Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Часть третья. Радостно пиликал будильник, хотя за окном было еще темно






 

13.

 

Радостно пиликал будильник, хотя за окном было еще темно. Анна встала, в привычном порядке включила чайник, прошла в душ. С мокрыми волосами она появилась на кухне, как раз когда вода закипела. Она налила себе кофе, включила телевизор. Симпатичный диктор бормотал утренние новости, Анна пропускала слова мимо ушей, как фон. Через десять минут она оделась, положила в большой плоский портфель несколько свернутых холстов, сегодня она отвезет их в галерею. Картины как всегда восторженно примут, даже оформить возьмутся сами, а через пару дней перезвонят, предлагая забрать гонорар и принести новые работы. Анну будут уговаривать организовать персональную выставку, и она в который раз откажется, скромно улыбнувшись, и никогда больше не появится в этой галерее. Благо, в Москве масса выставочных залов.

Анна посмотрела на себя в зеркало, выключила свет в прихожей и вышла за дверь. Лампочка в подъезде горела подозрительно тускло. На улице висел легкий безветренный мороз; еще не погасли фонари, и их желто-оранжевые пятна на сугробах чередовались с сиреневыми предрассветными тенями. Анна дошла до метро, станция казалась немного необычной - то ли чище, то ли светлее. Она не придала большого значения этой зрительной неправильности. В вагоне почти никого не было, только старушка в полусне съежилась на сиденье, и несколько понурых лиц раскачивались на поручнях, как тряпичные куклы - ехали стоя, чтобы не проспать нужную станцию. На мгновение зрение опять подвело Анну, и в мерцающем свете ей показалось, что люди и правда лишь тряпичные куклы. Анна склонила любопытно голову, присмотрелась. Нет, люди как люди. Все-таки что-то в этом утре было не так.

Заскрипел громкоговоритель: " Осторожно, двери закрываются. Следующая станция Спортивная" Двери выдохнули, вагон тронулся, нырнул в туннель. Позвольте, как Спортивная. Только что была Спортивная. Анна зашла в метро на Спортивной.

Поезд не слышал мыслей девушки, ему было все равно, он несся в подземном мраке. Наверное, ослышалась. Вот и станция. Анна буквально открыла рот: поезд въезжал на станцию, на которой она две минуты назад вошла в вагон. Она поднялась с сиденья, подумала, и села снова. Надо посмотреть, что произойдет дальше.

Вагон снова скрылся в туннеле, еще пара минут ожидания, и... опять Спортивная. Анне стало не по себе. Когда станция показалась в четвертый раз, девушка вскочила и решительно направилась к двери. На ее пути возник человек. Его не было раньше в вагоне, совершенно точно. Он словно вырос из-под земли... хотя все итак происходило под землей.

Анна огляделась. Людей в вагоне уже не было, на поручнях болтались грязные тряпичные куклы, а вместо старухи в углу валялся мешок, из которого сыпалась подгнившая проросшая картошка. Высокий, на голову выше Анны, светловолосый человек с темными, как сама ночь, глазами преграждал ей путь. Он наклонился, приблизив свое лицо к девушке и прошептал:

- Нам надо поговорить.

Двери были готовы закрыться, и Анна попыталась выскользнуть из вагона, оступилась и полетела вниз. Пол раскололся, словно стеклянный, и девушка падала в темноту, над ней стремительно удалялся электрический свет поезда метро, и лицо странного человека. Анна неслась в пустоте, с ней вместе летели стеклянные осколки вагона, резали руки, звенели, догоняли и порхали вокруг вопреки всем законам физики. Мысли Анны падали вместе с ней; она пыталась понять, на самом ли все деле; и если нет, то где закончилась реальность, и началось это. Вдруг пустота стала осязаемой, сгустилась, Анна рухнула на что-то, а приподнявшись поняла, что проснулась в своей постели.

 

Радостно пиликал будильник, хотя за окном было еще темно.

Анна отдышалась, приходя в себя после ощущения бесконечного полета в никуда. Она осмотрелась: точно, все был лишь странный сон. Девушка встала, прошла на кухню, машинально включив чайник, затем в душ. Она пыталась осмыслить сон, но он уже стал призрачным в ее бодрствующем сознании и таял на глазах. Прохладная вода окончательно привела ее в чувства. Мысли сменились планами на день.

Выпив кофе, Анна собралась, оглядела себя в зеркало, потянулась к выключателю, но странное ощущение, что все это уже было, удержало ее. Дежавю. Анна оставила свет гореть и вышла в подъезд. Она остановилась перед тусклой лампочкой, пару минут посмотрела на нее. Оранжево-сиреневые сугробы тоже напоминали что-то. Станция метро, непривычно чистая. Сердце Анны застучало громче, но она осторожно продолжила путь, другого выхода не было. Девушка пропустила первый подошедший поезд, села во второй. Черт. Все в точности, как во сне. Только теперь то Анна не спит. Но почему тогда снова повторяются станции. Предчувствие наполняло девушку, но что именно должно произойти? Понимание по-прежнему не приходило. Анна поднялась, чтобы выйти из вагона, перед ней вырос человек. " Нам надо поговорить."

Конечно, надо - теперь ведь все наяву, теперь она понимает, что все не просто так. Она отступила от двери, чтобы остаться с человеком и услышать нечто важное. Поезд тронулся рывком, девушка не удержалась и полетела на пол, а сквозь него - в пустоту и осколки, задаваясь вопросом, как это может быть...

Снова очнувшись в своей постели, Анна уже не могла быть уверена ни в чем.

 

В эту ночь сон во сне повторялся шесть раз, и постоянно Анна проверяла каждую деталь, стараясь либо вырваться из втянувшего ее круговорота, либо поговорить со странным человеком. В очередной раз поднявшись с кровати, Анна решила никуда не ехать сегодня. Ощущение реальности пропало, она не знала, спит, или бодрствует. Впервые за много лет случилось то, что не поддавалось ни объяснению, ни ее власти.

Светало. Анна уютно устроилась на диване, рассуждая о происходящем, фоном бормотал телевизор.

 

14.

 

- Ты правда считаешь, что она придет сегодня?

- Не сегодня, так завтра. Дни уже мало значат. Она не может не прийти.

- Да. Верно. Будем просто ждать.

- Конечно, - густой бархатный голос был спокоен и уверен. -Надо быть поосторожнее, не напугать малышку в первую встречу. Итак придется действовать лаконично.

 

Анна вышла из дома только к вечеру. Весь день она писала и размышляла. Нечто важное, казалось, было совсем рядом. Она была на волосок от какой-то истины, но этот волосок оставался упрям и прочен. Анна чувствовала, что сон снова придет, что ответ надо искать именно там. Оставалось решить, как. Погоня за незримой истиной не пугала, а приносила удовольствие. Она готова сотни раз провалиться сквозь тьму. Уже несколько лет жизни в Москве Анна ходила по замкнутому кругу, и сон был тому подтверждением. Не хватало цели.

Красивая девушка двадцати семи лет; мужчины падали у ее ног и были этим счастливы. Люди находили в ней то, что всегда искали - вымышленный идеал, и слепо верили. Но она всегда исчезала внезапно, насытившись чужим теплом. Талантливая художница, признанная таинственная звезда своего жанра. Но популярность принадлежала ее творчеству, а не ей. Анна сама гнала от себя известность. Ее лица не знал никто, хотя ее картины уже путешествовали по всему миру и прославляли ее имя. Она тщательно скрывалась от славы, никогда не появляясь в одних и тех же галереях и у одних и тех же агентов. Те, кто ее встречал, уже через пару дней могли вспомнить черты лица грубо приблизительно, а фотографироваться Анна отказывалась. Она чувствовала, что пока ее персона должна оставаться в тени собственного таланта. Будет цель - она явится миру.

 

Анна остановилась у киоска и разглядывала очередную обложку сплетнической газетки, где в коллаж из портретов ее собственной кисти была вмонтирована Мона Лиза с размытым лицом. Да, мало фантазии у репортеров. Она купила газету и небрежно сунула в рюкзачок.

Сегодня ей назначено в " Граале". Трехэтажный домик в стиле модерн ютился между стеклянных башен. На высоту второго и третьего этажа сиял барельеф гигантской золотой чаши, помпезно усыпанной искрами светодиодов, словно драгоценными камнями; реклама нелепо затмевала изящество самого здания, зато виднелась издалека. Чашу венчала небесно-голубая неоновая надпись " Грааль". Около входа название повторялось уже на простой черной с золотыми буквами табличке, с дальнейшим пояснением: " Клуб изящных искусств. 8: 00 - 23: 00. Свободный вход 12: 00 - 20: 00. Выходной - Понедельник"

" Грааль" был известен в кругу живописцев, музыкантов, поэтов, признанных и непризнанных талантов и их поклонников. Богемная публика стекалась сюда вечерами, и общалась за закрытыми дверями, поддерживая статус клуба. По утрам здесь кипела закулисная работа - подготовка залов и экспозиций, частные уроки, репетиции музыкантов и групп. Днем же " Грааль" был любезно доступен для рядовых зрителей и посетителей, покупателей и слушателей. Этим и объяснялось двойное расписание.

 

Анна протянула руку к тяжелой двери с литой ручкой, но замерла. Ее пальцы скользнули по самой двери. Резьба - вот что привлекло ее внимание и снова заставило усомниться в собственном бодрствовании. Дверь украшал замысловатый узор, сплетение из змей и цветов. В точности такой, который был на любимой кожаной папке Анны. Она всегда носила ее с собой, поэтому сейчас нашла в рюкзаке и стояла перед дверью, не зная, что важнее - дверь или то, что за ней. Эта папка - единственное, что уцелело в пожаре, ну кроме самой Анны, конечно.

Когда девочка проснулась от холода, вокруг не было ни ее комнаты, ни родителей, ни прошлого. На обгоревшем столике лежала открытка, которой мама закладывала страницу в книге сказок; та, с резным домиком, от него почти ничего не осталось теперь. Сама книга тоже не уцелела, хотя нетронутой оказалась кожаная обложка. " О Боже, идем скорее! " - воскликнул вбежавший пожарный, схватил мокрую Анну, а девочка инстинктивно вцепилась в обрывок прошлой жизни, неумолимо ускользавшей. С тех пор обложка стала папкой для рисунков, Анна не оставляла ее нигде и никогда, и никогда не видела такого же орнамента.

И вот, то ли эхо прошлого, то ли очередной сон отпечатался резным узором на двери " Грааля". Помедлив еще с полминуты Анна спрятала папку и вошла в клуб.

 

- Здравствуйте, - плавно приблизилась к посетительнице администратор, дама лет пятидесяти, гламурная во внешности, голосе и манере двигаться.

Анна окинула взглядом холл. Здесь царила роскошь, опасно граничащая с вульгарностью или китчем, но не переходящая эту грань. Тяжелые парчовые портьеры скрывали современные окна, темного дерева двери были плотно закрыты, по стенам размещались десятки картин в богатых рамах. Холл освещала хрустальная люстра, и сложно было сразу определить, настоящие в ней свечи, или электрические - в ровной общей симфонии света мерцали и колыхались отдельные нотки. В то же время, легкая аккуратная стойка администратора и доска с информацией при входе были подсвечены галогеновыми лампами и блестели хромом и пластиком. Одна стена была полностью покрыта гигантским гобеленом, изображавшим бархатные склоны гор и серебряную гладь моря, величественный купол неба. Сквозь лес в отдалении мчалась верхом группа охотников, по воде двигались под светящимися парусами корабли, птицы вились над побережьем. В небе клубились густые облака, на которых расположились люди в алых одеждах. Это не были ангелы или божественные существа, от гобелена вообще не веяло религиозностью, чем-то другим. Люди на облаках, казалось, ведут повседневную беседу.

- Нравится? - с гордостью произнесла гламурная дама. До сих пор она деликатно молчала, позволяя Анне осмотреться. - Всем нравится. Этот Мир прекрасен, каким и должен быть.

- Да, - Анна оторвала взгляд от мастерской работы.

На самом деле Анну заинтересовал не только и не столько сюжет. Гобелен был живой, движущийся, дышащий. Он мог бы быть ее произведением. Кроме одного - он не излучал чувств, которые так искусно вплела бы сюда Анна. В нем было что-то другое. Издалека доносился звук флейты.

- Концерт уже начался, я не могу вас пустить, к сожалению, это наше правило, - дама явно ждала объяснений цели визита.

- Я не на концерт, простите...?

- Мадам Анри, - пояснила дама. - Управляющая показами Клуба.

- Очень приятно. Анна. Анна Нежина. Мне было назначено сегодня утром, я приношу извинения, что не смогла приехать в нужное время.

- О, Анна. Мэтр ждал вас утром, - нисколько не удивившись появлению легенды во плоти ответила Мадам Анри. - Очень вам рады, но к сожалению я не тот человек, кто вам нужен. Вы хотели выставить у нас картины, верно?

- Да.

- Вам нужно встретиться с Мэтром, - Анна удивлялась необычной манере называть себя в этом странном месте. Хотя в творческом мире встречается и не такое, но " Грааль" был поистине странным местом. - Сейчас его нет. Мэтра можно застать утром в рабочем кабинете, или позже вечером, на Клубных собраниях. Но туда я могу вас пустить, если только он сам даст такое распоряжение. Простите, такие правила.

- Хорошо, Мадам Анри. Могу я попытаться встретиться с... э... с Мэтром сегодня?

- Да, собрание в девять, я сообщу о вас в самом начале, и если Мэтр даст согласие, я выйду за вами, деточка. Я думаю, сегодня вы встретитесь, он ждал вас. Вы же понимаете, что вы не рядовой рисовака, каких толпы входят в эту дверь, - уже загадочным шепотом добавила Мадам.

- Благодарю, Мадам, - Анна привычно передразнивала интонации и жесты собеседницы. И повторяя мелодию предыдущей фразы, понизив голос: - Могу я просить вас об одолжении? Я бы хотела оставить холсты у вас, если можно, до следующей встречи.

- Конечно.

Мадам указала на большой дубовый стол, которого Анна не заметила раньше.

 

15.

 

Вернувшись в морозный воздух города, Анна взглянула на часы. Четверть восьмого. Какие же они здесь все-таки претенциозные. Но это было вторично. Анна не могла не вернуться, ей не давали покоя змеи и цветы, и гобелен, почти такой же волшебный, как ее собственные картины. Несмотря на осторожность, которую Анна будет проявлять, девушка была довольна, что так близко подобралась к чему-то важному; вероятно, к той незримой истине, которую искала сегодня во сне. Ей не терпелось увидеть этого Мэтра.

В конце концов, если что-то будет предвещать опасность, она всегда сможет себя защитить.

Анна нашла уютную кофейню неподалеку и решила провести время до встречи там. Приятно пахло корицей, лимоном и карамелью. Столики украшали кружевные скатерти и салфетки. В поле зрения удобно располагались большие часы. Анна достала кожаную папку, карандаш и несколько листов бумаги, и принялась рисовать наброски.

Вагон метро, тряпичные лица. Светловолосый человек. Анна легко воспроизвела его облик в памяти, ведь прошлой ночью она столкнулась с ним шесть раз. Теперь главное. Анна прикрыла глаза, возрождая образ полностью. Она искала ниточку чувств или настроения, которая всегда сопровождает людей. За много лет именно эта чужая ей нить привычно помогала понять истинные намерения, даже мысли человека. " Нам надо поговорить". Ничего. Анна сделала глоток кофе и попыталась снова. Морщинки вокруг темных глаз, изгиб губ, интонация. Снова ничего. Она пролистала в отдельности все шесть встреч, вспоминая позу, дыхание, взгляд. Пусто. Пусто, словно она смотрела на саму себя в зеркало безо всяких масок. " Ну конечно, - рассуждала Анна. - Это ведь был мой сон, или мое видение, и происходившее искажала призма моего собственного сознания." Такая версия была бы вполне успокаивающей, если бы Анна волновалась. Но все равно она приняла ее за временную, и снова попытается найти нить позже. Анна положила незаконченный портрет в папку.

 

Девушка подошла к " Граалю" без трех минут девять. Дверь была не заперта, и Анна решила ждать в холле. Здесь уже царила пустота и тишина, люстра не горела, холл освещался только неуместной галогеновой лампой на стойке администратора. Полумрак, словно туман, сгущался уже в метре, на стенах вырисовывались только намеки на картины. Панно, тем не менее было легко различимо. Казалось, оно вобрало свет и теперь излучало его, как фосфорные звездочки, которые клеят на потолке детской комнаты. Панно так же жило, дышало, едва различимо двигалось. Анна изучала расположение и позы людей, сравнивая с тем, как запомнила их пару часов назад. Все сходится. И все равно оставалось впечатление, что детали изменились. Анна обнаружила только один нюанс, которого не заметила раньше. От бархатистых холмов к населенным облакам летела фигура в красном плаще. Фигура взмывала на крыльях, словно ангел.

- Анна, - оклик заставил девушку отовраться от дивного гобелена.

- Да!

Все в том же гламурном наряде, той же мягкой походкой выплыла Мадам Анри и замерла, едва позволив своим очертаниям появиться из темноты.

- Я провожу вас, деточка, - сообщила она и снова скрылась во мраке.

Анна успела сообразить, что терять ее из виду не стоит, и быстро проследовала. Девушка точно помнила, что холл не больше десяти метров в длину, однако путешествие во тьме показалось ей целой вечностью. По ощущению, они могли бы быть уже в квартале от " Грааля" вместе с его холлом и стенами. Они двигались все время прямо. Анна обернулась, чтобы поймать ориентир - подсветку у входа, но позади не было ничего, кроме темноты. Ей указывал путь лишь звук шагов Мадам, и ощущение нити тепла, оставленной телом Управляющей. Анна хотела спросить, долго ли еще идти, но в этот самый миг Мадам открыла дверь. Блики на стенах помещения, куда дама провожала Анну, играли голубовато-зеленым. Мадам Анри улыбнулась, пропуская Анну вперед.

- Я покину вас здесь, - неожиданно объявила Мадам, - дальше вы сами легко найдете дорогу.

И прежде, чем Анна успела бы возразить, дверь закрылась. Девушке не очень то хотелось возвращаться в темный холл, оказавшийся столь длинным. Она огляделась. Широкий коридор вел прямо, вдоль выложенных натуральным камнем стен под самым потолком тянулись небесно-голубые неоновые трубки, а вдоль пола - зеленые. Больше помещение не было украшено ничем. По правой стене метрах в пяти друг от друга темнели тяжелые деревянные двери. Хорошо пошутила Мадам, в какую же из них идти? Анна прислушалась, всмотрелась в даль. Не было видно ни открытой двери, указавшей бы верный путь, ни конца зелено-голубого коридора.

Вдруг Анна уловила ниточку тепла, какое привело ее сквозь темноту за Мадам, которую всегда оставляет чье-то присутствие. Анна ухватилась за нее и осторожно шла по незримому указателю. Шагов девушки не было слышно, она привыкла ходить мягко и легко, однако коридор отвечал эхом на них. Вдаль устремлялось также и эхо дыхания, и малейшего шороха одежд. Анна обнаружила, что на ней уже нет пальто, только пушистый свитер и джинсы. Все было столь необычно, она принимала происходящее, как если бы это был сон. Нить ясно направила девушку к четвертой двери. Анна остановилась, убедилась в правильности выбора - да, именно здесь - и вошла.

- Добрый вечер! - навстречу Анне, даже не постучавшей, поднялся из высокого кресла мужчина.

Темные собранные в пучок волосы, смуглая кожа, искра в глазах. В его облике четко угадывалось итальянское происхождение. На мужчине был белый фрак и черная сорочка, в правой руке трубка, на левой сверкнул перстень, но Анна не успела его рассмотреть. Он казался веселым и радушным, вот еще миг и он буквально кинется к Анне с распростертыми объятиями.

- Мэтр? - уточнила девушка.

- Он самый, - с усмешкой ответил мужчина. - Но вы можете пока называть меня Марк. Марк Карацци, - протянул он руку Анне, поместив трубку на мраморную подставку.

Анна подала руку в ответ для рукопожатия, но Мэтр ловко перенаправил ее движение и галантно поцеловал тонкие пальцы.

- Присаживайтесь, - пригласил он Анну.

Девушка оглянулась, но не нашла места, кроме кресла самого Мэтра.

- Ну что вы теряетесь, - снова добродушно усмехнулся Марк, сделав широкий жест рукой.

Анну словно ветром качнуло, она упала на мягкий крошечный диванчик, уютно укрытый шкурой какого-то белого зверя - такой мягкой, что девушка не смогла бы сразу сказать, что это было за животное; при жизни. Анна не успела даже удивиться, Мэтр прервал ее мысли:

- Хотите кофе? А, впрочем, нет. Вы только что пили кофе, целых три чашки, это нарушает сон, - Марк заметил вопрос на лице девушки, - От вас пахнет кофе, Анна. Пристойная кофейня неподалеку, там варят всего три сорта, но как божественно! Невозможно не попробовать все три.

Марк отвечал на вопросы Анны еще до того, как они были заданы. До сих пор никто не разговаривал с ней так уверенно и метко.

- Чай, - заключил Мэтр. - С лимоном и бергамотом. А пока он будет готов, мы побеседуем, не так ли?

- Да, - наконец, сумела вставить слово Анна, - Кто вы?

- Хм. Верно, вы не расслышали, - подыграл Марк.

- Нет, мне хотелось бы знать, почему вас называют Мэтр, - Анна приберегла главные вопросы на потом.

- Это просто, чаровница! - Мэтр словно не замечал настороженный тон Анны. - В Клубе меня так называют потому, что я его Глава, а кроме того потому, что я был учителем для многих присутствующих здесь творцов, - Мэтр провел рукой, словно он подразумевал присутствующих именно в этой комнате.

- Как интересно, и чему вы обучаете?

- О, Анна, тому, что не преподали им в школе, что упустили родители, о чем не пишут хороших учебников. Жить, Анна. Я учу их жить. Ведь вы пришли ко мне за тем же, милая?

- Вы ошибаетесь, - отрицала Анна, задумавшись, а не за тем ли на самом деле она здесь.

- Да? - Марк громко рассмеялся, дымок из трубки тоже радостно запрыгал в воздухе. - Значит, я стал стар и глуп, и не вижу столь простых вещей. - с последними словами Мэтр немного склонился к Анне и понизил голос.

Он явно не был стар. Вряд ли глуп. И видел он намного больше, чем все люди, с которыми сталкивала судьба Анну до сих пор.

- Пейте чай, милочка! - снова весело и радушно предложил Марк.

Анна уже поняла, что здесь вещи живут не совсем простой жизнью. На низеньком столике перед диваном откуда ни возьмись стоял красивый серебряный чайничек, хрупкая фарфоровая чашка на блюдце, сахарница и тарелочка с прозрачными ломтиками лимона. Из чайника струилась ленточка пара, приятно пахло бергамотом. Анна решила ничему не удивляться, но пристально наблюдать и узнать как можно больше о " Граале" и самом Мэтре. Чай оказался удивительно приятным на вкус.

 

16.

 

- Так вы говорите, что пришли в " Грааль" просто предложить картины в экспозицию? - задумчиво уточнил Мэтр, облокотившись о рояль.

Анна было вспомнила, что картины остались в холле на столе у Мадам Анри. Но тут же Марк вытянул откуда-то из полумрака стопку хорошо знакомых холстов.

- Мадам передала мне их, - тут же пояснил Марк, что в принципе не требовалось. Анна не искала уже объяснений столь простым вещам. - Как всегда, вы великолепно постарались, Анна. Могу поклясться, они не удержатся в галерее и недели.

- Вы принимаете мое предложение? - уже зная ответ спросила Анна. - Какие ваши условия?

Мэтр загадочно улыбнулся.

- Принимаю. Конечно. Условие есть. Я сам, лично, назначу цену. Вы получите три четверти от суммы. Не беспокойтесь, Анна, здесь я вас не обижу. Вы сами обижаете себя, недооценивая свой талант.

Анна не сомневалась в честности условия, ореола обмана не было на словах Марка. Она снова присмотрелась к ним, еще висящим в воздухе - все чисто, только информация, никакого особого умысла. Мэтр словно позволял Анне провести свою тестовую манипуляцию, замер, затаил дыхание, сохраняя произнесенные слова покачивающимися в пространстве между ними. Знал ли он, что она сейчас делает? Девушка отпустила слова, как дым, и Мэтр удовлетворенно продолжил:

- Вот и замечательно, - словно бы Анна уже произнесла согласие со своей стороны.

Сделка была простой, девушка не стала бы отказываться. Анну настораживало ощущение, что все слишком просто. Не этого она ждала от встречи. Мэтр явно собирался сообщить или узнать что-то еще. Дразня настороженную девушку, Марк выпустил дымок из трубки, тот моментально сложился в фигурку в плаще, сидящую на гигантской птице. Видение парило над трубкой, затем крылья птицы встрепенулись, она ринулась ввысь и, ударившись в потолок, рассеялась. Анна вздрогнула.

- Простите мои фокусы, - усмехнулся Марк. - Не хотел вас пугать, Анна.

- Марк, сдается мне, весь лоск нашей встречи не с проста, - собрав всю смелость, Анна решила ускорить беседу. - Таинственность, загадки, иллюзии, ваш фрак, наконец. Я хочу знать, что на самом деле здесь происходит, и какое отношение это имеет к моей персоне.

Мэтр, казалось, стал скучным.

- Вам не нравится атмосфера? Я старался для вас, Анна. Иллюзии? Их нет, баста! - Марк щелкнул пальцами и трубка рассыпалась золотистым пеплом на мраморной подставке. - Что еще? Загадки? Вам должно быть привычно это ощущение, не так ли? Вы сама - загадка, которую мечтают разгадать многие. Мечтают, но не хотят, потому что если не будет загадки, жизнь станет скучна, мечта исчезнет. Не так ли, Анна? Вам пресна жизнь и противны люди? Вы чувствуете, что ходите по замкнутому кругу? Вы чувствуете некое предназначение, но тщетно искали его суть уже пару лет? - с Марка слетело все радушие. Он был категоричен, довольно резок, но искренен, хотя сама фраза походила на монолог из рекламного ролика. - Я прав! Вы разгадали саму себя, и на этом игры кончились. Вы в беде, милая моя Анна. Именно поэтому вы сейчас здесь. Здесь вы можете найти цель, научиться жить.

Хотя Анна и задала вопрос напрямую, но не ожидала столь прямого и мгновенного ответа. Конечно, слова Мэтра не раскрывали ни одного секрета " Грааля", но Анна была теперь уверена, что не последний раз она пришла, и что Марк действительно знает ее лучше, чем, вероятно, она сама.

Марк снова стал радушен и улыбчив.

- А во фраке принято появляться на собраниях Клуба, с которого вы меня отвлекли сегодня. Не переживайте, они справятся без меня. Я рад, что беседую с вами.

Анна не знала, как сформулировать свой вопрос. Она ждала конкретных дальнейших комментариев, или советов, или хоть чего-то. Она представляла себя всегда единственной в своем роде, уникальной, новым совершенным существом, и вот ее иллюзия рассыпалась, как трубка Марка. За всю жизнь она не встречала людей, столь проницательных. В глубине души она мечтала найти таких же, как она сама. И вот нашла. Совершенно точно, потому что ни Мэтр, ни Мадам не излучали ауры чувств и эмоций. Анна стояла и не понимала, что говорить дальше, как собачка, догнавшая запорожец, и не знающая, что с ним делать. Она была на ладони, и это по меньшей мере непривычно.

- Вы такие же, как я? - коряво высказала она догадку.

- Я?

- Вы.

- Я такой же, как все, - улыбнулся Мэтр. - из плоти и крови, и мыслей, и духа, каким сотворил меня Мир.

В словах Мэтра было что-то успокаивающее. Анна вспомнила отца, ей стало хорошо и надежно в этом странном месте. Ей пришлось собрать все мысли воедино усилием воли. В ней боролись желание быть в стае и привычка оставаться свободной.

- Что вы предлагаете? - невозмутимо, как ей казалось, произнесла Анна.

Марк рассмеялся громким, долгим смехом, ему вторили уже и рояль, и чашка на столике, весь кабинет, казалось, позвякивал и гоготал, а Марк все не останавливался. Наконец, как бы смахивая слезу, он ответил:

- Умничка! - на самом деле слезы, конечно же, не было, и хохота не было, не было и кабинета со смеющимися предметами, Анну окружала пустота, такая родная, что она упивалась ей. - Просто молодец. Тебе еще многому надо учиться, но ты прекрасно держишься! - слова Мэтра прозвучали как бы для самого себя. - Мое предложение. Кхм. Да. Прошу за мной.

Марк тут же развернулся и не медля ни секунды отдернул портьеру на стене, открывая вход в соседнее, более тесное и маленькое помещение. Эта комната представляла собой квадрат, со стороной шагов в двенадцать, не более. На каждой из каменных стен располагались драпировки, подобные той, что маскировала вход в кабинет. Под потолком и вдоль пола уже привычно тянулись тонкие трубки зеленого и голубого света. По центру стоял круглый стол, обитый красным сукном, с отделкой из темного металла по краю. В центре стола Анна увидела столь знакомое сплетение из змей и цветов, выполненное из того же темного металла, в таком антураже напоминавшее герб. Марк заметил интерес Анны к изображению, но не собирался останавливаться на нем именно сейчас. По периметру стола располагались девять кресел. В углах комнаты - кованные стойки с множеством любопытных предметов. Марк проводил Анну к одной из них.

- Я покажу Вам Клуб и расскажу все, что захотите, и что я в силах рассказать, Анна, но всему свое время. - Мэтр вернулся в галантный и радушный образ. - Пока о предложении.

Марк взял со стойки глобус, расположил его на столе, указав Анне на одно из кресел и заняв другое. Глобус был маленький, но с очень точными деталями. Его, наверняка, можно было рассматривать под лупой, и увидеть даже деревья на побережьях. Очаровывали горы - поверхность глобуса оказалась рельефной, повторяя все массивы и пики, плато и обрывы. Очень тонкая работа. Анна с минуту не отрывала от него глаз, как от произведения искусства.

- Полноте, Анна. Ну какая лупа, - Марк уже откровенно слушал мысли Анны. - Эта вещица намного занятнее.

Мэтр провел над глобусом рукой, и к изумлению Анны, планета ожила, она медленно двигалась, над поверхностью Земли плыли облака, одна сторона освещалась незримым источником, другая была в тени. Анна приблизила лицо и разглядела города, россыпью угольков горели огни, над ними летели самолеты. Девушка потянулась, чтобы повернуть глобус освещенной стороной к себе, но Марк схватил ее за запястье. Он отрицательно покачал головой и отстранил руку Анны:

- Не стоит вам пока этого делать.

Анна перевела на него взгляд, вместо фрака Марк уже был одет в алый плащ. Она не видела, когда он успел набросить накидку.

- Посмотрите-ка лучше на это.

Мэтр расправил пальцы, и на кончиках засветились искорки. Он поднес указательный палец к глобусу, как бы выбирая, с чего начать, и отправил искру в темную часть Земли.

Стены комнаты расступились, рассеялись. Марк и Анна уже сидели на кургане, который она не спутала бы ни с каким другим местом на Земле. Слишком много времени девушка провела здесь. Стояла ночь, снег искрился в свете звезд. Впереди лежала замерзшая река с черными блестящими проталинами. В стороне мерцали огни родного города. Анна поднялась и сделала несколько шагов по нетронутому сугробу. Казалось, курган здоровается с ней, давно покинувшей его хозяйкой. Анна набрала снег в руки, почувствовала его холод, его влагу, пока снег умирал в теплой ладони. Мэтр щелкнул пальцами - они снова были в тесной комнатке. На руке Анны растаяла последняя льдинка.

- Как? - только и смогла произнести Анна.

Марк молча пустил еще одну искру в темноту. Снова расступились стены. Вокруг раскинулась густая роща низких голых деревьев. Слева крутой склон убегал к морю, в отдалении виднелись небольшие дома с белыми стенами, отражающие лунный свет. Ровный шум волн доносился снизу. Пахло солью и костром.

- Это абрикосы, - пояснил Марк. - Это мое любимое местечко в Греции. Весной роща расцветет, свежий ветер разнесет аромат на километры вдоль побережья и будет сводить с ума.

Марк довольно улыбнулся и щелкнул пальцами.

- Еще много прекрасного на этой маленькой планете, например здесь.

На этот раз искорка полетела в светлую часть глобуса. Они стояли на вершине горы, кругом лежал бескрайний массив, то возвышающийся к облакам, то спускающийся к блестящим лентам рек. Человеческого присутствия не чувствовалось до самого горизонта.

- Это Новая Зеландия, - пояснил Марк. - Прекрасно, не правда ли? Вон за тем перевалом океан. Но есть и другое в мире.

В четвертый раз, почти не задержавшись в комнате, Марк сменил декорацию. Анна сразу же невольно пригнулась - кругом стояли разрушенные дома, грязные напуганные люди говорили на незнакомом языке. Кое-где горели костры, с отдалении слышались выстрелы. Маленький мальчишка лет семи, чумазый и оборванный, увидел пришельцев. Его глаза округлились, минуя все языковые барьеры, он кинулся к Анне и Марку, умоляя забрать его отсюда. Его детские глаза светились в полумраке ночи, полные слез. Марк быстро щелкнул пальцами, видение рассеялось. Анна еще ощущала руку ребенка, только-только дотянувшегося до незнакомцев и упавшего ничком в то место, где стояли они.

- Нехорошо получилось, - прокомментировал Марк. - Нас не должны видеть, по возможности. Люди итак склонны к предрассудкам. Хотя, - он пригляделся к глобусу. - Малыш не встретит рассвет.

Анна вопросительно смотрела на Мэтра, близкая к тому, чтобы пережить чувства, как обычный человек.

- Там сейчас война. - пояснил Мэтр.

- Почему мы не спасли его?

- Это не в нашей власти, и не в нашей компетенции, - холодно отрезал Марк. - Пожалуй, достаточно на сегодня. Анна, я показал вам кусочки нашего прекрасного Мира. Ваши способности велики, но вы используете их так узко Вы творите для людей, а они никогда не смогут оценить всего величия истинного таланта, как не могут оценить даже собственную жизнь.

- Для кого же мне творить?

- Для себя, для Мира, - Мэтр откинулся в кресле, пристально глядя на Анну. - Для будущего. О, Анна, вы так молоды, и уже так устали. Давайте закончим на сегодня нашу беседу. Я провожу вас.

Анна молча следовала за Мэтром, пока тот провел ее обратно в кабинет, через зелено-голубой коридор - в темный холл. Теперь холл не казался столь огромным, подсветка маячила впереди, лишь они вышли за дверь. Анна обнаружила, что уже одета в пальто, и Марк тоже. Они вышли на улицу. Рассвета еще не было, но машины уже мельтешили вдоль бульвара. Было раннее утро. Анна развернулась было, чтобы попрощаться, но Марк стоял около открытой двери черной " Ауди", приглашая ее подвезти. Не произнося ни слова, Анна села в машину. Она не называла адреса, зная, что Марк итак видит ее жизнь как на ладони, как и весь Мир - на красном сукне стола. Уже выходя из машины, Анна остановилась:

- Когда мы встретимся снова?

- Когда пожелаете, милая Анна. Когда вы будете готовы.

Анна кивнула.

- Зачем я вам? - спросила она, чуть помешкав. - У вас есть таланты и мастера намного искуснее, чем я.

- Всему свое время. Каждому свое место. У вас свой дар. Поговорим подробнее позже. - и уже закрывающей дверь девушке: - Анна, советую вам как следует выспаться, не пейте много кофе.

Машина уехала в арку, оставив Анну наедине со своими мыслями. Она не знала, легче ли ей было прошлым утром, когда жизнь текла серо и однообразно, и когда она мечтала о большой цели, или сейчас, когда весь Мир перевернулся и мыслям не хватало места в голове. Девушка поднялась домой, бросила в уголок рюкзак, и буквально рухнула на кровать, едва сняв пальто. Сон пришел на удивление послушно, без видений, гладкий густой серый расслабляющий сон.

" Она хорошо держится." - отчитался кому-то лаконично по телефону Марк, выехав из двора.

 

17.

 

Анна проснулась отдохнувшей, свежей, буквально готовой на подвиги. За окном сияло солнце, жизнь действительно казалась новой и правильной. Хотя Анна предполагала, что мысли снова захлестнут ее волной, все казалось уже разложенным по полочкам, в невероятном порядке в ее голове, минуя слова. Видимо, разум тоже выспался, стал свежее, чище и стремительнее.

Анна потянулась за пультом, но телевизор включился сам. Она удивилась, потом мелькнула догадка; девушка представила чашку ароматного чая с бергамотом и лимоном, которого ей так хотелось сейчас. Анна прикрыла глаза, вдыхая запомнившийся вчера тонкий запах, и обнаружила, что он материален. Не открывая глаз, Анна протянула руку к прикроватному столику и тут же отдернула - пальцы обожгла чашка горячего чая. Анна не могла до конца поверить в происходящее. Все так просто, что объяснить словами не было возможно. Ее желания напрямую воплощались. Анна поиграла еще предметами в доме, стараясь запомнить ощущение направленного намерения - так она обозначила для себя это. Успокоившись, как ребенок, снявший сливки первых впечатлений от новой игрушки, Анна взяла в руки теплую чашку и, довольная, уставилась в телевизор.

" Пять учеников средней школы сегодня погибли, 20 детей получили ранения в результате попадания двух минометных снарядов на территорию учебного заведения в районе Адиль иракской столицы с преимущественно суннитским населением. Полицейские источники подтвердили факт обстрела.

Ежедневно в Багдаде от минометных обстрелов погибают десятки мирных жителей.

Военное командование США в Ираке сообщило сегодня о гибели за последние три дня семерых американских военнослужащих..." - тараторил диктор. Надоели уже! Десять лет мусолить одно и то же - завязли по уши, сровняли с землей с десяток стран, и все обсуждают.

В кадрах новостей промелькнули разрушенные дома, те самые, которые Анна видела прошлой ночью. Девушка всмотрелась подробнее. Значит, все на самом деле - в очередной раз убедилась она. Все мысли и ощущения отодвинулись на задний план, в центре осталось одно четкое осознание: что-то должно произойти, что-то, связанное непосредственно с Анной. Ощущение было почти столь же материально, как эта чашка с чаем в руках девушки.

 

Раздался телефонный звонок. Номер определился " М.Карацци", хотя Анна не записывала его, совершенно точно, и не знала.

- С пробуждением, милая Анна, - голос Мэтра был уже привычно жизнерадостен.

- Здравствуйте, Марк.

- Вы выспались, я вижу.

- Да, спасибо. Просто отлично.

- Позволите старику бесцеремонно назначить свидание? - игриво произнес голос, Анна смутилась.

- Какой же вы старик, Марк.

- Древний, милая, - протянул Марк и рассмеялся. Потом серьезно и утвердительно: - Через час.

- Где?

- Вас проводят, Анна. Оденьтесь теплее, сегодня морозно.

- Хорошо, - покорно согласилась Анна на неожиданную повседневность.

- До встречи!

- Да, и... - поспешила Анна, пока не отключился вызов, - спасибо за чай, Марк!

- Не за что, - принял обмен житейскими мелочами Мэтр, и гудки оборвали звук его дыхания.

Анна стала собираться. Любопытство взяло верх, и она подняла с кровати телефон. Пролистав записную книжку, она действительно обнаружила запись " М.Карацци". Анна открыла детали контакта. Удивительно, но номера в записи не было. Пусто, одно имя. Немного засомневавшись, она все-таки вошла в меню и выбрала " вызвать". Телефон не ответил ошибкой об отсутствии данных, но покорно начал дозваниваться в пустоту. " Абонент вне зоны действия" - сообщил женский голос автоответчика.

Анна одела теплый свитер, накинула серебристое пуховое пальто и голубой воздушный шарф, и села, гадая, сколько ждать провожающего. Прошло всего несколько секунд. Перед Анной прямо в воздухе вспыхнул огненный герб из змей и цветов. Она отпрянула, но огонь не был опасным. Повисев в пространстве комнаты, видение свернулось в маленькую светящуюся точку. Светлячок двинулся к двери, и девушка поняла, что это и есть сопровождающий. Она подняла рюкзак и отправилась за светлячком. В подъезде Анна услышала голосок:

- Лио, хозяйка, меня зовут Лио.

Анна огляделась в поисках того, что мог бы произнести это, но никого не обнаружила.

- Я здесь, перед вами!

- Проводник?

- Да, хозяйка!

- Очень приятно, Лио! Я - Анна.

Казалось, светлячок сделал реверанс в воздухе.

- Лио, куда мы направляемся?

- Мэтр велел проводить вас сюда.

С последними словами проводник из светящейся точки стал пушистым шариком, внутри него возник образ: высокие чугунные ворота, несколько расчищенных в снегу дорожек, одна тропинка, ведущая куда-то налево, в овраг, через несколько поворотов выходящий к реке.

- Где это, Лио?

- Не беспокойтесь, хозяйка, мы не заблудимся! - видимо, Лио не знал точного названия места, только путь к нему. Место было незнакомо Анне.

- А мы не привлекаем лишнего внимания? - резонно спросила Анна проводника, между делом уже выплывшего на улицу.

- Нет, хозяйка. Меня видите только вы. Нам не следует разговаривать там, где это может привлечь внимание.

Лио казался опытным проводником.

- Почему ты называешь меня хозяйкой? - удивилась Анна, оглядевшись, не слушают ли их.

- Потому что Мэтр распорядился служить вам, хозяйка. Я буду сопровождать вас и помогать. Это большая честь для Лио!

Ближайший поворот вывел их из переулка на оживленную улицу к самому метро. Лио проскальзывал прямо сквозь прохожих, а Анна едва не натолкнулась на сосредоточенно спешащую женщину. Извинившись, она отыскала Лио в толпе и нырнула следом в метро. Проводник привел Анну на станцию " Ленинский проспект", на поверхность, через подземный переход под проспектом, к левым воротам Нескучного Сада. Точно, это именно то место, которое показал Лио. Вот ворота. Неглубокий извилистый овражек уходил налево, через несколько минут пешей прогулки по яркому снегу, они вышли к реке. Лио замер, принял очертания крошечного человечка, вроде эльфа, и повис на светящихся крылышках в воздухе. Он поклонился, словно выполнил долг. Из искрящегося морозного воздуха сформировалась фигура Мэтра.

- Просто позовите, когда Лио будет вам нужен, хозяйка, - прошептал эльф и растворился в солнечном свете.

- Здравствуйте, Марк. - поприветствовала Анна.

 

С минуту Марк рассеяно смотрел то ли на Анну, то ли сквозь нее. Девушке на миг показалось, что ее появления не заметили, и она приблизилась на шаг. Мэтр вздохнул:

- Простите, Анна, задумался.

Он не был вооружен лучезарной улыбкой, в голосе читалась некоторая отстраненность или озабоченность.

- Что-то случилось? - спросила девушка.

- Случится, милая. Вот-вот случится. Вам нужно многое узнать, Анна. Вы справитесь, я уверен, только... - Марк, смотревший до сих пор на противоположную сторону реки, повернулся к Анне: -...только времени все меньше. Вы входите в библиотеку и начинаете выхватывать книги подряд, без разбора, одну за другой, глотаете их быстро и кидаетесь за новой пищей для разума. Так можно стать эрудированным человеком, но ваш разум повергнется в хаос, вы не получите истинного глубокого знания.

- Дайте мне систему, Мэтр. Я готова следовать правилам.

- Правил нет, милая Анна. И системы нет.

- А что мне поможет?

- Путь.

- Укажите верный Путь, Марк.

- Вы должны выбрать его сами. Я покажу вам только, из чего выбирать.

Слова Марка были несколько абстрактны для Анны. Она гадала, идет ли речь о ее искусстве, всей жизни, или чем-то большем.

- О жизни Мира, Анна, - ответил Мэтр на мысленный вопрос. - От вас требуется согласие.

- На что? - Анна тщетно пыталась понять, во что ее втягивает Мэтр, как судьба Мира связана с ней. Хотя сомнения и были призрачными на фоне найденного смысла жизни, но они все же не позволяли Анне слепо броситься в новое и неизвестное. Она уже перестала подозревать " Грааль" в сектантстве, искать скрытый криминальный умысел, присматриваться, в каких целях ее хотят использовать. Эти мысли покинули ее еще сегодня утром, когда понимание легло на подкорку ровным слоем. Понимание механизма, но не цели.

- Анна, вы собрали коллекцию красок. В вашей коробке не больше десятка чистых цветов, остальные сотни - лишь тусклые производные, поверьте, - услышанное озадачило Анну, она была уверена в полноте коллекции. - Собрать все чистые краски невозможно, их десятки тысяч. Но вы сможете существенно пополнить набор, с нашей помощью. Это одно. Второе: вы можете продолжать творить для пугливых людей, маскируя истинные тона вашего мастерства. А можете вернуться к тому искреннему искусству, с которого начинали когда-то. Ваше творчество станет вечным и универсальным, переживет тленное поколение, а значит переживете его и вы. И третье - вы должны обещать, что не станете растрачивать краски попусту, увеселяя толпы, а соберете всю волю, мастерство и материал для одного шедевра. Это условия " Грааля", Анна. Если вы согласны, я и мои коллеги будем бережно помогать вам.

Странный договор. Снова много размытого, но Анна понимала, что Марк не станет говорить более предметно, ибо предметности их мышления были явно на разном уровне.

- Что за шедевр? - спросила Анна, пристрастно рассматривая каждое слово, каждый звук и жест, производимый Мэтром.

- Это знаете только вы сами; понимание придет, как вдохновение, внезапно.

- И вы оставите мне свободу выбора?

- Да. - четко обозначил Мэтр.

Марк говорил искренне, это очевидно. Что же не дает покоя? Наверное, отточенная годами подозрительность.

- Вы ответите на интересующие меня вопросы о " Граале" и... и обо мне самой?

- Мы укажем вам на ответы, они на поверхности.

- Я согласна. - перед глазами Анны на миг возникло видение змей и цветов.

Марк нисколько не изменился в лице, словно был итак уверен в решении Анны. Он молча отвернулся. Солнечный зимний городской пейзаж внезапно оказался картинкой, декорацией. Мэтр открыл дверь прямо в пространстве набережной, приглашая Анну пройти с ним. Уже не удивляясь, Анна посмотрела на часы: 15: 24; девушка сделала шаг в густой воздух знакомого зелено-голубого помещения, различимого за дверью; на миг подвело зрение после яркого снега.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.