Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Метод фокальных объектов






 

Метод фокальных объектов - эвристический метод, ориентированный на поиск идей в неожиданных направлениях. Автором методики является Ч. Вайтинг (1958г.).

Метод прост в освоении, легок в применении и позволяет за весьма короткое время создать большое количество инновационных идей, не имеющих аналогов на рынке.

Фокальный объект – объект (отдельный предмет, вещь, товар или услуга, организация в целом или ее отдельное подразделение), попавший в фокус нашего внимания.

Суть МФО: перенос на фокальный объект свойства других случайно выбранных объектов или явлений.

В МФО используются ассоциативный поиск и эвристические свойства случайностей. Результативность поиска с помощью этого метода во многом определяется умением пользователя выстраивать ассоциативные цепочки.

Метод предъявляет высокие требования к воображению пользователя.

Использование случайностей позволяет быстро получать оригинальные нестандартные решения. На поиск аналогичных решений обычными способами (перебор вариантов, мозговой штурм) потребовалось бы затратить многократно большее время. Эффективность объясняется тем, что посредством специальной процедуры различные знания и признаки случайных объектов фокусируются на объекте обновления (этим объясняется название метода).

МФО включает следующие шаги:

1. Определение объекта изменения/обновления фокального объекта. Фокальным объектом может быть как отдельный предмет, вещь, товар или услуга, организация в целом или ее отдельные подразделения.

2. Выбор случайных объектов. Случайные объекты никак не должны быть связаны с фокальным. Если в качестве фокального объекта выбрано «окно», то в качестве случайных объектов не рекомендуется выбирать подоконник, стены или шторы.

Если в качестве фокального объекта выбрана услуга или какое-либо «действо», то в качестве случайных объектов необходимо выбрать:

· «живые» объекты, например: растения, животные, профессии и т.д.;

· объекты «действо», например: цирк, сумасшедший дом, завод и т.д.;

· явления природы, например: гроза, водопад, пожар и т.д.

3. Определение свойств случайных объектов, отобранных на шаге 2. У случайных объектов необходимо найти и выписать максимум их свойств, характеристик и функций, при этом надо стараться избегать общеупотребительных терминов, таких как, красивый, удобный, модный, надежный и т.д. Эти термины подходят почти к любому объекту и несут в себе большой заряд психологической инерции, поэтому высока вероятность того, что на четвертом и пятом шаге они дадут «пустое» соотношение. Найденные параметры случайных объектов формулируются одним словом и заносятся в таблицу автоматически, не раздумывая.

В таблице 4 приведен пример заполнения таблицы для случайных объектов. В качестве фокального объекта выбрана настольная лампа.

 

Таблица 4 – Таблица свойств случайных объектов

Случайные объекты и их свойства
А Кошка B Портфель
  меховая переносной
  мяукает вместительный
  прыгает ранец
  теплая кожаный
  полосатая закрывается

 

4. Связывание найденных на шаге 3 параметров с фокальным объектом. Этот этап важен. Необходимо совместить фокальный объект со всеми свойствами случайных объектов, соединив их в читаемое словосочетание, не пропустив ни одного из них.

Все варианты полученных сочетаний для рассматриваемого примера:

ФО + А1 = меховая настольная лампа

ФО + А2 = настольная лампа мяукает

ФО + А3 = прыгающая настольная лампа

ФО + А4 = теплая настольная лампа

ФО + А5 = полосатая настольная лампа

ФО + В1 = переносная настольная лампа

ФО + В2 = вместительная настольная лампа

ФО + В3 = настольная лампа ранец

ФО + В4 = кожаная настольная лампа

ФО + В5 = закрывающаяся настольная лампа

5. Поиск ассоциативных решений конкретной проблемы по аналогии с полученными на шаге 4 соотношениями.

Самый творческий этап МФО, когда необходимо творчески подойти к рассмотрению каждого получившегося словосочетания и не только представить себе получившийся объект, но и подобрать ему новое применение. На этом шаге необходимо ответить на несколько вопросов: «Что получилось?», «Где это можно использовать?», «Кому это надо?».

На вопрос «Что получилось?», необходимо подобрать несколько вариантов. Если окажется, что полученное сочетание не ново или уже используется и присутствует на рынке, попробовать подобрать другой вариант.

Например, в сочетании ФО + А4 у нас получилась теплая настольная лампа. Можно пройти мимо этого сочетания, т.к. любая лампа накаливания нагревается, а можно усилить это сочетание и записать, что лампа не только освещает, но и обогревает помещение или, наоборот, остужает.

На вопрос «Где это можно использовать?», можно и даже нужно предлагать неожиданные варианты и места использования. Например, в сочетании ФО + В3 = настольная лампа ранец - лампа, встроенная в ранец школьника, может освещать ему дорогу или служить предупредительным сигналом для водителей, при переходе школьником дороги, особенно выполненная в виде знака «Stop».

Ответ на вопрос «Кому это надо?» помогает определиться с целевой аудиторией. Кто и зачем будет «Это» покупать и платить за «Это» деньги.

Например, ФО + В4 = кожаная настольная лампа можно продавать ее в магазинах дорогой мебели, как аксессуар для кожаных диванов или кресел (на журнальный столик), для кабинетов (под старину) из дуба или ореха.

Меховая настольная лампа может быть декоративная лампа, обитая мехом, используемая в спальне или в детской комнате, в зависимости от дизайна. Покупателями будут женщины.

Настольная лампа мяукает - может быть лампа, издающая звуки, например, со встроенным будильником, магнитофоном или радио. Может включать и выключать свет в запрограммированное время или записывать разговоры. Лампа-будильник и лампа-радио рассчитаны на широкие массы. Лампа-магнитофон может поставляться в офисы коммерческих организаций.

Вместительная настольная лампа может быть лампа, в которой предусмотрены места для хранения авторучек, карандашей, фломастеров, ластиков, линеек и прочей канцелярии. Используется на рабочем столе. Покупатели родители школьников и/или организации.

Формулировка отобранных на шаге 5 идей в виде готовых решений. На этом шаге необходимо выписать наиболее интересные идеи решения обновленного продукта, которые прошли «испытание тремя вопросами» и являются уникальными, т.е. эта идея еще не эксплуатируется, и на рынке похожих решений еще нет. В нашем случае готовые решения обновленных продуктов мы можем записать как:

1. Лампа со встроенными электронными часами, будильником, радиоприемником и таймером включения/выключения света/звука.

2. Лампа-пенал, с предусмотренными в ней местами хранения/размещения канцелярских принадлежностей.

Меховую лампу как продукт можно отбросить из-за сомнительности идеи (она может быть пожароопасная) и узкой целевой аудитории.

Лампа-магнитофон не подходит из-за того, что подслушивающие устройства и так уже вставляют в любые предметы, а магнитофоны со встроенными фонарями на рынке уже продаются.

6. Разработка плана реализации полученного решения.

На этом шаге может быть использовании любой метод организационного или технического проектирования.

 

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.