Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Глава 1. Теоретический анализ проблемы психологического климата класса подросткового возраста.






Введение

Психологический климат, или психологическая атмосфера— это преобладающий в группе или коллективе эмоциональный настрой, который является достаточно устойчивым образованием и определяется настроениями людей, их душевными переживаниями и волнениями, отношением друг к другу, к работе, к окружающим событиям.

В настоящее время проблемы психологического климата достаточно глубоко изучены в социальной психологии. Так влияние социально-психологического климата в коллективе на личность уделено больное внимание в работах А. Л. Свенцицкого, Е. С. Кузьмина, И. П. Волкова, Ю. Н. Емельянова, Е. В. Шороховой, К. К. Платонова, JI. Г. Почебут, В. А. Чикер, А. Н. Лутошкина, В. В. Бойко, В. Н. Панферова, А.Г. Ковалева, Б. Д. Парыгина, Е. А. Климова и др. Проблемы формирования социально-психологического климата в детских коллективах рассматриваются в исследованиях А. А. Реана, Я.Л. Коломенского, А.С. Макаренко, В. С. Мухиной, Т. Е. Конниковой, Г. А. Цукерман, А.М. Прихожан, В. В. Зацепиной, И. В. Дубровиной, А. В. Петровского, Н. П. Аникиевой, Е. В. Шороховой, К. К. Платонова.

Тема нашей курсовой работы – Связь детско родительских отношений и психологического климата в классе.

Актуальность курсовой заключается в том, что школа занимает основную долю жизненного времени человека, в течение которого происходит активное развитие личности. Важным условием благополучного развития личности школьников является наличие в школе и классе благоприятного психологического климата, так же наличие хороших отношений со своими родителями.

Объект исследования: психологический климат класса подросткового возраста.

Предмет исследования: связь детско – родительских отношений и психологического климата класса подросткового возраста

Цель: анализ связь детско – родительских отношений и психологического климата класса подросткового возраста.

Задачи:

1.Определить содержание понятия «психологического климата».

2.Определить специфику психологического климата класса подросткового возраста.

3.Рассмотреть сущность связи детско – родительских отношений и психологический климат класса подросткового возраста.

4.Рассмотреть рекомендации школьному психологу по формированию положительного климата в классе.

Методы: теоретический анализ и синтез, классификация, сравнение,

обобщение.

 

 

Глава 1. Теоретический анализ проблемы психологического климата класса подросткового возраста.

1.1. Содержание понятия «психологического климата».

 

Психологический климат, или психологическая атмосфера— это преобладающий в группе или коллективе эмоциональный настрой, который является достаточно устойчивым образованием и определяется настроениями людей, их душевными переживаниями и волнениями, отношением друг к другу, к работе, к окружающим событиям.

В научной литературе употребляются различные термины, описывающие психологический климат: «социально-психологический климат», «морально-психологический климат», «психологический настрой», «психологическая атмосфера», «социально-психологическая обстановка», «эмоциональный климат». Впервые в отечественной науке термин «психологический климат» был введен Н.С. Мансуровым.

Одним из первых, кто раскрыл содержание социально-психологического» климата, был В. М. Шепель. По его мнению, психологический климат - это эмоциональная окраска психологических связей членов коллектива, возникающая на основе их близости, симпатии, совпадение характеров, интересов, склонностей.

Г. М. Андреева определяла психологический климат как «совокупность психологических состояния, настроения, отношений людей в группе и коллективе» [андреева].

По А. А. Бодалеву психологический климат - «Это качественная сторона межличностных отношений, проявляющаяся в виде совокупности психологических условий, способствующих или препятствующих продуктивной совместной деятельности и всестороннему развитию личности в группе».

Существует четыре подхода в понятие психологического климата.

Представители первого подхода (Л. П. Буева, Е. С. Кузьмин, Н. Н. Обозов, К. К. Платонов, А. К. Уледов) рассматривали климат как общественно-психологический феномен, состояние коллективного сознания. Климат понимается как отражение в сознании людей комплекса явлений, связанных с их взаимоотношениями, условиям труда, методами его стимулирования. Сторонники второго подхода (А. А. Русалинова, А. Н. Лутошкин) понимают климат как настроение группы людей.

Авторы третьего подхода (В. М. Шепель, В. А. Покровский, Б. Д. Парыгин) анализируют социально-психологический климат через стиль взаимоотношений людей, находящихся в непосредственном контакте друг с другом. В процессе формирования климата складывается система межличностных отношений, определяющих социальное и психологическое самочувствие каждого члена группы. По определению В.Д. Парыгина психологический климат - «Климат коллектива представляет собой преобладающий и относительно устойчивый психологический настрой коллектива, который находит многообразные формы проявления во всей его жизнедеятельности».

Создатели четвертого подхода (В. В. Косолапов, А. Н. Щербань, Л. Н. Коган) определяют климат в терминах социальной и психологической совместимости членов группы, их морально-психологического единства, сплоченности, наличия общих мнений, обычаев и традиций.

В понятии социально-психологического климата выделяются три «климатические зоны». Можно представит в виде таблицы:

 

Таблица 1

социальный моральный психологический
климат определяется осознанными целями и задачами, которые ставит перед собой коллектив;   моральный климат определяется моральными ценностями принятыми в данном коллективе;   психологический климат рассматривает неофициальные отношения, складывающиеся между учениками, находящимися в непосредственном контакте друг с другом.

 

Б. Д. Парыгин в структуре психологического климата выделяет 2 основных подразделения — отношения людей к труду и их отношения друг к другу. Данные отношения должны рассматриваться «через призму двух основных параметров психического настроя»:

 

Предметный настрой – направленность внимания и характер восприятия человеком тех или иных сторон его деятельности Эмоциональный настрой – отношение удовлетворенности или неудовлетворенности этими сторонами деятельности»

Рис.1 Структура психологического климата Б.Д. Парыгина.

Психологический климат в классе может быть благоприятный или неблагоприятный, здоровый или нездоровый. Представлен в виде таблицы.

Таблица 2.

Благоприятный климат в классе Неблагоприятный климат в классе
Может проявляться в следующем: в доверии и высокой требовательности членов группы друг к другу; взаимное расположение, понимание, сотрудничество; в отсутствии давления педагога на учеников и признании за ними права; отдельные значимые для группы решения; в высокой степени эмоциональной включенности и взаимопомощи в ситуациях, вызывающих состояние фрустрации у кого-либо из членов коллектива; в принятии на себя ответственности за состояния дел в группе каждым из ее членов; в преобладание бодрого, жизнерадостного тона во взаимоотношениях между школьниками, оптимизм в настроении; при взаимоотношениях на основе сотрудничества, взаимной помощи, доброжелательности; удовлетворенности принадлежности к коллективу; в свободном выражении собственного мнения при обсуждении вопросов, касающихся всего коллектива. Переживается каждым учеником как состояние удовлетворенности отношениями с одноклассниками, педагогами, своей учебой, ее процессом и результатами. Это повышает настроение школьника, его творческий потенциал, положительно влияет на желание учиться.   Присутствует невысокий уровень экспрессивности, негативная коммуникативная эмоциональность группы, общительности, ответственности, самоконтроля; конфликтность, агрессивность, антипатия ребят друг к другу, присутствует соперничество. Система неофициальных взаимоотношений недостаточно интегрирована в общую структуру психологического климата. Межличностное общение учеников группы связано с повышенным уровнем тревожности. Члены коллектива проявляют отрицательное отношение к более близкому отношению друг с другом. Критические замечания носят характер явных или скрытых выпадов, ребята позволяют себе принижать личность другого, каждый считает свою точку зрения главной и нетерпим к мнению остальных. индивидуально переживается как неудовлетворенность взаимоотношениями в классе, с учителями и одноклассниками. Это, естественно, сказывается на настроении школьника, его обучаемости и активности, на здоровье.  

В нездоровом коллективе отсутствуют нормы справедливости и равенства во взаимоотношениях, наблюдается разделение школьников на «привилегированных» и «пренебрегаемых»; презрительное отношение к слабым, высмеивание и враждебное отношение новичков в группе; успехи или неудачи одного оставляют равнодушными остальных членов группы, а иногда вызывают нездоровую зависть или злорадство. В группе наблюдается инертность, пассивность, некоторые ребята стремятся обособиться от остальных, учебную группу невозможно поднять на общее дело. Группа не способна объединиться, возникают растерянность, ссоры, взаимные обвинения; группа закрыты и не стремится сотрудничать с другими учебными группами; возникновение конфликтующих между собой группировок, отказывающихся от участия в совместной деятельности.

На формирование психологического климата в учебной группе оказывает влияние ряд факторов: макросреда и межличностные отношения – микросреда.

Благоприятный психологический климат зависит от хороших, доброжелательных отношений учеников друг к другу, положительной мотивацией, взаимоуважением, успешным руководством группой педагогом, хорошими коммуникациями, сотрудничеством, взаимопомощью.

Благоприятный климат вырабатывается самими членами группы и зависит от их усилий, от их воспитанности, от их культурного развития личностной сформированности. Психологический климат в группе «рождается в момент выявляемых отношений и существует пока посыл отношений от одного субъекта к другому совершается». Психологическая атмосфера определяется, прежде всего, отношением учеников к делу, ради которого существует группа или коллектив, и удовлетворенностью трудом. Благоприятная атмосфера будет только тогда, когда каждый обучающийся добросовестно, честно относится к своим обязанностям, отдавая все силы для достижения положительного результата в учении, труде, общественной работе. Только тогда отношения школьников в группе будут на равных.

Благоприятная атмосфера в коллективе возникает только тогда, когда каждый добивается определенного успеха в овладении знаниями, чувствует заинтересованность других ребят своего коллектива в его делах, ощущает их поддержку и сам, в свою очередь, готов прийти к ним на помощь. Психологический климат определяется не только включенностью учеников в учебный процесс, но также и участие ребят в общественной жизни коллектива. О благоприятном психологическом климате можно говорить тогда, когда все на равных участвуют в выполнении каких-то общих дел, когда есть постоянная сменяемость актива, когда у каждого есть чувство личной ответственности за порученное всему коллективу дело, когда ребята сами ищут полезные дела, а не ждут указаний.

На интеграцию и сплоченность учебной группы, как отмечает А.В. Петровский, «оказывает ценностно-ориентировочное единство, которое проявляется в совпадении установок, оценок и отношений к объектам, имеющий наибольшее значение для группы. Ценностно-ориентированное единство в коллективе предполагает тождество оценок по отношению к нравственному поведению субъектов, проявляющемуся как в деловой сфере, так и в личных взаимоотношениях. Но это единство оценок и позиций не касается индивидуальных вкусов, личных интересов, привычек и эстетических потребностей».

Важной составляющей психологического климата в ученической группе является доверие. Доверие - это мощная универсальная сила, влияющая практически на все, что происходит внутри организации и в отношениях между организациями и одновременно являющаяся структурной и культурной характеристикой организации.

Одним из важных показателей психологического климата в учебной группе являются скрытые и открытые межличностные конфликты между учениками. В любой ученической группе периодически возникают конфликты, однако, если они происходят слишком часто, то это негативно отражается как на самих конфликтующих, так и на всем классе.

Основой конфликта всегда являются противоречия между интересами одноклассников. Поэтому лучший и наиболее результативный путь разрешения конфликтов - устранение такого рода противоречий. Но гораздо важнее и эффективнее предупреждение нежелательного конфликта, чем его прекращение или разрушение.

Следует отметить, что чаще всего сложные, напряженные ситуации перерастают в конфликты в коллективах с невысоким уровнем развития, разобщенностью его членов, отсутствием между ними единства по вопросам совместной деятельности, низким уровнем этики общения.

Ученые утверждают, что «определенный минимум конфликтности способствует поддержанию в группе определенного тонуса социальной активности». Отсутствие всяких споров свидетельствует о неблагополучном психологическом климате. Успешно разрешенный конфликт способствует улучшению психологического климата в учебной группе, росту взаимопонимания.

Таким образом, психологический климат в учебной группе - это качественная сторона межличностных отношений школьников, которая проявляется в виде совокупности психологических условий, способствующих или препятствующих продуктивной совместной деятельности и всестороннему развитию учеников в учебной группе. Каждый член группы влияет на психологический климат коллектива, создавая и изменяя его. Так же сама психологический климат коллектива оказывает воздействие на каждого отдельного члена коллектива, заставляя его мыслить и поступать адекватно общим настроениям, через определенные связующие компоненты: отношение к учебе и труду, отношение к другим школьникам, отношение к жизни, Критерием благоприятного психологического климата в коллективе является командная сплоченность, совместимость, контактность, открытость, ответственность, уважение друг к другу.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.