Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






З. Фрейд о человеке, культуре, обществе. Фрейдомарксизм.






22. Основные понятия теоретической социологии Ф. Тённиса.

Теннис (TonniesTonnies) Фердинанд (26. 07.1855, Рип, близ Олденсворта, Шлезвиг, - 11.04.1936, Киль) - немеций социолог и историк философии, один из основоположников социологии в Германии, один из основателей Немецкого социологического общества и его президент. Фердинанд Тённис — основатель «формальной социологии». Соответственно предметом Ф. с. стали не конкретно-историч. социальные явления, а «чистые формы социальности», т. е. то общее, что свойственно всемобществ. явлениям: формы социального взаимодействия или социальных отношений.

Ее основная идея заключалась в противопоставлении понятий общинных (gemeinschaftliche) отношений и связей, с одной стороны, и общественных (gesellschaftliche) — с другой. Отношения первого рода коренятся в эмоциях, привязанности, душевной склонности и сохраняют собственную самоотождествленность как сознательно в силу следования традиции, так и бессознательно в силу эмоциональных уз и благодаря объединяющему влиянию общего языка. «Я различаю, — писал впоследствии Теннис, — следующие типы общественных отношений: 1) родовые отношения.Естественно, таковыми в первую очередь считаются собственно родовые или кровно-родовые отношения; 2) отношения соседства, характеризующиеся совместным проживанием, свойственные брачной и в узком смысле слова семейной жизни, однако в понятии имеющие более широкий смысл; 3) отношения дружбы, основывающиеся на сознании духовной близости или родства, поскольку такое сознание постулировано или положено в основу какого-либо рода совместной жизни; они приобретают особое социальное значение, когда осознаются как общая религиозная принадлежность, как «община» [16, с. 464].

Иной характер имеют отношения второго рода, или общественные отношения. Их принцип и основа — рациональный обмен, смена находящихся во владении вещей. Эти отношения, следовательно, имеют вещную природу и характеризуются в силу самой
природы обмена противоположно направленными устремлениями участников. Эти отношения частично зиждутся на отношениях описанного выше — общинного — типа, однако они могут существовать и между разделенными и чуждыми друг другу индивидами, даже между врагами, благодаря сознательному решению участвующих в них индивидов. В качестве индивидов в такого рода отношениях могут выступать различного рода группы, коллективы
или даже сообщества и государства, рассматриваемые как формальные «лица». «Сущность всех этих отношений и связей заключается в сознании полезности или ценности, которой обладает, может обладать или будет обладать один человек для другого и
которую этот другой обнаруживает, воспринимает и осознает. Отношения такого рода имеют, следовательно, рациональную структуру» [16, с. 464],

Фундаментом этих двух типов организации социальной жизни служат два типа воли, обозначаемые Теннисом как — Wesenwille и Kurwille (первоначально Wilkuer). Wesenwille — это воля сущности, т. е. в некотором смысле воля целого, определяющая любой, самый незначительный аспект социальной жизни. Kurwille означает иной тип действия интегрирующего фактора, ocлабление социальной воли, расчленение ее на множество частных суверенных воль, механически сочетающихся в целое общественной жизни.

В основе 2-х типов орган-ции соц.жизни лежат 2 типа воли: 1) сущностная воля – она относ-ся к общине; к ней относятся все эмоц-ные, аффективные, инстинктивные влечения 2) избирательная (произвольная) – воля связана с обществом; относятся все моменты разумного выбора.

 

Община и общество становились, таким образом, основным критерием классификации социальных форм. Так, общественные сущности или формы социальной жизни подразделялись на три типа:

(1) социальные отношения- социальные формы, которые обуславливаются возможностью возникновения на их основе взаимных прав и обязанностей участников и имеют объективный характер

(2) группы- социальные формы, возникающие на основе социальных отношений и характеризующиеся сознательным объединением индивидов для достижения определенной цели

(3) корпорации или объединения- социальная форма, обладающая четкой внутренней организацией

Социальные отношения существуют тогда, когда они не только чувствуются или осознаются как таковые участвующими в них индивидами, но и осознается их необходимость, а также в той мере, в какой из них происходят взаимные права и обязанности участников. Другими словами, социальные отношения — это отношения, имеющие объективный характер.

Совокупность социальных отношений Между более чем двумя участниками представляет собой «социальный круг». Социальный круг есть ступень перехода от отношения к группе. Группа образуется, когда объединение индивидов сознательно рассматривается ими как необходимое для достижения какой-то цели. Далее: какая-либо социальная форма именуется корпорацией или объединением в том случае, если она обладает внутренней организацией, т. е. определенные индивиды выполняют в ней определенные функции, причем их акты являются актами корпорации.

Деление на отношения, группы и объединения «перекрещиваются» с классификацией человеческих отношений по критерию «господство — товарищество». Лишь затем полученные в результате классификации типы членятся по наиболее общему критерию на «общинные» и «общественные».

Точно так же сложный характер имеет теннисовская классификация социальных норм, которые делятся на: (1) нормы социального порядка, (2) правовые нормы и (3) нормы морали. Первое — совокупность норм самого общего порядка, основанных первично на общем согласии или конвенции. Нормы порядка определяются нормативной силой фактов. Право, по Теннису, создается из обычаев или путем формального законодательства. Мораль устанавливается религией или общественным мнением. Все указанные нормативные нормы, в свою очередь, делятся на «общинные» и «общественные». Различия всех типов норм носят «идеально-типический» или аналитический характер. В реальности они не встречаются в чистом виде. Нормативные системы всех без исключения социальных форм оказываются составленными из совокупности норм, порядка, права и морали.

23. Чикагская социологическая школа: идеи и представители.

В США огромную известность приобрела Чикагская школа. Знаменитый Чикагский университет (сегодня в нем учится свыше 6 тыс. студентов), основанный в 1857 г. и уже в первой половине ХХ в. ставший крупным научным центром мира, дал жизнь нескольким научным школам, и не только в обществознании. В 1942 г. здесь под руководством Э. Ферми осуществлена первая цепная ядерная реакция.

Чикагская экономическая школа (Г. Шульц, Дж. Л. Лафлин, Веблен, Ф. Найт, У. Митчелл), в середине 60-х гг. ХХ в. перешла на позиции неолиберализма. Ее главные представители второго поколения - М. Фридмен, Ф. Найт, Г. Саймонс, Дж. Стиглер - выступали за невмешательство государства в экономику, полагая, что рыночный механизм обеспечит ее функционирование. Чикагская психологическая школа (Л. Терстоун, Дж. Энджелл, Б. Рамп, Дж. Уотсон, Г. Лэдд, Г. Карр, Дж. Г. Мид) возникла в рамках функциональной психологии. Получили известность также Чикагская школа политических наук (Ч. Мерриам.Х. Госснелл, Лассуэлл, Л. Уайт, Э. Фройнд), Чикагская антропологическая школа (Ф. Старр, Ф. Коул, Э. Сепир, Редфилд), Чикагская школа философии, ориентировавшаяся на прагматизм (Дж. Дьюи, Дж. Тафте, Э. Мур).

 

Как уже говорилось, в Чикагском университете в 1892 г. возник первый в мире социологический университет, возглавляемого А.Смоллом, с которого началась институциализация университетской социологии. Сам университет был основан семейством Рокфеллеров. Чикагская социологическая школа (Chicago School of Sociology) - явление в социологической науке действительно уникальное, не только вызывающее интерес у исследователей, но и имеющее безусловную значимость для развития социологии и ее утверждения как академической дисциплины[17]. Ее основателем считается Р. Парк.

С точки зрения социологии труда в деятельности Чикагской школы можно выделить характерные особенности: 1) развитие так называемой социальной деятельности (social work) - практические решения социальных проблем, порожденных урбанизацией и индустриализацией: безработицы, нищеты, преступности. Социальный работник (психолог, юрист, социолог) в 20-30-е гг. занимался решением социальных проблем производства - предупреждением конфликтов и решением трудовых споров, улучшением условий труда и стабилизацией кадров. Постепенно его вытеснил специализированный отдел управления персоналом; 2) появление в 1918 г. совместной работы У. Томаса и Ф. Знанецкого < Польский крестьянин в Европе и Америке>, обозначившей новый рубеж в развитии современной социологии; 3) разработка социально-экологической теории Р. Парка и Э. Берджеса, основными элементами которой являлись < социальная мобильность>, < социо-экономический статус>, < маргинальная личность>.
Роберт Парк
(1864-1944) - основатель Чикагской школы социологии, организатор " Общества социальных исследований" (1920) определял социологию как науку о коллективном поведении. Центральными темами его социологических исследований были расовые отношения и городская среда.

Концепцию социальной эволюции американский социолог представил как продукт взаимодействия природы индивида с окружающей его социальной и естественной средой. Согласно его представлению, общество помимо социального (культурного) уровня имеет биотический, лежащий в основе всего социального развития. Движущей силой этого развития он считал конкуренцию. В процессе продвижения общества от биотического к социальному уровню конкуренция может принимать различные сублимированные формы: от борьбы за выживание (через конфликт и адаптацию) до ассимиляции.

Как считал Р. Парк, социальная эволюция проходит четыре стадии, отсюда любой социальный организм имеет четыре соответствующих порядка:

· экологический,

· экономический,

· политический,

· культурный.

По мере продвижения к культурному порядку усиливаются социальные связи (пространственные, экономические, политические и, наконец, моральные), ограничивая свободу конкуренции и сдерживая биотическую стихию. Общество в процессе эволюции достигает оптимальной " соревновательной кооперации" и " согласия". Конфликт и консенсус рассматривались в его концепции как взаимосвязанные и взаимодополняющие стороны единого эволюционного процесса.

Соревнование рассматривалось Р. Парком как человеческая форма борьбы за выживание, характерная для всей жизни. Соревнование в его понимании было не социальным, а в значительной степени бессознательным и безличным. Первичной областью соревнования он признавал экономическую деятельность. Экономическое соревнование порождало тот вид порядка, который именовался им как экологический. Оно выступало у Р. Парка в качестве силы, создающей территориальное и профессиональное распределение населения, необходимое для разделения труда и организованной экономической взаимосвязи, в результате которого образуются города. Город, созданный в процессе экономического соревнования, имеет свою естественную среду для социальных групп, свои потенциалы для захвата пространства различными группами и типичную последовательную смену групп в данной местности. Конфликт же трактовался Р. Парком уже как социальное явление, поскольку здесь в процессе соревнования осознавались и учитывались другие лица.

При рассмотрении политического процесса Р. Парк демонстрирует, как соревнование может стать осознанным и принять форму конфликта. С его точки зрения, приспособление - это попытка индивидуумов и групп внутренне адаптироваться к ситуациям, созданным соревнованием и конфликтом. Когда это происходит, конфликт утихает. Ассимиляция завершает процесс благодаря глубокой трансформации личностей под влиянием интимных контактов.

Методологическая позиция Р. Парка, обусловленная пониманием им форм общественной эволюции: конкуренция - конфликт - приспособление - ассимиляция выступала в качестве принципа исследования миграционных процессов на Американском континенте. Особое внимание он уделял изучению выхода рас и народов из различного рода изоляции: географической, экономической и культурной. По его мнению, результатом этого глобального этносоциального процесса на индивидуальном уровне формируется новый тип личности - " маргинальная личность". Это новое для социологии понятие получило свое первое теоретическое обоснование именно у Р. Парка.

Маргинальная личность - это продукт естественного культурного процесса, расширяющегося взаимодействия культур. Этот тип личности появляется в том месте и в то время, где и когда из конфликта рас и культур начинают возникать новые сообщества, народы, культуры. Человек этих новых культур существует в двух мирах одновременно, поэтому для него характерен более широкий горизонт и более утонченный интеллект. Р. Парк считал маргинального человека более цивилизованным существом.

В 1930-е гг. Р. Парк, читая курс по социальной экологии, написал по данной теме ряд статей, из которых " Социальная экология" (1936) признается программной. В этой статье социолог обратил внимание на то, что помимо социальной организации существует система жизненных функциональных связей между людьми, которая может быть описана как " симбиотическая, или экологическая". В процессе научного исследования данной проблемы им были введены в научный обиход такие понятия, как " сеть жизни", " симбиоз", " биотическая основа общества", " социальное равновесие".

Исходным пунктом в построении Р. Парком социально-экологической концепции послужило его понимание общества как " глубоко биологического" организма, процесс социального изменения которого представляет движение от конфликта к согласию. Американский социолог утверждал, что кроме социального уровня, общество имеет еще уровень " биотический", лежащий в основе всего социального развития. При этом если на макроуровне биотические силы проявляются в экологическом порядке, пространственном размещении социальных институтов, то на микроуровне биотическая природа человека выражается в способности к передвижению в пространственном взаимодействии - миграции. Миграция как коллективное поведение образует экологический порядок общества, который является предметом исследования социальной экологии. А надстраивающийся над ним экономический, политический и культурный порядок представляет собой в совокупности " организацию контроля" посредством экономических законов, права, нравов, обычаев.

По мнению Р. Парка, существование и развитие общества зависят от того, насколько успешно оно передает от одного поколения к другому свои обычаи, нравы, навыки и идеалы, которые как элементы культуры могут быть определены одним понятием - " согласие". Основой разнообразия, тесноты социальных связей, консенсуса, социального приспособления выступает свобода передвижения. Иерархия степеней свободы индивида выстраивается по степени убывания от экологического порядка к культурному порядку. Так, индивиды чувствуют себя более свободными на экономическом уровне, чем на политическом, а на политическом - более свободны, чем на моральном.

Наиболее фундаментальная свобода, необходимая для существования любой формы жизни - это " свобода передвижения", которая позволяет " осваивать и видеть мир. За ней следуют свобода конкуренции за " место в общей экономике", свобода конкуренции за место и статус в социальной иерархии" (политическая свобода) и " свобода самосовершенствования", где основным ее ограничителем являются традиции и моральные нормы.

Вводя понятие " статус", отражающий общий индивидуализм американской социологии, Р. Парк делает акцент в социальных исследованиях на межличностные отношения и личность. Понятием " статус" он обозначает личное положение индивидуума в группе по отношению к другим. В качестве осознания различия между людьми выступает расовое самосознание, которое препятствует интимности и пониманию, поддерживает дистанцию и определяет социальный статус. Р. Парк, как впоследствии и его ученики, обращая внимание на такие личностные характеристики маргиналов, как беспокойство, агрессивность, честолюбие, чувствительность, стесненность, эгоцентричность.

В соответствии с представлениями Р. Парка о личной свободе, наиболее свободный тип личности - маргинальный человек, так как он не связан полностью ни с одним из видов традиций, моральных норм, ни с одной культурой. Если следовать логике социолога, то общество представляет собой совокупность нравов, обычаев, " согласия", а социальные изменения связаны, прежде всего, с изменением моральных норм, индивидуальных установок.

Р. Парк подчеркивал, что " изменение установок индивидов в обществе - это " своего рода барометр", указывающий на изменения, которые могут произойти в социальных институтах и привычках. Таким образом, социальные изменения вызваны эволюционным преобразованием человеческой природы и индивидуальных установок, а уже потом - и социальных институтов. По его мнению, характер изменения общества обусловлен биотически.

Социология, утверждал Р. Парк, должна продуцировать знание, полезное для разрешения социальных проблем, а не строить его исходя из " должного" представления об обществе, связанного с воображаемым социальным идеалом. Он пытался представить социальное изменение как серию проблем, стоящих перед отдельными " акторами". Для него была характерна двойственность гносеологической позиции, выражающейся в " метании" между " номинализмом и реализмом".

Эрнст Берджесс (1886-1966) - президент Американского социологического общества (1934) разрабатывал прикладной вариант социально-экологической теории Р. Парка для исследования города. Обширное и глубокое знание социологической методологии и методики, а также выдающиеся организаторские способности сделали его известным представителем Чикагской социологической школы.

Э. Берджесс, как большинство американских социологов, не отрицая значения количественных методов и стремясь к оптимальному сочетанию формализованных и неформализованных методов, все же отдавал в социальных исследованиях предпочтение качественным (идеографическим) методам. Наибольшим его вниманием среди этих методов пользовался монографический, который всесторонне описывал и объяснял явление или процесс при помощи соответствующих процедур. По мнению Э. Берджесса, достоинство биографического метода, который используется при анализе личных документов, биографий, интервью заключается в способности раскрыть внутренний мир человека, его вожделения, страхи и надежды. Для него опрос респондентов и анализ личных документов - основные социологические методы, которые позволяют проникнуть сквозь внешнюю оболочку видимого.

Как считал Э. Берджесс, статистические данные говорят о многом, но не обо всем. Они лишь ставят вопросы, многие из которых требуют дальнейшего изучения и более глубокого проникновения за пределы наблюдаемого поведения. Несмотря на приоритет качественных методов в исследовательской практике, он одним из первых осваивает и применяет новейшие статистические методы. Так, к изучению семейных отношений им был применен факторный анализ. Он же был одним из первых социологов в Чикаго, использовавший компьютер для обработки данных.

Э. Берджесс исходил из общих принципов чикагской социальной экологии и пытался объяснить все типы общественных явлений как адаптивные реакции на изменение среды: физической, социальной, межличностной. Его социальная концепция носила в большей степени социально-психологический характер, что отчетливо прослеживалось в эмпирических исследованиях. Так, в исследованиях города, связанных с социальной и пространственной мобильностью, он обращал внимание на межличностные контакты. У него в качестве исходных " социальных фактов" выступали индивиды. Касаясь социальных проблем преступности, он исходил из того, что преступник, прежде всего, личность с характерными для людей желаниями и представлениями, а затем уже преступник.

Социально-психологический крен у Э. Берджесса был более выражен, чем у Р. Парка. Он был ближе к " микроуровню" социально-экологической концепции и занимался операционализацией ее теоретических понятий. Ему принадлежит заслуга в разработке оригинальной теоретической концепции городского развития, которая дополняла социально-экологический подход Р. Парка.

В работах " Рост города: введение в исследовательский проект" (1925) и " Город" (1926), в написании которых Э. Берджесс принимал участие, пространственная организация города была представлена в виде концентрических зон, каждая из которых принадлежала особой социальной группе. Изменение в соотношении между группами приводило к очередному переделу городской территории. Для объяснения социальных процессов, происходящих в городе, авторы первоначально использовали теорию конфликта. По мере того как росло количество изученных районов, теория конфликта все менее принималась во внимание. Начинала превалировать идея о том, что социальные проблемы города являются функцией его географического (пространственного) положения. Такое объяснение социальных проблем делало возможным их разрешение с помощью изменения окружающей среды, что давало повод для проведения реформ в области градостроительства.

Исследование социальных проблем города велось Э. Берджессом по двум направлениям:

1) определение пространственного образа района, его ландшафта, топографии, размещения местного сообщества и созданных человеком структур: жилища, рабочие места, места отдыха и т.п.;

2) изучение " культурной жизни" района: образа жизни, обычаев, стереотипов.

Э. Берджесс считал миграцию (мобильность) семей, индивидов и институтов основным процессом, стимулирующим рост города. Причем пространственная мобильность зачастую рассматривалась им в качестве показателя и ускорителя социальной мобильности. На основании изучения внутригородской мобильности и динамики городских процессов им была разработана концепция концентрических зон города. Согласно этой концепции, изменение мобильности и динамики городских процессов в направлении от центра к периферии с последовательным наложением и вытеснением зон носит циклический, волновой характер. Сам феномен обновления и воспроизводства городского роста Э. Берджесс рассматривал в рамках общей социологической теории.

Исследования Э. Берджессом городской среды в значительной степени были направлены на изучение социальной и личной дезорганизации. Социальную дезорганизацию он рассматривал не столько с точки зрения социальной патологии, вызванной социальной реорганизацией, сколько в контексте взаимодействия и адаптации индивидов. Одним из наиболее явных проявлений " дезорганизации" Э. Берджесс считал рост преступности среди молодежи, особенно эмигрантской. Им и его учениками были созданы социальные карты распространения юношеской преступности в городе. По данным картографирования, малолетние преступники концентрировались в так называемых районах " распада" и в " переходных" районах.

Следуя своим теоретическим приоритетам, Э. Берджесс в исследовании преступности акцентировал внимание на личностных и социально-психологических аспектах данного явления. Он стремился выявить социальные факторы личностной дезорганизации с тем, чтобы определить пути ее " реорганизации", или " реабилитации". В этом плане особую известность приобрело исследование, выполненное по заказу следственного управления Иллинойса относительно освобождения преступника под ручательство, в котором социолог принимал участие.

Интерес к формированию и изменению личностных социально значимых характеристик проявился и в исследованиях Э. Берджесса, посвященных семейно-брачным отношениям. Эти исследования были сделаны в рамках его идей социальной экологии города. Анализ семейно-брачных отношений делался с упором на доказательство того, что урбанизация и индустриализация приводит семью сначала к обособлению в нуклеарную форму, а в конечном итоге - к ее распаду.

Основные идеи Э. Берджесса по социологии семьи были изложены в работах " Семья как единство взаимодействующих личностей" (1926) и " Семья" (1945). Семья в них рассматривалась как единство взаимодействующих личностей и та среда, в которой отдельный индивид становится личностью. " Единство", отмечал Э. Берджесс, отражает как состояние социальной организации, так и степень дезорганизации общества в целом. Исходным пунктом личностной дезорганизации он считал семью и вытекающие отсюда отношения детей и родителей. По его мнению, " социальные образцы", приобретаемые в процессе социализации в семье и не реализующиеся за ее пределами - основная причина личностной дезорганизации и дивиантного поведения.

Период в развитии общества, когда семейные " образцы" поведения, ценностей и т.п. не соответствуют общественным, Э. Берджесс считал периодом качественного социального изменения. Л нестабильность семейных отношений, института семьи - как одно из существенных свидетельств этого процесса. С другой стороны, стабилизация внешних и внутренних функций семьи связывалась им с окончанием процессов социального изменения и социальной дезорганизации.

Э. Берджесс при исследовании семьи один из первых в американской социологии прибег к психоанализу. Он считал, что социальная дезорганизация может быть облегчена благодаря использованию автобиографий для изучения этнологических процессов, способствующих личной дезорганизации. Э. Берджесс, исследуя проблемы семьи и социальной дезорганизации, исходил из предпосылки существования связи между личной и социальной дезорганизацией. Он свел социальную дезорганизацию к невротическим тенденциям внутри индивидов и рассматривал ее как продолжение личной дезорганизации, которую истолковывал психоаналитически.

Усвоение фрейдистских идей американской социологией происходило, с одной стороны, вследствие ослабления полового табу во всех слоях американского общества, а с другой - благодаря стремлению социологов понять человеческую иррациональность. Хотя социологи и критиковали психоанализ за его биологизм и субъективизм, все же они признавали идею психического детерминизма, ведущую роль детских переживаний и теорию исполнения желаний в человеческом поведении. Тем более что фрейдистская теория формирования личности была близка к теории сторонников социального взаимодействия, которая базировалась на эмпирическом изучении процессов развития и адаптации личности.

Э. Берджесс, анализируя процессы формирования личности в семье, многое заимствовал из психоаналитических теорий З. Фрейда и других психологов. Он считал, что всеми индивидами движут внутренние импульсы, которые истолковывал с социологической точки зрения, переводя их в схему четырех желаний У. Томаса: безопасности, нового опыта, господства и признания. Исполнение желаний и роль желаний в реальном поведении объяснял, как и З. Фрейд, процессами сублимации, доминирования и разочарования. Для описания эмоционального взаимодействия внутри семьи Э. Берджесс использовал эти и другие " психогенные процессы", такие как идентификация, дифференциация, чрезмерная опека, проекция, самовыражение, сдерживание и компенсация.

1920-1930-е гг. - период быстрого утверждения эмпирической тенденции в социологии в США. Чикагская социологическая школа во главе с Р. Парком и Э. Берджессом выдвинула на передний план проблемы человеческой экологии в условиях городской жизни. Она способствовала появлению исследований по самым различным асоциальным явлениям, например в работах Н. Андерсона " Бродяга" (1923), Ф. Трэшера " Шайка" (1927), Л. Вирта " Гетто" (1928), Р. Кейвена " Самоубийство" (1928).

С распространением эмпирической социологии в США старые " традиционные" теоретические школы в социологии стали утрачивать свое значение. Новое направление социологической деятельности акцентировало свое внимание на проблеме методов исследования. Эмпиризм превратился в превалирующую тенденцию развития всей американской социологии. Более того, в ней начинает господствовать представление о том, что социология должна быть только эмпирической наукой.

 

24. Символический интеракционизм: теоретические источники, предшественники и представители.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.