Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Вопрос 66. Особенности создания очерка в прессе и на телевидении.






Очерк как жанр художественно-публицистической группы. Виды очерка (портретный, путевой, исторический, социально-проблемный и др.) Известные очеркисты. Интерес к личности как основа замысла. Требования к очерку как журналистскому произведению (актуальность, фактографическая точность, релевантность и пр.) и художественность. Связь рационального и иррационального в методе отображения действительности. Роль очерка в повышении рейтинга телеканала. Причины популярности очерка. Travel-журналистика и путевой очерк. Отношение между аудиторным запросом на очерк и предложением от СМИ. Общее и различное в подготовке к созданию очерка для печати и ТВ.

Очерк - это художественно-публицистический жанр, в котором сочетаются логико-рациональный и эмоционально-образный способы отражения действительности для решения определенных аспектов концепции человека или общественной жизни.

Что касается разновидности очерков, то их большое многообразие, например Д.В. Туманов выделяет проблемный, портретный и путевой очерк [3].

А Ким М.Н. - физиологический, начавший свое шествие из «Физиологии Питербурга». Главная особенность физиологического очерка - это острая социальная направленность.

Портретный очерк, в центре которого стоит личность либо группа лиц, характер человека.

Судебный очерк. Характерной чертой данного вида очерка является реконструкция состава преступления, совершенного конкретным человеком или группой лиц. В судебных очерках дается не правовая оценка преступления (это прерогатива суда), а морально-нравственная. Задача журналиста состоит в том, чтобы помочь людям разобраться в феномене человеческого зла, а главное - показать те условия и обстоятельства, которые привели человека к совершению преступления. К основным содержательным элементам судебного очерка можно отнести обрисовку морального облика преступника и анализ мотивов преступления. В нем могут быть рассмотрены различные авторские версии в объяснении состава преступления, детали и подробности уголовно наказуемого деяния, свидетельские показания и др. Весь этот многоплановый материал объединяется в судебном очерке авторским замыслом и идеей произведения.

Очерк-расследование. Данный вид очерка нацелен на исследование скрытых сторон различных явлений действительности и человеческой деятельности. В очерке-расследовании используется социологическая методика по сбору первичной информации, предполагающая выработку целей и задач исследования, выдвижение различных гипотез и версий, проверку исходных данных и т.п. Журналистское расследование, по определению американских ученых, представляет собой основанный, как правило, на собственной работе и инициативе журналистский материал на важную тему, которую отдельные лица или организации хотели бы сохранить в тайне. Журналистское расследование требует от очеркиста определенной квалификации не только по сбору первичной информации. В отличие от аналитика, который, разработав ту или иную тему, дает развернутую характеристику вскрытого им явления, очеркисту помимо этого необходимо создать определенный образ человека.

Проблемный очерк. Данный вид очерка нацелен на раскрытие сложных и противоречивых человеческих взаимоотношений. Центральное место здесь занимает проблемная или конфликтная ситуация. В очерке могут быть рассмотрены самые разнородные конфликты: межличностные, межгрупповые, производственные, моральные и т.п. Любой конфликт драматичен по своему характеру. Он побуждает человека к действию, к принятию важных решений, что и позволяет в конечном счете обрисовать характер героя или его поступок. Очеркист может проанализировать конфликтную ситуацию, начиная от ее зарождения и кончая ее разрешением; сконцентрировать внимание на самоанализе человеком собственных поступков, или же, наоборот, показать различные позиции конфликтующих сторон, последовательно объясняя суть происходящих событий; вскрыть мотивационно-личностные факторы, побуждающие человека к противоборству с идейными противниками и т.д. Во всех этих случаях его сверхзадача - показать суть индивидуальных целей героя произведения, обосновать мотивы его поведения, выявить противоположные и взаимоисключающие тенденции развития события, а главное - обрисовать субъективные и объективные предпосылки конфликта. К субъективным предпосылкам относят характерологические особенности личности: устойчивые качества, черты характера, которые предрасполагают человека к столкновению с окружающими [8, с.115].

Портретный очерк разрабатывает определенный аспект концепции человека, раскрывает внутренний мир героя, социально-психологическую мотивацию его поступков, индивидуальное и типическое в характере. Очеркист ищет в реальной жизни такую личность, которая воплощала бы в себе основные типические черты своей социальной среды и одновременно отличалась своеобразием черт характера, оригинальностью мысли (так считает Д.В. Туманов). И уже затем создает не фотографическое изображение, а художественно-публицистическое отображение индивидуального образа.

Очерк — телевизионное документально-сюжетное произведение, развивающееся в соответствии с литературным сценарием, предусма­тривающим композиционное построение на основе драматургии собы­тия, факта, судьбы человека.

Жанроформирующие элементы:

Предмет отображения — интересное событие, человек как субъект отношений и сознательной деятельности, социально важная проблема.

Авторская задача — на фоне событий раскрытие человеческих ха­рактеров, глубинных свойств личности, обстоятельств жизни, мотивов поступков, объяснение социального смысла деятель­ности.

Методы отображения — синтез научных, эмпирических и художественно-эстетических методов как уникальный пласт человековедения, использование всех видов телевизионных съемок.

Очерк — основной жанр художественной телепублицистики, акту­ализирующий непреходящие ценности человеческого бытия: истину, справедливость, добро, долг, милосердие. Эмоционально-чувственная атрофия современного общества свидетельствует о необходимости гу­манизации мышления, обретения социальной и нравственной памяти. И рамках телевидения это показ гуманистических идей «через челове­ка», сквозь призму его чувств и переживаний. Очерк для этого — самый подходящий жанр, «работающий» в единстве с другими жанрами теле­журналистики:

– общее с информационными жанрами — фактическая реальная основа, конкретность и наглядность отражаемого жизненного материала (раскрывается событие и человек в ходе события);

– общее с аналитическими жанрами – глубокое исследование, анализ внутренней сущности явлении и людей.

Специфика телевизионной художественной публицистики:

– предъявление информации в звукозрительной форме;

– образное, наглядное осмысление фактов;

– персонификация как способ актуализацииавторской индивиду­альности;

– отбор художественных приемов с учетом природы телевещания и возможностей телетехники;

– соединение рациональною и эмоционального зрительского восприятия.

Наряду с этими необходимыми элементами публицистичности в очерке проявляется и специфика формирования документальной ху­дожественной образности:

– сочетание точного отражения фактов с элементами эмоцио­нального отношения к миру, избирательность детали;

– ограничение свободы авторской фантазии требованиями документализма;

– формирование документальной образности как способа нагляд­ного предъявления информации с помощью приемов художе­ственной условности.

Жанрово-стилистические признаки телеочерка:

– слияние художественных и публицистических изобразительных средств, сплав понятия и образа;

– раскрытие типического через индивидуальное (выявление в личности социального типа);

– включение в очерк элементов других телевизионных жанров;

возможность менять тональность и ритмику показа.

Типология жанра — по предмету изображения и характеру показа теоретики рассматривают четыре вида телевизионной очерковой журна­листики:

– художественно-изобразительный, где наиболее сильно собы­тийное начало (путевые очерки, заметки, эссе);

– художественно-публицистический, где в центре внимания — человек (портретные очерки);

– исследовательский, где центром является важная социальная проблема (проблемные, судебные очерки, журналистские рас­следования);

– зарисовка как малая форма очерков: путевого («картинки» при­роды как часть очерка) и портретного (эскиз к образу героя).

Художественно-изобразительный очерк:

– ярко выражает авторское начало, носит субъективный характер;

– имеет в основе принцип панорамности, использует репортаж­ный метод съемки;

– отличается свободной манерой изложения.

Основа жанра — авторские впечатления от увиденного и пережи­того.

Роль и место автора зависит от творческой задачи. Творческая ин­дивидуальность журналиста проявляется в его тематических ориентациях, в особенностях мировосприятия, в выбираемой авторской по­зиции. Мировоззренческие взгляды автора выражаются через систему оценочных суждений, через нравственные представления, через идеи. Раскрывается авторская мысль не только аналитическим, но и худо­жественным путем. Поэтому в одних случаях автор размышляющий, в других — действующий.

«Я действующее» (автор — очевидец или участник событий):

– обеспечивает концентрацию внимания зрителей не только на внешней стороне событий, но и на постижении их внутреннего смысла;

– служит в очерке буфером между сжатым условным временем и реальным временем телевидения, соединяет очерк с текущим вещанием, помогает органично включить его в программную сетку дня;

– «Я размышляющее» (ориентация на совместную со зрителями постановку проблем, введение их в творческую лабораторию журналиста, обеспечение эффекта соразмышления с ним).

 

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.