Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Виды рынков в АПК. Каналы реализации сельскохозяйственной продукции.






Рынок это - система экономических отношений, складывающихся в процессе производства, обращения и распределения продукции (товаров, работ, услуг) и характеризующаяся свободой хозяйствующих субъектов в выборе покупателей, продавцов, определении цен, формировании и использовании источников ресурсов. Проще говоря, рынок — это механизм взаимодействия покупателей и продавцов.

Рынок как система хозяйствования выполняет следующие функции.

1. Информационную. Через цены, процентные ставки и т. д. рынок дает участникам информацию об объективно необходимом количестве, ассортименте и качестве товаров (продуктов и услуг), которые следует поставлять. Это позволяет товаропроизводителям постоянно координировать собственное производство в связи с меняющимися условиями рынка.

2. Посредническую. Экономически обособленные производители в условиях общественного разделения труда должны найти друг друга и обменяться результатами своей деятельности. В рамках рыночной экономики с достаточно развитой конкуренцией потребитель имеет возможность выбрать наиболее приемлемого поставщика, а продавец — наиболее подходящего покупателя.

3. Ценообразующую. Рыночное ценообразование подчинено двум законам: закону стоимости и закону спроса и предложения. Согласно исходному определению цена есть денежное выражение стоимости. Стоимость создается трудом. Но затраты труда на производство однородной продукции могут сильно варьировать. Рынок решает эту задачу путем определения общественно необходимых затрат труда, то есть затрат, которые готов компенсировать покупатель. Действие закона спроса и предложения основывается на поведении продавца и покупателя. Первый стремится подороже продать свой товар. Чем выше цены на рынке, тем большую прибыль получает продавец, соответственно он будет стремиться наращивать объем продаж при увеличении цены товара. Типичным поведением покупателя является удовлетворение своих потребностей по возможно более низкой цене. Чем ниже цена, тем больше покупатель готов купить товара. Акт купли-продажи не состоится, пока не установится взаимоприемлемая цена, которую называют равновесной, так как она уравновешивает спрос и предложение.

4. Регулирующую. Благодаря взаимодействию спроса и предложения рынок дает ответ на вопросы: Что производить? Для кого производить? Как производить?

5. Санирующую. С помощью конкуренции рынок очищает общественное производство от экономически неустойчивых, нежизнеспособных хозяйственных единиц и дает простор более предприимчивым и эффективным. В результате повышается средний уровень устойчивости хозяйств в целом.

Необходимы определенные условия функционирования рынка:

- право собственности хозяйствующих субъектов на средства производства, землю, произведенные продукты, доходы;

- свобода выбора видов и форм деятельности для любого хозяйствующего субъекта;

- равноправие субъектов различных форм собственности;

- свобода ценообразования, при которой цена на продукцию, работы, услуги формируется на основе соглашения между продавцом п покупателем при минимизации государственного вмешательства;

- самофинансирование: каждый субъект рыночных отношений, обретая экономическую самостоятельность, должен сам покрывать финансовые расходы на свое существование и развитие;

- конкуренция: в рыночной экономике благодаря многообразию форм собственности и свободе хозяйственного поведения возникают и автоматически поддерживаются условия конкурентной борьбы;

- создание рыночной инфраструктуры: товарных бирж, системы оптовой и розничной торговли, маркетинговых организаций, фондовых и валютных бирж, финансовых институтов и т.д.

2. Классификация рынков

При классификации рынков выделяют рынки рабочей силы, финансовый, средств производства, товаров (продуктов и услуг), технологий. В свою очередь, эти рынки подразделяются на более узкие. Например, рынок товаров (продуктов и услуг) складывается из самостоятельных, хотя и связанных между собой рынков:

- средств производства, в том числе субрынки природного сырья, сельскохозяйственных продуктов, промышленной продукции;

- предметов потребления, в том числе продовольственных и непродовольственных товаров;

- услуг, в том числе производственного характера и потребительских.

В свою очередь, каждая из этих сфер подразделяется на рынки отдельных товаров.

Рынки могут быть классифицированы по различным критериям:

- по экономическому назначению объектов рыночных отношений — выделяют рынок потребительских товаров и услуг, товаров промышленного назначения, промежуточных товаров, «ноу-хау», сырья, труда, ценных бумаг, теневой, вторичного сырья и т. д.;

- географическому положению — местный, национальный, мировой;

- по степени ограничения конкуренции — монополистический, оли-гополистический, монопсонический, свободный, смешанный и др.;

по отраслям — автомобильный, нефтяной, сельскохозяйственного сырья, продуктов питания и др.;

по характеру продаж — оптовый, розничный.

 

2. Ориентация производства на рынок обязывает предпринимателя вести поиск эффективных каналов реализации сельскохозяйственной продукции.

Каналы распределения продукции - это пути движения товаров (услуг) через промежуточных агентов или непосредственно к потребителю.

Рынок сельскохозяйственной продукции может быть биполярным или многополярным. В условиях биполярного рынка товаропроизводители реализуют свою продукцию непосредственно для конечного потребления. На этом рынке действует канал распределения сельскохозяйственной продукции нулевого уровня (канал прямого маркетинга), т. е. без промежуточных звеньев между производителем и потребителем.

На многополярном рынке используются одно-, двух- и трехуровневый каналы распределения. Например, двухуровневый канал распределения выглядит следующим образом: производитель - оптовый торговец - магазин - потребитель.

Преобладают следующие каналы реализации товарной продукции: продажа государству, предприятиям и организациям, потребительской кооперации, работникам хозяйства и населению, проживающему на его территории, на оптовых и на колхозном рынке.

При продаже продукции государству оно выступает по отношению к сельскохозяйственным товаропроизводителям гарантированным оптовым покупателем и принимает от них продукцию по гарантированным ценам.

Установлено два уровня формирования и размещения заказов на закупку и продажу сельскохозяйственной продукции: для федеральных и региональных государственных нужд. Объем федерального фонда сельскохозяйственной продукции определяется Правительством Российской Федерации и формируется за счет закупок на контрактной основе в зонах товарного производства на территории Российской Федерации, а при необходимости и за ее пределами. Объемы региональных фондов определяются соответствующими органами исполнительной власти субъектов Федерации. Они формируются за счет закупок продукции на контрактной основе у ее производителей, как в административных границах региона, так и за его пределами.

Предметом договорных отношений являются условия поставки продукции, ее объем, ассортимент, параметры качества, сроки поставки, экономические нормативы, стимулы и санкции.

В государственном контракте содержатся действенные экономические стимулы. К их числу относятся: система цен, обеспечение гарантированного сбыта продукции, ее приемка непосредственно в местах производства с последующим централизованным вывозом транспортом заготовителей, содействие в техническом переоснащении перерабатывающих цехов и т. д.

В целях экономического стимулирования поставок сельскохозяйственной продукции государству могут предоставляться целевые дотации и субсидии, а также ассигнования из государственного бюджета, необходимые для обеспечения прироста объемов поставок продукции. Виды, размеры и порядок предоставления экономических и других льгот устанавливаются органами законодательной и исполнительной власти Российской Федерации и регионов при утверждении конкретной целевой программы или по представлению соответствующих органов государственного управления.

Представляет интерес опыт развития контрактных (договорных) отношений при реализации сельскохозяйственной продукции, накопленный в зарубежных странах. Там широкое развитие получили договорные (контрактные) отношения между оптовыми торговыми фирмами и перерабатывающими предприятиями, с одной стороны, и фермерами - с другой. Первые выступают в роли интеграторов - поставщиков средств производства (как правило, в кредит) под выращенную фермерами продукцию. В договорах нередко устанавливается технология производства продукции, обеспечивающая необходимый уровень качества, предусматривается контроль за ее соблюдением.

Особый интерес представляет опыт заключения контрактов так называемой полной интеграции. В соответствии с ними интегратор передает фермерам в аренду средства производства, оставаясь их собственником, и полностью контролирует производственный процесс. Наибольшее распространение такие контакты получили при производстве овощей, мяса бройлеров, яиц, откорме свиней.

Принцип свободы выбора каналов реализации продукции предполагает, что сельскохозяйственные товаропроизводители должны получать всю необходимую информацию об объемах и номенклатуре закупок продукции для государственных нужд, ее качестве и сроках поставки с учетом конъюнктуры рынка. Объявляются цены на закупаемую продукцию, льготы и стимулы, если они установлены. При необходимости ограничения производства и закупок отдельных видов продукции товаропроизводителям должны соответствующие квоты.

Вместе с тем для осуществления контроля за ситуацией на рынке продовольствия необходимо, чтобы сельскохозяйственные предприятия представляли информацию о намерениях (свои планы) реализации продукции по разным каналам.

По мере освоения рыночных отношений все большая часть товарной сельскохозяйственной продукции будет продаваться через рыночные структуры. Наиболее важным из них станут товарные биржи: здесь сельскохозяйственные товаропроизводители смогут осуществлять сделки с большими партиями товара и одновременно заключать контракты на покупку необходимых средств производства. Перспективными в этой связи являются межреспубликанские, межрегиональные и региональные круглогодичные биржи по реализации зерна и продуктов его переработки, маслосемян, сахара, и другой продукции. Товарные биржи могут быть и узкоспециализированными - производят операции только с однородной продукцией, например, зерном.

Хозяйствующий субъект может стать участником товарной биржи, приобретя простые именные акции или брокерское место. Владельцы простых именных акций могут пользоваться услугами биржи и ее брокерских фирм на льготных условиях, участвовать в управлении биржей, получать дивиденды, открыть брокерскую контору. Между тем покупка брокерского места дает только право работать в операционном зале биржи.

Помимо простых именных акций товарные биржи могут выпускать привилегированные акции и облигации. Их владельцы получают право на фиксированные дивиденды и выплаты, но не могут заниматься брокерской деятельностью и участвовать в управлении биржей.

Все другие юридические и физические лица могут осуществлять биржевые сделки и получать необходимую информацию только через брокерские фирмы, заключив с ними договор об обслуживании.

К числу перспективных каналов реализации сельскохозяйственной продукции относятся оптовые рынки, в том числе ярмарки, аукционы, выставки-продажи. Целью участия товаропроизводителей в них является не только продажа или приобретение товаров, но и изучение спроса на товары, которые они производят.

Значительную часть продукции (плоды, овощи, маслосемена, сахарная свекла, картофель, молоко, скот и птица) сельскохозяйственные товаропроизводители реализуют по договорным прямым связям перерабатывающим предприятиям (консервные, сахарные, молочные и другие заводы, мясокомбинаты и т. д.). В последние годы перерабатывающие предприятия в соответствии с заключенными договорами стали оказывать экономическую поддержку производителям сельскохозяйственного сырья путем предоставления кредитов, снабжения семенами, удобрениями, средствами защиты, выполнения своими силами части механизированных работ, вывоза сырья своим транспортом и т. д.

Важный канал реализации сельскохозяйственной продукции - комиссионная торговля через потребительскую кооперацию. Потребительская кооперация покупает на сельскохозяйственных предприятиях, в крестьянских (фермерских) хозяйствах и хозяйствах населения картофель, овощи, фрукты, скот, молоко, яйца и другую продукцию и использует ее преимущественно для снабжения местного населения. Одновременно она (в пределах своих возможностей) организует встречную продажу фермерам и населению комбикормов, удобрений и других товаров производственного и культурно-бытового назначения. Взаимоотношения сторон по комиссионной торговле сельскохозяйственной продукцией оформляется договором комиссии.

Широкое распространение получила реализация продукции сельскохозяйственными предприятиями по хозяйственным договорам предприятиям торговли и общественного питания. Этот канал позволяет ликвидировать перевалочные операции, ускорить доставку потребителю свежей продукции, снизить ее потери при транспортировке и в торговой сети, лучше сохранить качество. В результате продукция обходится потребителю дешевле, чем при ее доставке в магазины и на предприятия общественного питания через городские оптовые базы снабжения. Однако этот канал реализации увеличивает транспортные расходы сельскохозяйственных товаропроизводителей, поскольку магазины и предприятия общественного питания берут одновременно лишь небольшие партии продукции. Кроме того, для некоторых видов продукции (например, молока) обязательным условием реализации по прямым связям является промышленная переработка.

Крупным каналом сбыта сельскохозяйственной продукции является торговля на рынках населения. Особенностью этого канала является то, что он выводит производителя продукции на непосредственный контакт с потребителем, что позволяет изучить потребительский спрос. Расширение торговли на рынках населения в настоящее время сдерживается неудовлетворительной организацией доставки продукции фермеров и хозяйств населения, а также плохо организованной встречной продажей промышленной продукции.

Реализация продукции в рамках сельскохозяйственных предприятий для общественного питания и продажи работникам (в том числе в счет оплаты труда) является постоянным каналом сбыта. Объем реализации по этому каналу зависит от конкретных условий предприятия (уровня развития сети общественного питания, возможностей и уровня развития хозяйств населения и др.). Обычно сельскохозяйственные предприятия не ставят в этом случае цель получить максимум прибыли и реализуют продукцию по ценам, близким к себестоимости. Данный канал имеет в большей степени социальное значение и преследует цель закрепить рабочую силу на предприятии.

При выборе перспективных каналов реализации сельскохозяйственной продукции должны быть учтены следующие факторы: возможный объем реализации, качество продукции, складывающаяся на рынке цена, затраты на реализацию, спрос на продукцию и степень его удовлетворения. Учитывают также наличие на сельскохозяйственном предприятии хранилищ, холодильников, перерабатывающих цехов, расширяющих возможности реализации продукции в свежем и переработанном виде.

Исходным моментом экономической оценки потенциально возможных каналов является расчет прибыли на единицу реализуемой продукции. Для этого из выручки от продажи продукции вычитают величину ее потерь в процессе реализации, и затраты на производство продукции и определяют сумму прибыли (убытка). При расчете прибыли необходимо учесть, что цена продукции и порядок возмещения затрат на ее доставку регулируются договором.

При реализации продукции на рынках населения цена устанавливается с учетом складывающихся спроса и предложения. В затраты на реализацию продукции по этому каналу включают затраты на погрузку, транспортировку и разгрузку, продажу (оплата труда продавцов, аренда складских помещений и др.). Должны быть учтены также потери продукции при транспортировке, хранении и во время продажи.

Экономическая оценка каналов реализации сельскохозяйственной продукции позволяет не только принять обоснованное решение относительно их выбора, но и обосновать предложения по увеличению прибыли от реализации. Так, сельскохозяйственные предприятия, не имеющие специализированного транспорта, хранилищ, перерабатывающих цехов, сортировочных пунктов и т. д., могут прийти к выводу о целесообразности их приобретения или строительства. Освоение рыночных отношений в аграрной сфере делает возможным осуществлять закупку продукции у сельскохозяйственных предприятий кооперативам и частным предприятиям, а также лицам, ведущим индивидуальную торгово-закупочную деятельность. Это позволяет улучшить местное снабжение, создать и расширить конкуренцию.

В качестве посредника в реализации продукции нередко выступают и крупные сельскохозяйственные предприятия. На договорных началах они покупают у фермеров и в хозяйствах населения скот и другую продукцию и реализуют ее преимущественно для местного снабжения по ценам кооперативной торговли. В договорах в этом случае предусматривается встречная поставка фермерам молодняка животных для откорма, кормов, а также выполнение работ (вспашка и др.) и по обслуживанию производства (агрохимическое, зооветеринарное и др.).

Привлекательной является реализация сельскохозяйственной продукции не самими сельскохозяйственными товаропроизводителями, а сельскохозяйственными потребительскими кооперативами по сбыту продукции, членами которых они являются (то есть межхозяйственными кооперативами). При этом важно, чтобы такие кооперативы имели необходимую для выполнения своих функций материально-техническую базу (элеваторы, склады, подъездные пути, специализированный транспорт и т. п.).

Как известно приоритетным национальным проектом «Развитие АПК» предусмотрено формирование в сельских населенных пунктах сельскохозяйственных потребительских снабженческо-сбытовых кооперативов, через которые будет осуществляться поставка производимой хозяйствами населения, а также крестьянскими (фермерскими) хозяйствами продукции в существующие и формируемые сбытовые сети. По расчетам, это позволит к 2008 г. увеличить объем реализации продукции, производимой в малых формах хозяйствования, на 5-7%.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.