Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Музыкальные дидактические игры






Выразительные средства музыки могут быть усвоены только в процессе активной музыкальной деятельности. Неизменная стратегия работы: накопление слуховых представлений — осознание — понимание — использование термина в процессе анализа. В этом контексте игра является важнейшей формой организации музыкальной деятельности детей. Разнообразные музыкально-дидактические игры, игровые коммуникативные ситуации на уроках " музыки позволяют в доступной и интересной для детей форме осваивать важнейшие элементы музыкального языка. Целесообразно использовать музыкально-дидактические игры как возможность моделирования, освоения, закрепления в активной музыкальной деятельности базовых понятий музыкального искусства. Предлагаемые музыкально-дидактические игры можно использовать и для тестирования учащихся с целью выявления уровня усвоения основных выразительных средств музыки (регистра, лада, тембра, динамики).

Игра «Кто дольше слышит звук?»

Учитель играет на фортепиано один звук, дети вслушиваются в него как можно дольше и, когда перестают его слышать, тихо поднимают руку. Игра хорошо концентрирует внимание, помогает настроить детей на слушание музыки.

Игра «Какой звук выше?»

Учитель играет на фортепиано два звука: один в низком регистре, другой — в высоком. Дети показывают один (если первый звук был выше) или два пальчика (если выше был второй звук). Постепенно звуки сближаются до терции

Условные обозначения: В — высокий регистр С — средний регистр Н - низкий регистр

Игра «Солнышко — туча»

Суть этой игры — определение ладовой окраски мажора и минора на слух. Разучивается попевка: «Солнышко» (нисходящее трезвучие в мажоре), «Ту-у-ча» (одноименное минорное нисходящее трезвучие). Попевка исполняется в качестве распевания несколько уроков, пока дети хорошо не усвоят интонацию и ладовую окраску. Затем учитель предлагает услышать «солнышко» и «тучу» в знакомой музыке и отразить услышанное условными жестами. Солнышко показывается так: руки стоят на парте на локтях, запястья сомкнуты, а кисти раскрыты так, как будто в них — круглое солнышко или полностью раскрытый цветок; на туче ладошки закрываются и кулачки сближаются. Когда дети научатся различать ладовую окраску, можно постепенно вводить термины. Солнышко музыканты называют «МАЖОР» (от лат. больший, пишем на доске большими буквами) — слово яркое, светлое. Тучу музыканты называют «минор» (от лат. меньший, пишем на доске маленькими буквами) — слово мягкое, темное, ласковое.

Очень важно с самого начала освоения рассматриваемых понятий однозначно не связывать лад с константным эмоциональным содержанием. Прежде всего, не стоит обращаться к программным произведениям, полезнее предлагать детям фрагменты произведений В. А. Моцарта, Л. Бетховена, И. Гайдна, прелюдии И. С. Баха C-dur, d-moll, es-moll из первого тома «Хорошо темперированного клавира» и f-moll из второго тома и т. д.

Образец теста: А

Г. Пахулъский «Прелюдия до-минор»деревянных солдатиков», «Новая кукла», «Полька». «Танец Феи Драже» из балета «Щелкунчик» (начало) «Ходит месяц над лугами» «Музыкальная табакерка» (второй период)

П. И. Чайковский М. И. Глинка С. С. Прокофьев

В

И. С. Бах И. С. Бах И. С. Бах И. С. Бах

«Сладкая греза» «Прощальный вальс» «Сказочка»

Прелюдия C-dur, XTK, I том Прелюдия es-moll, XTK, I том Прелюдия f-moll, XTK, II том Прелюдия D-dur, XTK, I том

 

Условные обозначения: Мажор— М Минор — м

Игра -«Консонанс — диссонанс»

Это первый шаг к развитию гармонического слуха, умению слышать гармонию. Дети слушают консонансные созвучия и делают мягкое движение кистью; при диссонирующем звучании кисть открывается навстречу педагогу, а пальцы сгибаются, как бы приготовившись царапать. Термины вводятся сразу в контексте сказки, в которой обыгрывается эмоционально-образное воздействие консонирующих и диссонирующих созвучий.

Для игры можно использовать вначале диссонирующие созвучия, аккорды, интервалы, а затем и примеры из музыкальной литературы:

Д. Б. Кабалевский «Ежик»

П. И. Чайковский Тема Феи Карабос из балета

«Спящаякрасавица»

И. Ф. Стравинский «Русский танец» из балета

«Петрушка» (переложение для фортепиано), Фрагменты из сюиты № 2

А. Пярт «Танец маленьких утят»

Р. С. Леденев «Ливень»

Г. И. Устволъская «Пляска и плакса»

М.П.Мусоргский «Балет невылупившихся

птенцов» (фрагмент)

А.Шенберг «Маленькая пьеса №1»,

«Маленькая пьеса № 2».

Игра «Определи жанр»

Как правило, к моменту поступления в школу дети имеют представление о марше и танце. После введения в тему следует предложить учащимся игру-движение на определение этих двух жанров. Договорившись о характере движений (под марш — маршируем, под танец вальс — делаем мягкие кругообразные движения руками, под танец польку — легкие подскоки с ноги на ногу, держа руки на поясе), учитель предлагает детям различные, всегда завершенные по форме, фрагменты маршей и танцев. Учитель изменяет жанр, не предупреждая детей. Те, кто прослушал и не изменил движение, «вылетают» из игры, садятся. К каждому уроку надо подготовить пять-шесть фрагментов, причем какие-то произведения повторяются, но при этом на каждом уроке обязательно включаются три-четыре новых произведения. Помимо определения жанра в процессе игры необходимо следить за правильностью выполнения метрической пульсации, за красотой и грамотностью выполнения движений. В эту игру дети играют с первого по третий класс, причем в первом и втором классе игра повторяется практически на каждом уроке. Музыкальным материалом могут служить знакомые детям песни, прослушанные ранее пьесы, а также фрагменты пьес из «Детского альбома» П. И. Чайковского, «Альбома для юношества» Р. Шумана, «Детской музыки» С. С. Прокофьева, «Танцев кукол» Д. Д. Шостаковича, танцы Ф. Шуберта, В. А. Моцарта, Л. Бетховена, И. Штрауса, М. И. Глинки и т. п. Полезно использовать специальные пособия по ритмике, например: Т. В. Бырченко «С песенкой по лесенке», Т. В. Бырченко, Г. С. Франио «Хрестоматия по сольфеджио и ритмике».

Игра «Прятки»

Игра направлена на освоение динамики. Вначале дети осваивают понятия тихо и громко, затем термины forte и piano.

Игра проводится так: учитель играет пьесу на фортепиано и вместе с детьми анализирует динамику. Если фраза исполняется громко (forte), дети прохлопывают пульс (метр) или ритм (что труднее). Если фраза исполняется педагогом тихо (piano) — дети как бы прячутся, хлопки прекращаются, а те, кто ошибся, садятся на место. Хлопки можно сопровождать энергичным шагом при исполнении марша forte, а на piano — идти осторожно, крадучись, на носочках, без хлопков; можно просто прятаться, приседая у парты, когда музыка звучит тихо. Фразы, исполняемые в разной динамике, чередуются. Каждое произведение повторяется неоднократно, на нескольких уроках, до тех пор, пока дети перестанут делать ошибки. На следующем этапе можно предложить учащимся сюрпризы — неожиданное изменение динамики, не нарушающее при этом смысл, стиль и содержание музыки. Для этой игры подходят небольшие пьесы с четким делением на фразы, с повторно-вариантным строением фраз. Можно использовать многие марши, танцы, песни, где четко ощущается метрическая пульсация. Интересно также использовать клавирную музыку XVII-XVIII вв., в которой обычно сопоставляются фразы с контрастной динамикой.

 

Игра «Ритмическое эхо»

Самым простым видом этой игры является такая: учитель прохлопывает ритм фразы — ребенок без паузы (ведь музыка продолжается) ее повторяет. Фраза вначале состоит из двух тактов в размере 2/4. Затем учитель исполняет уже предложение — его надо запомнить и повторить, в итоге получается период. Можно усложнить это задание, например: в ответе изменить динамику, тембр (использовать элементарные музыкальные инструменты). Следующий этап — варьирование ответа учеником, то есть ответ с изменением:

Учитель: I I П1 Ученик: П I I I

По сути дела, это пример ритмической импровизации. Еще интереснее для детей такое задание: по принципу «эхо» исполнить ритмический рисунок прослушанного музыкального фрагмента (фразы, предложения, построенные в ритме, ранее освоенном детьми). Роль учителя со временем могут выполнять наиболее способные дети, при этом кто-то из детей будет оценивать и работу «учителя» и «ученика». В дальнейшем (во 2, 3, 4 классах) по мере освоения метроритма игра усложняется: вводятся новые длительности, паузы, пунктирный ритм; новые размеры — 3/4 и 4Д; увеличивается объем задания до периода (восьмитакт). Эта игра рассчитана на все четыре года обучения в начальной школе и может быть продолжена в основной школе на более сложном музыкальном материале.

Игра «Ритмизация стихотворений»

Эта игра сближает в сознании ребенка ритмические закономерности речи и музыки, ритм речи и ритм музыки. В процессе ритмизации стихотворений ребенку легче освоить соотношение долгих и коротких звуков, размер, элементов музыкальной формы (фраза, предложение и т. д.). В основе ритмизации обычно слог — звук; единица ритма — восьмая; строчка — фраза. Рекомендуется начинать с хорея — двухдольного стихотворного размера с ударением на первом слоге. Например:

Буря мглою небо кроет, П П П П

Вихри снежные крутя, П П П I

То, как зверь, она завоет, П П П П

То заплачет, как дитя. П П П I

В итоге получается классический восьмитактный период.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.