Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Подсистемы невербальной семиотики.






Невербальная К-я – важная область функционирования в жизни человека. «Слова – это то, чем пользуются люди, когда все остальные средства оказываются безуспешными».

Невербальная семиотика только складывается.

Основные подсистемы:

1.паралингвистика (наука о звуковых кодах невербальной К-ии);

2.кинесика (наука о жестах, жестовом поведении);

3.окулесика (наука о языке глаз и визуальном поведении человека);

4.гаптика (такесика) (наука о языке касаний и тактильном поведении);

5.гастика (наука о языке пищи и напитков);

6.ольфакция (наука о языке запахов);

7.проксемика (наука о пространстве К-ии);

8.хронемика (наука о времени К-ии);

9.системология (науке о языке вещей).

10.аускультация (наука о слуховом восприятии и аудиальном поведении людей).

 

ДОПОЛНИТЕЛЬНО ИЗ КНИЖЕК:

Невербальные знаки могут быть разделены на три основные группы: язык тела, паралингвистические средства, одежда и украшения.

Язык тела включает пять составляющих:

–жесты: способ знакового использования рук (особый случай – языки глухонемых, это не дополнительный, а основной язык для слабослышащих, поэтому его нельзя включить в данную классификацию)

–мимика: способ использования выражения лица.

–положение тела: способ держать себя (наше тело).

–проксемика: способ использования пространства.

–тактильная коммуникация: прикосновения, похлопывания и т.п.

Параязык.

Паралингвистические элементы – в отличие от собственно жестов – сопровождают речь, дополняют эмоциональную стороны коммуникации (присвистнуть в удивлении, вздохнуть от отчаяния или от восхищения: в Финляндии даже некоторые междометия произносят на вдохе). К паралингвистическим моментам можно отнести и языковые супрасегментные средства: интонацию, тональный уровень голоса, даже громкость –выражающую, например, гнев. Паралингвистические средства многое могут сказать о сиюминутном состоянии собеседника (спокойствие, взволнованность, уверенность, усталость и т.п.).

Одежда и внешний вид (прическа, украшения, косметика и т.п.).

Характер человека отражается и в цветовых предпочтениях. Считается, что экстраверт предпочитает более яркие цвета. Но цвет может быть связан и с контекстом общения: свадьба или похороны, лекция или защита диссертации, ролью: жених или невеста, политик или журналист. И в этом слое неявной культуры существуют межкультурные различия. Так, в Африке знаком траура считается белый цвет, а не черный.

С древних времен человек украшает одежду или тело различными предметами. Однако эстетическая функция не всегда является ведущей. В основном, перед нами знаки культурного кода, как явные (корона у короля или обручальное кольцо у супруга), так и неявные (предпочтение того или иного рода украшений многое говорит о социальном статусе: Дурачок любит красненький клочок). Есть украшения, которые и в обыденной жизни называются знаками: знаки различия в армии, политические знаки или значки (красная гвоздика, синяя гвоздика, яблоко), памятные знаки и медали. Основные функции этих знаков невербальной коммуникации связаны с объединением людей в группы и дифференциацией их социального статуса (полковник vs. майор).

 

9вопрос.Коммуникативный кодекс. Принцип кооперации Г.П. Грайса: максимы. Принцип вежливости Дж. Лича: максимы. Конфликты максим.

Важнейшими правилами речевого общения считаются Принцип Кооперации П.Грайса (Грайс 1985) и Принцип Вежливости Дж.Лича (Leech 1983). Принцип Кооперации (ПК) понимается, с одной стороны, как один из механизмов передачи имплицитного смысла, так и в более широком плане - как основной регулятор интеракции. Принцип Вежливости (ПВ) имеет интерактивный характер и оптимизирует протекание речевого общения.

Специфика ПК заключается в том, что при выполнении его требований коммуникация в большинстве случаев протекает плавно, без сбоев. В результате довольно трудно проследить его действие при абсолютно кооперативном общении. Как отмечает Н.Д.Арутюнова, с языковой точки зрения норма непродуктивна (Арутюнова 1995, 20). Однако реальная коммуникация далека от идеала кооперативности, так как в ней участвуют как минимум двое - говорящий и слушающий - точки зрения которых на характер соблюдения ПК могут быть различны. Реализация ПК связана со взаимодействием представлений говорящего и слушающего о том, какая информация, в каком количестве и в каком виде должна передаваться в данной конкретной ситуации. Соответственно, если эти представления совпадают (в большинстве случаев это означает, что говорящему удалось правильно оценить ожидания слушающего), то коммуникация протекает без сбоев, и соблюдение ПК воспринимается как нечто само собой разумеющееся и внимание коммуникантов не фиксируется на постулатах ПК. Такая необходимость возникает лишь тогда, когда обнаруживается несоответствие между ожиданиями говорящего и слушающего относительно сообщаемой информации или способа ее подачи. Говорящий, планируя свое высказывания, безусловно, понимает возможность такого расхождения и старается строить свою речь соответственно ожиданиям адресата. Когда говорящий осознает, что его высказывание слушающий может воспринять как нарушение, тогда в речи говорящего возникают вербально выраженные сигналы соблюдения постулатов речевого общения. Именно эти сигналы наряду со случаями нарушений наиболее наглядно иллюстрируют действие ПК в речи. Используя эти сигналы, говорящий как бы берет на себя инициативу в плане контроля за соблюдением правил ПК; он настаивает на том, что постулат соблюден, даже если слушающему он может показаться нарушенным. В таких ситуациях слушающий обычно принимает данное положение дел, чем и снимается вопрос о расхождении в оценках.

Сказанное выше в первую очередь касается постулата качества, так как практически любая коммуникация основывается на безусловной уверенности слушающего в том, что его собеседник говорит правду, то есть соблюдает постулат качества. Это требование ПК отличается от требований других постулатов тем, что из контекста слушающему трудно определить, соблюдает ли его партнер по коммуникации постулат качества. Однозначную уверенность в нарушении постулата качества собеседником может дать лишь доскональное знание ситуации, то есть либо точное знание истины, либо такое владение фактической информацией, которое позволяет сделать прогноз относительно правдивости слов собеседника. Таким образом, одна из особенностей постулата качества заключается в том, что его можно нарушить, то есть солгать, совершенно незаметно для собеседника. Однако это возможно лишь в случае, если партнер по коммуникации недостаточно знаком с ситуацией и не осознает возможности обмана. Следует отметить, что остальные три постулата ПК гораздо проще проконтролировать, исходя из конкретной коммуникативной ситуации без какой-либо дополнительной фактической информации. То, что собеседник говорит не по существу или увиливает от ответа на вопрос, обычно очевидно из самого разговора. Именно поэтому собеседнику приходится полагаться на искренность партнера по коммуникации.

Исследователи отмечали тот факт, что в норме люди говорят друг другу правду, и нет нужды об этом предупреждать. О " говорении правды" речь заходит либо тогда, когда нарушается норма общения, либо тогда, когда аномальная прагматическая ситуация толкает говорящего на ложь, а его адресата заставляет сомневаться в истинности сообщения (Человеческий фактор в языке 1992, 32). Говорящий, планируя свое высказывание, должен принять во внимание возможность недоверия со стороны слушающего и принять меры, чтобы дополнительно подтвердить свою приверженность соблюдению постулата качества.

Таким образом, соблюдение постулата качества, в отличие от других правил ПК и ПВ, трудно проконтролировать исходя из сиюминутной речевой ситуации, так как для этого в большинстве случаев надо заранее знать истинное положение вещей. Именно поэтому контроль за соблюдением постулата качества говорящий берет на себя. Что же касается остальных трех постулатов ПК, то контроль за их соблюдением возлагается обычно на слушающего, так как ему легче самому оценить, какая информация и в каком количестве ему нужна и понятна.

Соблюдение ПВ носит иной характер, поскольку ПК регулирует обмен информацией, а ПВ оптимизирует протекание интеракции. Коммуниканту нет необходимости дополнительно сигнализировать соблюдение ПВ, так как, совершая речевое действие (извинение, благодарность и т.п.), он тем самым соблюдает данный принцип. Соблюдение различных постулатов Принципа Вежливости часто закреплено за несколькими конкретными ситуациями, которые они обслуживают. При этом слушающий не контролирует соблюдение ПВ (в отличие от ПК). Причем, у собеседников, принадлежащих к одному и тому же социальному слою, обычно не бывает расхождений в оценке требований правил вежливости. Исключение составляют ситуации, где общаются коммуниканты, принадлежащие к разным слоям общества и получившие различное воспитание.

Нарушения ПК также обладают рядом отличий от нарушений ПВ. Значительная часть нарушений ПК приходится на кажущиеся нарушения, ошибочно воспринимаемые слушающим как нарушения, и связанные с ошибкой говорящего в прогнозировании ожиданий слушающего. Такие ошибки говорящего вполне допустимы именно потому, что контроль за соблюдением ПК остается за слушающим, который сам решает, нарушен постулат или соблюден. Таким образом, для ПК возможны следующие виды нарушений: намеренные нарушения и ненамеренные нарушения (реальные и кажущиеся). Для ПВ кажущиеся нарушения не характерны: обычно встречаются либо намеренные нарушения, либо ненамеренные реальные нарушения.

Специфика ПК и ПВ проявляется и в отношении реакций слушающего на их нарушения. Так, для нарушений ПК характерны реакции корректирующего характера, цель которых - сообщить свои требования собеседнику с тем, чтобы он отрегулировал свое речевое поведение. Для нарушений ПВ, напротив, характерны реакции морального свойства, связанные с выражением осуждения.

Кроме того, нарушения требований вежливости часто провоцируют ответные нарушения постулатов ПВ. По-видимому, если один из коммуникантов пренебрегает вежливостью, то его собеседник также может допустить какие-то отклонения от требования ПВ. В отношении ПК картина иная. Его нарушения обычно не провоцируют нарушений других постулатов. Только в ответ на нарушение постулата качества возможно обвинение во лжи, нарушающее ПВ, но при стремлении продолжать коммуникацию подобная реакция нежелательна, так как может повлечь ее прерывание.

В отличие от случаев соблюдения постулатов ПВ, случаи их нарушения в меньшей степени связаны с конкретными типами ситуаций. Они в большей степени определяются отдельными параметрами коммуникативного контекста, такими как статусно-ролевые отношения, психологическое состояние или личные характеристики коммуникантов и т.д.

Необходимо также отметить, что центральное место в функционировании ПВ занимают статусно-ролевые отношения между собеседниками. Хотя коммуниканты любого статуса стремятся к соблюдению правил вежливости, тем не менее лицо, обладающее более высоким статусом, может безнаказанно нарушать постулаты ПВ (кроме постулата симпатии), хотя собеседник с более низким статусом не может себе позволить нарушение постулатов ПВ, даже как ответное. На действие же постулатов ПК статусно-ролевые отношения оказывают лишь незначительное влияние. Эти постулаты соблюдаются и нарушаются в равной мере собеседником любого статуса.

Различают пять уровней усвоения учебного материала

“Нулевой” уровень (Понимание) - это такой уровень, при котором учащийся способен понимать, т.е. осмысленно воспринимать новую для него информацию. Строго говоря, этот уровень нельзя называть уровнем усвоения учебного материала по изучаемой теме. Фактически речь идет о предшествующей подготовке учащегося, которая дает ему возможность понимать новый для него учебный материал. Условно деятельность учащегося на " нулевом" уровне называют Пониманием.

Первый уровень (Опознание) - это узнавание изучаемых объектов и процессов при повторном восприятии ранее усвоенной информации о них или действий с ними, например, выделение изучаемого объекта из ряда предъявленных различных объектов. Условно деятельность первого уровня называют Опознанием, а знания, лежащие в ее основе, - Знания-знакомства.

Второй уровень (Воспроизведение) - это воспроизведение усвоенных ранее знаний от буквальной копии до применения в типовых ситуациях. Примеры: воспроизведение информации по памяти; решение типовых задач (по усвоенному ранее образцу). Деятельность второго уровня условно называют Воспроизведением, а знания, лежащие в ее основе, - Знания-копии.

Третий уровень (Применение) - это такой уровень усвоения информации, при котором учащийся способен самостоятельно воспроизводить и преобразовывать усвоенную информацию для обсуждения известных объектов и применения ее в разнообразных нетиповых (реальных) ситуациях. При этом учащийся способен генерировать субъективно новую (новую для него) информацию об изучаемых объектах и действиях с ними. Примеры: решение нетиповых задач, выбор подходящего алгоритма из набора ранее изученных алгоритмов для решения конкретной задачи. Деятельность третьего уровня условно называют Применением, а знания, лежащие в ее основе, - Знания-умения.

Четвертый уровень (Творческая деятельность) - это такой уровень владения учебным материалом темы, при котором учащийся способен создавать объективно новую информацию (ранее неизвестную никому).

Принцип кооперации. Сам Грайс описывает принцип кооперации следующим образом: " Твой коммуникативный вклад на данном шаге диалога должен быть таким, какого требует совместно принятая цель (направление) этого диалога".

  • В принцип кооперации входят четыре максимы:
    • максима полноты информации;
    • максима качества информации;
    • максима релевантности;
    • максима манеры.

Максима полноты информации связана с дозировкой информации, необходимой для акта общения.

  • Постулаты к этой максиме таковы:
    • твое высказывание должно содержать не меньше информации, чем требуется;
    • твое высказывание должно содержать не больше информации, чем требуется.

Разумеется, в реальном речевом общении информации не бывает ровно столько, сколько необходимо. Часто люди могут ответить на вопрос или неполно, или с упоминанием некоторых дополнительных сведений, которых вопрос не предполагал. Суть постулатов состоит в том, чтобы говорящий стремился сообщить именно необходимое собеседнику количество информации.

  • Максима качества информации конкретизируется следующими постулатами:
    • Не говори того, что ты считаешь ложным.
    • Не говори того, для чего у тебя нет достаточных оснований.
  • Максима релевантности предполагает фактически только один постулат:
    • Не отклоняйся от темы.

Понятно, что реальный процесс общения вовсе не строится вокруг одной темы: в реальном речевом акте часты переходы от одной темы к другой, выходы за пределы в данный момент обсуждаемой темы, помехи извне.
Тем не менее, как стратегическая задача неотклонение от темы имеет первостепенную важность именно для сохранения контакта. Психологам хорошо известно, что внимание аудитории рассеивается, если она не в состоянии связать произносимое в данный момент высказывание с объявленной лектором темой.
Максима манеры предполагает оценку способа передачи информации и связана не с тем, что говорится, а с тем, как говорится.

  • Общий постулат этой максимы - выражайся ясно, а частные постулаты таковы:
    • избегай непонятных выражений;
    • избегай неоднозначности;
    • будь краток;
    • будь организован.

Ущерб ясности может возникать вследствие неприемлемых по уровню сложности или плохих формулировок и нарушения баланса известного и неизвестного.

Принцип вежливости. Если принцип кооперации характеризует порядок совместного оперирования информацией в структуре коммуникативного акта, то принцип вежливости - это принцип взаиморасположения говорящих опять же в структуре речевого акта.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.