Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Глава 8. Инновационные педагогические системы и технологии обучения и развития дошкольников 3 страница






– Палочка сама выберет того, кто ей понравится, – говорит он. Незаметно для детей взрослый направляет движения ребенка. Тот, кого слегка коснется палочка, должен ухватиться за протянутый ему конец, назвать отгадчика по имени и произнести следующие слова: «Узнаешь мой голосок? Назови меня, дружок!» (Это обращение можно заменить другим, более коротким и легким, например: «Кто я? Назови меня» или «Это я, отгадай мою загадку, назови меня!»)

Ребенок, находящийся в центре круга, должен назвать имя того, кто произнес эти слова. Если загадка отгадана верно, все участники игры дружно хлопают в ладоши. Аплодисменты адресуются и тому, кто загадал, и тому, кто отгадал первую загадку. Колпачок и палочка возвращаются на стол с игрушками, а оба ребенка занимают место в общем кругу.

Круг снова расширяется, и в середину выходит другой воспитанник, ему надевают колпачок и передают «волшебную палочку». Все повторяется сначала: дети снова водят хоровод под уже знакомые слова, останавливаются на стук «волшебной палочки», которая затем так же, как в первый раз, показывает, кому загадывать следующую загадку.

Воспитатель напоминает о соблюдении полной тишины, чтобы можно было отгадать загадку, и передает выбранному ребенку одну из озвученных игрушек.

– Послушай и отгадай, какая игрушка у меня в руке? – спрашивает ребенок и извлекает чистый звук средней громкости (этому он научился за время подготовки к игре).

Воспитатель вместе с детьми аплодисментами поддерживают играющих. Если ребенок не может отгадать загадку или дает неправильный ответ (что бывает редко), участники игры выражают свое сочувственное отношение к случившемуся следующим образом: опустившись на корточки и держась руками за голову, они шутливым тоном произносят слова: «Ох, ох! Ох, ох! Колпачок нам не помог! Ему кто—то помешал, вот он и не отгадал!»

В конце игры все, кто загадывал и отгадывал загадки, выходят на середину круга, а остальные дети под народную плясовую мелодию поют им, приплясывая, кто как умеет, величальную песенку:

Все ребята молодцы!

Мы вам всем похлопаем,

Ножками потопаем,

Ручками помашем,

С вами вместе спляшем!

Правила игры

1. Запомнить слова, которые говорят перед тем, как загадать загадку; стараться загадывать так, чтобы нетрудно было узнать, кто говорит или какая игрушка звучит.

2. Правильно ходить по кругу; вовремя останавливаться и стоять тихо, чтобы лучше были слышны голоса и звуки, не мешать «волшебной палочке» выбирать детей. («Волшебная палочка» выбирает только тех, кто сохраняет тишину, не мешает загадывать и отгадывать загадки.)

3. Играть дружно, спокойно дожидаться своей очереди. («Волшебная палочка» выбирает прежде всего того, кто выполняет правила игры. Она может выбрать одного и того же ребенка несколько раз.)

Советы воспитателю

Эту игру лучше проводить на воздухе или в зале, поскольку она требует пространства и свободы движений. Предварительно поучите детей ходить по кругу.

Многие дети во время игры хотят стоять рядом с воспитателем и держать его за руку. Чтобы избежать конфликтов между детьми, следует сразу упорядочить их передвижение в кругу. Например, кто уже загадывал (или отгадывал) загадки, становится по левую руку от воспитателя, а остальные справа.

Робких и застенчивых ребят лучше привлекать на активные роли под конец игры. Успешное решение задачи другими детьми придаст им смелости и уверенности. Одобрение воспитателя является важным подкреплением их усилий, повышает активность.

«Что выбрал Петрушка?»

Особенности игры и ее воспитательное значение

В предлагаемой игре малыши продолжают учиться узнавать на слух источник звука. Решение такой задачи способствует обострению слуховой чувствительности и восприимчивости к звукам, что важно для развития музыкальных способностей.

Коллективный характер данной игры позволяет воспитателю развивать у детей организованность, поощрять чуткое отношение к тем, кто испытывает затруднение. Игра помогает воспитывать умение управлять своим поведением, считаться друг с другом.

Игровой материал

Материалом для игры служат музыкальные и озвученные игрушки. Приведем несколько вариантов наборов таких игрушек:

– набор 1: барабан, озвученная неваляшка, резиновая игрушка с пищиком;

– набор 2; погремушка, звонок или колокольчик, игрушечная гармошка, бубен или барабан;

– набор 3: музыкальная шарманка, бубен, деревянная колотушка или две деревянные ложки.

Игрушки лежат в красиво оформленной коробке. Нужна также настольная ширма.

Описание игры и приемы ее проведения

В игре участвует вся группа. Усадив детей на стулья, воспитатель достает красивую коробку и, не снимая крышки, слегка покачивает ее в руках, заставляя звучать находящиеся в ней игрушки. «Как вы думаете, что лежит в коробке? – спрашивает он, – Давайте еще раз послушаем». Попросив детей соблюдать полную тишину, педагог повторяет те же действия, и звуки слышатся громче и яснее: «Да, в коробке что—то лежит. Как вы думаете, что это?»

Предоставив детям возможность высказаться о том, что им послышалось, и настроив их на внимательное слуховое восприятие, воспитатель развязывает ленту на коробке, открывает ее и вынимает одну за другой игрушки. Показывая каждую игрушку, взрослый просит детей назвать ее и послушать, как она звучит (при этом обращает внимание на то, как извлечь из игрушки красивый звук средней громкости).

Педагог подзывает к себе кого—либо из детей, передает ему в руки игрушку и поручает «заставить» ее прозвучать, чтобы все еще раз могли услышать, как она красиво «поет». Он обращает внимание детей на то, что у каждой игрушки есть свои голосок – одна поет протяжно (гармошка), другая – свистит (свистулька или резиновая пищалка), а третья – стучит (бубен, ложки и пр.). Он задает вопросы о том, что слышат дети, и побуждает их к словесному обозначению воспринимаемых звуков, или к звукоподражанию. При этом взрослый дает наглядные примеры воспроизведения звуков. Так ребята узнают, что металлический колокольчик звенит и будто говорит им «дзинь—дзинь», бубен стучит и говорит «там—там—там», маленькая шарманка, если покрутить ее ручку, поет песенку. Если среди игрушек есть барабан, дети узнают из пояснений воспитателя, что он барабанит свою песенку «трам—трам—там—там—там», а, слушая звучание детской гармошки, они заметят, что она издает певучие, протяжные звуки. Резиновая игрушка с пищиком издает отрывистый звук.

Познакомив детей со всеми игрушками, воспитатель ставит на стол ширму и прячет их за нее. Затем начинает объяснять правила игры наглядно—действенным способом.

Педагог вызывает кого—нибудь из детей, надевает ему на голову колпачок Петрушки, предлагает зайти за ширму и выбрать ту игрушку, которая ему больше нравится, а затем показать, как она звучит. Остальные дети должны догадаться, какую игрушку выбрал Петрушка. Когда игрушка кончит звучать, нужно хором сказать следующие слова: «Голосок мы твой слыхали и загадку разгадали. Ты… (назвать игрушку)».

Если ребята отгадали загадку, Петрушка показывает им игрушку, кланяется и все хлопают ему в ладоши.

Правила игры

1. При загадывании загадок соблюдать тишину и слушать внимательно, как звучит предмет.

2. Отгадывают звуковую загадку все дети вместе.

Советы воспитателю

Проводя игру, постарайтесь удовлетворить стремление каждого ребенка выполнить активную роль.

Наверняка в вашей группе есть дети, которым трудно соблюдать тишину и управлять своим поведением. Этих воспитанников лучше вызывать раньше (но не самыми первыми). Выполнив активную роль, такой ребенок не может долго участвовать в игре. Чтобы он не нарушал тишину и не мешал остальным, предложите ему какое—нибудь спокойное занятие (альбом, картинки, кубики и пр.), напомните, что нельзя вскакивать с места и мешать остальным детям играть.

При повторении игры можно менять игровой материал. Правила обращения со звучащими игрушками должны неукоснительно соблюдаться.

«Встречайте гостей»

Особенности игры и ее воспитательное значение

Цель этой игры – научить детей выделять звук среди других и воспринимать его как сигнал какого—либо действия или события. Воспитанникам предлагается различить по слуху три звука, каждый из которых сигнализирует о появлении нового гостя. Сигналы различаются тембром, высотой и характером звучания (прерывистое, протяжное).

Для решения задачи ребенок должен выделить их звуковые особенности и припомнить, какого гостя представляет тот или иной звук. Это требует не только активности восприятия, но и хорошей памяти, а также развитого мышления. Включение таких важных психических процессов отличает данную игру от предыдущих. В то же время эта игра является продолжением предыдущих, поскольку в ней дети совершенствуют умения, приобретенные ими ранее.

Здесь создаются условия для перехода к ролевой игре, являющейся следующей ступенькой в развитии игровой деятельности малышей. К тому же данная игра способствует дальнейшему сближению детей, воспитанию умения вести себя в коллективе. Она помогает робким и пассивным малышам преодолеть неуверенность в себе.

Игровой материал

Для игры потребуются звучащие игрушки и различные атрибуты (в виде элементов костюма), способствующие активизации воображения при выполнении намеченной роли. Подойдут звучащие игрушки, издающие мелодичные, протяжные звуки: музыкальная шкатулка с ручкой, гармошка, металлофон. Ударные, прерывистые звуки передают бубен, барабан, кастаньеты или деревянные ложки, деревянный молоточек и дощечка.

Игровыми атрибутами могут служить элементы костюмов, которые обычно используются для праздников: шапочки с ушками для зайчиков, юбочки и пояски для кукол, колпачок для петрушки или клоуна и пр. Кроме того, для игры нужна настольная ширма, чтобы загородить звучащие игрушки на детском столе.

Описание игры и приемы ее проведения

В игре участвует вся группа. Воспитатель рассаживает детей на стульчики и садится напротив них:

– Давайте поиграем сегодня так, будто мы хозяева и ждем гостей, которые обязательно покажут нам что—то веселое, забавное и интересное. Сегодня к нам придут двое петрушек, две куколки и два зайчика. Все вы по очереди будете то гостями, то хозяевами. – Педагог показывает детям приготовленные атрибуты: колпачки для петрушек, ушки для зайчиков, юбочки и пояски для куколок. Потом показывает, что будут делать гости: петрушки могут бегать и смешить детей, куколки – танцевать, а зайчики – прыгать.

Воспитатель объясняет, что гости будут приходить по очереди, а хозяевам нужно самим догадаться, кто собирается прийти, и позвать его.

– А теперь, – продолжает педагог, – слушайте и запоминайте, как хозяева будут узнавать, какой гость сейчас появится. Если вы услышите вот такой красивый, протяжный звук (играет на гармошке), знайте, что сейчас появятся петрушки. Какой это звук – протяжный или прерывистый? (Ответы детей.) Если вы услышите вот такую музыку (вращает ручку музыкальной шкатулки или исполняет простую мелодию на металлофоне), значит, к нам идут куколки. Под такую музыку они будут плясать. Какие это звуки, протяжные или, как у барабана, отрывистые: бам—бам—бам? (Ответы детей.) Ну, а если зазвучит такой звук (берет бубен и издает ударные звуки), знайте, к нам прискакали зайки. Они любят прыгать под такие отрывистые звуки – скок—скок—скок.

Ну а чтобы дети лучше запомнили звуковые сигналы, воспитатель еще раз повторяет их и напоминает, какому гостю соответствует каждый сигнал. Он объясняет, что как только прозвучит сигнал, нужно всем вместе дружно позвать гостей и пригласить их войти. Если звуковая загадка будет отгадана, гости войдут и покажут, что умеют делать. Все дружно похлопают гостям и пригласят их сесть. Так по очереди хозяева будут встречать всех своих гостей. Взрослый напоминает детям, что в подобную игру они уже играли («Куклы пляшут».)

Воспитатель выбирает по два ребенка на роль каждого гостя и помогает им надеть соответствующие атрибуты. Он напоминает детям, что все они смогут быть гостями. Гости выходят за дверь, в смежную комнату, так, чтобы через приоткрытую дверь они могли слышать и видеть, что происходит в группе; главное, чтобы им были слышны сигналы. (Можно усадить детей и в той же групповой комнате поодаль от хозяев.)

Воспитатель подходит к столу с игрушками, загораживает их ширмой, чтобы они не были видны ни гостям, ни хозяевам, и подает первый сигнал. Обращаясь к хозяевам, он предлагает назвать гостей и позвать их. Услышав приглашение, гости приходят, кланяются и исполняют свой номер (с помощью воспитателя). Потом, передав свой костюм любому из участников игры, они садятся вместе с хозяевами. Затем подается новый сигнал для следующей пары гостей. Хозяева встречают новых гостей. Игра продолжается до тех пор, пока все дети не побывают в роли гостей.

Правила игры

1. Хозяева должны угадать, кто из гостей сейчас придет, вежливо встретить их и поаплодировать им после выступления.

2. На роль гостей выбираются только те дети, кто был радушным хозяином.

3. Каждый гость должен внимательно слушать сигналы и, узнав свой, приготовиться, но не выходить и не вставать с места до тех пор, пока хозяева не позовут его.

4. Каждый гость может сам придумать, что показать хозяевам, но он должен об этом заранее договориться с воспитателем. Лучшим гостем считается тот, кто придумал что—нибудь оригинальное и не нарушал правил игры.

Советы воспитателю

В этой игре важно установить связь между звуковым сигналом и персонажем. Для этого лучше использовать знакомые по предыдущей игре звуковые игрушки, особенности звучания которых дети знают. Малышей особенно привлекают роли гостей. Это дает вам возможность, распределяя роли, активизировать робких, пассивных детей, которые стесняются выступать перед зрителями. Таким детям лучше подбирать в пару более смелых и активных сверстников, чтобы они могли чувствовать себя свободнее и следовать их примеру.

Хорошо, если активные роли будут меняться: в гости могут прийти белочки, солдатики, кошечки, лошадки, дрессированные собачки и т. п. При исполнении этих ролей важно активизировать воображение детей, дать им возможность самим придумать свое выступление. В конце игры дети—хозяева могут решить, кто был самым лучшим гостем, т. е. чье выступление самое интересное, забавное, необычное. Лучшего гостя можно попросить повторить свой номер.

5. ИГРЫ, РАЗВИВАЮЩИЕ ЦЕЛЕНАПРАВЛЕННОЕ ВОСПРИЯТИЕ ЦВЕТА

Осознанное, целенаправленное восприятие цвета не является врожденным качеством. Только взрослые могут помочь детям увидеть мир красок, уловить все разнообразие цветовых тонов и сформировать устойчивый зрительный образ цвета. Предлагаемые игры помогут научить детей различать и называть цветовые тона, наиболее часто встречающиеся в их окружении. Эти игры содержат два типа обучающих задач.

1. Задачи на целенаправленное различение цветовых тонов.

2. Задачи на правильное называние цветов.

Решение задач первого типа связано с тем, что окраска предметов выполняет роль сигнала к действию или к его запрету. Ребенок сравнивает и выбирает предметы по их окраске. Воспитатель показывает детям рациональные приемы сравнения цветовых тонов друг с другом. Использование таких приемов ведет к формированию устойчивого зрительного образа цветового тона, который позволяет ребенку правильно различать цвета предметов в самых разных условиях.

Задачи второго типа отличаются тем, что, решая их, дети находят нужные предметы по цвету и учатся правильно обозначать цветовые тона словом. Правильное называние цвета является условием игрового общения со сверстниками и взрослыми. Цветовое восприятие малыша поднимается на более высокий уровень, если в повседневной деятельности он будет активно называть цвета.

В этом отношении задачи развивающей игры отличаются от задач изобразительной деятельности, где различение, сравнение цветовых тонов выполняет вспомогательную роль и, как правило, не осознается ребенком.

Очень важно, чтобы различение цветовых тонов было значимо для самого ребенка. Поэтому знакомство с цветом следует связывать с активными действиями детей и с привлекательными для них предметами. В одних случаях цвет может выполнять роль сигнала, побуждающего к определенным игровым действиям, в других различение цветов может стать условием получения привлекательного предмета. Но во всех случаях различение и называние цветов служат условием игрового общения.

Чтобы малыши успешно различали цветовые тона, необходимо соблюдать следующие требования к материалам и игрушкам:

1) предметы должны быть привлекательными для ребенка, вызывать эстетическое отношение;

2) они должны быть окрашены в чистые цветовые тона средней светлоты и яркости.

Этим требованиям отвечают игрушки и пособия, изготовленные из шелка, пластмассы, картона, дерева, металла. В распоряжении воспитателя должны быть следующие материалы: разноцветные флажки, цветные ленты, полоски цветной бумаги, цветные кружки на подвесках, одноцветные пирамидки с толстыми кольцами, настольная игра «Цветные коврики», цветные коробочки и миниатюрные игрушки, окрашенные в чистые тона.

«Бегите ко мне!»

Особенности игры и ее воспитательное значение

В игре дети усваивают прием сравнения предметов по цвету. Например, сравнивая одинаковые предметы (флажки), они должны установить их сходство или различие по цвету. Это действие становится важным и значимым для детей потому, что от цвета флажка зависит поведение участника игры (бежать или оставаться на месте).

Игра носит подвижный характер и дает детям радость от движения, свободу и раскованность. В то же время она требует внимания, сосредоточенности от каждого участника и благодаря сочетанию двигательной и умственной активности может служить средством воспитания умения вести себя в коллективе.

Игровой материал

Для игры нужны флажки четырех основных цветов спектра: красные, синие, зеленые и желтые. Число флажков должно соответствовать количеству детей в группе, при этом один комплект флажков остается у воспитателя. Флажки можно изготовить из лент соответствующих цветов чистых тонов. Для хранения флажков лучше использовать вазу.

Описание игры и приемы ее проведения

Перед игрой важно заинтересовать детей, вызвать у них желание играть. Для этого утром приготовьте вазу с поставленными в нее разноцветными флажками. Показав эту вазу, пообещайте, что после завтрака состоится интересная игра с флажками.

В обещанное время дети садятся на стульчики, расставленные полукругом, а воспитатель обходит их с вазой в руках. Каждый ребенок выбирает себе флажок по своему вкусу, а взрослый попутно спрашивает, какого цвета флажок он взял. Если малыш не может ответить, педагог называет цвет его флажка. Воспитатель оставляет себе по одному флажку каждого цвета, отходит на небольшое расстояние, садится на свой стул и показывает детям один из своих флажков.

Сначала взрослый предлагает каждому внимательно рассмотреть свои флажки и проделать вместе с ним несколько простых движений.

– Давайте поднимем наши флажки и помашем ими, вот так! А теперь флажки спрячутся за спину, чтобы никто их не увидел. А теперь положим флажки на колени, чтобы они отдохнули. Интересно, можно ли увидеть что—нибудь через флажок? Давайте приложим его к глазам и посмотрим сквозь него друг на друга.

Важно, чтобы слова взрослого были выразительны и эмоциональны. После таких несложных действий педагог предлагает ребятам поднять флажки точно такого же цвета, как у него (например, синего). Если кто—то ошибся (ведь не у всех есть синие флажки), воспитатель отмечает, что этот флажок – красный, желтый и т. д., словом, непослушный, он не вовремя выскочил, а вот эти флажки (синие) послушные, молодцы, правильно узнали свой цвет. Таким образом воспитатель вводит детей в игровую ситуацию, знакомит с правилами игры.

Далее педагог предлагает воспитанникам следующее:

– Сейчас я по очереди буду называть флажки то одного, то другого цвета. Вы сначала посмотрите на мой флажок, потом на свой, и если цвет у флажков одинаковый, бегите ко мне, но не сразу, а тогда, когда я позову.

Игра начинается. Взрослый отходит от сидящих детей на некоторое расстояние. Три флажка он держит за спиной, а один поднимает и одновременно называет его цвет; только после этого следует команда, например: «Красные флажки, бегите ко мне!» Когда дети прибегают, взрослый предлагает им поднять свои флажки и показать их остальным участникам игры. Все оценивают, «послушные это флажки или нет». Если среди флажков есть «непослушные» (т. е. другого цвета), воспитатель предлагает им вернуться на место и подождать, когда их вызовут. Все дети с «послушными» флажками, помахав ими, садятся на место. Воспитатель дает новый цветовой сигнал, например: «Желтые флажки, бегите ко мне!» Так постепенно вызываются флажки всех цветов.

Под конец игры педагог поднимает сразу все четыре флажка. Все участники игры подбегают к нему, танцуют, потом ставят флажки обратно в вазу.

Правила игры

1. Подбегают к воспитателю только те дети, у которых флажки совпадают по цвету с названным и показанным.

2. Сначала нужно посмотреть на флажок, который держит воспитатель, потом на свой, и если они одного цвета, приготовиться к бегу, а если разного, остаться на месте.

3. Бежать к воспитателю можно только после слов «Бегите ко мне!»

Советы воспитателю

Игра может проводиться как в помещении (в зале), так и на участке, где есть скамейки.

При повторной игре к четырем основным цветам флажков добавьте новые: голубой, розовый, оранжевый, коричневый. Это приведет к увеличению числа групп и к уменьшению количества детей в каждой. Чтобы не утомлять детей долгим ожиданием, подавайте одновременно два цветовых сигнала, т. е. поднимайте два разных флажка.

Ошибки детей нужно исправлять в мягкой, а еще лучше – в шутливой форме, чтобы не обидеть малышей и не отбить у них охоту играть. При проведении игры важно, чтобы дети, которые дожидаются своих сигналов, не скучали на своих местах, а тоже участвовали в действе. Поэтому чаще обращайтесь к ним, привлекайте их к оценке действий сверстников.

«Разноцветные ленточки»

Особенности игры и ее воспитательное значение

В этой игре дети учатся различать цветовые тона путем сравнения их друг с другом и прикладывания к образцу. Этот прием позволяет ребенку выделить цвет как отличительный признак предмета и совершенствует зрительное восприятие: у детей формируется устойчивый образ цветового тона.

Дети приучаются точно и старательно выполнять поручения группы. Это позволяет воспитателю развивать у них чувство ответственности перед другими. Ребенок, выполнивший поручение, радуется одобрению воспитателя и сверстников, приобретает уверенность в своих возможностях. Это особенно важно для робких, неуверенных в себе детей.

Наблюдая за действиями сверстников, ребята испытывают интерес и сочувствие к своим товарищам, что очень важно для развития у них сопереживания и доброжелательных отношений друг к другу.

Игровой материал

Для игры нужны цветные ленточки или полоски цветной бумаги, наклеенной на картон. Нужно подготовить четыре комплекта ленточек или полосок основных цветовых тонов. По мере усвоения детьми основных тонов спектра постепенно можно вводить дополнительные цвета: голубой, розовый, оранжевый, коричневый. В дальнейшем игра может проводиться с другими предметами, например с цветными кружочками, колечками от пирамидок, разноцветными кирпичиками и пр.

Раскладывать на столах игровой материал следует таким образом, чтобы рядом лежали контрастные по окраске предметы, соблюдая небольшое расстояние между ними, чтобы можно было приложить образец.

Описание игры и приемы ее проведения

В игре принимает участие вся группа. Дети садятся на стульчики, поставленные полукругом. Напротив них стоят три столика, на каждом из которых – набор ленточек разного цвета. (Наборы одинаковые.) Воспитатель садится поближе к детям, достает из заранее приготовленной коробки разноцветные ленточки: «Посмотрите, ребята, какие они блестящие и красивые». Педагог называет цвет каждой ленточки, обращая особое внимание на те цвета, которые вводятся впервые.

– Хотите играть с ленточками? – спрашивает он. – Мы будем искать ленточки разного цвета. Тот, кому я дам ленточку, подойдет к своему столу и будет прикладывать ее к ленточкам, лежащим на столе. Сейчас я вам покажу, как надо искать.

Воспитатель подходит к одному из столов и спрашивает:

– Какого цвета ленточку мне поискать? Хотите, я найду синюю? – Он берет синюю ленточку из коробки, прикладывает ее вначале к розовой ленточке и говорит: – Нет, не такая.

Потом прикладывает к синей, поднимает обе ленточки и спрашивает детей:

– Такая?

Дети отвечают и хлопают в ладоши.

– А теперь все будут по очереди искать ленточку, – продолжает воспитатель. – Кого же мы выберем первым?

Педагог выбирает трех детей, отмечая, что они лучше всех слушали, и поэтому хорошо выполнят поручение. Каждому из них указывает на стол, на котором он будет искать ленточку, и напоминает, что тот, кто найдет ленточку нужного цвета, должен показать ее всем детям.

– А мы, – обращается он к остальным, – посмотрим, все ли правильно выполнят задание.

Педагог дает каждому ребенку по ленточке одинакового цвета в качестве образца, называет цвет: «Петя найдет красную ленточку на своем столе, а Витя поищет красную на своем…» Если задание выполнено правильно, все дети хлопают в ладоши и приговаривают:

– Вот какая красота,

Правильно нашли цвета.

Если кто—то ошибся и принесет ленточку другого цвета, дети шутливо машут руками и говорят: «Иди, иди, иди и снова поищи!»

Подобрав ленточки по цвету, каждый ребенок одну из них отдает воспитателю, а другую относит обратно на свой стол и возвращается на место. Педагог вызывает новых детей.

В конце игры все дети, выполнявшие поручения, берут свои ленточки и машут ими под аплодисменты остальных участников игры.

Правила игры

1. Перед выполнением поручения нужно внимательно рассмотреть цвет ленточки—образца.

2. Каждый подбирает ленточку только на своем столе, прикладывая к ней образец.

3. Выполняют поручение вначале те, кто ведет себя спокойно.

Советы воспитателю

Готовясь к игре, тщательно подберите игровой материал и уложите его в красивую коробку. Важным моментом подготовки является также подбор партнеров, способных справиться с заданием одновременно (можно заранее составить список детей). В первую очередь давайте поручения воспитанникам, являющим собой положительный пример для остальных. Застенчивых, неуверенных в себе малышей лучше вызывать позже, когда они поймут правила игры.

При повторной игре усложните задание: не давайте ленточку—образец детям, а только покажите ее. Поиск полоски или ленточки в этом случае происходит только по представлению (по зрительному образцу), а не через действенное сравнение путем прикладывания.

Чтобы избежать нарушения порядка и облегчить детям ожидание своей очереди, самым непоседливым из них рекомендуется давать различные поручения, требующие двигательной активности (закрыть дверь, отнести что—либо, узнать у няни, который час, и пр.).

6. ИГРЫ, РАЗВИВАЮЩИЕ ОСЯЗАТЕЛЬНОЕ ВОСПРИЯТИЕ ФОРМЫ ОБЪЕМНЫХ ПРЕДМЕТОВ

Каждый знает, что привлекательный предмет малыш непременно попытается взять в руки. Однако типичные действия детей с предметами (перетаскивание с места на место, постукивание о другие предметы, зажимание в руке, манипулирование) не приводят к восприятию формы и тем более выделению ее качественных особенностей. Действия, лишенные игровой и познавательной цели, говорят о низком уровне познавательного и сенсорного развития ребенка. При отсутствии своевременных учебно—воспитательных воздействий это может стать серьезным препятствием для успешного формирования познавательной, игровой, изобразительной, творческой и конструктивной деятельности.

В предлагаемых играх содержатся постепенно усложняющиеся обучающие задачи и правила действий. Активное участие в этих занимательных совместных играх позволяет малышам легко и успешно овладевать рациональными приемами осязательного обследования формы объемных и плоскостных предметов, если соблюдаются следующие условия.

1. Ребенок обследует предмет обеими руками и ощупывает его пальцами, поворачивая во все стороны.

2. В процессе обследования обе руки действуют согласованно и активно. Одной рукой (левой) малыш придерживает и поворачивает предмет, а пальцами другой руки ощупывает его с каждой стороны, останавливаясь на дополнительных частях, которые характеризуют строение его формы (например, на ручке у чашки, на колесах и кузове у игрушечного грузовика и т. п.).

3. Исключается участие зрения в этом процессе. Однако ребенок должен иметь возможность предварительно рассмотреть предмет, который попадет в его руки. Это будет способствовать успешному различению на ощупь особенностей формы и узнаванию предмета в процессе осязательного обследования. Предварительное зрительное знакомство с формой послужит вспомогательной опорой для формирования у ребенка более четких представлений о том, как устроен предмет. Для постепенного повышения уровня восприятия формы как отличительного признака предмета не менее важно также, чтобы после осязательного обследования малыши могли снова рассмотреть предметы.

«Что нам привез Мишутка?»






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.