Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Вопрос 2. Функции журналистики.






Вопрос 1. Закон о СМИ как базовый нормативный акт.

Основные понятия, используемые в правовом регулировании средств массовой информации: массовая информация, средство массовой информации, периодическое печатное издание, радио-, телепрограмма, продукция средств массовой информации, распространение продукции массовой информации, специализированное средство массовой информации, редакция средства массовой информации, главный редактор средства массовой информации, журналист, издатель, телеканал, радиоканал, вещатель сетевое издание.

Закон «О средствах массовой информации» был принят Верховным Советом России и подписан Ельциным 27 декабря 1991 года (в силу вступил в 1992).

Статья 2. Средства массовой информации. Основные понятия

Для целей настоящего Закона:

под массовой информацией понимаются предназначенные для неограниченного круга лиц печатные, аудио-, аудиовизуальные и иные сообщения и материалы;

под средством массовой информации понимается периодическое печатное издание, сетевое издание, телеканал, радиоканал, телепрограмма, радиопрограмма, видеопрограмма, кинохроникальная программа, иная форма периодического распространения массовой информации под постоянным наименованием (названием);

под периодическим печатным изданием понимается газета, журнал, альманах, бюллетень, иное издание, имеющее постоянное наименование (название), текущий номер и выходящее в свет не реже одного раза в год;

под радио-, теле-, видео-, кинохроникальной программой понимается совокупность периодических аудио-, аудиовизуальных сообщений и материалов (передач), имеющая постоянное наименование (название) и выходящая в свет (в эфир) не реже одного раза в год;

под продукцией средства массовой информации понимается тираж или часть тиража отдельного номера периодического печатного издания, отдельный выпуск телеканала, радиоканала, радиопрограммы, телепрограммы, кинохроникальной программы, тираж или часть тиража аудио- или видеозаписи программы, отдельный выпуск либо обновление сетевого издания, отдельный выпуск иного средства массовой информации;

под распространением продукции средства массовой информации понимаются продажа, подписка, доставка, раздача периодического печатного издания, аудио- или видеозаписи программы, вещание телеканала, радиоканала (телевизионное вещание, радиовещание), вещание телепрограммы, радиопрограммы в составе соответственно телеканала, радиоканала, демонстрация кинохроникальной программы, предоставление доступа к сетевому изданию, иные способы распространения;

под специализированным средством массовой информации понимается такое средство массовой информации, для регистрации или распространения продукции которого настоящим Законом установлены специальные правила;

под редакцией средства массовой информации понимается организация, учреждение, предприятие либо гражданин, объединение граждан, осуществляющие производство и выпуск средства массовой информации;

под главным редактором понимается лицо, возглавляющее редакцию (независимо от наименования должности) и принимающее окончательные решения в отношении производства и выпуска средства массовой информации;

под журналистом понимается лицо, занимающееся редактированием, созданием, сбором или подготовкой сообщений и материалов для редакции зарегистрированного средства массовой информации, связанное с ней трудовыми или иными договорными отношениями либо занимающееся такой деятельностью по ее уполномочию;

под издателем понимается издательство, иное учреждение, предприятие (предприниматель), осуществляющее материально-техническое обеспечение производства продукции средства массовой информации, а также приравненное к издателю юридическое лицо или гражданин, для которого эта деятельность не является основной либо не служит главным источником дохода;

под распространителем понимается лицо, осуществляющее распространение продукции средства массовой информации по договору с редакцией, издателем или на иных законных основаниях;

под телеканалом, радиоканалом понимается сформированная в соответствии с сеткой вещания (программой передач) и выходящая в свет (эфир) под постоянным наименованием (названием) и с установленной периодичностью совокупность теле-, радиопрограмм и (или) соответственно иных аудиовизуальных, звуковых сообщений и материалов. Правила, установленные настоящим Законом и другими законодательными актами Российской Федерации для телепрограммы, радиопрограммы, применяются в отношении телеканала, радиоканала, если иное не установлено настоящим Законом;

под вещателем понимается российское юридическое лицо, осуществляющее формирование телеканала или радиоканала и его распространение в установленном порядке на основании лицензии на телевизионное вещание, радиовещание;

под сетевым изданием понимается сайт в информационно-телекоммуникационной сети " Интернет", зарегистрированный в качестве средства массовой информации в соответствии с настоящим Законом.

Недопустимость злоупотребления СМИ. Не допускается использование СМИ в целях совершения уголовно наказуемых деяний, для разглашения сведений, составляющих государственную или иную специально охраняемую законом тайну, для осуществления экстремистской деятельности, а также для распространения передач, пропагандирующих порнографию, культ насилия и жестокости. Запрещается использование в теле-, видео-, кинопрограммах, документальных и художественных фильмах, относящихся к специальным СМИ, скрытых вставок, воздействующих на подсознание людей и (или) оказывающих вредное влияние на их здоровье. Запрещаются распространение в СМИ, а также в компьютерных сетях, сведений о способах, методах, разработки, изготовления и использования, местах приобретения наркотических средств, психотропных веществ, пропаганда каких-либо преимуществ использования отдельных наркотических средств, психотропных веществ, за исключением рекламы наркотических средств и психотропных веществ, внесенных в списки II и III в соответствии с Федеральным законом " О наркотических средствах и психотропных веществах", в СМИ, рассчитанных на медицинских и фармацевтических работников, а также распространение иной информации, распространение которой запрещено федеральными законами.

 

Вопрос 2. Функции журналистики.

Понятие функции применительно к журналистике. Функции журналистики: система и взаимодействие. Коммуникативные, непосредственно-идеологические, непосредственно-организаторские, культурно-формирующие, рекламно-справочные, рекреативные функции.

Функции (лат. functio — «обязанность, назначение, характер деятельности, исполнение обязанностей») - совокупность обязанностей и выполняемых задач, способ жизнедеятельности в обществе. Журналистику как вид деятельности с ее функциональной стороны можно представить следующим образом:

Цель → Средства+способ действия → Функционирование → Результат

Евгений Павлович Прохоров выделяет функции:

1. коммуникативную (общения, налаживания контакта) - исходную функцию журналистики;

2. непосредственно-организаторскую - роль журналистики как «четвертой власти» в обществе;

3. идеологическую (социально-ориентирующую) - стремление оказать глубокое влияние ОМ;

4. культурно-образовательную - участие в пропаганде и распространении в жизни общества высоких культурных ценностей;

5. рекламно-справочную - удовлетворение утилитарных запросов в связи с миром увлечений;

6. рекреативную (развлечения, снятия напряжения, получение удовольствия).

 

 

Функции журналистики – дискуссионная тема в научно-исследовательской литературе. Ниже мы рассмотрим два основных подхода, представляющих московскую и петербургскую школу журналистики, концепции Е.П.Прохорова - профессора факультета журналистики МГУ и С.Г. Корконосенко - профессора факультета журналистики СПбГУ. В основе каждого из них – свой методологический подход.

Профессор факультета журналистики МГУ Е.П.Прохоров выделяет следующие

функции журналистики:

1. Коммуникативная – или функция «налаживания контакта». Установление связи с массовой аудиторией и социальными институтами является условием информационного взаимодействия в сфере журналистики. Контакт утановлен в том случае, когда аудитория доверяет источнику информации – конкретному СМИ, а социальные институты обнаруживают некую силу влияния, обеспечиваемую законодательно и подтверждаемую поддержкой аудитории. Каждая телепрограмма, газета или журнал имеет свое «лицо», свои темы, свою модель мира, свой стиль, свою аудиторию, чьи потребности в информации данное СМИ удовлетворяет. Посредством СМИ устанавливаются социальные контакты между потребителями информации – массовой аудиторией - и социальными институтами, а также между различными слоями и общественными группами, составляющими массовую аудиторию, а также между различными социальными институтами.

2. Социально-ориентирующая, или идеологическая функция журналистики. Средства массовой информации проявляют различные формы информационной активности: от простой передачи информации, сообщения фактов до стремления оказать глубокое влияние на мировоззрение человека, его идеалы и ценности, в том числе на мотивацию. Идеологические представления (политические, экономические, эстетические, философские, религиозные) играют для человека роль «путеводителя» по жизни, определяют подходы к пониманию и оценке происходящего, отношение к людям, событиям и явлениям жизни.


Идеология – термин, введенный в научный оборот в начале 19 векафранцузским философом, экономистом и политическим деятелем Дестютом де Траси для обозначения некоторой совокупности идеалов, ценностей, целей и взглядов, посредством которых определенная общность людей выражает свое отношение к существующей социальной реальности. Основные значения понятия идеология: 1) Cистема взглядов и идей, в которых осознаются и оцениваются отношения людей к действительности и друг к другу, а также обосновываются цели социальной деятельности, направленные на закрепление или изменение данного общественного отношения; 2) Cоставная теоретического уровня духовной жизни общества, которая имеет практическую направленность, являющаяся основой для создания программы социальных действий и ее реализации. Идеология разрабатывается теоретиками-идеологами, общественными и политическими деятелями, существует в виде концепций, программ, призывов, лозунгов.

Идеологические различия, за которыми стоят различия в интересах людей, порождают идейные споры, столкновения взглядов, при невозможности разрешить разногласия мирным путем – порождают политическую борьбу, приводящую в определенных условиях даже к вооруженным конфликтам. Столь важная роль идеологических представлений в массовом сознании издавна заставляла вмешиваться в процесс их формирования. Да и возникновение самой журналистики было определено общественной потребностью в создании «поля» для идеологической деятельности. Журналистика способна ориентировать массовую аудиторию и ее отдельных представителей в окружающем мире – постоянно, систематически, учитывая перемены в жизни. Именно средства массовой информации способны отслеживать меняющуюся обстановку и тем самым способствовать переориентации массовой аудитории. Трудно переоценить владение навыками cоциальной ориентации в общественных отношениях: только умея разбираться в окружающей обстановке, правильно понимая и оценивая социальные явления, выявляя для себя их значимость, социальный субъект сможет определить свое отношение к ним, выработать гражданскую и идейную позицию, а также направление и характер деятельности.

3. Непосредственно-организаторская функция. Там, где есть информация, есть управление. В отношении СМИ это означает следующее: выдвигая суждения и оценки относительно выполнения различными чиновниками, должностными лицами их обязанностей перед обществом, СМИ влияют на их деятельность и деятельность различных социальных институтов (государственных, негосударственных – управленческих, хозяйственных, торговых, научных, учебных) в целом. Е.П.Прохоров называет эту активность СМИ «властными полномочиями».

«Властные полномочия», которыми, по его мнению, располагает журналистика:

- журналистский анализ реальной практики, положения дел в той или иной сфере жизни;

- анализ тех или иных решений и официальных документов общественных, государственных, частных организаций, различных социальных структур;

- выступления и публикации, реализующие положение журналистики как

института общественного контроля за ходом дел в различных областях жизни

(исполнение конституционных норм, законов, программ общественных организаций).

«Властные полномочия», подчеркивает Е.П.Прохоров, носят не обязательный,

а убеждающе-консультативный характер: замечания и предложения журналистов – это всего лишь выражение суждений общественности (журналистов, представителей различных слоев аудитории, экспертов, аналитиков), а не решения законодательной, исполнительной или судебной власти. И тем не менее, в зависимости от конкретного издания, публикации и материалы теле- и радиопрограмм все же оказывают воздействие на деятельность социальных институтов. Репортажи, статьи и аналитические материалы конкретных СМИ могут способствовать переменам в деятельности должностных лиц, вплоть до отставки.

4. Культуроформирующие функции. Будучи одним из институтов культуры общества, журналистика призвана участвовать в распространении культурных ценностей, воспитывать граждан на лучших образцах мировой культуры, способствуя всестороннему развитию человека.

Культура – совокупность осмысленной творческой деятельности людей,

многофункциональная система, вбирающая в себя разнообразные аспекты человеческой деятельности. Культура – это категория, обозначающая созданную людьми искусственную среду обитания и самореализации, которая выступает источником регулирования социального взаимодействия.

Именно журналистика делает культуру доступной для широкой аудитории во всех уголках мира, доставляя информацию учебного, просветительского, воспитательного характера. Благодаря телевизионным программам о культуре мы отправляемся в «путешествие» в культурные столицы Европы, в театры, музеи, выставочные залы, знакомимся с произведениями выдающихся деятелей культуры и искусства. Подлинная культура – то, что наследуется как безусловное достояние и составляет общечеловеческие ценности. Важная задача СМИ – формирование высокой культуры мышления, общения, труда и отдыха, обогащение внутреннего мира личности. Будучи одним из институтов культуры общества, журналистика призвана пропагандировать и распространять в обществе культурные ценности, образцы общемировой культуры, способствуя всестороннему развитию личности.

5. Рекламно-справочная функция. Реклама как информация о товарах и услугах, способствующая формированию их привлекательного образа, вошла в журналистику на самом первом этапе ее развития. Рекламная информация помогает потребителям (зрителям, читателям, слушателям) сделать выбор, сформировать культуру потребления. Также реклама может принести вред: навязывая товары и услуги, не соответствующие действительным нуждам потребителя, формируя ложные или чрезмерные потребности.

6. Рекреативная функция – развлекательная функция. Создавая условия для отдыха, проведения досуга, снимая усталость и напряжение, развлекательные материалы в СМИ «подпитывают» аудиторию положительными эмоциями, восстанавливают душевный покой и равновесие. Рекреация – не только отдых, но и поддержание хорошего психологического тонуса, формирование позитивной направленности социальной активности. Особое значение имеет художественный и интеллектуальный уровень журналистских произведений. Многие исследователи пишут о «гуманистически ориентированной» журналистике, противостоящей непритязательному развлекательству, преувеличенной сентиментальности, плохому вкусу.

Профессор факультета журналистики СПбГУ С.Г.Корконосенко предлагает

иной –«субъектный» подход к определению функций журналистики.

Суть подхода – в признании факта, что структура функций журналистики многогранна: на объективные возможности СМИ накладываются интересы, воля, возможности тех, кто вступает во взаимодействие с прессой. Журналистика – предлагает, а конкретный социальный субъект – выбирает. Генеральный субъект по отношению к журналистике – социальная система (общество). Ведущими потребностями любого целостного образования – будь то биологические организмы или сообщества людей являются выживание, самосохранение системы и ее непрерывное движение.

На удовлетворение первой потребности направлена функция интеграции составных элементов общества. Функция интеграции, рассматриваемая не только в мировом, межгосударственном, национально-государственном, но и в региональном масштабе, нацелена на достижение в обществе духовного единства и согласия, в особенности по ключевым общественным проблемам – собственности на средства производства, личной безопасности граждан, межконфессиональных взаимоотношений. Выполнение журналистикой функции интеграции может способствовать сближению и единению дифференцированных социальных институтов, упорядочению отношений между социально-политическими деятелями (людьми, органами, государствами), а также созданию определенной социальной общности, сращиванию нескольких частей общественной системы в единое целое.

Функция познания (самопознания) направлена на потребность общества в развитии. Эту задачу выполняет и событийная хроника, и аналитическая публицистика. Познавательная функция журналистики расширяет диапазон знаний в сфере общечеловеческих ценностей. Знания, существующие как на уровне обыденного эмоционально-психического сознания, так и на уровне теоретического, способствуют постижению окружающей действительности. Для успешного развития общества необходимо, чтобы пресса сообщала не только о событиях и фактах, но и информировала о противоречиях и проблемах –так познание будет направляться на подлинную «злобу дня», на жизненно важные для социальной системы объекты и явления.

К позиции С.Г.Корконосенко в этом вопросе приближается позиция политолога В.Т.Третьякова: «Аудиторию журналистики, то есть людей, по сути, больше всего волнует будущее (свое - прежде всего), даже тогда, когда в центре их внимания оказываются (вслед за журналистом) события настоящего и прошлого. Иногда это очевидно. Например, все, что связано с выборами, военными конфликтами, спором, деятельностью правительства, экономикой и т.д. Всех интересует: кто станет будущим президентом, кто победит в войне, будет ли побит рекорд, снизит ли правительство налоги, не возрастет ли инфляция? Все это – будущее. И именно об этом пишут газеты и рассказывают телепрограммы – даже тогда, когда речь идет о вчерашнем парламентском кризисе, о сегодняшней неудаче наших военных, о стабильности курса рубля за последние полтора года. …Ортега-и-Гассет писал: буквально все обретет для человечества смысл только как функция будущего». Журналистика есть безусловная функция будущего. Именно в этом своем качестве она более всего интересует людей. И актуальность журналистики (то, что она живет сегодняшним днем) привлекательна для аудитории просто потому, что сегодняшнее – осязаемей, более знакомо, больше волнует возможностью изменить его своим решением. Настоящая актуальность сегодняшнего как раз в том, что оно есть начало будущего, что поняв его, - ты это будущее узнаешь, а следовательно, сможешь уже сегодня это будущее скорректировать или, на худой случай, к нему приспособиться. Вот почему

прогноз есть венец журналистского творчества и профессии».

Функции прессы на уровне отдельных социальных институтов. Cоциальные институты, как и различные социальные группы, обладают собственными потребностями и интересами, не совпадающими с потребностями объединяющей их социальной системы. На уровне социальных институтов и групп ведущими становятся потребности в усилении их влияния, привлечении сторонников, на уровне политических партий – в завоевании и удержании власти. Функциями СМИ на уровне социальных институтов профессор С.Г.Корконосенко называет пропагандистскую, агитационную и организаторскую функции.

Пропаганда – распространение политических, философских, экономических, технических и иных знаний и идей, а также моральных и эстетических ценностей.

Агитация – воздействие на аудиторию путем создания примера для подражания, а также с помощью призыва и морального стимула. Агитация побуждает к практическому действию, нередко указывая на объект и способ приложения сил.

Журналистские пропаганда и агитация направлены на общественное сознание.

Причем пропаганда устремлена к мировоззрению людей, включающему в себя систему принципов, идеалов, убеждений, определяющих отношение к природе, обществу и человеку, а агитационное влияние – на общественное мнение.

По сравнению с мировоззрением, общественное мнение – более подвижная компонента сознания: ей свойственны ситуативность и реактивность, оно в большей степени, чем мировоззрение, насыщено эмоциональными, волевыми, чувственными компонентами, легче подается внешнему влиянию и способно меняться даже вопреки глубинным основаниям сознания, заключенным в мировоззрении.

В новейшей научно-исследовательской литературе общественное мнение рассматривается не только как структурный элемент сознания, но и как определенное его состояние, «срез». С этой точки зрения мнение и мировоззрение – связаны друг с другом, возможно, по этой причине на практике пропаганда и агитация все теснее переплетаются. В современных исследованиях СМИ все чаще встречается термин «агитационно-пропагандистская функция СМИ».

Организационная функция нацелена на достижение определенных сдвигов в социальной практике, в поведении социальных групп, организаций. Эффекты такого рода достигаются как путем публикаций-рекомендаций, так и путем организации непосредственного общения и взаимодействия людей. Проявлением организационной функции СМИ является и организационно-массовая работа – взаимодействие журналистов с различными группами населения, внештатными корреспондентами, общественными организациями. Популярные формы такой работы – газетные, журнальные, телевизионные конкурсы и лотереи, телемарафоны, спортивные соревнования на призы редакций – всевозможные контакты журналистов с потенциальными читателями.

Функции СМИ на уровне личности: функции ориентации, связи с обществом, психологической разрядки, психогигиены. Эта группа функций объединяет в себе такие виды журналистской деятельности, которые способствуют процессу социализации индивида – интеграции человека в общество, в разнообразные типы cообществ, усвоению элементов культуры, социальных норм и ценностей, формированию социально значимых черт личности. Социализация – процесс и результат усвоения и активного воспроизведения индивидом социального опыта.

Функция связи с обществом формируется на основе понятия связи индивида с обществом и конкретными людьми (идейной, эмоциональной, организационной, деятельностной). СМИ способны помочь конкретным представителям аудитории в поиске единомышленников, союзников, в поддержании связей с другими членами общества. Еще одна группа личностных функций определяется понятием психологической разрядки – развлекательные, гедонистические функции. Средства массовой информации все больше уделяют внимания личностным чертам представителей своей аудитории (например, таким, как самооценка, ежемесячный доход, жизненные ценности) – а не только традиционно учитываемым социально-демографическим характеристикам (пол, возраст, образование). Для журналистов как социальных субъектов занятие журналистикой выполняет функцию выполнения служебных обязанностей, помогает реализовать творческий потенциал – знания, умения, навыки, а также обеспечивает средствами к существованию.

 

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.