Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Государственная регистрация прекращения предпринимательской деятельности.






Государственная регистрация индивидуального предпринимателя при прекращении им предпринимательской деятельности осуществляется по следующим основаниям:

  • предприниматель принял решение о прекращении предпринимательской деятельности;
  • в связи с принятием судом решения о признании предпринимателя несостоятельным (банкротом);
  • в связи с принятием судом решения о прекращении деятельности индивидуального предпринимателя в принудительном порядке;
  • в связи с вступлением в силу приговора суда, которым индивидуальному предпринимателю назначено наказание в виде лишения права заниматься предпринимательской деятельностью на определенный срок;
  • в связи с аннулированием документа, подтверждающего право индивидуального предпринимателя временно или постоянно проживать в Российской Федераций, или в связи с окончанием срока действия указанного документа.
  • если индивидуальный предприниматель принимает решение о прекращении предпринимательской деятельности, то он должен представить в налоговый орган следующие документы:
    подписанное им заявление о государственной регистрации по форме № Р26001, утвержденной постановлением Правительства РФ от 19.06.2002 № 439 " Об утверждении форм и требований к оформлению документов, используемых при государственной регистрации юридических лиц, а также физических лиц в качестве индивидуальных предпринимателей ";
  • документ об уплате государственной пошлины. Размер государственной пошлины за государственную регистрацию прекращения физическим лицом деятельности в качестве индивидуального предпринимателя - составляет 20 процентов от размера государственной пошлины за государственную регистрацию физического лица в качестве индивидуального предпринимателя, 160 руб.

Государственная регистрация при прекращении физическим лицом деятельности в качестве индивидуального предпринимателя по иным причинам осуществляется на основании соответствующих документов, поступающих в налоговый орган.

 

Представление документов для государственной регистрации при прекращении физическим лицом деятельности в качестве индивидуального предпринимателя в связи с принятием им решения о прекращении данной деятельности осуществляется в порядке, предусмотренном ст. 9 Закона № 129-ФЗ. Документы представляются в налоговый орган непосредственно или направляются почтовым отправлением с объявленной ценностью при его пересылке и описью вложения. Иные способы представления документов в налоговый орган могут быть определены Правительством РФ. Заявление, представляемое в налоговый орган, удостоверяется подписью заявителя, подлинность которой должна быть засвидетельствована в нотариальном порядке. При этом заявитель указывает свои паспортные данные или, в соответствии с законодательством Российской Федерации, данные иного удостоверяющего личность документа и идентификационный номер налогоплательщика (при его наличии).

 

Государственная регистрация при прекращении физическим лицом деятельности в качестве индивидуального предпринимателя осуществляется в срок не более чем пять рабочих дней со дня представления документов в налоговый орган. Датой представления документов при осуществлении государственной регистрации является день их получения налоговым органом.

Государственная регистрация физического лица в качестве индивидуального предпринимателя утрачивает силу после внесения об этом записи в единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей. Подтверждением этому является свидетельство о государственной регистрации прекращения физическим лицом деятельности в качестве индивидуального предпринимателя по форме № Р65001.

В случае смерти физического лица, зарегистрированного в качестве индивидуального предпринимателя, признания его судом несостоятельным (банкротом), прекращения в принудительном порядке по решению суда его деятельности в качестве индивидуального предпринимателя, вступления в силу приговора суда, которым ему назначено наказание в виде лишения права заниматься предпринимательской деятельностью на определенный срок, государственная регистрация такого лица в качестве индивидуального предпринимателя утрачивает силу с момента соответственно его смерти, принятия судом решения о признании его несостоятельным (банкротом) или о прекращении в принудительном порядке его деятельности в качестве индивидуального предпринимателя, вступления в силу указанного приговора суда.

В случае аннулирования документа, подтверждающего право иностранного гражданина либо лица без гражданства временно или постоянно проживать в Российской Федерации, или окончания срока действия указанного документа государственная регистрация утрачивает силу со дня аннулирования указанного документа или окончания срока его действия (ст. 22.3 Закона № 129-ФЗ).

 

 

Создание, реорганизация и ликвидация юридического лица

Учреждение хозяйственных обществ

Способы создания хозяйственных обществ

Действующее российское законодательство устанавливает, что юридическое лицо может быть образовано путем учреждения либо путем реорганизации одного или нескольких существующих юридических лиц (ст. ст. 12 - 16 Закона о государственной регистрации юридических лиц).
Создание общества путем учреждения осуществляется по решению учредителей, в результате возникает новый субъект, который не является правопреемником другого юридического лица.
Путем реорганизации (слияния, присоединения, выделения, разделения или преобразования) одного или нескольких хозяйственных обществ тоже возникают новые субъекты права, но они являются правопреемниками участвующих в реорганизации обществ.

Решение об учреждении общества

Согласно п. 1 ст. 9 Закона об АО создание общества путем учреждения осуществляется по решению одного или нескольких его учредителей. Решение об учреждении общества принимается учредительным собранием. Возможна ситуация, при которой общество может быть создано одним лицом. Вместе с тем обществу запрещается иметь в качестве единственного учредителя другое хозяйственное общество, состоящее из одного лица.
По общему правилу учредителями юридического лица могут быть любые субъекты гражданского права, обладающие необходимыми для этого правоспособностью и дееспособностью: граждане, юридические лица, а также публично-правовые образования.
Закон может ограничивать состав учредителей различных видов юридических лиц. Так, в ст. 66 ГК РФ содержится запрет на участие в хозяйственных обществах государственных органов и органов местного самоуправления, кроме случаев, когда иное предусмотрено законом. Указанный запрет не исключает возможности выступать в качестве учредителей хозяйственных обществ непосредственно Российской Федерации, субъектов РФ и муниципальных образований. В данной статье также устанавливается, что учреждения, финансируемые собственниками, могут быть учредителями (участниками) хозяйственных обществ с разрешения собственника. В Постановлении Пленума ВАС РФ от 18 ноября 2003 г. N 19 разъяснено, что разрешение необходимо и в тех случаях, когда для указанных целей используются средства, составляющие доходы учреждения от разрешенной ему деятельности (п. 2 ст. 298 ГК РФ).

Учредительное собрание

Решения по основным вопросам, опосредующим процесс учреждения общества, принимаются на учредительном собрании. Учредительное собрание представляет собой совместное заседание учредителей по вопросу создания общества путем его учреждения.
Следует обратить внимание, что на учредительном собрании учредителями принимаются решения по нескольким вопросам:
- учреждение общества;
- утверждение устава;
- утверждение денежной оценки ценных бумаг, других вещей, имущественных или иных прав, имеющих денежную оценку, и вносимых учредителями в оплату акций, долей участия;
- избрание органов управления общества, ревизионной комиссии (ревизора) общества;
- утверждение аудитора общества.

Порядок принятия решения об учреждении общества

Условия, на которых создается акционерное общество, определяются на основе единогласного решения учредителей, за исключением решения об избрании органов управления и контроля общества, а также утверждения аудитора, голосование по которым осуществляется учредителями большинством в 3/4 голосов, которые представляют подлежащие размещению среди учредителей общества акции (п. 4 ст. 9 Закона об АО).
Решение об утверждении устава общества с ограниченной ответственностью, а также решение об утверждении денежной оценки вносимых учредителями общества вкладов принимается учредителями единогласно. Иные решения принимаются учредителями общества в порядке, предусмотренном Законом об ООО и учредительными документами общества (п. 1 ст. 11 Закона об ООО).

Содержание решения об учреждении общества

Законодательство устанавливает специальные требования к содержанию решения учредителя о создании юридического лица. Согласно Закону об АО решение об учреждении общества должно отражать результаты голосования учредителей и принятые ими решения по вопросам учреждения общества, утверждения его устава, избрания органов управления, ревизионной комиссии (ревизора) общества (п. 2 ст. 9 Закона об АО).
Следовательно, существенными положениями решения являются:
- принятие учредителями решения о создании юридического лица с указанием его организационно-правовой формы и наименования;
- утверждение устава юридического лица;
- избрание органов управления и контроля;
- размер уставного капитала общества;
- утверждение денежной оценки вкладов, вносимых учредителями в уставный капитал в неденежной форме.
Перечень обязательных положений решения об учреждении общества может быть расширен специальными законами.
Согласно ст. 12 Закона о государственной регистрации юридических лиц решение о создании юридического лица представляется в регистрирующий орган в виде протокола, договора или иного документа в соответствии с законодательством РФ. Решение одного учредителя на практике обычно оформляется в виде решения, а решение двух и более учредителей - в виде протокола учредительного собрания.

Договор о создании акционерного общества

В случае если количество учредителей хозяйственного общества два или более, между ними заключается договор о совместной деятельности по созданию акционерного общества (п. 5 ст. 9 Закона об АО) либо учредительный договор общества с ограниченной ответственностью (п. 1 ст. 11 Закона об ООО). Заключение таких договоров является закономерным этапом в процессе создания общества, поскольку " на данном этапе действует договорной механизм, основанный на согласовании воли учредителей".
По своей правовой природе договор о создании акционерного общества является разновидностью договора простого товарищества или о совместной деятельности, и к нему применимы общие нормы гражданского законодательства о договорных обязательствах, в том числе о недействительности сделок (п. 1 ст. 1041 ГК РФ).
Специфика договора о создании общества заключается в том, что его стороны несут не долевую (как в обычном договоре о совместной деятельности), а солидарную ответственность по вытекающим из него обязательствам, связанным с созданием общества и возникшим до его регистрации.
Однако ответственность учредителей по данным обязательствам может быть в последующем возложена на общество при условии одобрения общим собранием акционеров предпринятых учредителями действий по созданию общества (п. 3 ст. 10 Закона об АО).
Основные характеристики создаваемого общества, порядок осуществления деятельности, конкретные права и обязанности учредителей по созданию общества представляют собой существенные условия договора о совместной деятельности по созданию общества. Так, согласно п. 1 ст. 98 ГК РФ, п. 5 ст. 9 Закона об АО в договоре о создании акционерного общества должны быть определены условия:
- о порядке осуществления учредителями совместной деятельности по учреждению общества;
- о размере уставного капитала;
- о категориях и типах акций, подлежащих размещению среди учредителей;
- о размере и порядке оплаты акций учредителями.
Согласно п. 1 ст. 421 ГК РФ, закрепляющему принцип свободы договора, учредители могут включать в договор любые условия, не противоречащие закону или иным правовым актам.
Договор учредителей о совместной деятельности по организации общества, как правило, предшествует решению учредителей о создании нового субъекта права. Вместе с тем в отдельных случаях закон прямо устанавливает, что вопрос об участии создаваемого общества в других организациях (например, объединениях юридических лиц) должен решаться высшим органом данного юридического лица (пп. 18 п. 1 ст. 48 Закона об АО и др.). В этом случае заключению договора о совместной деятельности учредителей по созданию нового субъекта права должно предшествовать решение общего собрания юридического лица - учредителя.

Учредительный договор

В обществах с ограниченной или с дополнительной ответственностью учредительным документом наряду с уставом является учредительный договор. Существенные условия заключения учредительного договора содержатся в п. 2 ст. 52 ГК РФ. В п. 5 Постановления Пленумов ВС и ВАС РФ от 9 декабря 1999 г. N 90/14 указано, что учредительный договор является документом, регламентирующим создание общества с ограниченной ответственностью и взаимоотношения учредителей друг с другом и с обществом на период его существования.
Исходя из положений ГК РФ и других законодательных актов, учредительный договор можно определить следующим образом: это документ, в соответствии с которым учредители (участники) обязуются создать юридическое лицо и определяют порядок совместной деятельности по его созданию, условия передачи ему своего имущества, участия в его деятельности и управления этой деятельностью, условия распределения между собой прибыли и убытков, а также выхода из состава юридического лица.
Существенными условиями учредительного договора являются:
- об организационно-правовой форме будущего юридического лица;
- о порядке совместной деятельности учредителей по его созданию;
- о размере, составе, сроках и порядке передачи учредителями вкладов в имущество юридического лица;
- о размере доли каждого учредителя в уставном капитале юридического лица;
- об участии учредителей в деятельности юридического лица;
- о порядке управления деятельностью юридического лица;
- о порядке выхода учредителей из состава юридического лица;
- о составе и компетенции органов управления обществом и порядке принятия ими решений, в том числе по вопросам, разрешаемым единогласно или квалифицированным большинством голосов.
Учредительный договор подчиняется общим правилам о сделках и договорах (ст. ст. 153 - 181, 420 - 453 ГК РФ), если иное не установлено законом или не вытекает из существа учредительного договора.

Устав хозяйственного общества

Важным этапом в процессе создания хозяйственного общества является принятие и утверждение устава. Для акционерных обществ устав является единственным учредительным документом (п. 1 ст. 11 Закона об АО), как и для хозяйственных обществ, создаваемых одним учредителем.
Содержание устава хозяйственного общества составляет его условия, которые можно разделить на обязательные и факультативные.
К числу обязательных положений устава АО Закон относит (п. 3 ст. 11 Закона об АО):
- полное и сокращенное фирменное наименование общества;
- место нахождения общества;
- тип общества (открытое или закрытое);
- количество, номинальную стоимость, категории (обыкновенные, привилегированные) акций и типы привилегированных акций, размещаемых обществом;
- права акционеров - владельцев акций каждой категории (типа), размер уставного капитала общества;
- структуру и компетенцию органов управления общества и порядок принятия ими решений;
- порядок подготовки и проведения общего собрания акционеров, в том числе перечень вопросов, решение по которым принимается органами управления общества квалифицированным большинством голосов или единогласно;
- сведения о филиалах и представительствах общества.
Устав общества с ограниченной ответственностью, помимо сведений, касающихся наименования и места нахождения общества, количества и номинальной стоимости доли каждого участника, компетенции общего собрания, должен содержать также положения о порядке и последствиях выхода участника из общества, о порядке перехода доли (части доли) в уставном капитале общества к другому лицу, а также сведения о порядке хранения документов общества и о порядке предоставления обществом информации участникам общества и другим лицам.
Следует заметить, что положения, включаемые в число обязательных, могут быть либо императивно предусмотрены нормами законодательства, либо предписаны законодателем к обязательному включению в устав без определения их конкретного содержания. В частности, согласно ст. 11 Закона об АО устав акционерного общества должен содержать сведения об использовании в отношении общества специального права на участие Российской Федерации, субъекта РФ или муниципального образования в управлении обществом (" золотая акция").
К положениям, возможность закрепления которых в уставе отдана на усмотрение учредителей либо органов управления общества, могут быть отнесены положения, устанавливающие определенное правило и вместе с тем допускающие иное регулирование в уставе. Например, согласно п. 1 ст. 34 Закона об АО акция, принадлежащая учредителю общества, не предоставляет права голоса до момента ее полной оплаты, если иное не предусмотрено уставом общества. В соответствии с нормой ст. 48 Закона об АО некоторые вопросы, входящие в компетенцию общего собрания акционеров, могут быть отнесены к компетенции совета директоров, например вопрос об увеличении уставного капитала путем выпуска дополнительных акций; о формировании исполнительного органа и досрочном прекращении его полномочий.
В отдельных случаях уставом акционерного общества дополнительно могут быть предусмотрены иные положения, не противоречащие нормам федеральных законов, например, могут быть установлены ограничения, касающиеся количества акций, принадлежащих одному акционеру, суммарной номинальной стоимости акций, а также максимального числа голосов, предоставляемых одному акционеру (п. 3 ст. 11 Закона об АО). В уставе могут также содержаться нормы, определяющие предмет и цели деятельности конкретного общества, устанавливающие границы гражданской правосубъектности общества как юридического лица. Таким образом, следует признать правомерной возможность общества ограничить свою правоспособность, хотя ГК РФ предусматривает для коммерческой организации общую правоспособность.

Формирование уставного капитала хозяйственного общества
при его учреждении

Важнейшим элементом юридического состава учреждения хозяйственного общества является формирование его уставного капитала. Согласно п. 2 ст. 16 Закона об ООО на момент государственной регистрации общества его уставный капитал должен быть оплачен учредителями не менее чем наполовину. В акционерном обществе не менее 50% акций общества, распределенных при его учреждении, должно быть оплачено в течение трех месяцев с момента государственной регистрации общества (п. 1 ст. 34 Закона об АО).
Согласно п. 2 ст. 25 Закона об АО при учреждении общества все его акции должны быть распределены между учредителями. Акции общества, распределенные при его учреждении, должны быть полностью оплачены в течение года с момента государственной регистрации общества, если меньший срок не предусмотрен договором о создании общества. Учредитель акционерного общества должен полностью внести свой вклад в уставный капитал общества в течение срока, который определен учредительным договором и который не может превышать одного года с момента государственной регистрации общества.
Аналогичное положение содержится в п. 1 ст. 16 Закона об ООО, согласно которой каждый учредитель общества должен полностью внести свой вклад в уставный капитал ООО в течение срока, который определен учредительным договором и который не может превышать одного года с момента государственной регистрации общества.

Государственная регистрация хозяйственного общества

Хозяйственное общество считается созданным с момента его государственной регистрации. Именно с моментом государственной регистрации законодатель связывает возникновение, изменение и прекращение правосубъектности юридического лица. Значение момента государственной регистрации проявляется также в том, что только с этого момента изменения, внесенные в учредительные документы хозяйственных обществ, приобретают силу для третьих лиц (п. 4 ст. 12 Закона об ООО, п. 2 ст. 14 Закона об АО).
С моментом государственной регистрации связано возникновение не только прав, но и обязанностей. Так, согласно п. 1 ст. 16 Закона об ООО каждый учредитель общества должен полностью внести свой вклад в уставный капитал общества в течение срока, который определен учредительным договором и который не может превышать одного года с момента государственной регистрации. С фактом государственной регистрации законодательство связывает и прекращение прав и обязанностей юридического лица. Например, юридическое лицо считается реорганизованным, за исключением случаев реорганизации в форме присоединения, с момента государственной регистрации юридического лица, создаваемого в результате реорганизации.
Действующим законодательством предусматривается, что государственную регистрацию юридических лиц осуществляет Федеральная налоговая служба в порядке, определяемом Законом о регистрации юридических лиц.
Основанием для отказа в регистрации может служить лишь нарушение установленного порядка создания и несоответствие устава общества действующему законодательству. Отказ в регистрации по мотивам нецелесообразности создания хозяйственного общества не допускается.
Согласно действующему законодательству для государственной регистрации общества в регистрирующий орган необходимо представить следующие документы:
- заявление о регистрации общества, составленное по форме, утвержденной Правительством РФ, и подписанное заявителем;
- решение о создании общества;
- учредительные документы общества;
- документы об уплате государственной пошлины.
При государственной регистрации обществ с участием иностранных инвесторов должна быть дополнительно представлена выписка из реестра иностранных юридических лиц соответствующей страны происхождения или иное равное по юридической силе доказательство юридического статуса иностранного юридического лица - учредителя (ст. 12 Закона о государственной регистрации юридических лиц).
Иностранные юридические лица обязаны доказать, что они существуют как таковые в стране своего учреждения, и представить в связи с этим выписку из соответствующего реестра этой страны. На практике в связи с этим возникают определенные сложности, поскольку законодательство ряда стран разрешает существование компаний де-факто, которые подлежат определенному учету и регистрации лишь в случае возникновения такой необходимости по законодательству страны, где они находятся или осуществляют свою деятельность.
Но допускается при государственной регистрации требование гарантийных писем и иных документов, подтверждающих местонахождение общества, указанное в уставе. При этом ответственность за вред, причиненный третьим лицам ввиду недостоверности указанного в уставе места нахождения, несут учредители (учредитель) общества.

Реорганизация хозяйственных обществ

Понятие реорганизации

Реорганизация является особым правовым явлением, ей присущи черты, свойственные как процедуре учреждения юридических лиц, так и их ликвидации. С одной стороны, хозяйственное общество может быть создано не только путем учреждения вновь, но и в результате реорганизации уже существующего юридического лица. При этом главное отличие этих двух способов создания юридических лиц заключается в том, что к хозяйственному обществу, создаваемому в результате реорганизации, переходят права и обязанности его правопредшественников. При учреждении вновь создаваемому обществу обязанности учредителей не передаются. С другой стороны, в результате реорганизации чаще всего происходит прекращение юридического лица, что сближает реорганизацию с ликвидацией. Однако в ходе ликвидации права и обязанности ликвидируемой организации не переходят в порядке правопреемства к иным лицам, что и отличает этот процесс от реорганизации.

Виды реорганизации

Согласно действующему законодательству (п. 1 ст. 57 ГК РФ, п. 2 ст. 15 Закона об АО, п. 2 ст. 51 Закона об ООО) существует пять видов реорганизации.
Слияние - возникновение нового общества путем передачи ему всех прав и обязанностей двух или нескольких обществ с прекращением последних (п. 1 ст. 16 Закона об АО, п. 1 ст. 52 Закона об ООО).
Присоединение - прекращение одного или нескольких обществ с передачей всех их прав и обязанностей другому обществу (п. 1 ст. 17 Закона об АО, п. 1 ст. 53 Закона об ООО).
Разделение - прекращение общества с передачей всех его прав и обязанностей вновь создаваемым обществам (п. 1 ст. 18 Закона об АО, п. 1 ст. 54 Закона об ООО).
Выделение - создание одного или нескольких обществ с передачей ему (им) части прав и обязанностей реорганизуемого общества без прекращения последнего (п. 1 ст. 19 Закона об АО, п. 1 ст. 55 Закона об ООО).
Преобразование - изменение организационно-правовой формы юридического лица (п. 5 ст. 58 ГК РФ).

Основные признаки реорганизации

На основании анализа особенностей упомянутых видов реорганизации представляется возможным выделить следующие основные черты реорганизации.
Процесс реорганизации осуществляется на основании положений нескольких законодательных актов, в том числе ГК РФ, Закона об АО, Закона об ООО и Закона о защите конкуренции.
Реорганизация - это особая процедура, в ходе которой происходит прекращение, а в большинстве случаев и (или) создание юридического лица, сопровождающееся переходом прав и обязанностей реорганизованного юридического лица (правопредшественника) в порядке правопреемства к другому юридическому лицу (правопреемнику).
Реорганизация хозяйственных обществ может проходить как в добровольном, так и в принудительном порядке. В первом случае реорганизация общества осуществляется на основании решения его акционеров (участников) и проходит в любой из перечисленных выше форм (п. 1 ст. 57 ГК РФ). Во втором реорганизация осуществляется по решению уполномоченных государственных органов или по решению суда и может осуществляться исключительно в форме разделения или выделения (абз. 1 п. 2 ст. 57 ГК РФ).
В подавляющем большинстве случаев реорганизация хозяйственных обществ происходит в добровольном порядке.

Добровольная реорганизация

Как правило, добровольная реорганизация хозяйственных обществ осуществляется по следующим причинам.
Необходимость повышения эффективности управления компанией.
Приобретение новых активов.
Объединение активов компаний для достижения наилучших результатов.
Повышение инвестиционной привлекательности компании.
Решение проблемы миноритарных акционеров.
Создание холдинговой структуры с индивидуализацией самостоятельных бизнес-процессов в результате реорганизации коммерческой организации путем выделения из ее состава отдельных дочерних хозяйственных обществ.

Принудительная реорганизация

Принудительная реорганизация встречается довольно редко, обычно она применяется антимонопольными органами в целях развития конкуренции на отечественных рынках и недопущения установления монопольного положения хозяйствующих субъектов.
Представляется возможным выделить следующие случаи принудительной реорганизации хозяйственных обществ, инициированной антимонопольными органами.
В случае нарушения порядка получения предварительного согласия антимонопольного органа на осуществление сделок и иных предусмотренных законом действий.
В рамках осуществления государственного контроля за экономической концентрацией антимонопольный орган выдает предварительное согласие на осуществление целого ряда действий, связанных со слиянием, присоединением и созданием коммерческих организаций (ст. 27 Закона о защите конкуренции). В том случае, если коммерческая организация была создана без получения указанного предварительного согласия, антимонопольный орган вправе обратиться в суд с требованием о ее реорганизации в форме выделения или разделения (п. 1 ст. 34 Закона о защите конкуренции). Исковое заявление направляется в судебные органы только в том случае, если создание организации привело или может привести к ограничению конкуренции, в том числе в результате возникновения или усиления доминирующего положения.
Следует отметить одну недоработку упомянутого законодательного положения. Пункт 1 ст. 34 Закона о защите конкуренции предусматривает разделение или выделение коммерческой организации, созданной без получения предварительного согласия антимонопольного органа. При этом в качестве способов создания указываются такие разновидности реорганизации, как слияние и присоединение. Если в случае со слиянием вопросов не возникает, то указание на то, что в результате присоединения одной коммерческой организации к другой создается новое юридическое лицо, вряд ли можно принять как правильное. В данном случае происходит прекращение присоединяемого лица с передачей его прав и обязанностей организации, к которой осуществляется присоединение. Создания нового субъекта права здесь не происходит. Понятна мысль законодателя, который предусматривает разделение или выделение коммерческой организации, приобретающей права и обязанности присоединяемого к ней юридического лица. Однако указанное положение Закона требует изменений и корректировки в соответствии с положениями действующего законодательства о создании и реорганизации юридических лиц.
При условии, когда хозяйственное общество, на которое возложена обязанность уведомлять антимонопольный орган об осуществлении действий, указанных в Законе, нарушило установленный порядок уведомления.
Порядок разделения и выделения компаний аналогичен изложенному в предыдущем пункте. Следует только добавить, что случаи, когда коммерческая организация обязана уведомлять антимонопольные органы о своих действиях, подробно изложены в ст. 30 Закона о защите конкуренции.
В случае систематического осуществления монополистической деятельности хозяйственным обществом, занимающим доминирующее положение.
Согласно п. 1 ст. 38 Закона о защите конкуренции в рассматриваемой ситуации антимонопольный орган вправе обратиться в суд с иском о принудительном разделении нарушающего закон хозяйственного общества или выделении из его состава одной или нескольких организаций. При этом в отношении кредитной организации антимонопольный орган вправе подать иск только по предварительному согласованию с ЦБ РФ.
Следует отметить, что решение суда о реорганизации хозяйственного общества принимается в целях развития конкуренции, если выполняются в совокупности следующие условия:
- существует возможность обособления структурных подразделений коммерческой организации;
- отсутствует технологически обусловленная взаимосвязь структурных подразделений коммерческой организации (в частности, тридцать и менее процентов общего объема производимой структурным подразделением продукции, выполняемых работ, оказываемых услуг потребляется иными структурными подразделениями этой коммерческой организации);
- существует возможность самостоятельной деятельности на соответствующем товарном рынке для юридических лиц, созданных в результате реорганизации.

Общие правила реорганизации

Необходимо особо подчеркнуть, что правила осуществления реорганизации едины как для принудительного, так и для добровольного случая. Однако, если акционеры (участники) хозяйственного общества, уполномоченный ими орган не осуществят реорганизацию юридического лица в срок, определенный в решении уполномоченного государственного органа, суд вправе назначить внешнего управляющего хозяйственным обществом и поручить ему осуществить реорганизацию этого юридического лица. С момента назначения внешнего управляющего к нему переходят полномочия по управлению делами общества (абз. 2 п. 2 ст. 57 ГК РФ).
Изменяя форму ведения бизнеса, следует учитывать, что формирование имущества хозяйственных обществ, создаваемых в результате реорганизации, осуществляется только за счет имущества реорганизуемых обществ. Это правило установлено для акционерных обществ (п. 3 ст. 15 Закона об АО). Однако есть все основания полагать, что указанные правила могут быть распространены и на общества с ограниченной ответственностью. Ведь достаточно сложно предположить, что в реорганизации хозяйственного общества принимают участие третьи лица, которые вносят в его уставный капитал какие-либо активы. Точно так же нельзя представить и передачу участниками реорганизуемого общества своего имущества в уставный капитал новой организации: если допустить подобные действия, они могут серьезно ограничить права миноритарных участников хозяйственных обществ.
В законодательстве предусмотрены особые условия реорганизации, если в отношении открытого акционерного общества используется специальное право на участие соответственно Российской Федерации и ее субъектов в управлении компании (" золотая акция"). Представители Российской Федерации, а также ее субъектов, назначенные в совет директоров организации, могут наложить вето на принимаемое решение о реорганизации общества (п. 3 ст. 38 Закона о приватизации).
Следует отметить, что для хозяйственных обществ, осуществляющих отдельные виды деятельности (например, банковскую, страховую, инвестиционную), федеральными законами могут быть предусмотрены особые правила реорганизации (п. п. 3 и 4 ст. 1 Закона об АО, п. 2 ст. 1 Закона об ООО). В частности, ЦБ РФ имеет право запретить реорганизацию кредитной организации, если в результате ее проведения возникнут основания для применения мер по предупреждению несостоятельности (банкротства).

Смешанная реорганизация

Представляет интерес вопрос о " смешанной" реорганизации. Например, выделение хозяйственного общества и его одновременное слияние с другим обществом не может быть осуществлено в рамках единой процедуры.

Защита прав и интересов кредиторов реорганизуемых обществ

Особое внимание в действующем законодательстве уделяется защите интересов кредиторов реорганизуемых хозяйственных обществ. Реорганизация может значительно ухудшить положение кредиторов обществ, участвующих в реорганизации. Например, при выделении, когда в новое юридическое лицо выводятся высоколиквидные активы, а все основные обязательства остаются на балансе реорганизуемого общества. Маловероятно, что такой должник сможет погасить хотя бы часть своих долгов. Вот почему и в ГК РФ (ст. 60), и в Законе об АО (п. 6 ст. 15), и в Законе об ООО (п. 5 ст. 51) сделаны попытки обезопасить добросовестных кредиторов от подобных ситуаций.
В частности, не позднее 30 дней с даты принятия решения о реорганизации (а при слиянии или присоединении - с даты принятия решения об этом последним из обществ, участвующих в этом процессе) хозяйственное общество обязано письменно уведомить об этом своих кредиторов. В этот же срок реорганизуемая компания должна опубликовать в печатном издании, предназначенном для публикации данных о государственной регистрации юридических лиц, сообщение о принятом решении.
На основании этого кредиторы общества в течение 30 дней с даты направления им уведомлений или в течение 30 дней с даты опубликования сообщения о принятом решении вправе письменно потребовать досрочного прекращения или исполнения соответствующих обязательств общества и возмещения им убытков.
Во избежание нарушений указанных сроков государственная регистрация обществ, созданных в результате реорганизации, и внесение записей о прекращении деятельности реорганизованных обществ осуществляются при наличии доказательств уведомления кредиторов в установленном законом порядке. В качестве таких доказательств могут служить почтовые квитанции об отправке писем с обязательной описью вложения, а также экземпляр печатного издания с размещенным на его страницах объявлением о реорганизации общества.

Защита прав и интересов миноритарных акционеров
(участников) реорганизуемых обществ

Зачастую рыночная стоимость акций может существенно понизиться в результате проведенной реорганизации. Вот почему владельцы голосующих акций реорганизуемых компаний, если они голосовали против принятия решения о его реорганизации либо не принимали участия в голосовании, вправе требовать от общества выкупа всех или части принадлежащих им акций (п. 1 ст. 75 Закона об АО). Этот принцип позволяет защитить права главным образом миноритарных акционеров, которые считают, что в результате реорганизации их имущественным интересам будет нанесен вред.
Цена выкупа акций устанавливается советом директоров компании, которая не может быть ниже рыночной стоимости, определяемой независимым оценщиком. При этом оценщик не вправе учитывать изменения рыночной стоимости, произошедшие из-за принятия решения о реорганизации (п. 3 ст. 75 Закона об АО).
В качестве иллюстрации законодательных положений о защите прав миноритарных акционеров обратимся к процедуре выделения и разделения хозяйственных обществ. Если решение о выделении предусматривает конвертацию акций реорганизуемого общества в акции создаваемого общества или распределение акций среди акционеров прежнего общества, любой акционер этого общества, голосовавший против или не принимавший участия в голосовании по вопросу о реорганизации общества, должен получить акции каждого общества, создаваемого в результате выделения. При этом акции должны предоставлять те же права, что и акции, принадлежащие ему в реорганизуемой компании, пропорционально числу принадлежащих ему акций этого общества (п. 3.3 ст. 19 Закона об АО).
Акционер разделяемого общества, голосовавший против или не принимавший участия в голосовании по вопросу о реорганизации общества, также должен получить акции каждого общества, создаваемого в результате разделения пропорционально числу принадлежащих ему акций этого общества. Данные ценные бумаги должны предоставлять те же права, что и принадлежащие акционеру акции реорганизуемого общества (п. 3.3 ст. 18 Закона об АО).
При проведении реорганизации особую роль приобретает достоверность сведений, содержащихся в бухгалтерских балансах хозяйственных обществ. Крайне важно сопоставить фактическое наличие имущества с данными бухгалтерского учета, проверить полноту отражения в учете обязательств. Всего этого можно достичь только по результатам инвентаризации имущества хозяйственных обществ и их денежных обязательств, поэтому действующее законодательство предусматривает обязательное проведение инвентаризации в случае реорганизации. Это требование закреплено п. 2 ст. 12 Закона " О бухгалтерском учете".

Правопреемство при реорганизации

В зависимости от вида реорганизации права и обязанности реорганизуемых лиц переходят к новым обществам на основании следующих документов:
- при слиянии, присоединении и преобразовании хозяйственных обществ их права и обязанности переходят к вновь возникшему обществу на основании передаточного акта;
- в случае разделения или выделения хозяйственного общества к вновь созданным юридическим лицам права и обязанности переходят в соответствии с разделительным балансом (ст. 58 ГК РФ).
Указанные документы играют особую роль при реорганизации, устанавливая, какое имущество и какие долги переходят к конкретным хозяйственным обществам. Учитывая важность этих документов, они должны быть утверждены общим собранием акционеров (участников) хозяйственных обществ и представлены вместе с учредительными документами для государственной регистрации вновь возникших юридических лиц или внесения изменений в учредительные документы существующих организаций (п. 2 ст. 59 ГК РФ, п. 1 ст. 14 Закона о государственной регистрации юридических лиц).
В действующем акционерном законодательстве закреплен ряд требований к содержанию передаточного акта и разделительного баланса. Так, согласно п. 6 ст. 15 Закона об АО передаточный акт, разделительный баланс должны содержать положения о правопреемстве по всем обязательствам реорганизуемого общества в отношении всех его кредиторов и должников, включая оспариваемые обязательства и порядок определения правопреемства в связи с изменениями вида, состава, стоимости имущества реорганизуемого общества, а также в связи с возникновением, изменением и прекращением прав и обязанностей реорганизуемого общества, которые могут произойти после даты, на которую составлены передаточный акт, разделительный баланс.
Общие рекомендации по данному вопросу, в частности, содержатся в Приказе Минфина России от 20 мая 2003 г. N 44н " Об утверждении Методических указаний по формированию бухгалтерской отчетности при осуществлении реорганизации организаций". На основании этого нормативного акта можно определить содержание передаточного акта и разделительного баланса, куда включаются:
- бухгалтерская отчетность, в соответствии с которой определяется состав имущества и обязательств реорганизуемой организации, а также их оценка на последнюю отчетную дату перед датой оформления передачи имущества и обязательств в установленном законодательством порядке;
- акты (описи) инвентаризации имущества и обязательств реорганизуемой организации, проведенной в соответствии с законодательством РФ и иными нормативными правовыми актами перед составлением передаточного акта или разделительного баланса, подтверждающих их достоверность (наличие, состояние и оценку имущества и обязательств);
- первичные учетные документы по материальным ценностям (акты (накладные) приемки-передачи основных средств, материально-производственных запасов и др.), перечни (описи) иного имущества, подлежащего приемке-передаче при реорганизации организаций;
- расшифровки (описи) кредиторской и дебиторской задолженностей с информацией о письменном уведомлении в установленные сроки кредиторов и дебиторов реорганизуемых организаций о переходе с момента государственной регистрации организации имущества и обязательств по соответствующим договорам и контрактам к правопреемнику о расчетах с соответствующими бюджетами, государственными внебюджетными фондами и др.

Проблемы лицензирования

При реорганизации хозяйственных обществ необходимо уделять внимание вопросу принадлежности специального права, т.е. лицензиям на право осуществлять определенные виды предпринимательской деятельности. Лицензия выдается строго определенному лицу, отвечающему определенным требованиям, предъявляемым к лицензируемым организациям. Вот почему лицензия теряет юридическую силу и считается аннулированной с момента прекращения деятельности общества в результате реорганизации (п. 2 ст. 13 Закона о лицензировании). Однако данное правило не распространяется на преобразование хозяйственных обществ.
Согласно ст. 11 Закона о лицензировании правопреемник преобразованной организации (вновь образованное общество) в целях закрепления за собой специального права должен не позднее чем через пятнадцать дней с даты принятия решения о преобразовании подать заявление о переоформлении документа, подтверждающего наличие лицензии.

Особенности совершения отдельных сделок при реорганизации

Учитывая особую роль реорганизации в деятельности компании, в Законе об АО предусмотрена возможность установления особого порядка совершения реорганизуемым обществом отдельных сделок и (или) видов сделок или запрет на их совершение с момента принятия решения о реорганизации общества и до момента ее завершения. При этом сделка, совершенная с нарушением указанного особого порядка или запрета, может быть признана недействительной по иску реорганизуемого общества и (или) реорганизуемых обществ, а также акционера реорганизуемого общества и (или) реорганизуемых обществ, имеющего этот статус на момент совершения сделки (п. 7 ст. 15 Закона об АО).

Особенности различных видов реорганизации

Как уже отмечалось выше, реорганизация может осуществляться в различных формах.

Слияние и присоединение

Данные виды реорганизации схожи по сущности и механизму осуществления, вот почему рационально рассматривать их вместе.
По своей сути слияние хозяйственных обществ представляет собой создание нового общества с передачей ему прав и обязанностей двух или нескольких хозяйственных обществ, деятельность которых прекращается. В данном случае имеет место своеобразное равноправие юридических лиц, ведь оба хозяйственных общества прекращают свою деятельность.
Под присоединением понимается прекращение одного или нескольких хозяйственных обществ с передачей всех их прав и обязанностей другому обществу. Присоединяемые общества фактически утрачивают свою самостоятельность, добровольно вливаясь в другое хозяйственное общество.
Процедура осуществления реорганизации более полно разработана для акционерных обществ. Вследствие этого при рассмотрении механизма реорганизации сначала предполагается излагать порядок, установленный для акционерных обществ, а потом уже - для обществ с ограниченной ответственностью.

Этапы процедуры слияния (присоединения)

Выделяется несколько этапов реорганизации акционерных обществ в форме слияния и присоединения.
1. Заключение договора о слиянии (присоединении).
2. Заседания советов директоров хозяйственных обществ, участвующих в реорганизации.
3. Проведение общих собраний акционеров реорганизуемых обществ.
4. Осуществление государственных регистрационных процедур.
Рассмотрим эти этапы.
Заключение договора о слиянии (присоединении).
Подписанию этого документа обычно предшествует кропотливая работа по согласованию плана реорганизации. Особое внимание на этой стадии реорганизации следует уделять содержанию договора о слиянии (присоединении). Действующее законодательство довольно подробно регламентирует содержание такого договора. В частности, договор о слиянии должен содержать следующие сведения:
1) наименование, место нахождения каждого общества, участвующего в слиянии, а также наименование, место нахождения общества, создаваемого путем реорганизации в форме слияния;
2) порядок и условия слияния;
3) порядок конвертации акций каждого общества, участвующего в слиянии, в акции создаваемого общества и соотношение (коэффициент) конвертации акций таких обществ;
4) указание о количестве членов совета директоров создаваемого общества, избираемых каждым обществом, участвующим в слиянии, если уставом создаваемого общества в соответствии с Федеральным законом не предусматривается осуществление функций совета директоров создаваемого общества общим собранием акционеров этого общества;
5) список членов ревизионной комиссии или указание о ревизоре создаваемого общества;
6) список членов коллегиального исполнительного органа создаваемого общества, если уставом создаваемого общества предусмотрено наличие коллегиального исполнительного органа и его образование отнесено к компетенции общего собрания акционеров;
7) указание о лице, осуществляющем функции единоличного исполнительного органа создаваемого общества;
8) наименование, сведения о месте нахождения реестродержателя создаваемого общества (далее - регистратор), если в соответствии с федеральным законом ведение реестра акционеров создаваемого общества должно осуществляться регистратором.
Необходимо особо отметить, что договор о слиянии (присоединении) нельзя рассматривать как обязательный для обществ документ до момента его утверждения общими собраниями акционеров всех обществ, намеревающихся объединиться.
Заседания советов директоров реорганизуемых обществ.
При проведении слияния каждый совет директоров объединяющихся обществ должен:
а) созвать внеочередное общее собрание акционеров;
б) утвердить повестку дня собрания, включив в нее вопросы:
- о реорганизации в форме слияния;
- об избрании членов совета директоров общества, создаваемого в результате слияния (п. 2 ст. 16 Закона об АО).
В случае присоединения советы директоров хозяйственных обществ принимают несколько иные решения:
а) созывают внеочередное общее собрание акционеров;
б) утверждают повестку дня собрания, включив в нее вопрос о реорганизации в форме присоединения (п. 2 ст. 17 Закона об АО).
Совет директоров общества, к которому осуществляется присоединение, выносит также для решения общим собранием акционеров такого общества иные вопросы, если это предусмотрено договором о присоединении. Кроме того, совет директоров присоединяемого общества выносит на решение общего собрания акционеров вопрос об утверждении передаточного акта.
Проведение общих собраний акционеров реорганизуемых обществ.
Общее собрание акционеров каждого общества, участвующего в слиянии, принимает решение по вопросу о реорганизации каждого такого общества в форме слияния, которое включает в себя:
- утверждение договора о слиянии и передаточного акта общества, участвующего в слиянии;
- утверждение устава общества, создаваемого путем реорганизации в форме слияния;
- принятие решения по вопросу об избрании членов совета директоров.
В случае присоединения общие собрания акционеров обществ, участвующих в реорганизации, принимают различные решения.
Общество, к которому осуществляется присоединение:
- решение по вопросу о реорганизации в форме присоединения, включающее в себя утверждение договора о присоединении, а также решения по иным вопросам (в том числе решение о внесении изменений и дополнений в устав такого общества), если это предусмотрено договором о присоединении.
Присоединяемое общество:
- решение по вопросу о реорганизации в форме присоединения, включающее в себя утверждение договора о присоединении, передаточного акта.
В случае если акционеры положительно проголосовали по всем предложенным вопросам, можно переходить к завершающим этапам реорганизации.
Осуществление государственных регистрационных процедур.
На данном этапе реорганизации требуется:
- при слиянии - обратиться в регистрирующий орган для государственной регистрации вновь создаваемого юридического лица;
- в случае присоединения - подать заявление в регистрирующий орган об исключении из государственного реестра присоединяемых обществ.
Таким образом, слияние считается завершенным с момента государственной регистрации вновь возникшего общества, а присоединение - с момента внесения в государственный реестр записи о прекращении деятельности последнего из присоединенных юридических лиц (п. п. 2 и 5 ст. 16 Закона о государственной регистрации юридических лиц).
Серьезное значение в процессе реорганизации имеет вопрос эмиссии ценных бумаг, прежде всего акций. Необходимо отметить, что особенности эмиссии ценных бумаг при реорганизации юридических лиц регулируются Стандартами эмиссии ценных бумаг.

Особенности слияния и присоединения обществ
с ограниченной ответственностью

Процесс слияния и присоединения, происходящий в обществах с ограниченной ответственностью, по своей сути аналогичен процедуре, предусмотренной для акционерных обществ. Однако есть и различия:
1) процесс реорганизации обществ с ограниченной ответственностью регламентирован не так подробно, как процедура реорганизации акционерных обществ;
2) в случае реорганизации не предусмотрена возможность выкупа обществом с ограниченной ответственностью долей, принадлежащих участникам общества;
3) действующее законодательство не предусматривает необходимости государственной регистрации долей образованного в результате реорганизации общества, как это предусмотрено для выпуска акций.
Осуществление процесса слияния и присоединения хозяйственных обществ в некоторых случаях подпадает под антимонопольный контроль.

Разделение и выделение

Под разделением хозяйственного общества признается его прекращение с передачей всех прав и обязанностей вновь создаваемым обществам. То есть на базе одного общества создается несколько новых хозяйственных обществ.
Выделение представляет собой создание одного или нескольких обществ с передачей им части прав и обязанностей реорганизуемому обществу без прекращения последнего. В данном случае, несмотря на создание нового общества, прежнее общество не прекращает свою деятельность.

Этапы процедуры разделения (выделения)

Применительно к акционерным обществам этапы разделения (выделения) включают:
1) заседание совета директоров реорганизуемого общества;
2) проведение общего собрания акционеров реорганизуемого общества;
3) осуществление государственных регистрационных процедур.
Рассмотрим эти этапы.
Заседание совета директоров общества.
Совет директоров обязан принять решения:
а) о проведении внеочередного общего собрания акционеров;
б) о включении в повестку дня собрания следующих вопросов:
- о реорганизации общества в форме разделения (выделения);
- об избрании совета директоров каждого общества, создаваемого в процессе реорганизации.
Проведение общего собрания акционеров реорганизуемого общества.
Общее собрание акционеров принимает решение о реорганизации общества, которое должно содержать:
- наименование, сведения о месте нахождения каждого создаваемого общества;
- порядок и условия разделения (выделения);
- особенности размещения акций;
- список членов ревизионной комиссии или указание о ревизоре каждого создаваемого общества;
- список членов коллегиального исполнительного органа каждого создаваемого общества;
- указание о лице, осуществляющем функции единоличного исполнительного органа каждого создаваемого общества;
- указание об утверждении разделительного баланса с приложением разделительного баланса;
- указание об утверждении устава каждого создаваемого общества с приложением устава каждого создаваемого общества;
- наименование, сведения о месте нахождения регистратора создаваемого общества.
Государственная регистрация вновь образованных обществ.
Реорганизация юридического лица в форме разделения считается завершенной с момента государственной регистрации последнего из вновь возникших юридических лиц, а юридическое лицо, реорганизованное в форме разделения, считается прекратившим свою деятельность (п. 3 ст. 16 Закона о государственной регистрации юридических лиц).
Реорганизация юридического лица в форме выделения считается завершенной с момента государственной регистрации последнего из вновь образованных обществ (п. 4 ст. 16 Закона о государственной регистрации юридических лиц).
После реализации всех указанных выше этапов осуществляется эмиссия ценных бумаг акционерных обществ, имеющая много общего с соответствующей процедурой, выполняемой при слиянии (присоединении).
Как и в случае со слиянием и присоединением, процедура разделения (выделения) обществ с ограниченной ответственностью аналогична рассмотренному выше механизму для акционерных обществ.
При этом заметим, что процедура реорганизации акционерных обществ претерпела некоторые изменения в связи с принятием ФЗ от 27 июля 2006 г. N 146-ФЗ. Если раньше процесс реорганизации акционерных обществ и обществ с ограниченной ответственностью был практически идентичным, то теперь ситуация несколько изменилась. Основным различием процедуры реорганизации применительно к АО и ООО является то, что при реорганизации акционерных обществ для завершения процедуры не требуется проводить общие собрания вновь созданных обществ. В обществах с ограниченной ответственностью наличие таких собраний обязательно.

Преобразование

Рассматриваемый вид реорганизации хозяйственных обществ представляет собой изменение организационно-правовой формы юридического лица. Хозяйственные общества могут быть преобразованы в строго ограниченный круг юридических лиц:
в соответствии с п. 1 ст. 56 Закона об ООО и п. 1 ст. 2 Закона о народных предприятиях общества с ограниченной ответственностью могут быть преобразованы в:
- акционерное общество;
- общество с дополнительной ответственностью;
- производственный кооператив;
- акционерное общество работников (народное предприятие);
согласно п. 1 ст. 20 Закона об АО акционерные общества могут быть преобразованы в:
- общество с ограниченной ответственностью;
- производственный кооператив;
- некоммерческое партнерство.
При этом следует учитывать, что закрытые акционерные общества могут свободно преобразоваться в акционерные общества работников (народное предприятие), в то время как открытым подобная трансформация запрещена, если их работникам принадлежит менее 49 процентов уставного капитала (п. 1 ст. 2 Закона о народных предприятиях).
Кроме того, исходя из п. 4 ст. 7 Закона об АО, открытые акционерные общества, акции которых находятся в государственной (муниципальной) собственности, не могут быть преобразованы в юридические лица иной организационно-правовой формы или участвовать в реорганизации, приводящей к созданию такого юридического лица.
Общество с ограниченной ответственностью и закрытое акционерное общество не подлежат преобразованию в открытое акционерное общество, если размер уставного капитала вновь созданного общества окажется ниже минимального уровня, установленного для ОАО (ст. 26 Закона об АО). Однако акционеры могут при желании увеличить размер уставного капитала до нужного уровня, и тогда изменение формы ведения бизнеса возможно.
Разумеется, при преобразовании хозяйственных обществ будут действовать количественные ограничения, установленные в отношении численности участников новых юридических лиц. Например, при преобразовании акционерного общества в общество с ограниченной ответственностью количество участников не должно превышать пятидесяти (п. 3 ст. 7 Закона об ООО). В то же время в случае трансформации хозяйственного общества в производственный кооператив необходимо помнить, что число его членов - физических лиц не может быть менее пяти (ст. 4 Закона о производственных кооперативах).

Этапы преобразования

Этапы преобразования целесообразно проанализировать на примере акционерных обществ. Процедура преобразования АО аналогична порядку, предусмотренному для обществ с ограниченной ответственностью.
Заседание совета директоров акционерного общества.
Совет директоров должен принять следующие решения:
а) о проведении внеочередного общего собрания акционеров;
б) о включении в повестку дня собрания вопроса о реорганизации общества в форме преобразования (п. 2 ст. 20 Закона об АО).
Проведение общего собрания акционеров реорганизуемого общества.
Общее собрание акционеров по вопросу о реорганизации общества в форме преобразования принимает решение о реорганизации. Содержание данного решения по основным моментам совпадает с изложенным выше содержанием решения, принимаемого в случае разделения и выделения (подробнее см. п. 3 ст. 20 Закона об АО).
После одобрения всех вопросов повестки дня собрания происходит переход к следующим этапам преобразования.
Государственная регистрация созданного юридического лица.
Реорганизация юридического лица в форме преобразования считается завершенной с момента государственной регистрации вновь возникшей организации, а преобразованное юридическое лицо - прекратившим свою деятельность (п. 1 ст. 16 Закона о государственной регистрации юридических лиц).

Изменение типа акционерного общества

Исходя из действующего законодательства, не исключается возможность преобразований закрытых акционерных обществ в открытые, и наоборот. Следует учитывать, что изменение типа общества не является реорганизацией юридического лица, поскольку его организационно-правовая форма не изменяется (п. 23 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда от 18 ноября 2003 г. N 19). В связи с этим требования, предусмотренные при реорганизации в части составления передаточного акта, уведомления кредиторов о предстоящем изменении типа акционерного общества предъявляться не должны. Не применяются при этом и другие нормы, касающиеся реорганизации общества, в том числе предоставляющие акционерам право требовать выкупа принадлежащих им акций общества, если они голосовали против преобразования или не участвовали в голосовании.
Преобразование акционерного общества одного типа в акционерное общество другого типа осуществляется по решению общего собрания акционеров с внесением соответствующих изменений в устав общества (утверждением устава в новой редакции) и их государственной регистрацией в установленном порядке.

Ликвидация хозяйственных обществ

Ликвидация хозяйственного общества в обычном порядке

Понятие ликвидации

Общие условия ликвидации юридических лиц содержатся в ст. ст. 61 - 64 ГК РФ.
Под ликвидацией следует понимать прекращение деятельности юридического лица без перехода прав и обязанностей в порядке правопреемства к другим лицам. Данным обстоятельством ликвидация отличается от процедуры реорганизации.

Основания ликвидации

К хозяйственным обществам применимы общие условия ликвидации юридических лиц.
Общество может быть ликвидировано:
- в добровольном порядке по решению общего собрания участников;
- принудительно на основании решения суда по требованию уполномоченных государственных органов в случае осуществления запрещенной законом деятельности, осуществления деятельности при отсутствии надлежащего разрешения, если наличие такового необходимо для деятельности данного вида, либо в связи с грубым нарушением законов или иных правовых актов, а также в иных случаях, предусмотренных действующим законодательством.
Заметим, что уполномоченными органами по обращению в суд с исковым заявлением о ликвидации юридического лица могут быть, в частности:
- регистрирующие органы по основаниям, предусмотренным п. 2 ст. 25, п. 3 ст. 26 Закона о государственной регистрации юридических лиц; п. 2 ст. 2 Федерального закона от 10 декабря 2003 г. N 174-ФЗ " О государственной регистрации выпусков акций, размещенных до вступления в силу Федерального закона " О рынке ценных бумаг" без государственной регистрации";
- антимонопольный орган по основаниям, предусмотренным пп. " д" п. 6 ч. 1 ст. 23 Закона о защите конкуренции.
Вместе с тем согласно п. 9 информационного письма Президиума ВАС РФ от 13 января 2000 г. N 50 " Обзор практики разрешения споров, связанных с ликвидацией юридических лиц (коммерческих организаций)" обязанности по проведению ликвидации юридического лица не могут возлагаться арбитражным судом на государственный или муниципальный орган, по иску которого судом принято соответствующее решение. Соответствующие обязанности должны возлагаться на лиц или органы, уполномоченные на то законами или учредительными документами юридического лица.

Добровольная ликвидация

Добровольная ликвидация общества может быть осуществлена в связи с истечением срока, на который оно было создано, достижением цели, которая ставилась учредителями при его создании, и т.д. (п. 2 ст. 61 ГК РФ).
При этом акционерное общество может быть ликвидировано по решению общего собрания квалифицированным большинством голосов - не менее 3/4 от присутствующих на общем собрании акционеров - владельцев голосующих акций. При решении данного и прочих вопросов ликвидации юридических лиц необходимо помнить о том, что характер решений должен быть полностью согласован с положениями учредительных документов ликвидируемого общества. Общество с ограниченной ответственностью может быть ликвидировано только по единогласному решению его участников.
Перечень оснований добровольной ликвидации хозяйственных обществ не является исчерпывающим. В частности, решение о добровольной ликвидации акционерного общества общее собрание акционеров обязано принять, если по окончании второго и каждого последующего финансового года в соответствии с годовым бухгалтерским балансом, предложенным для утверждения акционерам общества, или по результатам аудиторской проверки стоимость чистых активов общества оказывается меньше величины уставного капитала, указанного в ст. 26 Закона об АО.
Согласно п. 2 ст. 62 ГК РФ учредители юридического лица или орган, принявший решение о ликвидации юридического лица, назначают ликвидационную комиссию (ликвидатора).
Буквальное толкование соответствующей нормы позволяет утверждать, что, по смыслу законодателя, сначала принимается решение о ликвидации, а затем - решение о назначении ликвидационной комиссии. Заметим, что в соответствии со ст. 33 Закона об ООО данные вопросы рассматриваются в качестве самостоятельных при определении компетенции общего собрания участников общества. Между тем, как показывает практика, в этой ситуации следует принимать единое решение.
В соответствии со ст. 20 Закона о государственной регистрации юридических лиц учредители (участники) юридического лица или орган, принявший решение о ликвид






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.