Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Земельные отношения и рынок земли






Земельные отношения включают в себя отношения собственности на землю, а также отношения, возникающие в ходе ее оборота и в процессе взимания, распределения и использования платы на землю.

В России провозглашено многообразие форм земельной собственности — государственной, муниципальной, частной, общей (совместной) — и их равенство в рамках многоукладной экономики. Плата за землю взимается в трех формах:

Ежегодным земельным налогом облагаются собственники земли, землевладельцы и землепользователи (кроме арендаторов). На сельскохозяйственные угодья он устанавливается с учетом их состава, качества и местоположения.

Арендная плата взимается за земли, переданные в аренду, ее размер устанавливается договором. Платеж может осуществляться как в денежной, так и в натуральной форме.

Нормативная цена земли была введена с целью экономического регулирования земельных отношений при передаче земли в собственность, установлении коллективно-долевой собственности на землю, ее передаче по наследству и дарении, получении банковского кредита под залог земельных участков.

Рыночная цена земли формируется в процессе ее купли-продажи, то есть под влиянием величины спроса и предложения. Владелец земельного участка расстанется с ним лишь в том случае, если полученная от продажи земли сумма денег, будучи помещенной в банк, принесет в виде процента доход не меньше, чем получаемая им с этого участка рента.

Таким образом, цена земли — это капитализированная годовая земельная рента, которая рассчитывается по формуле:

Экономической основой цены земли, земельного налога в арендной платы служит земельная рента, которая представляет собой доход от земельной собственности и является экономической формой ее реализации. Весь земельный доход делится на две части: прибыль предпринимателя (арендатора) и ренту (доход земельного собственника).

Дифференциальная рента I возникает вследствие различий между земельными участками по плодородию и местоположению (прежде всего по отношению к рынкам сбыта. Дифференциальная рента образуется в результате превышения рыночной цены над более низкими индивидуальными издержками на участках с лучшими и средними условиями производства.

Дифференциальная рента II возникает при последовательных вложениях затрат в один и тот же участок земли в процессе интенсификации производства. Соответствующие мероприятия увеличивают земельный доход, и сначала он достается арендатору. Но по истечении срока действия арендного договора собственники повышают арендную плату в соответствии с возросшей доходностью земли.

Абсолютную ренту получают земельные собственники в форме арендной платы. При этом арендная плата взимается с любого, даже самого худшего участка земли.

Земельный кадастр — это определенная система действий по учету, описанию и оценке земли, проводимая государством с целью получения сведений о земле, то есть специальное государственное учетно-оценочное мероприятие.

Государственный кадастр ведется для обеспечения рационального использования и охраны земель, защиты прав собственников земли, землепользователей и арендаторов, создания объективной основы для установления цены земли, земельного налога, арендной платы.

Рынок земли имеет ряд проблем. Первая из них — кому можно продавать землю. В любом случае, земля в результате купли-продажи не должна изыматься из сельскохозяйственного оборота. Это значит, что земли сельскохозяйственного назначения могут быть проданы только для сельскохозяйственного использования и только тому, кто сам своим трудом будет их обрабатывать. Вторая проблема рынка земли — ограничение максимального размера землевладения, находящегося в частной собственности. Третья проблема — цена земли. Существует два вида таких цен: нормативные и рыночные

7.2. Понятие государственного земельного кадастра. Рациональное ис­пользование земли и обеспечение постоянного повышения ее плодородия обусловливают необходимость организации всестороннего количественного и качественного учета земель на основе единого земельного кадастра (Феде­ральный закон «О государственном земельном кадастре» принят Государст­венной Думой 24 ноября 1999 г. и одобрен Советом Федерации 23 декабря 1999 г.).

Государственный земельный кадастрпредставляет собой систематизи­рованный свод документированных сведений, получаемых в результате про­ведения государственного кадастрового учета земельных участков, о место­положении, целевом назначении и правовом положении земель Российской Федерации, а также сведений о территориальных зонах и наличии располо­женных на земельных участках и прочно связанных с этими земельными уча­стками объектов.

Государственный кадастровый учет земельных участков сопровождается присвоением каждому участку кадастрового номера. Под земельным участком понимают часть поверхности земли, границы которой описаны и удостоверены в установленном порядке уполномоченным государственным органом. В него включается все, что находится над и под поверхностью зе­мельного участка.

Территориальная зона- это часть территории, которая характеризуется правовым режимом использования земельных участков, и границы которой определены при зонировании земель в соответствии с земельным законодательством.

Государственный земельный кадастр представляет собой систему необходимых сведений и документов о правовом режиме земель, их распределении по собственникам земли, категориям земель, а также о качественной характеристике и ценности земельных угодий.

Положение о Государственном земельном кадастре принято Постановлением правительства Российской Федерации.

Данные государственного земельного кадастра подлежат обязательном применению при планировании использования и охраны земель; их изъятии предоставлении; определении платежей за землю; проведении землеустройства; оценке хозяйственной деятельности; осуществлении государственного контроля связанного с использованием и охраной земель. Кроме того, мате­риалы государственного земельного кадастра используются для обоснования размещения и специализации сельскохозяйственного производства по зонам и экономическим районам и внедрения научно-обоснованных систем ведения земледелия и животноводства.

Государственный земельный кадастр содержит достоверные сведения и документы о правовом положении, количестве и качестве земель и их эконо­мической оценке.

Сведения о правовом положении земельных участков от­ражаются в государственной кадастровой книге. Регистрация данных произ­водится на основании решения вышестоящих органов о предоставлении зе­мель в собственность, владение, пользование и аренду после уточнения уча­стков и выдачи документов.

Учет количества и качества земель ведется по их фактическому состоя­нию и использованию. Учету подлежат угодья всех категорий земель. Учет качества земель включает земельно-кадастровое районирование, классифика­цию земель, характеристику их по экологическим, технологическим и градо­строительным свойствам, группировку почв. Оценка земель производится с помощью системы натуральных и стоимостных показателей. Сведения об оценке отражаются в земельно-кадастровых документах.

Каждая часть земельного кадастра имеет свое конкретное назначение, содержание и характеризуется соответствующими методами ее ведения. Вме­сте с тем между ними имеется определенная взаимосвязь и логическая после­довательность их осуществления. Поэтому только в полном единстве каждая часть кадастра представляет земельный кадастр как систему.

Схема

Цели создания и ведения государственного земельного кадастра

Государственное и муниципальное управление земельными ресурсами

Государственный контроль за использование и охраной земель

Разработка мероприятий, направленных на сохранение и повышение плодородия земель

Государственная регистрация прав на недвижимое имущество и сделок с ним

Осуществление землеустройства

Экономическая оценка земель и учет стоимости земли в составе природных ресурсов

Установление обоснованной платы за землю

Выполнение других видов деятельности, связанных с владением, пользованием и распоряжение земельными участками

Порядок ведения государственного земельного кадастра. Ведение го­сударственного земельного кадастра на всех уровнях возложено на соответ­ствующие комитеты по земельной реформе и земельным ресурсам.

Высшим органом по контролю за эффективным использованием земель являются Государственный комитет по земельным ресурсам Российской Фе­дерации, которому подчиняются соответствующие областные, краевые, рес­публиканские комитеты по земельным ресурсам и землеустройству.

Мониторинг земель: понятие и задачи. Мониторинг земель представляет собой систему наблюдений за состоянием земельного фонда в целях своевременного выявления изменении, их оценки, предупреждения и устранения последствий негативных процессов. Введение мониторинга земель территории России предусмотрено Постановлением правительства Российской Федерации № 491 от 15 июля 1992 г. «О мониторинге земель».

Основными задачами мониторинга земель являются:

формирование нормативно-правовой, научно-методической и информационной базы мониторинга земель;

ландшафтно-экологическое районирование территории России с выде­лением ареалов основных негативных процессов по видам и степени их воздействия на состояние земель;

совершенствование существующих и внедрение новых методов технических средств и технологий мониторинга земель;

-формирование организационных структур мониторинга земель.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.