Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Обменное и потребительское поведение.






Экономическое поведение – это система специализированных социальных действий, которые, во-первых, связаны с использованием различных по функциям и по назначению ограниченных экономических ценностей (ресурсов), и, во-вторых, ориентированы на получение пользы (выгоды, вознаграждения, прибыли) от их обращения.

Обменное поведение обеспечивает движение различных экономических благ (товаров, услуг, информации) на рынке на основе учета и сравнения их ценности. Мера дефицитности обращающихся товаров проявля‑ ­ется в ценах. Она управляет действиями множества субъектов, явля­ющихся по отношению друг к другу продавцами и покупателями.

Торговля (коммерческая деятельность) – это экономическая связь (экономический обмен) между продавцами и покупателями различных благ и услуг с целью получения выгоды (прибыли, вознаграждения)
Можно выделить множество цепочек и схем социального обме‑ ­на, возникающих в системе человеческого взаимодействия, в ко‑ ­торых ‑ ­используются различные критерии обмена, способы оценки и измерители, позволяющие определить ценность, справедливость, эквивалентность и гарантированность распределения благ. Существуют разнообразные измерители социального обмена. Одни из них (например, деньги) универсальны и применимы в оценке множе‑ ­ства ситуаций и действий.

Экономический обмен — одна из форм социального обмена, реализуемого в сфере хозяйственной жизни. Его основой является взаимодействие людей (экономических субъектов), перераспреде‑ ­яющих различные экономические ресурсы в структуре рыночных отношений с целью получения выгоды (прибыли, дохода, вознаг‑ ­раждения). Методы и способы обмена зависят от множества факто‑ ­ров: экономических ресурсов, находящихся в обороте, механизмов ценообразования, компетентности действующих субъектов, их уме‑ ­ния предвидеть, учитывать рыночную конъюнктуру, принимать на этой основе рациональные решения и т.п. Формы экономического обмена чрезвычайно разнообразны, а обмен есть универсальный элемент всякого экономического действия, независимо от его спе‑ ­циализации.

Субъекты обмена – преследующие свои интересы индивиды, группы, организации, которые, сознательным (рациональным) или традиционным образом вступают в обменные отношения, предполагая получить определенные выгоды или средства приращения своих возможностей.

Объекты обмена – те ценности, ресурсы, возможности, которыми обмениваются субъекты, предполагающие реализовать свой интерес в системе различных социальных взаимодействий. К объектам социального обмена относятся: деньги, информация (знания), навыки, умения, технологии, материальные ресурсы, статусы, эмоции – все то, что ценно для субъектов социального обмена в том или ином социальном контексте.

Предметы обмена – те выгоды (реальные или мнимые), которые ожидают и предполагают получить субъекты, вступающие в обменные отношения.

функций коммерческого поведения, включенного в процесс обмена экономическими ценностями. Наиболее важными из них являются:

· обеспечение поиска, координации и коммуникации производителей и потребителей, а также включение новых благ и услуг в рыночный оборот (коммуникативно-поисковая функция);

· установление необходимых пропорций производства и потребления путем распределения ценовой информации между производителями и потребителями благ (регулятивно-информационная функция);

· формирование инфраструктуры рыночного обмена, его специализации и сегментации (конструктивная функция);

· стимулирование производства и потребления различных благ и услуг на основе предоставления конкретной ценовой информации об относительной редкости этих благ в различных местах (стимулирующая функция);

· экономия средств и ресурсов производителей и потребителей в процессе взаимоприспособления их экономических интересов (посредническо-спекулятивная функция);

· обеспечение сохранения потребительских свойств экономических ресурсов в процессе их передачи (распределения) от производителей к потребителям (консервационная функция);

· осуществление передачи прав собственности на те или иные блага в процессе их перемещения по каналам рынка от одних пользователей (собственников) к другим (распределительная функция);

· предоставление гарантий и страхование рисков в процессе движения товаров (защитно-страховая функция).

Типа обменного поведения продавцов (и соответственно покупателей) в зависимости от степени «жесткости» рынка, в системе которого они действуют.

Тип обменного поведения на «жестком» рынке (рынке покупателя). Здесь продавец действует в рамках серьезных ограничений (конкуренция, насыщенный спрос, повышенные притязания покупателей к потребительским свойствам предлагаемых благ и услуг), которые он должен объективно учитывать. На «жестком» рынке прибыль может быть получена только при условии, если продавец, учитывая складывающиеся обстоятельства, сможет сформировать и поддерживать такие цены на свои товары, которые покрывают издержки по их производству, распределению и сбыту, а также по обеспечению справедливой нормы прибыли за риск и приложенные усилия. В данной ситуации относительным преимуществом обладает покупатель, так как он в большей степени диктует условия предложения товаров

Тип обменного поведения на «мягком» рынке (рынке продавца). Это рынок, где ограничений для предложения товара практически не существует. В связи этим продавец, который имеет абсолютное или относительное преимущество предложения благ и услуг, может диктовать покупателю свои условия относительно их ценовых и потребительских характеристик (цены, качества, объема продаж). Таким образом, продавец, находясь в выгодных условиях, минимизирует свои затраты за счет издержек покупателей.

В условиях развитого рынка монополистические преимущества ограничиваются государством в законодательном и фискальном порядке. И, наоборот, в условиях неразвитого рынка монополист широко пользуется преимуществами единственного продавца, в том числе:

· фиксирует цены на приемлемом для него уровне,

· поддерживает нужный уровень спроса-предложения,

· жестко лимитирует притязания появляющихся конкурентов,

· манипулирует поведением покупателей,

· покупает услуги официальных лиц с целью установления выгодной налоговой политики,

· старается не нести ответственности за потребительские качества товара и т.п.

Тип обменного поведения на «эластичном» рынке. Здесь действует тенденция равновесного спроса-предложения, то есть продавцы и покупатели находятся в одинаковых условиях.

Потребительское поведение обеспечивает извлечение экономических благ из товарного оборота и присвоение их полезных свойств с целью удов‑ ­летворения многочисленных потребностей человека. Фаза потреб‑ ­ления характерна для большинства субъектов экономического по‑ ­ведения, использующих те или иные ресурсы для собственных нужд. Таким образом, процесс потребления в более строгом смысле — это извлечение и присвоение ‑ ­полезных свойств различных благ, связанные с выключением их (абсолютным или относительным) из экономического оборота.
??? моделей поведения, которые отражают его особенности, в том числе функциональные, социокультурные, экономические и другие. В первом приближении к ним можно отнести:

· собственно потребительское поведение, сущность которого состоит в изъятии потребительских свойств различных ресурсов, находящихся в распоряжении домашних хозяйств;

· информационно-поисковое поведение, связанное с обеспечением и поддержанием определенного уровня благосостояния потребительских ячеек (поиск дохода);

· информационно-поисковое поведение, ориентированное на удовлетворение платежеспособного спроса потребительских ячеек (поиск товара);

· покупательское поведение – относительно самостоятельный элемент потребительского поведения, связанный с приобретением различных благ и их заменителей, включающихся в хозяйственный оборот;

· хозяйственное поведение, обеспечивающее координацию всех потребительских действий в соответствии с задачами и целевыми функциями домашних хозяйств (выбор потребительских приоритетов и ранжирование потребительских наборов, рациональное использование доходов и благ, их резервирование, дозирование трат и потребления во времени и построение на этой основе оптимальных потребительских бюджетов), а также реализацию функций их правовой и социальной защиты.

Непосредственный процесс потребления — сущностная сторона потребительского поведения. Он является результатом всех других экономических и неэкономических действий, которые делают возможным сам процесс воспроизводства и жизнеобеспечения домашних хозяйств. Естественно, что структура и качество жизнеобеспечения могут быть весьма различны. Они имеют два пограничных уровня: первый находится на границе физиологического минимума, за которым начинается деградация, второй — в зоне престижного (демонстративного) потребления, превышая разумные рациональные нормы и стандарты.

Исходный баланс потребления определяется тремя составляющими: уровнем дохода, стандартом потребления и степенью компетентности субъектов калькулировать свои действия, не выходя за пределы тех ресурсов, которыми они обладают.

Говоря о специфике «потребительского поведения», можно выделить ряд факторов, которые существенно изменяют структуру (пропорции) потребления в сторону доминирования тех или иных потребительских предпочтений. Они демонстрируют объективные особенности функционирования домашних хозяйств и определяют конкретный баланс их потребления в зависимости от:

  • образа жизни;
  • стадии развития, на которой они находятся;
  • демографических характеристик, количества членов семьи;
  • доминирующих социальных стандартов, отражающих их со‑ ­
  • социально-культурную специфику, и т.п.

Можно сфор­мулировать общие принципы и методы реализации рациональных моделей потребительского поведения, которые базируются на сохранении равновесия дохода (бюджетных ограничений) и необходимых трат (потребления).

Рациональными моделями потребительского поведения можно признать те, которые:

  • не выходят за границы реального дохода;
  • способствуют созданию оптимального баланса трат ипоступлений в соответствии со сложившейся и рационально дозируемой структурой потребления;
  • обеспечивают контроль и нормирование структуры потребления и соответствующих им трат, не превышающих лимиты реального дохода;
  • устанавливают равновесие статей дохода и расхода потре­бительских бюджетов;
  • способствуют резервированию части средств с целью стра­хования от непредвиденных ситуаций и обстоятельств;
  • обеспечивают оптимальный баланс насыщения потребностей в соответствии со сложившимися стандартами жизни и
    кредитование потребительского бюджета за счет будущих
    доходов





© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.