Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Вопрос 33 Анализ вида и последствий отказа






АВПО - метод, позволяющий установить тяжесть последствий видов потенциальных отказов и обеспечить меры по снижению рисков. Применяется для качественной оценки надёжности и без-ти технических систем. Этот метод рассматривает механические системы(аппаратуру) в целом и её составные части, определяет вид, причину и последствия отказа, методы обнаружения и условия компенсации отказа. АВПО- метод анализа индуктивного типа, по схеме «снизу-вверх», его рекомендуется проводить на ранних стадиях разработки систем(это экономически более выгодно). Примеры видов отказа: отказ в процессе функционирования; отказ, связанный с несрабатыванием в установленное время и др. Степень влияния последствий отказа на функционирование объекта определяется тяжестью отказа.

Классификация по тяжести отказов

4-катастрофическая (Тяжёлые последствия для окруж. среды, гибель и тяжёлые травмы людей.)

3-критический (Значительные последствия для окруж.среды, но нет серьёзной угрозы жизни и здоровья людей.)

2-минимальный (незначительные последствия для жизни и здоровья людей)

1-ничтожный (нет угрозы для жизни и здоровья людей)

(Плюсы метода): позволяет установить необходимость внесения изменений в конструкции и оценить их влияние на надежность системы. (Минусы метода): значительные затраты времени, не учитывает сочетания отказов и человеческого фактора.

Вопрос 34 Концепции и характеристики методов оценки рисков

В настоящее время используются следующие концепции анализа риска: 1.Технократическая(техническая) - основана на анализе относительных частот возникновения опасных событий, статистические данные усредняются по масштабу, группам населения и времени. 2.Экономическая - анализ риска рассматривается как часть более общего затратно- прибыльного исследования. 3. Психологическая - концентрируется вокруг исследований межиндивидуальных предпочтений с целью объяснить почему люди не формируют мнения по готовым научным данным. 4. Социологическая (культурологическая) - основана на социальной интерпретации нежелательных последствий с учётом групповых ценностей и интересов. После выявления возможных рисков необходимо оценить их уровень и последствия к которым они могут привести. Для этого используют методы оценки риска: 1.Феноменологический – определяет возможности/невозможности протекания аварийных процессов, исходя из результатов анализа условий, связанных с реализацией тех или иных законов природы. Метод прост в применении, но даёт надёжные результаты, только если рабочие состояния и процессы таковы, что можно определить их текущее состояние. 2. Детерминистический – предусматривает анализ последовательности этапов развития аварий с помощью математического моделирования, построения имитационных моделей и проведения сложных расчётов. Плюсы метода: обеспечивает наглядность и психологическую приемлемость. Минусы: при анализе есть возможность упустить важные цепочки событий, построение точных математических моделей является трудной и дорогостоящей задачей. 3.Вероятностный - содержит оценку вероятности частоты возникновения аварий и расчёт относительных вероятностей путей развития процессов. Метод считается наиболее перспективных для применения в будущем. 4. Экспертный (метод экспертных оценок) – основан на использовании знаний и опыта экспертов (высококвалифицированных специалистов в рассматриваемой области). Методы делятся на качественные - используется меньший объём информации и затрат труда, рекомендуется его использовать на первых этапах идентификации опасностей. Минусы методов: допускают получение неточных и приблизительных оценок и использование лингвистических переменных(например «низкий», «высокий») и количественные - возможны на основе объективного измерения и прогнозирования последствий опасности, эти методы более эффективны и точны, но требуют большого объёма информации об аварийности, учёта особенностей окружающей местности, метеоусловий и др. факторов, а также значительных затрат времени и более квалифицированных специалистов для исполнения. Методы оценки и анализа риска имеют два подхода при анализе причинно-следственных связей: прямой анализ и анализ с обратным порядком. Перечисленные группы методов, подходы к оценке опасностей, прямая и обратная логика событий могут комбинироваться, в особенности при исследовании сложных и опасных технических систем. Методы анализа риска разрабатываются и совершенствуются обычно применительно к конкретным практическим проблемам.

35.Методы экспертных оценок:

Сущность-экспертам предлагают ответить на вопросы о состоянии или будущем поведении объектов, которые характеризуются неопределенными параметрами, неизученными свойствами или условиями нахождения объектов.

Цели использования индивидуальных экспертных оценок:

1.прогноз

2.анализ обобщения результатов

3.составление сценариев развития ситуации

Виды опроса: анкетирование, интервьюирование, «мозговой штурм»

Анкетирование-опрос экспертов в письменной форме с помощью анкет.

Интервьюирование-устный опрос, проводимый в форме беседы-интервью.

Мозговая атака-групповое обсуждение в целях получения новых идей, вариантов решений проблемы.

Дискуссия-всесторонний критический анализ поставленной задачи.

Метод Делфи-процедура анкетирования с обработкой и сообщением результатов каждого тура эксперта, работающим инкогнито по отношению друг к другу.

Количественная оценка степени согласованности-коэффициент конкординации.Измеряются от 0 до 1.

Если мнения всех экспертов совпадают, то W=1, если противоположны то 0.

Методы проверочного листа, контрольных карт-относятся к группе методов качественных оценок опасности, основанных на изучении соответствия условий эксплуатации объекта или проекта требованиям промышленной безопасности.

Метод проверочного листа-распределение работ и определенные аспекты процесса, поручаются персоналу, имеющему наибольший опыт в оценке этих аспектов.

Результат проверки-перечень вопросов-ответов о соответствии опасного объекта требованиям технической безопасности.

Контрольные-карты процесса позволяют визуально контролировать соответствующие переменные параметры процесса и определять появление систематических отклонений.

Анализ вида и последствий отказа применяется для качественной оценки надежности и безопасности технических систем.Это метод, позволяющий идентифицировать тяжесть последствий видов потенциальных отказов и обеспечить меры по снижению рисков.

Анализ вида, последствий и критичности отказа-дополняет анализ вида и последствий отказа оценками показателей критичности анализируемых отказов.

36.Дерево отказов -графическое представление логических связей междусобытиями-авариями и инициирующими их событиями.

Для построения дерева отказов необходимо: знание анализирующей системы и то, как она функционирует.

Оценка частоты выходного события соответствует перемножению частот.

Для относительно редких событий, связанных с символом «или», вероятность определяется суммой частот всех входных событий.

Любое из входных событий должно приводить к возникновению выходного.

Элементы дерева отказов могут быть поделены на 3 группы: первичные отказы(инициирующие события), вторичные отказы и отказы управления.

Три класса причин возникновения аварийной ситуации: отказы оборудования, действие(бездействие) персонала, приведшее к отклонению от технологического параметра, внешние причины-природные и события, возникающие в результате деятельности людей.

Свойства параллельных структур позволяют перемножать вероятности отказов элементов в их ветвях.Условие: все события происходят одновременно.

Минимальные пропускные сочетания-набор исходных инициирующих событий, обязательное или одновременное возникновение которого достаточно для осуществления головного события.

Минимальные отсечные сочетания-представляют собой набор исходных событий, исключающих возникновение головного события при условии, если не произойдет ни одного их инициирующих событий данной аварии.Недостаток метода отказа: значительыне затраты средств, трудно учитывать состояния частичных.

37.Дерево событий -графическая интерпретация потенциально возможных событий и их последовательности(сценариев развития), исходящих от основного(инициирующего) события-аварии.

Что нужно учитывать при возникноении аварии:

1)Опасности физико-химических свойств веществ, их агрегатное состояние в технологическом процессе, разгерметизация и переход веществ в окружающую среду.

2)Оценка реального состояния противоаварийной защиты и средств для локализации этого события.

3)Внешние условия.

4)Возможности запланированных и своевременных действий персонала, а затем профессиональных и внештатных действий.

38.Методы прогноза риска:

Прогноз риска-оценка его показателей на некоторый интервал времени в будущем, которая может быть дана методами экстраполяции временных рядов, скользящего среднего, авторегрессии и др.

По компонентам, входящим в прогноз риска, выделяют следующие методы:

1.прогнозирование возможности возникновения ЧС, т.е инициирующих их опасных явлений.

2.прогнозирование последствий опасных явлений.

Горизонт прогноза-срок удаления по времени от текущего момента, на который даются оценки(прогнозы) необходимых показателей.

Время учреждения определяют горизонт прогноза.

Горизонт прогноза зависит от статистических данных.Чем выше горизонт прогноза, тем больше его ошибка.

Прогнозы по времени: долгосрочный, среднесрочный, краткосрочный, оперативный прогноз наступления опасных явлений, экстренное предупреждение.

Случайность или неопределенность времени, места и силы опасных явлений обусловлена двумя признаками: 1.отсутствием или недостаточностью знаний о закономерностях формирования в определенном месте и определенный момент времени опасного природного явления.

2.стохастическим характером влияющих на развитие процесса факторов.

Неопределенность-отсутствие однозначности.

Стохастичность-случайность.

Чем меньше случайных факторов и глубже изученные процессы, тем выше точность прогноза.

Под оценкой и прогнозированием обстановки понимают сбор и обработку исходных данных о ЧС, определение размеров зон ЧС и нанесение их на карту; определение влияния негативных факторов источников ЧС на работу объектов экономики, ЖД населения и действия сил ликвидации ЧС.

Прогноз последствий ЧС-заблаговременный прогноз обстановки на рассматриваемой территории для случай, если пройдет ЧС определенного вида.

Методы: основаны на априорных оценках; основаны на апостериорных оценках.; экспериментальные; расчетно-экспериментальные; расчетные.

39 билет. Управление рисками. Организация управления рисками.
Управление риском включает решение следующих задач:
-анализ риска;
-обоснование и принятие решений в условиях неопределенности и риска;
-реализация мер по снижению риска (обеспечению безопасности);
-коммуникация риска.
Управление рисками – разработка и обоснование оптимальных программ деятельности, призванных эффективно реализовать решения в области обеспечения безопасности.
Схема управления риском для жизнедеятельности. В телфоне

Три механизма деятельности, направленной на снижение рисков, т.е. управления рисками:
-учет риска в деятельности;
-регулирование рисков;
-собственно управление риском, реализуемое на основе принципов обоснования и оптимизации.
Характеристика механизмов управления рисками. В телфоне
Схема процесса управления риском:
1. Определение параметров имеющейся или планируемой ситуации. Этот процесс основан на сборе и обработке данных по влияющим на риск факторам.
К информации предъявляются след. основные требования:
-полнота;
-достоверность(или точность), для обеспечения которой инф-я должна поступать из разных источников;
-своевременность(оперативность поступления) и др.
2. Анализ (качественный, количественный) риска: идентификация, оценка, прогноз.
3. Сравнение результатов анализа с пороговыми значениями.
4. Обоснование программы управления риском.
Этот процесс включает след. этапы:
-поиск вариантов снижения (увеличения, т.е. рискового вложения капитала) риска за счет подходящих превентивных мероприятий и покрытия ущерба в случае его возникновения;
-оценка экономич. эффективности затрат на управление риском для каждого варианта;
-сопоставление вариантов и выбор оптимального.
5. Принятие решения о степени достаточности планируемых мер.
6. Мониторинг результатов.

40 билет. Принципы принятия решений об управлении рисками.
1. Принцип нормирования (критерии приемлемости и уровни приемлемого риска) – в основе практических мероприятий по управлению риском лежит концепция приемлемого риска, которая состоит в стремлении к снижению риска до безопасного уровня.
В качестве критериальных в процессе управления рисками используют их пороговые уровни, которые общество (организация) считает приемлемыми.
Приемлемый риск – это такой низкий уровень смертности, травматизма или инвалидности людей, который не влияет на экономические показатели предприятия, отрасли экономики или государства.
В общем случае под приемлемым риском понимается риск, уровень которого допустим и обоснован, исходя из экономических и социальных соображений.
Необходимость формирования концепции приемлемого (допустимого) риска обусловлена невозможностью создания абсолютно безопасной деятельности (технологического процесса).
2. Принцип обоснования (критерий «затраты-выгоды»)
Критерий «затраты-выгоды» заключается в том, что экономический результат от проведения операции (реализации проекта) должен быть положительным:
K = B – C > 0,
где B и C – соответственно выгоды от проведения операции и затраты(инвестиции) на ее проведение в стоимостном выражении.
Модель управления риском состоит из 4 частей и этапов.
1 этап – связан с характеристикой риска.
2 этап – определение приемлемости риска.
Риск сопоставляется с рядом социально-экономических факторов:
-выгоды от того или иного вида хоз-й деятельности;
-потери, обусловленные использованием вида деят-ти;
-наличие и возможности регулирующих мер с целью уменьшения негативного влияния на среду и здоровье человека.
В сопоставлении «нерисковых» факторов с «рисковыми» проявляется суть процесса управления риском.
Возможны три варианта принимаемых решений:
-риск приемлем полностью;
-риск приемлем частично;
-риск неприемлем полностью.
В настоящее время уровень пренебрежимого предела риска обычно устанавливают как 1% от максимально допустимого.
3 этап – определение пропорции контроля.
4 этап – принятие регулирующего решения.

41 билет. Психологические аспекты принятия решений в рисковых ситуациях. Механизмы. Поведение людей в условиях риска.
Психологические исследования риска с учетом субъективных суждений о природе и величине рисков ведутся в трех направлениях:
1. Исследования различий в рискогенных действиях, т.е. индивидуальных предпочтений относительно вероятностей, для того чтобы объяснить, почему индивидуумы не вырабатывают свое мнение о риске на основе средних значений. Так, например, люди не склонны рисковать, если потенциальные потери высоки, и рискуют, если велика возможная прибыль.
2. Исследования индивидуального восприятия риска в процессе принятия решений, когда делают выводы на основе вероятностной информации. Они выявили ряд человеческих (интуитивных) предубеждений в восприятии риска, влияющих на его приемлемость:
-доступность — события, которые сразу приходят на ум, рассматриваются как более вероятные, чем те, которые всплывают не сразу;
-закрепляющий эффект — вероятности воспринимаются в соответствии с доступностью информации или ее значимостью;
-репрезентативность — отдельные события, произошедшие с человеком, принимаются во внимание чаще, чем информация, основанная на их частоте;
-избежание диссонанса — информация, которая вступает в противоречие с воспринимаемыми вероятностями, являющимися частью системы убеждений, будет либо проигнорирована, либо недооценена.
3. Исследования общественного восприятия риска. Психологические исследования могут помочь в создании более полного набора вариантов принятия решений и критериев их оценки. Подобно другим психологический взгляд на риск несет ценную информацию для понимания реакции на него людей и для выработки политики в отношении риска.
Выделяют следующие теории восприятия риска.
Теории восприятия риска:
1) теория знания, в основе которой лежит неявное представление, что люди воспринимают технологии как опасные, потому что они знают об их опасности;
2) теория личности, объясняющая отношение к риску особенностями личного отношения к нему (одни люди любят рисковать, другие — не любят) и др.
Установлено, что восприятие риска — интерактивный феномен: индивидуальное восприятие риска опосредовано восприятием риска в местном сообществе.
Факторы и механизмы восприятия риска человеком.
Уровень риска – это не единственный фактор, влияющий на восприятие риска. Считаться необходимо также со следующими факторами:
-катастрофичности;
-знакомства;
-неопределенности в последствиях;
-добровольности;
-обратимости;
-внимания СМИ;
-справедливости;
-выгоды и т.д.
Механизмы восприятия риска.
Роль социального усиления риска возрастает (сфера действия расширяется) по следующим причинам:
-существенно расширились возможности выявления в среде обитания низких концентраций опасных веществ;
-усиление зависимости людей от новых технологий;
-снижение доверия к оценкам безопасности;
-наличие выгод от НТП;
-в наст. время людям говорят, что они способны контролировать многие виды риска;
-возрос катастрофический потенциал современных опасностей;
-неадекватное восприятие вероятностей;
-устрашение «скрытыми» рисками (термин «скрытые риски» следует понимать в двух значениях. Во-первых, он охватывает риски, связанные с гипотетическими событиями или процессами, которые не имели места в истории человечества, но теоретически могут произойти: ядерная война, столкновение Земли с крупным астероидом, изменение климата. Во-вторых, значение термина «скрытые риски» относится к радиационному риску);
-архетип «поверженного героя».
Восприятие риска обществом в целом.
Главные семантические образы техногенного риска в его общественном восприятии:
-неминуемая опасность («дамоклов меч») – искусственный источник риска;
-медленные убийцы («ящик Пандоры») – искусственные ингредиенты в пище, воде, воздухе;
-соотношение «затраты-выгоды» («весы Афины») – ограниченное рассмотрение только денежных доходов и потерь;
-любители острых ощущений (образ Геркулеса) – личный контроль над степенью риска.
Поведение людей в условиях риска.
Схема поведения людей: «потребности – интересы (осознание потребности) – мотивы – установки – решения – действия»
Склонность к риску можно определить как сумму денег, которые человек или организация готовы без сожалений заплатить (потерять) за проверку исходов данного проекта.
Поведение в рисковых ситуациях может различаться в зависимости от следующих параметров, формирующих психологическую сторону восприятия рисков людьми:
- по периодам жизни одного и того же человека: младенчество, детство, отрочество, юность, молодость, зрелость, увядание, старость. Каждый этап при любом делении имеет свою психологическую окраску, видоизменяющую поведенческую реакцию на риск;
- по психологич. типам: меланхолики, холерики, сангвиники, флегматики, экстраверты и интроверты будут реагировать на риск по-разному;
- по возрасту: люди разных возрастов как группа и каждый индивидуум в разном возрасте по-разному реагируют на риск. Дети, как известно, довольно безрассудны; юноши и девушки «круты»; старики становятся очень осторожными;
- по половой принадлежности: половые различия в восприятии риска довольно очевидны — женщины, как правило, более пугливы и осторожны;
- по уровню накопленного человеком благосостояния: бедные люди более смелы, чем богатые, так как им терять нечего. Богатые склонны скорее сохранять накопленное, чем рисковать им ради нового богатства;
- по национальности: существуют национальные различия в восприятии риска. Например, чувствительность к риску (рисковая толерантность) руководителей из Германии значительно ниже, чем у американцев. Эти различия важно учитывать в политике;
- по видам риска: психологическое отношение к различным видам риска разное. Можно рискнуть и проиграть в казино. Для одних это вполне достойное занятие, а для других нет. Одну вещь мы не боимся потерять, а ради сохранения другой готовы броситься в горящий дом;
- по самооценке и оценке противника в противостоянии: люди с высокой самооценкой склонны преуменьшать вероятность отрицательных последствий, преувеличивать свои возможности достижения цели. Для такой личности «порог» опасности, при котором он может отказаться от действия, сдвинут в сторону большей вероятности неблагоприятного исхода, а для личности с низкой самооценкой — в сторону меньшей вероятности.

42 билет. Коммуникация риска.
Коммуникация риска
— это целенаправленный процесс обмена сведениями о различных видах риска между заинтересованными сторонами.
Задачи:
1) сделать сообщения максимально доступными, чтобы все адресаты смогли понять их смысл;
2) обеспечить условия для широкого обсуждения проблем риска с привлечением всех заинтересованных участников в рамках демократического процесса, направленного на разрешение конфликтов;
3) создать предпосылки для того, чтобы убедить получателей сообщений изменить свое отношение к тому или иному виду риска.
Инструментами управления риском служат:
-результаты образования (обучения),
-экономические и социальные мотивы,
-правовые ограничения.
Выбор инструментов зависит:
-от уровня риска (результата анализа риска),
-технических возможностей по его предотвращению или снижению,
-политических и социальных критериев, определяющих приемлемый (допустимый) риск.
Формирование этих критериев зависит от процесса коммуникации риска.
Таким образом, методология коммуникации риска позволяет аргументированно воздействовать на общественное мнение, ориентируя его на объективные оценки.
Выделяют два подхода к коммуникации риска — технократический и социолого-культурологический.
1. Технократический подход основан на абстрактном анализе риска вне связи с конкретными условиями его проявления. Он оперирует со статистическими оценками, вырабатываемыми специалистами, и фактически неприемлем для широких слоев населения.
2. Преимуществом социологе-культурологического подхода является то, что подвергающийся риску индивидуум ставится в центр социума. Данный подход нуждается в услугах технократической элиты общества, поскольку лишь она способна выполнить профессиональное оценивание того или иного риска.
Таким образом, общественное восприятие риска — это социальный процесс, в котором люди проецируют на риск свои ценности и убеждения, сформированные общественными институтами, моральными установками, традициями.
Значение СМИ в коммуникации риска.
Факторы, усиливающие значение СМИ:

-возрастание роли электронных СМИ при одновременном снижении значения печатных СМИ;
-развитие как технических, так и организационных форм СМИ, увеличивающих объем передаваемой информации и сферу ее распространения;
-«конвергенция» (сходимость) СМИ, выражающаяся в размывании прежде четких границ между телевидением, радио и прессой;
-интернационализация СМИ, включающая такие аспекты, как владение, финансирование, организация, производство, распространение продукции, содержание и объем информации, правовое регулирование.
Особое влияние СМИ на восприятие риска объясняется с помощью теории социального обучения.
Согласно этой теории последние достижения в развитии средств коммуникаций существенно повысили роль так называемого замещающего обучения, развивающегося в среде символов.
Различие задач, решаемых при этом СМИ и специалистами при информировании о рисках:
1)если задача специалистов заключается в том, чтобы обучать, то задача СМИ — информировать или развлекать; 2)если специалисты работают по долгосрочным программам и стремятся обеспечить понимание сложной информации, то СМИ освещают текущие события и концентрируются на привлекающих внимание новостях;
3)если специалисты пытаются изменять процессы в обществе, то СМИ — отражать их;
4)если специалисты обращаются к озабоченности всего общества, то СМИ — к озабоченности отдельной личности;
5)целью специалистов является улучшение благосостояния, здоровья людей и состояния среды обитания, а СМИ — получение прибыли.
Эффективность коммуникации риска.
Для повышения эффективности коммуникации риска необходимы специальные программы, которые должны предусматривать следующие действия:
-понять сущность и изучить основные характеристики риска, сведения о котором будут распространяться;
-выявить особенности всех категорий аудитории (слушателей, зрителей или читателей), для которых предназначена информация;
-подготовить и апробировать сообщения;
-организовать и передать сообщения;
-закрепить воздействие сообщений и индуцированного ими изменения поведения.
Исследования показывают, что различное (но логически эквивалентное) представление одной и той же информации о риске может вести к разному восприятию и решениям.

43. Вред, последствия, ущербы. Оценка ущерба

Вред-сокращ продолж жизни чел-ка, потеря спос-ти выполнять опред ф-ии, вызванная поврежд или наруш нормального ф-я органов. Жизнед(совок процессов деятельности(сов действий вызваных его потребностями(по маслоу: жизненные и социальные) чел-ка как процесс реализации его интересов. Интерес-осознанная потребн чел-ка кот стала столь настоят что заставляет его искать пути ее удволетворения. Объекты д-ти: 1.организм в кот возник и удволетв потребн(объект) 2.оъеты внешн среды, вызывающ потр-ть 2.объекты по ср-вам кот удвол потребн(предмет) вред как неудволетвор часть потребн чел-ка: органы и наиболее значимые потребности это защищ объекты чел-ка, интересы кот удвол по ср-вам защищ объектов-жизненно важные. Событие, вызванное воздействием негативного фактора на защищаемый объект, в результате наступления которого качество объекта утрачивается до такой степени, что человеку наносится вред, называется происшествием. виды: гибель, увечья, травмы с временной потерей трудоспособности; профессиональныеи иные заболевания работающих; заболевания лиц из населения от воздействия вредных и поражающих факторов, возникающих при опасных природных, техногенных и социальных явлениях; экологические катастрофы, истощение природных ресурсов, загрязнение окружающей среды; недостаток воздуха, воды, пищи и т. д. Механизм нанесения вреда: непосредственным воздействием негативных факторов на органы тела человека, приводящим к их повреждению; неудовлетворением (жизненных) потребностей (голод), вызванным недоступностью предмета потребности; психол травмы. С целью удовлетворения своих интересов люди создают организации, многие из которых выступают как защищаемые объекты физических лиц.д-ть для без-ти: предупрежд происш, предупрежд ухудш сост, реабилит послед. ущерб —это оцененные тем или иным способом последствия(физич, мат-й) (прямой(эконом, эколог, соц) косвенный(..))(фактич, предполагаемый)(люди, общ, гос-во, юрид лица, природа)(допустимый, критич, катастроф)методы оценки: естественная(деньги)/субъективная шкала статистический (применяемые при наличии большого числа реализаций(длительные наблюдения, частые события) и основанные на статистическом анализе информации о силе воздействий и вызываемом ущербе .) расчетные, (состоящие в прямом подсчете затрат на восстановление контрольного объекта до исходного состояния) экспертные (применяются в случае отсутствия статистических данных и формальных методов).

44. Характеристика составляющих ущерба

Медико-биологический ущерб для человека. отклонения здоровья человека от среднестатистического значения, т. е. гибель людей, их ранения или заболевания с последующей полной или частичной временной или постоянной потерей трудоспособности. 1. с позиций человеческого потенциала (по способности физического лица зарабатывать деньги. Мерой стоимости жизни является суммарная заработная плата лица, не полученная им по причине преждевременного ухода из жизни Однако такой подход придает больший вес смерти более молодого человека). 2. оценивание по готовности физических лиц платить за устранение риска смерти (например, на лечение или личную охрану); 3. оценивание на основе установления взаимосвязи безопасности и качества жизни.(риск поведение) величины бюджетной компенсации родственникам погибших в результате ЧС природного, техногенного или террористического характера. Здесь диапазон величин достаточно широк, поскольку конкретное значение определяется рядом субъективных факторов, в том числе и политических. Социальные потери для общества. заболеваниями и гибелью людей, психическими травмами и стрессами, а также различными неудобствами, снижающими качество жизни. Ущерб для жизни и здоровья людей в результате происшествий и ЧС приводит к социальным потерям для общества, а они к экономическому ущербу вследствие потери трудовых ресурсов, снижения интеллектуального и инновационного потенциалов. Социальные потери переводятся в экономический ущерб с помощью цены человеческой жизни кот опред(1.по прибыли, которую могло бы принести продолжение деятельности человека обществу; 2. по затратам общественно необходимого рабочего времени на содержание, воспитание и образование человека 3. путем оценивания по инвестициям общества, направленным на снижение риска преждевременной смерти отдельного индивидуума (на здравоохранение, повышение безопасности потенциально опасных объектов, снижение загрязнения окружающей среды) Материальный ущерб состоит в утрате того или иного вида собственности, других материальных, культурных, исторических или природных ценностей и т. д.Оценивается по розничным ценам на товары и услуги. Упущенная выгода — это неполучение доходов при произведенных затратах из-за нарушения процесса нормальной хозяйственной деятельности (например, от срыва производственной программы предприятия на определенное время в результате происшествия). Моральный ущерб результате происшествия связан с изменением условий жизни (даже кратковременных), что может привести к стрессам, переживаниям. Экологический ущерб (ущерб окружающей человека природной среде). Ущербы от происшествий рассматривают с точки зрения различных объектов(лиц из населения; юридических лиц (организаций), подвергшихся негативному воздействию, или, наоборот, владельцев потенциально (например, экологически) опасных объектов — причинителей вреда; государства; природной среды (ее владельцев). Ущерб для каждого объекта является суммой различных составляющих ущерба, причем чем выше уровень социальной организации, тем больше составляющих приходится учитывать.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.