Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Детская железная дорога






 

«Малая Белорусская»– именно так часто называют детскую железную дорогу железнодорожники. Несмотря на название, здесь всё настоящее – и тепловозы с вагонами, и правила движения, и машинисты, и проводники, и начальники станций, и конечно, пассажиры. От большой магистрали детская железная дорога отличается лишь шириной колеи (750 мм, почти вдвое уже «взрослой») и длиной трассы – только четыре с половиной километра, а не тысячи. Во всем остальном она в точности повторяет всё то, что присуще большому и ответственному хозяйству республики – Белорусской железной дороге, являясь при этом кузницей кадров столичного отделения магистрали.

В настоящее время детская железная дорога представляет собой учреждение, соединяющее в себе функции настоящего железнодорожного предприятия, образовательного учреждения профессиональной подготовки и дополнительного образования детей одновременно.

Дата открытия детской железной дороги: 9 июля 1955 года

Полная длина: 4, 5 км

Длина главного пути: 3, 79 км.

Станции:

Заслоново – начальная и конечная станция маршрута детской железной дороги, где происходит посадка и высадка пассажиров;

Пионерская – техническая станция, где размещен пульт управления стрелками и сигналами; производится техническое обслуживание подвижного состава и экипировка локомотивов.

Остановочные пункты: Сосновый Бор. Здесь пассажиры могут выйти, прогуляться, подышать свежим воздухом, отвлечься от повседневной суеты.

Путевые сооружения: 3 переезда, путепровод.

Подвижной состав: тепловозы ТУ7А-2782, ТУ7А-3350, вагоны ПВ51;

СЦБ: автоблокировка, электрическая централизация.

В начале 1950-х годов Белоруссия ещё не успела оправиться от послевоенной разрухи, но, тем не менее, руководство республики уже уделяло особое внимание воспитательной работе среди молодёжи. Одним из направлений этой работы была детская железная дорога. Но восстанавливать детскую железную дорогу, работавшую до войны в Гомеле, видимо, сочли нецелесообразным. И тогда было принято решение построить новую, в столице республики – Минске. 30 сентября 1954 года Постановлением Совета министров БССР на эти цели были выделены ассигнования в размере почти пяти миллионов рублей. Уже осенью 1954 года началось строительство Минской детской железной дороги. В строительстве дороги принимали участие минские школьники. Они выполняли земляные работы, красили служебные помещения, разбивали клумбы, сажали цветы, устанавливали на дороге путевые знаки. Тем временем, в кружках шла теоретическая подготовка ребят к работе на детской железной дороге.

В распоряжение детской дороги были переданы присланный из Эстонии паровоз 159-232 Подольского завода, шесть четырёхосных пассажирских вагонов постройки Столбцовского вагонного депо и один грузовой вагон.

В воскресенье 9 июля 1955 года сотни минчан с детьми пришли на открытие детской дороги. У перрона станции Парк культуры стоял в ожидании отправления поезд из шести зелёных вагонов с паровозом во главе.

На момент открытия дороги имелось две станции: Парк культуры и Сосновый бор. Главной, с самым красивым вокзалом, стала станция Парк культуры, здесь юные железнодорожники учились, проводили торжественные мероприятия, принимали гостей. На ней была сооружена высокая посадочная платформа. На станции Сосновый бор был построен красивый деревянный вокзал (к сожалению, он полностью сгорел в 1980-е годы). Протяжённость главных путей дороги составила 3, 79 км, а полная эксплуатационная длина после завершения строительства станции Пионерская – около 4, 5 км.

В плане дорога напоминает гантель – на обоих её концах сооружены разворотные петли. Такое решение было принято, видимо, с целью избежать строительства разворотных треугольников или кругов для паровозов. С одной стороны подобная конфигурация снижает время оборота состава, а с другой – лишает ребят возможности производить манёвры для обгона локомотива на конечных станциях.

Дорога начинается в парке имени Челюскинцев и ведёт в сосновый бор «Слепянский лес» на восточной окраине Минска. На станции Сосновый бор можно выйти подышать лесным воздухом, послушать птиц, но больше там делать практически нечего. Средняя станция – Пионерская – техническая, здесь проводится экипировка локомотивов и вагонов, их ремонт и подготовка к рейсам. Это единственная станция на дороге, имеющая достаточно серьёзное путевое развитие – пять путей, один тупик и восемь стрелочных переводов. На одном из путей оборудована смотровая канава.

Сейчас ДЖД на своём пути пересекает три автомобильные дороги. На пересечении с одной из них, ведущей к автостоянке, оборудован неохраняемый переезд. Другой, что на пересечении с улицей Макаенка (рядом со станцией Пионерская) – охраняемый. И, наконец, улица Филимонова проходит по путепроводу над полотном железной дороги. Из искусственных сооружений стоит отметить ещё и мост через канал Слепянской водной системы.

В августе 1963 года парк подвижного состава Минской ДЖД был заметно обновлён. В 1971 году Минской детской железной дороге было присвоено имя легендарного партизанского комбрига, железнодорожника Константина Сергеевича Заслонова. Тогда же станция Парк культуры была переименована в Заслоново. (Следует особо отметить, станция была названа именно Заслоново, и никогда не называлась «имени Заслонова», как можно увидеть в некоторых публикациях.)

23 июля 1987 года введена в эксплуатацию автоблокировка на перегоне и электрическая централизация на станциях. С этого момента по дороге начали курсировать два поезда со скрещением по станции Пионерская.

В том же году произведён капитальный ремонт вокзала станции Заслоново, стены и полы здания выложены мрамором и гранитом.

В 1994 году детская дорога лишилась одного из трёх своих тепловозов: сгорел ТУ2-010. А оставшиеся два локомотива с тех пор использовались на Минской ДЖД очень необычно.

В конце 1980-х годов разрабатывался проект реконструкции дороги. Этим проектом предусматривалось удлинение дороги и строительство ещё одной станции Чудесная мельница с музеем мультипликации. Реконструкция должна была закончиться в 2000 году, к 45-летию дороги. Однако дальше стадии рабочих чертежей дело не зашло.

В 2008 году планы реконструкции сильно изменились. Было решено переложить весь путь на бетонных шпалах с рельсами Р43, капитально отремонтировать станцию Заслоново и смонтировать на ней навес над перроном, построить пешеходный мост на пути к стадиону. Существенной модернизации подвергнутся также средства СЦБ. Ранее никак не защищённую от «Непрошенных гостей» станцию Пионерскую планируется огородить забором, а впоследствии построить там локомотивное депо.

Говоря о Минской ДЖД, нельзя не вспомнить ещё об одном. Здесь всегда была насыщенной и интересной жизнь юных железнодорожников. На Всесоюзном конкурсе детских железных дорог Минская ДЖД выходила победителем несколько лет подряд. Сейчас на станции Заслоново ежегодно проходят выставки-конкурсы железнодорожного моделизма.

Детская железная дорога устроена в точности как настоящая только в уменьшенном виде, это относится и к оформлению прилегающей территории. Оно достаточно сдержанное и представлено преимущественно древесными растениями (ель колючая ф. голубая), а также цветочными посадками в контейнерах (бархатцы прямостоящие).

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.