милой маме пою», экскурсия совместно с родителями в усадьбу Тарханы, село Лермонтово.

Таким образом, будут созданы условия, способствующие приобретению опыта самостоятельного социального действия и формированию базы рефлексивно-оценочных суждений младших школьников.

В результате воспитанник научится осознавать собственные желания, интересы, соотносить их со своими возможностями. Если я это хочу и могу – делаю сам. Если я хочу, но пока не могу сам – попрошу помощи взрослого.

Каждый получит возможность с учетом своих личных интересов и мотивов выстраивать собственную деятельность и выбирать ее способ (полностью сам или с поддержкой взрослого).

Сейчас мы благополучно завершаем 3 этап - «Дети со страховкой», пересекли экватор, но впереди еще трудный путь. И я уверена, у нас все получится, все сложится, и мои ученики пойдут в пятый класс самостоятельными, активными, мыслящими. Ведь мы многое можем вместе, о чем говорят наши первые удачи и победы. (Приложение №4). Ведь максимум моей поддержки – максимум детских успехов!

 

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
 | Общеобязательный характер актов, издаваемых государством;




© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.