Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Вопрос 30. Типологические признаки современных радиостанций и их классификация.






Понятия «типология» и «классификация» в журналистике. «Тип» и «формат» радиостанции. Североамериканский подход к типологии радиовещательных форматов (США, Канада). Европейских поход к типологии радиовещательных форматов (Служба стратегической информации Европейского вещательного союза). Отечественные подходы к типологии радиовещательных форматов. По типу собственника / способу финансирования, по типу контента, географическому, демографическому, жанрово-тематическому основаниям.

Типология помогает понять место изданий или программ в системе СМИ, способствует их взаимодействию, развитию здоровой, нормальной конкуренции, высвечивает место СМИ в рамках географического, информационного, экономического, социального пространства. Типология определяет особенности деятельности, взаимоотношений с политическими структурами, экономическими институтами, с потребителями информации, читателями, слушателями, зрителями. Типология обеспечивает наиболее эффективную реализацию информационной политики в нынешних условиях, помогает выработать методы общения с аудиторией.

Существует два определения типологии СМИ:

1. Научный метод изучения печати, телевидения и радиовещания посредством разделения их на группы с помощью обобщенных моделей или типов.

2. Результат типологического описания и сопоставления средств массовой информации.

В настоящее время все СМИ можно разделить на три группы: печатные, электронные (телевидение, радио) и появившиеся в последнее десятилетие сетевые.

Классификация – разделение системы журналистики на определенные группы изданий, объединенные сходными признаками. (к примеру: по аудиторному и тематическому признаку. По аудитории: Общероссийские Региональные Женские Молодежные и т.д. По тематике: Универсальные (то есть охватывающие весь спектр интересов определенной аудиторной группы). Политико-экономические Технические Медицинские и т.д. Например, журнал Здоровье женщины - по аудитории женский, по тематике - медицинский. По целевой направленности: “стиля жизни” (Автопилот, Вояж, L’Officiel и т. д.) - то есть, их задача - показать ЧТО; “выживания” (с выкройками, советами по обустройству дома и т.д.) - объяснить КАК).

Формат — это концепция радиостанции, включающая в себя содержание, ритмы вещания, эстетические нормы программирования, манеру работы ведущих и другие специфические особенности организации передач, а также структурирование программных элементов в соответствии с потребностями целевой аудитории... (1 из … определений). По существу, формат - это подбор и расположение программных элементов (часто музыкальных записей) в последовательности, способной привлечь и удержать тот сегмент аудитории, в котором заинтересована станция».

Тип - модель, которой соответствует любой класс объектов, а также элемент этого класса, входящий в классификационную систему. Информационное вещание. Под этот тип вещания подпадают и чистые ток-шоу радиостанции, которые становятся все более популярными особенно в США. В их эфире обсуждаются различные проблемы общего характера, проводятся интерактивные опросы, звучат телефонные разговоры с радиослушателями. Информационно-музыкальное вещание. Музыкально-информационное вещание. Музыкальное вещание. Под этот тип вещания можно подвести подавляющее большинство музыкальных коммерческих радиостанций.

Североамериканский подход к понятию «формат радиостанции»

Понятие «формат радиостанций» сформировалось в США и Канаде во второй половине ХХ века, где за единицу продукции принималась уже не радиопрограмма (радиопередача), а радиостанция. Часто синонимом термина «формат радиостанции» выступает термин «формат программирования радиостанции». Данный концепт используется как маркетинговый инструмент позиционирования радиостанции по ряду оснований, прежде всего, адресному (выделение целевых групп) и жанрово-тематическому. Определение формата радиопрограмм лежит в широком диапазоне от «стиля музыкальных программ», до «формальной структуры вне её зависимости от содержания». Есть и иные толкования. В любом случае формат радиостанции следует рассматривать как классификационную единицу, определяемую через пересечение ряда параметров (критериев), которые варьируются в разных странах и разных маркетинговых подходах. Специальный анализ критериев приводит к довольно сложной, развёрнутой картине. Явно или неявно в мировой практике выделяют, по меньшей мере, восемь критериев для построения форматной классификации радиостанций:

1.Семиотический критерий, проявляющийся впротивопоставлении вербального («разговорного») и музыкального контента.

2.Социально-демографические характеристики целевой аудитории – чаще всего возраст и пол (адресный критерий).

3.Временной критерий, противопоставляющий настоящее прошлому, например, в терминах «современное / ретро».

4.Тематический критерий, который в пределе включает в себя большое множество разнообразных направлений.

5.Языковой критерий.

6.Жанровый критерий, обычно используемый для дифференциации музыкального контента, например, джаз, рок, рэп, кантри, классическая музыка и т.п.

7.Статусно-правовой критерий, обычно выражаемый в терминах «правительственное (государственное) радио», «общественное радио», «коммерческое радио».

8.Территориальный критерий, выражаемый в терминах «локальное (местное) радио», «региональное радио», «национальное радио», «международное радио» и т.п.

Общее число форматов, получаемых через комбинации перечисленных и некоторых других критериев, оказывается довольно большим. В специальной литературе описано свыше 100 форматов.

Европейский подход к понятию «формат телерадиопрограмм»

В Европе далеко не все принимают североамериканскую концепцию форматов радиостанций, и потому неоднократно принимались попытки разработать альтернативный подход к типологии радиостанций. Одним из таких подходов является концепция классификатора телерадиопрограмм «ESCORT 2007», которая отталкивается от идеи, что сетка радиостанций состоит из отдельных программ, которые, собственно, и классифицируются. Данная концепция является основательной попыткой создать универсальный многомерный классификатор телевизионных и радиопрограмм на единой теоретической основе.

«ESCORT 2007» является развитием идей, заложенных в классификаторе «ESCORT 2.4», который был разработан в середине 1990-х гг. в рамках Европейского вещательного союза и представляет собой плод коллективной работы около сотни экспертов из примерно 40 стран. Аббревиатура «ESCORT» расшифровывается как «Европейская система классификации радио- и телевизионных программ». Однако, как показывает опыт, данная работа, первоначально претендовавшая на стандарт, обязательный для использования в Европе, осталась, скорее, разработкой теоретико-прикладного уровня, нежели прагматическим руководством, удобным для практического применения. В его основе лежит идея многокритериальной классификации, построенной по следующей схеме:

Критерий 1. Назначение (функциональный уровень)

Критерий 2. Формат (формальный уровень)

Критерий 3. Содержание (содержательный уровень)

Критерий 4. Предполагаемая аудитория (адресный уровень)

Критерий 5. Первоначальное производство (производственно-

технологический уровень)

Критерий 6. Предупреждение о сомнительном содержании

(коммуникационный уровень в отношениях с аудиторией)

Второй, формальный критерий – формат – понимается как характеристика для классификации программы в плане её формальной структуры. Она показывает, как устроена программа вне зависимости от её содержания. Важно подчеркнуть, что формат здесь понимается не как самодостаточная категория, а как соподчинённая категория в развёрнутой иерархической структуре классификации. Главный вывод из анализа данной концепции - понятие «формат радиостанции» следует увязывать с другими классификационными уровнями и критериями.

Служба стратегической информации Европейского вещательного союза (ССИ ЕВС) разработала прагматическую классификацию тематической направленности, на основе которой происходит сравнение радиостанций в европейских странах. Данная классификация имеет линейный характер (ограничивается одним уровнем рассмотрения) и содержит десять позиций:

1.Вещание общей направленности с использованием широкого круга жанров и типов радиопередач.

2.Информационное радиовещание, включающее короткие сводки новостей, комментарии, аналитические программы, трансляции с места событий, прогнозы погоды, освещение текущих событий политической, экономической и социальной тематики. Сюда не входят спортивные материалы и материалы из сферы культуры и образования.

3.Музыкальное радиовещание.

4.Образовательное радиовещание, понимаемое как передача знаний с ярко выраженной дидактической формой подачи материалов.

5.Культурно-просветительское радиовещание, в котором тематика связана с искусством и гуманитарными направлениями в науке, среди которых философия, литература, история, лингвистика и т.п.

6.Научно-популярное радиовещание, где тематика сосредоточена в круге естественных наук (физика, химия, биология, геология, география, астрономия, медицина и т.п.). Сюда не принято относить программы о дикой природе.

7.Религиозное радиовещание. В эту категорию входят любые программы религиозного содержания кроме информационных.

8.Спортивное радиовещание.

9.Развлекательное радиовещание.

10.Другие виды радиовещания.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.