Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Регулируются главой 27 УК РФ






  1. Уголовная ответственность за государственную измену. Шпионаж.

Основным объектом рассматриваемого преступления является внешняя безопасность РФ, под которой понимается защищенность интересов государства от внешних угроз.

По смыслу закона государственная измена может быть со­вершена в трех формах: а) шпионаж; б) выдача государственной тайны: в) иное оказание помощи иностранному государству, ино­странной организации или их представителям в проведении вра­ждебной деятельности в ущерб внешней безопасности Россий­ской Федерации.

Субъективная сторона характеризуется прямым умыслом. Обязательным признаком является цель — причинения ущерба внешней безопасности РФ. Мотивы государственной измены на квалификацию не влияют.

Субъект преступления, за исключением такой формы, как вы­дача, — общий. Субъект выдачи — специальный, это гражданин РФ, обладающий сведениями, составляющими государственную тайну, в связи с его служебной деятельностью или по работе,

а также получивший эти сведения при других обстоятельствах (например, лицо случайно находит документы, содержащие госу­дарственную тайну).

Шпионаж: определяется как передача, а равно собирание, похищение или хранение в целях передачи ино­странному государству, иностранной организации или их предста­вителям сведений, составляющих государственную тайну, а также передача или собирание по заданию иностранной разведки иных сведений для использования их в ущерб внешней безопасности Российской Федерации.

Основным объектом шпионажа выступает внешняя безопас­ность как состояние защищенности суверенитета, территориальной целостности и обороноспособности от внешнего воздействия.

Предметом данного преступления являются сведения двух категорий: во-первых, это сведения, составляющие государствен­ную тайну (см. анализ государственной измены); во-вторых, это иные сведения, которые собираются по заданию иностранной разведки и могут быть использованы для нанесения ущерба внешней безопасности Российской Федерации.

Статья 275. Государственная измена

Государственная измена, то есть шпионаж, выдача государственной тайны либо иное оказание помощи иностранному государству, иностранной организации или их представителям в проведении враждебной деятельности в ущерб внешней безопасности Российской Федерации, совершенная гражданином Российской Федерации, -

наказывается лишением свободы на срок от двенадцати до двадцати лет со штрафом в размере до пятисот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до трех лет либо без такового.

Примечание. Лицо, совершившее преступления, предусмотренные настоящей статьей, а также статьями 276 и 278 настоящего Кодекса, освобождается от уголовной ответственности, если оно добровольным и своевременным сообщением органам власти или иным образом способствовало предотвращению дальнейшего ущерба интересам Российской Федерации и если в его действиях не содержится иного состава преступления.

Статья 276. Шпионаж

Передача, а равно собирание, похищение или хранение в целях передачи иностранному государству, иностранной организации или их представителям сведений, составляющих государственную тайну, а также передача или собирание по заданию иностранной разведки иных сведений для использования их в ущерб внешней безопасности Российской Федерации, если эти деяния совершены иностранным гражданином или лицом без гражданства, -

наказываются лишением свободы на срок от десяти до двадцати лет.

  1. Уголовная ответственность за разглашение государственной тайны и утрату документов, содержащих государственную тайну.

Непо­средственный объект преступления — общественные отношения, возникающие в связи с отнесением сведений к государственной тайне, их засекречиванием, рассекречиванием и защитой в инте­ресах обеспечения безопасности Российской Федерации, регла­ментированные Законом РФ «О государственной тайне».

Предметом преступления выступают сведения, составляю­щие государственную тайну. Это понятие было раскрыто при анализе состава государственной измены.

Объективная сторона описана в законе как разглашение све­дений, составляющих государственную тайну, если эти сведения стали достоянием других лиц. Эта формулировка содержит неко­торую тавтологию, поскольку разглашение сведений как раз и означает противоправное предание их огласке, т.е. они тем са­мым становятся достоянием посторонних лиц.

Разглашение — это предание огласке сведений, составляющих государственную тайну, независимо от способа (частная беседа, публичное выступление, предоставление посторонним лицам для ознакомления документов, схем, карт, планов, образцов изделий, действующих моделей и т.д.), в результате чего эти сведения ста­новятся достоянием лиц, не имеющих к ним доступа.

Непосредственный объект рассматриваемого престу­пления совпадает с объектом разглашения государственной тайны.

Предметом преступления могут быть, во-первых, документы, содержащие государственную тайну (текстовые, графические, электронные и иные документы независимо от способа их испол­нения), а во-вторых, предметы, сведения о которых составляют государственную тайну (образцы изделий, действующие модели приборов и аппаратов, их макеты и т.д.).

Объективная сторона предполагает прежде всего нарушение установленных правил обращения с документами, содержащими государственную тайну (порядка их получения в пользование и их сдачи, правил их хранения и т.д.), или с предметами, сведения о которых составляют государственную тайну (порядок их хра­нения, демонстрации, пользования и т.д.). В каждом случае необ­ходимо установить, какое именно правило было нарушено и в каких конкретных действиях (бездействии) заключалось наруше­ние. Содержание правил обращения с секретными документами и предметами, сведения о которых составляют государственную тайну, регламентируется Законом РФ «О государственной тайне» и другими нормативными актами (уставами, наставлениями, по­ложениями, инструкциями и т.п.).

Установленные правила обращения с документами, содержа­щими государственную тайну, и предметами, сведения о которых составляют государственную тайну, могут быть нарушены как путем действия, так и бездействия.

Обязательным признаком объективной стороны преступления являются общественно опасные последствия в виде утраты упомянутых документов или предметов и причинения вследствие этого тяжких последствий. По сути, речь идет о последствиях двух видов, второе из которых вытекает из первого. Первичным последствием, прямо вытекающим из нарушения правил обраще­ния с указанными в законе документами и предметами, является их утрата.

Статья 283. Разглашение государственной тайны

1. Разглашение сведений, составляющих государственную тайну, лицом, которому она была доверена или стала известна по службе или работе, если эти сведения стали достоянием других лиц, при отсутствии признаков государственной измены -

наказывается арестом на срок от четырех до шести месяцев либо лишением свободы на срок до четырех лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового.

2. То же деяние, повлекшее по неосторожности тяжкие последствия, -

наказывается лишением свободы на срок от трех до семи лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет.

Статья 284. Утрата документов, содержащих государственную тайну

Нарушение лицом, имеющим допуск к государственной тайне, установленных правил обращения с содержащими государственную тайну документами, а равно с предметами, сведения о которых составляют государственную тайну, если это повлекло по неосторожности их утрату и наступление тяжких последствий, -

наказывается ограничением свободы на срок до трех лет, либо арестом на срок от четырех до шести месяцев, либо лишением свободы на срок до трех лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового.

  1. Уголовная ответственность за возбуждение ненависти либо вражды, а равно унижение человеческого достоинства.

Статья 282. Возбуждение ненависти либо вражды, а равно унижение человеческого достоинства

1. Действия, направленные на возбуждение ненависти либо вражды, а также на унижение достоинства человека либо группы лиц по признакам пола, расы, национальности, языка, происхождения, отношения к религии, а равно принадлежности к какой-либо социальной группе, совершенные публично или с использованием средств массовой информации, -

наказываются штрафом в размере от ста тысяч до трехсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного года до двух лет, либо лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет, либо обязательными работами на срок до ста восьмидесяти часов, либо исправительными работами на срок до одного года, либо лишением свободы на срок до двух лет.

2. Те же деяния, совершенные:

а) с применением насилия или с угрозой его применения;

б) лицом с использованием своего служебного положения;

в) организованной группой, -

наказываются штрафом в размере от ста тысяч до пятисот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного года до трех лет, либо лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до пяти лет, либо обязательными работами на срок от ста двадцати до двухсот сорока часов, либо исправительными работами на срок от одного года до двух лет, либо лишением свободы на срок до пяти лет.

  1. Уголовная ответственность за злоупотребление должностными полномочиями, превышение должностных полномочий и халатность.

Статья 285. Злоупотребление должностными полномочиями

1. Использование должностным лицом своих служебных полномочий вопреки интересам службы, если это деяние совершено из корыстной или иной личной заинтересованности и повлекло существенное нарушение прав и законных интересов граждан или организаций либо охраняемых законом интересов общества или государства, -

наказывается штрафом в размере до восьмидесяти тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до шести месяцев, либо лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до пяти лет, либо арестом на срок от четырех до шести месяцев, либо лишением свободы на срок до четырех лет.

2. То же деяние, совершенное лицом, занимающим государственную должность Российской Федерации или государственную должность субъекта Российской Федерации, а равно главой органа местного самоуправления, -

наказывается штрафом в размере от ста тысяч до трехсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного года до двух лет либо лишением свободы на срок до семи лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового.

3. Деяния, предусмотренные частями первой или второй настоящей статьи, повлекшие тяжкие последствия, -

наказываются лишением свободы на срок до десяти лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет.

Примечания. 1. Должностными лицами в статьях настоящей главы признаются лица, постоянно, временно или по специальному полномочию осуществляющие функции представителя власти либо выполняющие организационно-распорядительные, административно-хозяйственные функции в государственных органах, органах местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждениях, государственных корпорациях, а также в Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках и воинских формированиях Российской Федерации.

2. Под лицами, занимающими государственные должности Российской Федерации, в статьях настоящей главы и других статьях настоящего Кодекса понимаются лица, занимающие должности, устанавливаемые Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами и федеральными законами для непосредственного исполнения полномочий государственных органов.

3. Под лицами, занимающими государственные должности субъектов Российской Федерации, в статьях настоящей главы и других статьях настоящего Кодекса понимаются лица, занимающие должности, устанавливаемые конституциями или уставами субъектов Российской Федерации для непосредственного исполнения полномочий государственных органов.

4. Государственные служащие и служащие органов местного самоуправления, не относящиеся к числу должностных лиц, несут уголовную ответственность по статьям настоящей главы в случаях, специально предусмотренных соответствующими статьями.

5. Иностранные должностные лица и должностные лица публичной международной организации, совершившие преступление, предусмотренное статьями настоящей главы, несут уголовную ответственность по статьям настоящей главы в случаях, предусмотренных международными договорами Российской Федерации.

Статья 286. Превышение должностных полномочий

1. Совершение должностным лицом действий, явно выходящих за пределы его полномочий и повлекших существенное нарушение прав и законных интересов граждан или организаций либо охраняемых законом интересов общества или государства, -

наказывается штрафом в размере до восьмидесяти тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до шести месяцев, либо лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до пяти лет, либо арестом на срок от четырех до шести месяцев, либо лишением свободы на срок до четырех лет.

2. То же деяние, совершенное лицом, занимающим государственную должность Российской Федерации или государственную должность субъекта Российской Федерации, а равно главой органа местного самоуправления, -

наказывается штрафом в размере от ста тысяч до трехсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного года до двух лет, либо лишением свободы на срок до семи лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового.

3. Деяния, предусмотренные частями первой или второй настоящей статьи, если они совершены:

а) с применением насилия или с угрозой его применения;

б) с применением оружия или специальных средств;

в) с причинением тяжких последствий, -

наказываются лишением свободы на срок от трех до десяти лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет.

Статья 293. Халатность

1. Халатность, то есть неисполнение или ненадлежащее исполнение должностным лицом своих обязанностей вследствие недобросовестного или небрежного отношения к службе, если это повлекло причинение крупного ущерба или существенное нарушение прав и законных интересов граждан или организаций либо охраняемых законом интересов общества или государства, -

наказывается штрафом в размере до ста двадцати тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до одного года, либо обязательными работами на срок от ста двадцати до ста восьмидесяти часов, либо исправительными работами на срок от шести месяцев до одного года, либо арестом на срок до трех месяцев.

2. То же деяние, повлекшее по неосторожности причинение тяжкого вреда здоровью или смерть человека, -

наказывается лишением свободы на срок до пяти лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового.

3. Деяние, предусмотренное частью первой настоящей статьи, повлекшее по неосторожности смерть двух или более лиц, -

наказывается лишением свободы на срок до семи лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового.

Примечание. Крупным ущербом в настоящей статье признается ущерб, сумма которого превышает сто тысяч рублей.

  1. Уголовная ответственность за взяточничество.

Статья 290. Получение взятки

1. Получение должностным лицом лично или через посредника взятки в виде денег, ценных бумаг, иного имущества или выгод имущественного характера за действия (бездействие) в пользу взяткодателя или представляемых им лиц, если такие действия (бездействие) входят в служебные полномочия должностного лица либо оно в силу должностного положения может способствовать таким действиям (бездействию), а равно за общее покровительство или попустительство по службе -

наказывается штрафом в размере от ста тысяч до пятисот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного года до трех лет либо лишением свободы на срок до пяти лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет.

2. Получение должностным лицом взятки за незаконные действия (бездействие) -

наказывается лишением свободы на срок от трех до семи лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет.

3. Деяния, предусмотренные частями первой или второй настоящей статьи, совершенные лицом, занимающим государственную должность Российской Федерации или государственную должность субъекта Российской Федерации, а равно главой органа местного самоуправления, -

наказываются лишением свободы на срок от пяти до десяти лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет.

4. Деяния, предусмотренные частями первой, второй или третьей настоящей статьи, если они совершены:

а) группой лиц по предварительному сговору или организованной группой;

б) утратил силу;

в) с вымогательством взятки;

г) в крупном размере, -

наказываются лишением свободы на срок от семи до двенадцати лет со штрафом в размере до одного миллиона рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до пяти лет либо без такового.

Примечание. Крупным размером взятки признаются сумма денег, стоимость ценных бумаг, иного имущества или выгод имущественного характера, превышающие сто пятьдесят тысяч рублей.

Статья 291. Дача взятки

1. Дача взятки должностному лицу лично или через посредника -

наказывается штрафом в размере до двухсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до восемнадцати месяцев, либо исправительными работами на срок от одного года до двух лет, либо арестом на срок от трех до шести месяцев, либо лишением свободы на срок до трех лет.

2. Дача взятки должностному лицу за совершение им заведомо незаконных действий (бездействие) -

наказывается штрафом в размере от ста тысяч до пятисот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного года до трех лет либо лишением свободы на срок до восьми лет.

Примечание. Лицо, давшее взятку, освобождается от уголовной ответственности, если имело место вымогательство взятки со стороны должностного лица или если лицо добровольно сообщило органу, имеющему право возбудить уголовное дело, о даче взятки.

  1. Общая уголовно-правовая характеристика преступлений против правосудия.

В Российской Федерации действует принцип разделения го­сударственной власти на три самостоятельные ветви: законода­тельную, исполнительную и судебную. Судебная власть осуще­ствляется посредством конституционного, гражданского, уголов­ного и административного судопроизводства.

В соответствии со ст. 118 Конституции РФ правосудие в Рос­сийской Федерации осуществляется судом. К органам судебной власти относятся Конституционный Суд РФ, конституционные (уставные) суды субъектов Российской Федерации, Верховный Суд РФ, Высший Арбитражный Суд РФ, иные федеральные суды общей юрисдикции, арбитражные суды субъектов Российской Федерации, федеральные арбитражные суды округов.

Конституционный Суд РФ, являясь органом судебной власти, тем не менее, не осуществляет правосудие. Поэтому нормами гл. 31 УК предусмотрена защита деятельности только судов, непо­средственно осуществляющих правосудие в рамках гражданско­го, уголовного и арбитражного судопроизводства.

Правосудие — одна из форм государственной деятельности, заключающаяся в рассмотрении и разрешении судами общей юрисдикции, а также арбитражными судами дел в порядке граж­данского, уголовного и арбитражного судопроизводства. Это по­нятие правосудия в узком смысле слова в соответствии с упомя­нутым конституционным принципом (ст. 118 Конституции РФ). Для осуществления правосудия помощь и содействие суду ока­зывают другие государственные органы: прокуратура, органы дознания и предварительного следствия, учреждения, исполняю­щие вступившие в законную силу приговоры, решения и иные судебные акты. Нормами главы о преступлениях против правосу­дия охраняется деятельность не только судов, но и перечисленных органов, без деятельности которых выполнение судом функции правосудия было бы затруднительно или даже невозможно. Здесь речь идет о понятии правосудия в широком смысле слова. При этом названные органы, составляя часть органов государственной власти, выполняют и другие функции, как-то: управленческие, хозяйственные, организационные и иные. Уголовным законом охраняются не все виды деятельности этих органов. Только их специфическая деятельность по решению задач правосудия, на­правленная на обнаружение, изобличение и наказание виновных в совершении преступлений лиц, разрешение гражданских и ад­министративных дел, исполнение судебных решений находится под охраной уголовно-правовых норм о преступлениях против правосудия.

Преступления против правосудия — это посягательства на правильную нормальную деятельность органов предваритель­ного следствия, дознания, уголовно-исполнительных органов, судов по всестороннему и объективному расследованию пре­ступлений, правильному разрешению уголовных, гражданских и административных дел, надлежащему исполнению судебных решений.

Родовым объектом преступлений против правосудия являют­ся общественные отношения по осуществлению государственной власти. Видовой объект — совокупность общественных отноше­ний, обеспечивающих специфический вид государственной дея­тельности суда и органов, содействующих ему, по реализации целей и задач правосудия.

Правильное установление видового объекта преступлений против правосудия имеет большое значение для отграничения преступлений против правосудия от иных преступлений, совер­шаемых должностными лицами органов суда, прокуратуры, доз­нания и следствия. Судья, получивший взятку за вынесение пра­вильного решения по гражданскому иску в пользу истца, посягает на нормальную деятельность государственного аппарата, его ав­торитет. При этом отношениям, обеспечивающим интересы правосудия, никакою вреда причинено не было. Специфика видового объекта преступлений против правосудия позволяет отграничить их от преступлений против порядка управления, сопряженных с воздействием на физическую неприкосновен­ность должностных лиц. Избиение обвиняемым следователя органов МВД при проведении допроса посягает на обществен­ные отношения, связанные со сбором доказательств по уголов­ному делу и охватывается нормой о преступлении против пра­восудия (ст. 296 УК). Аналогичное избиение следователя, привле­ченною для обеспечения общественного порядка и общественной

безопасности, посягает на отношения по реализации порядка управления и предусматривается ст. 318 УК.

Непосредственный объект преступлений против правосу­дия — общественные отношения, обеспечивающие реализацию конституционных принципов правосудия, нормальную деятель­ность конкретных органов по осуществлению правосудия, реали­зации функции уголовного преследования, а также исполнению судебных актов. Большинство преступлений против правосудия являются двух и многообъектными. В качестве дополнительного непосредственного объекта могут выступать конституционные права и свободы личности, здоровье, жизнь, отношения собст­венности и др.

Объективная сторона преступлений состоит в воспрепятст­вовании и противодействии нормальной деятельности органов, осуществляющих правосудие. Чаще всего это проявляется в фор­ме действия — заведомо незаконный арест, реже акта бездейст­вия — уклонение от дачи свидетелем показаний. Нередко спосо­бом совершения преступлений является физическое или психиче­ское насилие (ст. 296, 302, 309 УК и др.). Объективная сторона некоторых составов преступлений состоит из нескольких аль­тернативных действий, например, растрата, отчуждение, сокры­тие или незаконная передача имущества, подвергнутого описи или аресту.

Абсолютное большинство посягательств относится к преступ­лениям с формальным составом. Растрата имущества, подверг­нутого описи или аресту, сконструирована как состав матери­альный (ст. 312 УК), ряд квалифицированных составов преступ­лений также относятся к материальным (ч. 2 ст. 305, ч. 2 ст. 311 УК и др.).

С субъективной стороны все преступления этой группы со­вершаются только умышленно, причем подавляющее большинст­во — исключительно с прямым умыслом (ст. 295, 299, 300 УК и т.д.). В ряде составов преступлений обязательно наличие заве-домости. Заведомость означает достоверное знание лицом какого-то обстоятельства, имеющего уголовно-правовое значение. При заведомо ложном доносе (ст. 306 УК) виновный осознает, что со­общаемые им органам власти сведения не соогветствуют действи­тельности. Мотив и цель совершения преступления предусмотрены

как обязательные признаки только в некоторых составах: в целях воспрепятствования осуществлению правосудия (ч. 1 ст. 294 УК), из мести за законную деятельность (ст. 295 УК). В других составах эти признаки для квалификации значения не имеют.

Субъекты преступлений против правосудия — лица, достиг­шие 16 лет, а также специальные субъекты. Специальными субъ­ектами могут быть должностные лица органов правосудия (ст. 299-302 УК и др.), иные должностные лица и управляющие коммерческих и иных некоммерческих организаций (ст. 315 УК), участники судопроизводства: свидетель, потерпевший, эксперт, переводчик, гражданский истец и т.д.

«УГОЛОВНЫЙ ПРОЦЕСС»

  1. Общие условия предварительного расследования, их сущность, система и характеристика.

Общие условия предварительного расследования – правовые положения основывающиеся на принципах уголовного судопроизводства, характеризующие сущность и содержание предварительного расследования.

 

Система общих условий предварительного расследования:

  1. соблюдение правил подследственности;
  2. индивидуализация расследования путем выделения и соединения уголовных дел;
  3. своевременное начало предварительного расследования;
  4. сочетание единоличных и коллегиальных начал в расследовании;
  5. соблюдение сроков предварительного расследования;
  6. привлечение к участию в расследовании широкого круга участников процесса;
  7. производство следственных действий, затрагивающих конституционные права граждан, только по судебному решению;
  8. недопустимость разглашения данных расследования;
  9. общие правила производства следственных действий;
  10. установление обстоятельств, способствовавших совершению преступления;
  11. обязательность удовлетворения ходатайств, имеющих значение для дела;
  12. использование специальных познаний и научно-технических средств;
  13. взаимодействие органов расследования;
  14. наличие прокурорского надзора, ведомственного и судебного контроля.

Подследственность – совокупность признаков преступления, по которым его расследование в полном объеме относится к компетенции строго определенного органа предварительного расследования, конкретной структурной единицы ведомства.

 

Признаки подследственности (ст. 151 УПК и др.):

  1. предметный (родовой);
  2. персональный;
  3. альтернативный (территориальный);
  4. по связи дел.

Предметный признак – признак подследственности, определяемый уголовно-правовой характеристикой преступления, т.е. его квалификацией.

Предметный признак используется для отнесения уголовных дел к той или иной форме расследования, к компетенции того или иного следователя, к компетенции того или иного органа дознания (ст.151 УПК РФ).

Предметная подследственность закреплена в ст. 150 и 151 УПК РФ. В ст. 150 УПК РФ закреплены составы преступлений, по которым производится дознание. В ст. 151 УПК РФ определено, по каким составам преступлений предварительное следствие производится следователями органов прокуратуры, а по каким — также следователями органов федеральной службы безопасности, федеральных налоговых органов, органов внутренних дел.

Исключение из правила предметной последовательности закреплено в п. 8 ч. 2 ст. 37, ч. 4 ст. 150 УПК РФ. Согласно данной норме права по письменному указанию прокурора уголовные дела, по которым обычно должно проводиться дознание, могут быть переданы для производства предварительного следствия.

Персональный признак – признак, определяемый характеристиками личности обвиняемого и потерпевшего.

Признак по связи дел – признак подследственности, обусловленный связью дел о преступлениях, когда их раздельное расследование не обеспечивает реализацию назначения уголовного процесса.

Альтернативный признак – признак подследственности, определяемый указанным в законе следственным органом, выявившим преступление.

Территориальный (местный) признак – обязательный признак подследственности, определяемый местом совершения преступления, местом окончания преступления, местом совершения большинства преступлений или наиболее тяжкого из них, местом нахождения обвиняемого или большинства свидетелей.

 

  1. Порядок судебного разбирательства.

Подготовительная часть судебного заседания. Судебное следствие

Цель подготовительной части заключается в совершении действий, направленных на проверку наличия процессуальных условий, необходимых для рассмотрения дела в данном заседании, и решении вопросов о возможности разбирательства дела при данном составе суда, наличном составе участников разбирательства, прибывших в суд экспертов, явившихся свидетелей и т. п.

Все действия подготовительной части совершаются в строгом порядке и в той последовательности, которая предусмотрена ст. 261–272 УПК РФ.

Судебное следствие – центральная часть судебного разбирательства, в ходе которой производится исследование судом при активном участии сторон имеющихся доказательств, которые могут быть положены в основу приговора. В данной части судебного разбирательства создается фундамент будущего приговора.

На суде обычно не исследуются отпавшие как несостоятельные версии и исключенные из дела доказательства.

Однако судебное следствие может выйти за рамки предварительного расследования, но с соблюдением при этом пределов, установленных ст. 252 УПК РФ.

Данная часть судебного разбирательства включает множество судебных действий, которые логически могут быть объединены в три группы:

1) начало судебного следствия;

2) исследование доказательств;

3) окончание судебного следствия.

Начало судебного следствия представляет собой как бы этап постановки исследовательских задач перед судом и сторонами и определения порядка исследования доказательств. Государственный обвинитель излагает сущность предъявленного подсудимому обвинения, а по уголовным делам частного обвинения – с изложения заявления частным обвинителем (ч. 1 ст. 273 УПК РФ). Здесь же суд удостоверяется, понятна ли сущность обвинения подсудимому и признает ли он себя виновным, желает ли выразить свое отношение к предъявленному обвинению.

Определение порядка исследования доказательств в судебном следствии осуществляется в зависимости от волеизъявления сторон. Первой по закону представляет доказательства сторона обвинения, затем сторона защиты (ч. 2 ст. 274 УПК РФ).

Для исследования доказательств в суде используются те же действия, что и в ходе предварительного расследования. Однако здесь все действия совершаются судом с участием сторон и в существенно иных условиях (как правило, гласно, устно и т. д.). Кроме того, суд в силу особенностей своей организации в состоянии использовать далеко не весь перечень действий, который доступен и допустим для органов дознания, следователя и прокурора.

Окончание судебного следствия может в силу предписания ч. 1 ст. 291 УПК РФ произойти «по окончании исследования представленных сторонами доказательств». Объявление об окончании судебного следствия председательствующий может сделать после того, как он, опросив стороны, «не желают ли они дополнить судебное следствие», получит от них отрицательный ответ.

Прения сторон состоят из речей обвинителя и защитника. При отсутствии защитника в прениях сторон участвует подсудимый. В прениях сторон могут также участвовать потерпевший и его представитель (ст. 292 УПК РФ).

Последовательность выступлений участников прений сторон устанавливается судом. При этом первым во всех случаях выступает обвинитель, а последними – подсудимый и его защитник. Гражданский ответчик и его представитель выступают в прениях сторон после гражданского истца и его представителя.

Участники прений подводят итог судебного следствия, анализируют доказательства, рассмотренные в судебном заседании, и излагают основанные на этих доказательствах свои выводы по делу. Содержание и пределы прений сторон определяются кругом вопросов, указанных в ст. 299 УПК РФ. В речах и репликах не разрешается ссылаться на доказательства, которые не рассматривались в ходе судебного следствия или признаны судом недопустимыми.

Если участники прений сторон сообщат о новых обстоятельствах, имеющих значение для уголовного дела, или заявят о необходимости предъявить суду для исследования новые доказательства, то суд вправе возобновить судебное следствие. По окончании возобновленного судебного следствия суд вновь открывает прения сторон (ст. 294 УПК РФ).

После произнесения речей всеми участниками прений сторон каждый из них может выступить еще один раз с репликой. В любом случае право последней реплики принадлежит подсудимому или его защитнику.

Последнее слово подсудимого непосредственно предшествует удалению суда в совещательную комнату для вынесения приговора. Оно предоставляется подсудимому после окончания прений сторон (ч. 1 ст. 293 УПК РФ). Во время последнего слова вопросов подсудимому не задают и не перебивают его. Продолжительность последнего слова подсудимого не ограничивается определенным временем, хотя председательствующий вправе остановить его, если он касается обстоятельств, явно не имеющих отношения к делу, допускает оскорбительные выражения и т. п.

Последнее слово подсудимого имеет существенное значение как одна важных гарантий его права на защиту. Оно играет важную роль в вопросе правильной оценки судом личности подсудимого и тем самым – для оценки содеянного подсудимым и определения ему законной, обоснованной и справедливой меры наказания.

Заслушав последнее слово подсудимого, суд немедленно удаляется на совещание для постановления приговора, о чем председательствующий объявляет присутствующим в зале судебного заседания (ч. 1 ст. 295 УПК РФ). Перед удалением суда в совещательную комнату участникам судебного разбирательства должно быть объявлено время оглашения приговора

Приговор – решение суда о виновности или невиновности подсудимого и назначении ему наказания или освобождении его от наказания, вынесенное судом первой либо апелляционной инстанции (п. 28 ст. 5 УПК РФ). Приговор выносится и провозглашается именем Российской Федерации только судом в определенном законом порядке и содержит решение основных вопросов уголовного дела.

Законодатель предъявляет жесткие требования к содержанию приговоров. Приговор должен быть:

1) законным, т. е. соответствовать нормам материального и процессуального права;

2) обоснованным: выводы суда должны соответствовать обстоятельствам дела, подтвержденным совокупностью доказательств, которые исследовались в судебном заседании и признаны судом достаточными и достоверными;

3) мотивированным и обоснованным: система доказательств, а также иные аргументы суда должны излагаться с соблюдением правовых норм и логических правил;

4) справедливым: должно соблюдаться соответствие избранной меры наказания тяжести преступления и личности подсудимого.

Приговор должен быть определенным и категоричным.

  1. Принципы уголовного процесса: понятие, система, общая характеристика.

Принципы – это основополагающие идеи, которые определяют построение уголовного процесса в целом и его конкретных институтов. Они должны отвечать ряду признаков:

1) принципами могут быть не любые произвольно выбранные взгляды на формы и методы судопроизводства, а лишь те, которые соответствуют социально-экономическим условиям развития общества;

2) задачи (назначение) уголовного процесса могут быть реализованы в условиях расследования и рассмотрения уголовных дел на демократических началах;

3) принципами процесса являются идеи, нашедшие закрепление в нормах права. Последнее обстоятельство придает принципам обязательность, определенность и гарантированность.

Включение в действующий УПК РФ специальной главы 2 (ст. 7-19), посвященной принципам уголовного судопроизводства, вполне можно расценивать как свидетельство стремления законодателя закрепить в законе общие и наиболее существенные положения, выделить их особо из общей массы уголовно-процессуальных предписаний, а вместе с этим повысить их значение и придать им более высокий авторитет. Некоторые принципы прямо не указаны в УПК РФ, но они происходят из общего смысла уголовного процесса, его назначения, их правовой базой выступают положения Конституции РФ.

Отсутствие в кодексе ссылок на конституционные предписания принципиального значения не имеет. Оно должно в обязательном порядке восполняться прямым применением соответствующих норм Конституции РФ.

К основным принципам уголовного процесса относятся следующие:

1) законности при производстве по уголовному делу;

2) публичности;

3) уважения чести и достоинства личности;

4) неприкосновенности личности;

5) неприкосновенности жилища;

6) охрана прав и свобод человека и гражданина в уголовном судопроизводстве;

7) тайна переписки, телефонных и иных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений;

8) осуществления правосудия только судом;

9) самостоятельности судов, независимости судей, присяжных заседателей;

10) равенства перед законом и судом всех участников уголовного процесса;

11) открытого судебного разбирательства;

12) языка уголовного судопроизводства;

13) презумпции невиновности;

14) обеспечения подозреваемому, обвиняемому, подсудимому права на защиту;

15) состязательности и равноправия сторон;

16) принцип всесторонности, полноты и объективности;

17) свободы оценки доказательств;

18) обеспечения возможности обжалования процессуальных действий и решений;

19) участия граждан в отправлении правосудия по уголовным делам.

  1. Стадия возбуждения уголовного дела.

Возбуждение уголовного дела – начальная стадия производства по любому уголовному делу. В современном российском уголовном процессе она выделена в обязательную и самостоятельную стадию, имеющую свои специфические задачи. В частности, осуществление ряда проверочных действий, обеспечивающих законность и обоснованность дальнейших процессуальных решений.

Таким образом, возбуждение уголовного дела – это не одноразовое процессуальное действие, порождающее соответствующее решение компетентного органа или должностного лица, а комплекс действий, совершаемых согласно предписаниям уголовно-процессуального законодательства (прежде всего предписаниям статей, содержащихся в гл. 19 и 20 разд. VII УПК РФ).

В этом усматривается одна из важных уголовно-процессуальных гарантий, обеспечивающих соблюдение требований закона при выявлении, собирании и исследовании доказательств. Поэтому судебная практика давно и стабильно признает, что производство расследования без принятия решения о возбуждении уголовного дела является нарушением уголовно-процессуального законодательства, которое может привести к признанию конкретных доказательств недопустимыми со всеми вытекающими из этого последствиями.

Возбуждение дела означает решение начать производство по делу и осуществить с соблюдением установленных уголовно-процессуальным законодательством процедур проверку сведений о наличии всей совокупности признаков преступления в каком-то событии, факте, поступке, о причастности к ним конкретного лица и т. д. И только после такой проверки возможны построение предварительного вывода о необходимости привлечения конкретного лица в качестве обвиняемого, формулировка и предъявление обвинения.

Уголовное преследование как одно из проявлений процессуальной функции обвинения можно было бы крайне условно считать начинающимся лишь после того, как у следователя или дознавателя, расследующего дело, появятся достаточные доказательства, подтверждающие совершение преступления конкретным лицом, но в стадии возбуждения дела еще нет достаточных доказательств.

Их не может быть даже в том случае, когда дело возбуждается в так называемых условиях очевидности и в отношении конкретного лица. Они появляются после совершения в установленном порядке следственных действий и обнародование сведений, которые соответствуют требованиям, предъявляемым к доказательствам.

Ориентация на то, что, скажем, следователь, возбуждая уголовное дело, начинает обвинять, осуществлять уголовное преследование кого-то в совершении преступления, неверна, ибо она подталкивает его к обвинительному уклону. Такая ориентация не соответствует ни закону, ни здравому смыслу.

  1. Обжалование действий и решений суда и должностных лиц, осуществляющих уголовное судопроизводство.

Жалоба — обращение участника уголовного процесса по поводу нарушения его прав и законных интересов.

Обжалование — процедура подачи, рассмотрения и разрешения жалобы.

В соответствии со ст. 119 УПК субъектами, имеющими право заявить ходатайство, являются: подозреваемый, обвиняемый, его защитник, потерпевший, его законный представитель и представитель, частный обвинитель, эксперт, а также гражданский истец, гражданский ответчик. Их представители вправе заявить ходатайство о производстве процессуальных действий или принятии процессуальных решений для установления обстоятельств, имеющих значение для уголовного дела, обеспечения прав и законных интересов лица, заявившего ходатайство, или представляемого им лица соответственно (правом заявлять ходатайство в ходе судебного разбирательства обладает также государственный обвинитель).

В соответствии со ст. 123 УПК субъектами обжалования действия (бездействия) и решения органа дознания, дознавателя, следователя, прокурора и суда могут быть все участники уголовного судопроизводства, а также иные лица в той части, в которой производимые процессуальные действия и принимаемые процессуальные решения затрагивают их интересы.

УПК предусмотрено два способа обжалования — прокурору или суду. Право выбора способа обжалования принадлежит лицу, права которого нарушены.

Прокурор рассматривает жалобу в течение 3 суток со дня ее получения. В исключительных случаях, когда для проверки жалобы необходимо истребовать дополнительные материалы либо принять иные меры, допускается рассмотрение жалобы в срок до 10 суток, о чем извещается заявитель. По результатам рассмотрения жалобы прокурор выносит постановление о полном или частичном удовлетворении жалобы либо об отказе в ее удовлетворении. По результатам рассмотрения жалобы судья выносит решение в форме постановлений: 1) о признании действия (бездействия) или решения соответствующего должностного лица незаконным или необоснованным и о его обязанности устранить допущенное нарушение; 2) об оставлении жалобы без удовлетворения.

Право обжалования судебного решения принадлежит осужденному, оправданному, их защитникам и законным представителям, государственному обвинителю, потерпевшему и его представителю. Гражданский истец, гражданский ответчик или их представители вправе обжаловать судебное решение в части, касающейся гражданского иска.

Кассационные (апелляционные) основания — основания, наличие которых является предпосылкой отмены или измены судебного решения первой инстанции.

Основания отмены или изменения приговора:

  1. несоответствие выводов суда, изложенных в приговоре, фактическим обстоятельствам уголовного дела;
  2. нарушение уголовно-процессуального закона;
  3. неправильное применение уголовного закона;
  4. несправедливость приговора.
  1. Устность, непосредственность, гласность судебного разбирательства.

Уголовно процессуальный кодекс содержит ряд важных положений и правил, которые относятся в целом к судебному разбирательству как стадии процесса. Их принято называть общими условиями (гл. 35 УПК РФ).

В частности, правила, содержащиеся в ст. 240-24; УПК РФ устанавливают, что суд первой инстанции в хо де разбирательства дела по существу не вправе ограничиваться простой проверкой только материалов предварительного расследования. Доказательства должны исследоваться судом непосредственно, т. е. судья дол жен лично допросить того или иного участника судебно го заседания, осмотреть вещественные доказательства, ознакомиться с содержанием документов и т. д.

Реализация требования непосредственности тесно связана с необходимостью устного исследования доказательств в ходе судебного разбирательства. В соответствии со ст. 240 УПК РФ суд должен (по общему правилу стремиться к тому, чтобы имеющие доказательственное значение сведения, сообщаемые, к примеру, подсудимым, свидетелем, экспертом, были получены непосредственно из их уст.

Требование непосредственности и устности тесно связано с неизменностью состава суда. Если же кто-либо из судей оказывается лишенным возможности участвовать в разбирательстве дела на протяжении всего заседания и его приходится заменить другим судьей, т разбирательство дела должно начинаться сначала (ст. 24 УПК РФ).

Разбирательство уголовных дел во всех судах осуществляется в условиях гласности. Закрытое судебно* заседание проводится по решению суда в случаях, когда это может привести к разглашению государственной или иной охраняемой федеральным законом тайны, при рассмотрении дел о преступлениях несовершеннолетних в возрасте до 16 лет, дел о половых и других преступлениях, когда это может привести к разглашению сведений об интимных сторонах жизни участников процесса, либо сведений, унижающих их честь и достоинство, а также когда этого требуют интересы обеспечения безопасности участников судебного разбирательства, их родных и близких (п. 1–4 ч. 2 ст. 241 УПК РФ).

Приговор суда провозглашается в открытом судебном заседании полностью. Однако если дело рассматривалось в закрытом судебном заседании, то по решению суда могут оглашаться в открытом судебном заседании только вводная и резолютивная части приговора.

Относительно пределов судебного разбирательства установлены два жестких правила (ст. 252 УПК РФ):

1) судебное разбирательство проводится только в отношении обвиняемого и лишь по предъявленному ему обвинению;

2) изменение обвинения в судебном разбирательстве допускается, если этим не ухудшается положение подсудимого и не нарушается его право на защиту. Однако это допустимо при том непременном условии, что при таком изменении фактические обстоятельства обвинения останутся неизменными либо не будут существенно отличаться от тех, которые указаны в обвинительном заключении или обвинительном акте, в постановлении о назначении судебного заседания.

  1. Производство по делам частного обвинения.

Основная особенность производства по делам так называемого частного и частно-публичного обвинения состоит в том, что возбуждение дел о преступлениях, отнесенных к этой категории возможно только при- наличии жалобы потерпевшего. Дело частного обвинения может окончится примирением сторон.

Дела частного обвинения - дела о преступлениях, предусмотренных ст. 112 УК РФ (умышленное легкое телесное повреждение или побои), ч. 1 ст. 130 (клевета без отягчающих обстоятельств) и ст. 131 УК РФ (оскорбление). Это дела частного обвинения, т. к. они возбуждаются не иначе как по жалобе потерпевшего и подлежат прекращению в случае примирения его с обвиняемым. В данном случае лицу (потерпевшему) предоставляется возможность самому решать, насколько серьезно затронуты его права и законные интересы, какова степень причиненного ему ущерба и хочет ли он обращаться по этому поводу в органы правосудия для привлечения к ответственности виновного'. Поэтому Такие дела относятся к делам частного обвинения.

Правильное применение закона при производстве по делам о преступлениях, предусмотренных ст. 112, ч. 1 ст. 130 и ст. 131 УК не только направлено на обеспечение соблюдения конституционных прав граждан, воспитание у них уважения к закону и нормам поведения, способствует ликвидации возникающих на личной почве конфликтов и предупреждению в ряде случаев связанных с ними более тяжких преступлений.

Дела частно-публичного обвинения - дела о преступлениях, предусмотренных ч. 1 ст. 117 УК РФ (изнасилование без отягчающих обстоятельств), ст. 141 УК РФ (нарушение авторских и изобретательских прав). Они возбуждаются не иначе как по жалобе потерпевшего, но в отличие от дел частного обвинения, прекращению за примирением потерпевшего с обвиняемым не подлежат. Производство по ним ведется в общем порядке (ч. 2 ст. 27 УПК). Этим объясняется их название - дела частно-публичного обвинения^

Как по делам частного, так и по делам частно-публичного обвинения потерпевшим может быть признано лицо, которому преступлением причинен или мог быть причинен (если преступление не доведено до конца) моральный) физический или имущественный вред. Закон связывает возбуждение дел частного и частно-публичного обвинения с жалобой потерпевшего. Потому, что без субъективной оценки лица, в отношении которого совершены те или иные действия, подчас невозможно составить представление о характере и тяжести причиненного вреда. Кроме того следует считаться с тем, что потерпевший, стремясь избежать огласки проишедшего, вызовов к следователю, в суд, может предпочесть не подавать заявления о совершенном преступлении, без чего нельзя возбудить уголовное дело и провести расследование (например по ч.1 ст.117 УК).

Для возбуждения дел частного и частно-публичного обвинения жалоба должна быть адресована тем органам, которые правомочны возбудить уголовное дело. В ней должно содержаться не только сообщение о случившемся, но и прямо выраженная просьба привлечь виновного к уголовной ответственности.

Судья, получив заявление по делу частного обвинения, проверяет наличие законного повода для возбуждения уголовного дела. Если, например, о преступлении, о котором возбуждается дело не иначе как по жалобе потерпевшего) сообщит общественность или родственники, то это не будет поводом к возбуждению уголовного дела. Это сообщение не заменяет собой заявления потерпевшего.

По делам частного обвинения судья до возбуждения уголовного дела должен принять меры к примирению потерпевшего с лицом, на которого подана жалоба.

В случае отказа в возбуждении уголовного дела по заявлению потерпевшего о преступлениях, перечисленных в ч. 1 ст. 27 УПК, судья должен вынести об этом постановление и вручить его

В суд может быть подана встречная жалоба лица, в отношении которого в жалобе потерпевшего ставится вопрос о привлечении к уголовной ответственности. В соответствии с п. 5 ст. 109 УПК судья вправе объединить жалобу потерпевшего и встречную жалобу в одном производстве и рассмотреть их одновременно. Поскольку оба заявителя выступают в одном и том же процессе в качестве нетолько потерпевших, но и подсудимых, суд обеспечивает каждому из них соблюдение всех процессуальных прав, предусмотренных законом, как потерпевшему, так и подсудимому.

Рассмотрение в суде дел о частном и частно-публичном обвинении происходит по общим правилам, с некоторыми особенностями.

По делам частного обвинения потерпевшему и подсудимому разъясняется их право на примирение до удаления судьи в совещательную комнату для постановления приговора (ч. 1 ст. 27 УПК). Если примирение состоялось, дело производством прекращается.

В случае, когда уголовное дело возбуждено по делу публичного обвинения, а в ходе расследования или судебного разбирательства выясняется, что имело место деяние, предусмотренное в ст. 112, ч. 1 ст. 130 или ст. 131 УК, производство по делу продолжается по правилам производства дел частного обвинения, если потерпевший заявит о своем желании поддерживать обвинение и требовать привлечения виновного к ответственности.

Прокурор вправе в любой момент вступить в возбужденное судьей дело частного обвинения и поддерживать обвинение в суде, если этого требует охрана государственных или общественных интересов или прав граждан. Вступление прокурора в дело не лишает потерпевшего прав, предусмотренных ст. 53 УПК, но дело в этих случаях прекращению за примирением потерпевшего с обвиняемым нс подлежит, т. к. оно становится делом публичного обвинения.

В случае когда по уважительным причинам потерпевший не явился на судебное разбирательство, дело слушанием откладывается. При неявке его без уважительных причин (если по делу частного обвинения не производилось предварительного следствия и дознания) дело производством прекращается. Однако по ходатайству подсудимого оно может быть рассмотрено, по существу, и в отсутствие потерпевшего, но при этом суд оценивает, возможно ли выяснить все обстоятельства дела, защитить права и законные интересы потерпевшего (ст. 253 УПК).






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.