Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Геральдические цвета






 

Немецкая геральдика отличается простотой, в ней нет такого обилия геральдических мехов, как в английской или французской геральдике.

В немецкой геральдике практически нет графического обозначения для таких, характерных для французов или англичан цветов, как brunarte (коричневый), tenne (красно-коричневый), orange (оранжевый), murrey (красно-пурпурный), sanguine(темно-красный), bleu-celeste (небесно-голубой), cendree (серый), rose (розовый) и многих других.

Основными цветами в немецкой геральдике являлись: белый, красный, черный и синий. Потом появился желтый, но с появлением в геральдике золота, желтый уступил ему свой символ.

Итак, на втором этапе мы имеем: золото, серебро, красный, синий, черный.

Основные цвета германской геральдики.

На третьем этапе к этим цветам присоединяются, но редко используются зеленый и пурпурный. Этим можно и ограничиться.

Дополнительные цвета германской геральдики.

Кроме этого, существует и буквенное обозначение цвета.

R (roth) - красный, B (blau) - синий, Sch (schwarz) - черный, G (gold) - желтый, S (silber) - серебро. Графическое изображение цвета - шраффировка - должно всегда согласовываться с наклоном щита.

Графическое обозначение тинктур, металлов и мехов не сразу возникло в таком виде, каким мы его знаем. Предшественниками современного общепринятого графического обозначения геральдических тинктур являлись системы Франкарта, Карамуэля Лобковица, Дэ Рука и Гелениуса.

Системы обозначения цветов: Система Франкарта, Система Карамуэля Лобковица, Система Дэ Рука Система Гелениуса

Можно подумать, что немецкая геральдика однообразна и скучна, но это не так, так как самое главное в ней - интерпретация, свободная игра цвета и композиции. Например, если на эмали blau располагаются птицы, то в первую очередь на ум приходит, что это небо, или море, если на гербе чайки или гордый буревестник. Естественно, если под голубым цветом подразумевалось небо, то это мог быть и небесно-голубой, то есть himmelblau. Кроме того, цвета могли подбираться такого оттенка и такого тона, чтобы основной задачей была цветовая гармония всей геральдической композиции.

Если, например, в описании герба имеются животные, но без определенного цвета, значит, на гербе могло изображаться животное натуральной окраски, то есть природной. В старые времена животные без описания цвета изображались исходя из той небогатой палитры, например: лев, канарейка, цыпленок – желтым; аист, голубь, горностай, заяц, ягненок – белым, олени, собаки, быки, орлы - черным.

Исключение составляли, лишь части человеческого тела, которые закрашивались в цвета максимально приближенные к цвету тела.

Вот вам никакой живописи. Но позднее, с появлением живописи Возрождения, германская геральдика шагнула вперед навстречу искусству. Если на гербе изображался павлин, то он мог изображаться во всей своей красе.

Такие моменты зависели от вкуса художника–герольдиста или носителя герба, например, некоторые животные меняют раскраску не только по временам года, как заяц, горностай, куропатка, но и с возрастом, например Steinadler - орел-беркут. Молодой беркут на крыльях и на хвосте имеет бело-черные перья, а после пяти лет они начинают темнеть и становиться практически черными, и если в описании герба мы встречаем орла, расправившего крылья, то можем рисовать не только степного орла, но и беркута, к тому же на выбор со старым или молодым оперением. Иногда возникают лингвистические курьезы, например русскоговорящему американский герб покажется не точным, так как в описании американского герба мы имеем орла, а на изображении герба С.Ш.А. белоголового орлана, который, по сути, орлом не является, хотя и относится к одному отряду ястребиных, но для американцев он звучит как White Eagle, то есть белый орел. А, например, See Adler – орлан-белохвост с немецкого переводится опять как орел, а точнее морской орел. Но на латыни, на языке науки, для орланов есть общий термин Haliaeetus, в то время как для орлов Aguila. Такая же путаница происходит с оленем и лосем в разных вариациях английского языка, так Elk для англичан лось, а для американцев Благородный Олень, а лось для американцев звучит как Moose. В таких случаях наследник герба должен как можно точнее знать описание флоры и фауны на гербе своих предков, либо стараться следовать предыдущим изображениям. Ко всему прочему если имеется положение животного в описании герба, то необходимо следовать ему.

Если положение животного в описании герба отсутствует, то оно может быть в произвольной композиции. Значит ли это, что когда в описании герба: «на черном щите орел», то мы можем на черном поле изобразить любого орла в любом положении?

Естественно, мы не можем его изобразить черным и не желательно красным, лучше всего серебряным или золотым, но тогда это не соответствует точному описанию герба. Поэтому, все-таки, в таком случае лучше изображать орла с натуральной окраской.

Так же, чтобы не было путаницы, нам желательно следовать тому языку, на котором сохранилось описание герба.

Это касается не только окраски животных.

Символику цвета в германской геральдике я хочу разделить на два периода, дохристианская и символические цвета крестовых походов. Зеленый и пурпурный цвет, были весьма редкими цветами в германской геральдике. Так, что два металла и три цвета финифти – классика германской геральдики.

 

Rot - красный

Основным цветом древних была красная охра, считалось, что она не только оберегает от надоедливых насекомых, но и от злых духов. С первобытных времен её клали в могилы умершим. В русском слове «охрана» как раз сохранилось первобытное значение этой краски. Охра символизировала кровь, силу и жизнь. По сторонам света этот цвет обозначал Восток.

Во времена крестовых походов красный символизировал кровь, пролитую за Христа, первыми символическими наметами были как раз белые с красным.

Также мы знаем, что в эпоху возрождения красный цвет символизировал власть, Бог Отец изображался в синем и красном плаще, где синий обозначал небо, а красный власть.

Красный цвет был также цветом кардинальской власти.

 

Silber – Серебро, Weiss - белый

Древнегерманский символ мудрости, чистоты, благородства, а также символ Вальгалы.

По сторонам света он означал Север.

В эпоху христианских походов все языческие значения были вытеснены, а Вальгала заменена понятием Рай, к символам белого цвета добавилась вера и чистая сила справедливости христианства.

Что касается серебра, то он просто перенял эстафету символов от белого, а сам белый цвет, как символ, утратил свое значение на щите и клейноде, но по-прежнему несет свой символ на бурелете и намете.

 

Blau – cиний

Синий у древних германцев символизировал пространство, море, небо. Также он символизировал тайну и являлся магическим цветом наряду с пурпурным.

По сторонам света в зависимости от племенного мировоззрения он мог означать вместе с черным как Запад – Сторону Смерти, так и Север.

В средние века символ пространства остается, но магический символ вытеснялся символом стойкости, преданности и верности своему господину или государству.

Синий цвет также является цветом честности и чести.

 

Grun – зеленый

В древней Германии был божественным цветом, олицетворял Природу, как божество, он символизировал также Древо Мира Игдрасиль, который мог быть и ясенем и дубом, но главным образом кедром или любыми вечнозелеными деревьями. Он также мог символизировать море в ненастную погоду.

В период средневековья зеленый цвет в немецкой геральдике практически не использовался, так, что зеленый цвет является как нововведением и связан, прежде всего с большим наделом земли либо с сельскохозяйственным угодьем. Также зеленый цвет мог выступать трофейным. Но все же главное обозначение поле, как сельскохозяйственное угодье, поле битвы или землю как надел. Кроме того, он мог обозначать изумруд.

 

Schwarz – Черный

Главным назначением Черного цвета было отображением доблести предков, он соединял в себе такие понятия как мудрость, смерть, тайну, сокрытую в крылатых помощниках Одина или Вотана. По сторонам света черный мог символизировать Запад или Север. Черный мог символизировать потушенные очаги врагов и их разоренные поселенья, он также мог обозначать месть, траур или обиду нанесенную кем-то.

Во времена крестовых походов черный цвет символизировал аскетический образ жизни, затворничество или праведность. Он также мог обозначать невежество и неверие, бедноту и болезнь. Он мог нести и символ ночного неба или цвет любимого вороного коня.

 

Purpur – пурпурный

Встречается в германской геральдике довольно редко, это сравнительно поздний цвет и, вероятно, он символизировал благосклонность к подчиненным за их преданность, доказанную пролитой кровью. То есть пурпурный цвет несет на себе качества синего и красного цвета.

Второй смысл этого цвета относится к наукам или алхимии, и при некоторых обстоятельствах даже мог считаться цветом магов или еретиков, но, как правило, с этим подтекстом он в геральдику не попадал.

 

Gold – золото

У древних германцев желтый обозначал Солнце и Радость, по сторонам света он обозначал Юг или Восток. Во времена крестовых походов желтый мог обозначать песок далеких пустынь и символизировать тяжелые испытания во имя Христа. С приходом в геральдику золота желтый цвет как таковой уступил ему права практически во всем.

Главным образом золото символизировало королевскую кровь или христианскую святость, а также духовную иерархию католической церкви. За неимением золотой краски или для большей выразительности золотой заменялся желтой краской, а сам как символ практически перестал существовать.

 

Кроме всего прочего в германской геральдике как правило для одного щита было два геральдических цвета, реже три и как исключение четыре, я не говорю о соединенных щитах.

 

Полосы.

Несли в себе качества двух цветов. Например, у Бабенбергов на щите чередование красного с белым. На красном щите белая горизонтальная полоса. Кровь по обе стороны могла означать кровь, борьбу вокруг чести семьи.


Этот герб появился у Бабенбергов после взятия города Птолемаиса в 1191 г. во время крестового похода. Белый сюрко (платье) герцога Австрийского Леопольд Бабенберга был залит кровью его врагов и его собственной кровью. Когда после битвы он снял пояс, то под ним оказалась белая полоса, не залитая кровью. Чтобы отметить его мужество и сохранить память для потомков, герцог был награжден красным щитом с белой горизонтальной полосой посередине.

К примеру, если на белом щите красная горизонтальная полоса, она символизировала, любовь находится под защитой верности и чести.

Белые с черным символизировали честь и отвагу. Желтые с синим – благородство и верность феодалу или королевству.

Сочетание красного и желтого – власть и монархия. Король Карл Лысый в знак восхищения героизмом раненого герцога Готфрида Арагонского, обмакнув ладонь в кровь рыцаря, провел пальцами четыре красных линии по золотому полю щита.

Черный и желтый – благородство и отвага предков.

Зеленый с белым – поздняя геральдика.

Могло символизировать честь и богатство.

Белый с синим – честь и преданность феодалу.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.