Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Понятие и роль механизации в сельском хозяйстве. Система машин. Определение МТА и его классификационные характеристики.






Механизация — это процесс замены ручного труда частичной и комплексной механизацией, автоматизированной системой машин. При частичной механизации механизируются отдельные процессы производства, при комплексной все процессы выполняются органическими средствами поточным способом, а при автоматизированной системе машин производство осуществляется регулируется и контролируется с помощью наблюдения человека.

Уровень механизации труда выражается в процентах, определяется отношением объема механизированных работ, выполняемых машинами с механическими и электрическими двигателями к общему объему соответствующих работ.

Средний уровень механизации возделывания отдельных сельскохозяйственных культур определяют путем отношения общего объема механизированных работ в условных эталонных гектарах к общему объему всех работ, переведенных в эталонные гектары. Уровень механизации отдельных процессов в животноводстве рассчитывается как отношение поголовья животных, обслуживающихся с помощью машин и механизмов, к общему поголовью.

Система машин предполагает непрерывность ритмичность и строгую последовательность выполнения работ, равномерное движение материальных средств, машин, механизмов, рабочих.

Производственные здания и сооружения являются важной составной частью МТВ отраслей и предприятий АПК, в том числе и сельского хозяйства. Здания и сооружения в сельском хозяйстве подразделяются на следующие группы: производственные здания и сооружения сельскохозяйственного назначения; производственные здания и сооружения несельскохозяйственного назначения (здания торговли, общественного питания, подсобных промыслов и др,); производственные здания и сооружения (жилые дома, клубы, Поликлиники и т.д.). К сооружениям относят гидротехнические внутрихозяйственную оросительную и дренажную сети, теплицы и парники, водонапорные башни, силосносенажные траншеи, ямы, башни, воздушные линии энергопередач и др.

Важнейшим элементом материально-технической базы АПК являются машины и оборудование. А в сельском хозяйстве значительную роль играет машинно-тракторный и комбайновый парки.

Увеличение производства и поставки тракторов, комбайнов и других машин в сельское хозяйство способствует уменьшению нагрузки земли на одну машину, вследствие чего создается возможность выполнения необходимых объемов работ в оптимальные сроки. Однако промышленности необходимо совершенствовать и улучшать машинно-тракторный парк, а предприятиям АПК (в том числе и сельскому хозяйству) — повышать эффективность его использования.

Эффективность использования имеющегося на предприятии машинно-тракторного парка характеризуют следующие показатели:

-сезонная и годовая выработка на трактор, комбайн или другую машину, га, усл. эт. га, т/км и др.;

-годовая выработка на среднегодовой трактор в целом по парку, определяемая делением годового объёма механизированных работ в условных эталонных гектарах на среднегодовое количество условных эталонных тракторов, эт. га;

-часовая, сменная и дневная выработка (физических и эт. га);

- количество отработанных машино-смен дней в году;

-коэффициент сменности, определяемый отношением количества машино-смен к количеству машино-дней.

Составляющей МТБ предприятий и отраслей АПК, в том числе и сельского хозяйства, являются транспортные средства и дороги. С их помощью сокращается рабочее время на создание и реализацию продукции и тем самым обеспечиваются рост производительности труда и снижение себестоимости продукции.

Использование транспорта в сельском хозяйстве имеет свои особенности: сезонность и неравномерность загрузки подвижного состава, разнообразие грузов, большой объем грузоперевозок на короткие расстояния, децентрализация транспорта между отдельными предприятиями. 1

Основные виды транспорта в сельском хозяйстве — автомобили, тракторы. Доля автомобильных перевозок составляет 75 %, тракторных — 22—23, гужевого транспорта — 2—3 % общего объема транспортных работ в сельском хозяйстве.

Автомобильный транспорт применяется преимущественно на межхозяйственных перевозках. На внутрихозяйственных транспортных работах в растениеводстве, животноводстве, строительстве широко используются тракторы, особенно активно — в осенний и весенний периоды в районах с труднопроходимыми дорогами.

Экономическая эффективность использования транспортных средств определяется себестоимостью выполненных работ. К показателям эффективности использования транспортных средств относятся различные коэффициенты: использования грузового автомобильного парка (число работающих автомобилей в процентах ко всем автомобилям); использования машин в работе (отношение машино-дней в работе к количеству машино-дней пребывания автомобиля в хозяйстве); рабочего времени (отношение машино-часов, затраченных на перевозку грузов или техническое обслуживание автомобильного парка, к общей продолжительности пребывания автомобиля в наряде); пробега (отношение количества километров, пройденных с грузом, к общему пробегу); грузоподъемности (отношение общего количества выработанных тонно-километров к пробегу автомобилей с грузом) и др.

МТА и их классификация Машинно-тракторный агрегат (МТА) - агрегат в котором в качестве источ­ника энергии используют двигатель трактора, самоходного шасси или какой-либо другой мобильной энергомашины. МТА классифицируют по виду выполняемого тех­нологического процесса; принципу соединения рабочих машин с трактором или другой энергомашиной; типу привода рабочих ор­ганов машины; числу технологических операций, выполняемых за один рабочий ход.

По виду выполняемого технологи-ческого процесса агрегаты раз­деляют на пахотные, посевные, уборочные и т. д.

По принципу соединения рабочих машин с трактором МТА их подразделяют на прицепные, навесные и полунавесные. Прицепные агрегаты комплектуют из трактора, сцепки и прицепных машин с ходовыми колесами. У навесных агрегатов рабочие машины не име­ют ходовых колес и отсутствует сцепка. У полунавесных агрегатов вес рабочих машин воспри-нимается одновременно трактором или сцепкой, а также ходовыми колесами самих машин.

По типу привода рабочих машин различают тяговые и тягово-приводные МТА. У тяговых агрегатов вся полезная мощность дви­гателя реализуется через крюк или другой тяговый орган типа на­весного механизма. Полезная мощность двигателя у тягово-приводного агрегата реализуется одновременно через тяговый орган и вал отбора мощности.

По числу выполненных за один рабочий ход технологических операций МТА подразделяют на простые и комбинированные (комплексные).

Простые агрегаты состоят из одно-типных рабочих машин (па­хотные, бороновальные и др.).

В состав комбинированных агрегатов входят два и более рядов разнотипных машин (культиватор и бороны; культиваторы, сеял­ки и бороны и др.).

Применение комбинированных агрега-тов обеспечивает уменьше­ние числа проходов трактора по полю и меньшее уплотнение почвы. Сокращаются также затраты труда и сроки выполнения полевых ра­бот, однако при этом возможно увеличение простоев, связанных с устранением отказов при недостаточной надежности машин.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.