Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Учет затрат и услуг автотранспорта.






Общие положения. Статьи затрат

На сельскохозяйственных предприятиях широкое примене­ние находит автотранспорт. Его используют для завоза необхо­димых в производстве материалов, вывоза продукции, на внутрихозяйственных перевозках и т. д.

Учет затрат по эксплуатации и содержанию автотранспорта ведут на субсчете 4 " Автомобильный транспорт" счета 23. На данном субсчете учитывают затраты по грузовому, легковому, пассажирскому автотранспорту и автомашинам специального назначения. Затраты учитывают по следующим статьям:

1. " Оплата труда с отчислениями на социальные нужды";

2." Содержание основных средств";

3." Работы и услуги";

4." Организация производства и управление";

5." Прочие затраты".

В статье " Оплата труда с отчислениями на социальные нуж­ды" учитывают суммы оплаты труда шоферов, других работни­ков, обслуживающих автотранспорт, а также суммы начислен­ного резерва на отпуска. По этой же статье отражают отчисле­ния в пенсионный фонд, на социальное и медицинское страхо­вание работников, занятых на эксплуатации и обслуживании автотранспорта.

Следует иметь в виду, что оплата труда грузчиков в затраты по автотранспорту не включается. Эти суммы списывают непо­средственно на счета, на которые относятся услуги автотранс­порта.

В статье " Содержание основных средств" учитывают начис­ленные суммы амортизационных отчислений и затрат на ре­монт либо отчислений в резерв на ремонт по основным средст­вам, относящимся к автотранспорту: автомашины, прицепы, оборудование, площадки и т. д.

В составе данной статьи учитывают также расходы, связан­ные с восстановлением износа автомобильных шин. Сюда спи­сывают расходы по вулканизации авторезины, наложению про­тектора и прочим работам по ее ремонту и восстановлению. На эту же статью списывают стоимость авторезины при замене из­носившейся записью со счета 10 " Материалы", субсчет 5 " За­пасные части".

На эту же статью относят стоимость израсходованных на ра­боту автотранспорта нефтепродуктов. Расход их отражают по фактической себестоимости приобретения.

По статье " Работы и услуги" учитывают выполненные для автотранспорта работы и услуги других вспомогательных произ­водств, а также сторонних организаций.

Статья " Организация производства и управление" выделена для учета затрат по содержанию цехового персонала гаража и других общегаражных расходов, которые предварительно на­капливаются постатейно.

По статье " Прочие затраты" учитывают списание мелкого инвентаря, спецодежды, спецобуви, другие расходы, не вошед­шие в предыдущие статьи.

Первичные документы

Первичный учет работы грузового автотранспорта ведут в путевом листе грузового автомобиля. Путевой лист является ос­новным документом учета работы грузового автотранспорта. Его выдают шоферам, как правило, на один день или смену при условии сдачи шофером предыдущего путевого листа.

Имеются несколько форм путевого листа автомобиля: путе­вой лист грузового автомобиля при сдельной оплате шоферов (ф. № 4с), при повременной оплате (ф. № 4п) и путевой лист легкового автомобиля (ф. № 3). На сельскохозяйственных пред­приятиях преимущественно применяется форма путевого листа при сдельной оплате и в отдельных случаях — при повременной оплате.

При наличии в хозяйстве автобусов может применяться спе­циализированный путевой лист автобуса необщего пользования (ф. № 6-спец.), а при междугородних перевозках грузов авто­транспортом — специализированная форма путевого листа № 4м.

Записи в регистрах

Данные из путевых листов переносят в накопительную ведо­мость учета затрат (ф. № 301-АПК). На каждую автомашину и шофера открыт отдельный бланк, где записывают все основные реквизиты из путевых листов в хронологической последователь­ности: часы в наряде с расшифровкой (в движении, в простое, под погрузкой), число ездоке грузом, пробег, перевезено грузов, сделано тонно-километров по направлениям перевозок.

В конце месяца в накопительной ведомости подводят итоги затрат и выполненной работы автотранспорта, при необходимо­сти составляют сводную ведомость (по той же форме), а затем лицевой счет (производственный отчет) подразделения (по ав­тотранспорту), в котором отражают постатейно (с набором по корреспондирующим счетам) затраты автотранспорта. Записи делают с разбивкой: грузовой автотранспорт, легковой, машины специального назначения, пассажирский автотранспорт, ре­монт и замена авторезины, цеховые расходы. В конце месяца

цеховые расходы, а также расходы на ремонт и замену авторези­ны относят комплексными статьями в затраты автотранспорта.

Распределение цеховых расходов межу грузовым, легковым и пассажирским автотранспортом производят пропорциональ­но машино-дням работы. В лицевом счете (производственном отчете) также учитывают объем выполненных автотранспортом работ в тонно-километрах и оценке по плановой себестоимости их по грузовому автотранспорту и в километрах пробега и их плановой себестоимости по пассажирскому транспорту. Плано­вая себестоимость работ грузового автотранспорта в конце года доводится до фактической.

В приложении к лицевому счету (производственному отчету) отражают распределение затрат автотранспорта по потребителям услуг. По грузовому автотранспорту это распределение делают пропорционально выполненному объему работ в тонно-киломе- трах; по пассажирскому транспорту и машинам специального на­значения — пропорционально количеству машино-дней работы.

Данные лицевого счета (производственного отчета) являют­ся основанием для записей в журнал-ордер № 10-АПК. При рассредоточении автотранспорта в подразделениях хозяйства из лицевых счетов (производственных отчетов) подразделений данные переносят в сводный лицевой счет (производственный отчет) по автотранспорту хозяйства в целом.

Корреспонденция счетов

При записях по дебету счета 23, субсчет 4 " Автомобильный транспорт" кредитуют следующие счета:

02 " Амортизация основных средств" — на суммы начислен­ной амортизации;

10 " Материалы", субсчета 3 " Топливо" и 5 " Запасные части" — на стоимость израсходованных нефтепродуктов, авторезины и запасных частей, использованных взамен износившихся, суб­счет 9 — на стоимость мелкого инвентаря, спецодежды и спец­обуви;

23 " Вспомогательные производства" — на стоимость выпол­ненных работ и услуг других вспомогательных производств;

50 " Касса" — на сумму оплаченных мелких расходов (приоб­ретение номерных знаков) и т. п.;

60 " Расчеты с поставщиками и подрядчиками" — на суммы, начисленные за услуги сторонних организаций;

69" Расчеты по социальному страхованию и обеспечению" — на суммы отчислений по социальному страхованию, а также в пенсионный фонд и на медицинское страхование;

70" Расчеты с персоналом по оплате труда" — на суммы на­численной оплаты труда;

71" Расчеты с подотчетными лицами" — на суммы оплачен­ных расходов через подотчетных лиц;

96 " Резервы предстоящих расходов" — на суммы отчислений в ремонтный фонд (если такие отчисления производятся в хо­зяйстве) и суммы начисленного резерва на отпуска.

При записях по кредиту счета 23, субсчет 4 " Автомобильный транспорт", дебетуют следующие счета:

10, 11 — на стоимость перевозок по доставке материальных ценностей;

20 " Основное производство", субсчета 1 " Растениеводство", 2 " Животноводство", 3 " Промышленное производство" — на стоимость услуг, оказанных основным отраслям и промышлен­ному производству;

23" Вспомогательные производства" — на стоимость услуг, оказанных другим вспомогательным производствам;

25 " Общепроизводственные расходы", 26 " Общехозяйст­венные расходы" — на стоимость перевозок общепроизводст­венного и общехозяйственного назначения;

29 " Обслуживающие производства и хозяйства" — на стои­мость перевозок для прочих производств и хозяйств;

90 " Продажи" — на стоимость перевозок на сторону и по ре­ализации продукции.

Списание затрат

Фактическая себестоимость тонно-километра определяется в конце года. Для этого подсчитывают общую сумму фактичес­ких затрат, учтенных по дебету счета, за вычетом стоимости от­работанного масла и других возвратных материалов, и делят ее на количество тонно-километров, выполненных автотранспор­том без работ по самообслуживанию. По пассажирскому авто­транспорту исчисляют себестоимость одного машино-дня по перевозке людей, по специальным машинам нетранспортного назначения — одного машино-дня работы специальных машин.

После составления расчета себестоимости услуг автотранс­порта и определения фактической себестоимости тонно-кило­

метра плановая себестоимость перевозок, по которой учитыва­лись выполненные работы в течение года на счетах затрат, дово­дится до фактической путем дополнительной записи (если вы­явлен перерасход) или сторнировочной записи (при экономии).

При равномерном использовании автотранспорта в течение года по кредиту счета возможно ежемесячное списание факти­ческих затрат. По кредиту счета 23, субсчет 4 " Автомобильный транспорт", кроме списания выполненных работ отражают сто­имость оприходованного отработанного масла от автомашин, изношенной авторезины, металлолома в корреспонденции с со­ответствующими счетами по учету материальных ценностей (счет 10, субсчета 3, 5, 6), удержания за перерасход нефтепро­дуктов — в корреспонденции со счетом 70 " Расчеты с персона­лом по оплате труда". Изношенные запасные части, непригод­ные для восстановления, приходуют как металлолом на счет 10, субсчет 6.

 

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.