Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Глава 6. Ведущие функции дошкольной педагогики 5 страница






Еще одна особенность построения технологий – подробное методическое описание большинства мероприятий (например, любое занятие представлено программным содержанием, материалом и организацией, которые необходимы для его проведения, подробным сценарием). Такое построение педагогической технологии обеспечивает правильное понимание ее воспитателями и массовое воспроизведение в практике дошкольных учреждений, находящихся в разных природно—социальных условиях.

6. Экологическое воспитание детей младшего дошкольного возраста

Успех в экологическом воспитании 2–3–летних малышей обеспечивается прежде всего тем, что воспитатель понимает их психофизиологические особенности. Дети этого возраста доверчивы и непосредственны, легко включаются в совместную со взрослым практическую деятельность, эмоционально реагируют на его добрый, неторопливый тон, охотно повторяют за ним слова и действия. Задача при обучении детей младшего дошкольного возраста – заложить первые ориентиры в мире природы, растений и животных, обеспечить понимание первоначальных связей в природе, необходимых условий их жизни.

Ведущим фактором в интеллектуальном развитии ребенка этого возраста является конкретный образ предмета, действия с ним. Слова должны следовать на ними – тогда ситуация в целом становится понятной малышу, усваивается им. Отсюда следует, что ведущими видами деятельности в экологическом воспитании младших дошкольников являются неоднократно повторяющееся сенсорное обследование предметов, объектов природы и практическое манипулирование с ними.

Важную роль в познании малышами объектов природы играют практические моделирующие действия, когда воспитатель движением рук показывает форму, размер, высоту или длину объектов природы: «рисует» в воздухе круглый помидор, яблоко, длинную морковку, большой круглый арбуз или кочан капусты. Просит детей руками сделать то же самое – движения и действия подкрепляют то, что видят глаза и что обозначено словом.

Воспитатель осторожно вводит игру как метод экологического воспитания. В этом возрасте сюжетная игра только начинается, она еще не является ведущей деятельностью, поэтому для педагога особенно важно отобрать простые и хорошо знакомые образы, игровые действия и слова, через которые будет выражено экологическое содержание. Лучше всего для этой цели подходят образы сказок «Курочка Ряба», «Репка», «Колобок», «Волк и семеро козлят», «Заюшкина избушка».

С самого начала года воспитатель и в первой, и во второй младших группах многократно рассказывает и разыгрывает с куклами сказки, начиная с «Репки». Дед, который вырастил в своем огороде хорошую репку, «приходит» на занятия с «фруктово—овощной» тематикой (в его огороде растет не только репа, а в саду растут яблоки и разные ягоды), знакомит детей с самыми разными плодами, участвует в их обследовании, дает попробовать и к детям в целом относится доброжелательно.

Тему домашних животных легко представить с помощью Бабы и Деда из «Курочки Рябы», у которых, кроме кур, живут корова, коза, лошадь и другие животные. На занятия «приходят» Дед либо Баба, рассказывают то о корове с теленком, то о козе с козлятами, показывают, как они кормят их травой, сеном, поят водой. Воспитатель дает возможность детям на правах помощников поучаствовать в этих операциях – они кормят сеном игрушечных (или изображенных на картинке) коров и коз, пасут их, строят для них сараи, сами подражают их действиям и звукам. Такая игра позволяет малышам познавать сельскую действительность, развивает их игровые умения, воображение, закрепляет знание сказок.

Технология экологического воспитания младших дошкольников включает следующие компоненты:

– разнообразные циклы наблюдений в повседневной жизни (за аквариумной рыбкой, декоративной птицей, елью на участке в зимнее время, осенними цветущими растениями, весенними первоцветами). Каждый из циклов включает 3–5 наблюдений и позволяет детям получить первые конкретные знания об этих объектах природы;

– ежемесячные (в течение одной недели) наблюдения за погодными явлениями, которые сопровождаются ежедневным ведением календаря (с помощью картинок—пиктограмм) и одеванием картонной куклы;

– участие в подкормке зимующих птиц и наблюдения за ними, которые фиксируются в специальном календаре карточками—картинками с их изображением ежедневно в течение 1–2 недель в разгар зимней подкормки;

– проращивание лука—репки в зимнее время и создание календаря его роста: наблюдения за растущим луком ведутся в течение 4–5 недель (один раз в неделю) воспитателем в присутствии детей и с их помощью делаются зарисовки;

– совместная деятельность воспитателя с детьми в уголке природы по уходу за комнатными растениями, аквариумом – дети приобщаются к трудовым операциям и пониманию их значения для живых существ;

– рассказывание и обыгрывание народных сказок, рассматривание иллюстраций в книгах;

– проведение экологических занятий один раз в две недели;

– проведение экологических досугов.

7. Экологическое воспитание детей средней группы

Дошкольники пятого года жизни отличаются от малышей физическими и психическими возможностями: они увереннее во всех проявлениях, владеют первоначальными навыками самостоятельности; имеют более устойчивое внимание, у них более развиты восприятие и мышление, они лучше понимают и воспроизводят речь взрослого, способны к первым волевым усилиям. Важной особенностью этого периода являются становление сюжетно—ролевой игры, большой интерес детей к ней. Именно поэтому воспитатель может чаще использовать ее в эколого—педагогической работе, что обеспечит хорошее усвоение детьми нового материала и быстрое становление их самостоятельной игровой деятельности.

Технология экологического воспитания детей среднего дошкольного возраста имеет следующие структурные компоненты:

– циклы наблюдений за объектами зоны природы детского сада (аквариумными рыбками, декоративной птицей в клетке, морской свинкой, живущей в уголке природы, елью, осенними цветами и весенними первоцветами на участке). Каждый цикл включает 4–6 наблюдений, позволяет на сенсорной основе формировать конкретные представления детей об объектах природы, с которыми они находятся в постоянном контакте;

– ежемесячные (по одной неделе) наблюдения за сезонными явлениями природы и одновременное ведение пиктограммного календаря, включающего картонную куклу, одевая которую, дети моделируют степень тепла и холода в тот или другой период каждого сезона; эти наблюдения развивают наблюдательность детей, приучают их замечать изменения явлений;

– совместная деятельность нескольких детей и воспитателя в уголке природы, формирующая умение общаться с живыми существами, трудовые навыки по поддержанию необходимых условий жизни для них;

– развивающиеся нравственные качества детей, осмысленное понимание необходимости трудовых операций;

– подкормка птиц и наблюдения за ними, ведение специального календаря в январе (в кульминационный период зимы), что совершенствует нравственные качества ребятишек, их готовность практически помочь птицам; дошкольники, кроме того, приобретают представления о разнообразии птиц, а также способность с помощью картинок фиксировать эти представления в календаре;

– «огород на окне», т. е. выращивание двух «дидактических» луковиц в стеклянных сосудах (в разных условиях), еженедельные наблюдения за ними и зарисовки в календаре. Это развивает наблюдательность детей, их способность замечать изменения у растущих растений, понимать значение неодинаковых условий для их роста;

– чтение на протяжении всего учебного года коротких рассказов Е. Чарушина о животных, рассматривание книг с его иллюстрациями, проведение в конце года занятия, посвященного этому автору. Многократное обращение к писателю, который описывал и рисовал симпатичных детенышей, позволяет формировать устойчивый интерес к наблюдениям за природой, понимание того, что впечатления можно творчески представить другим людям – в форме рассказов и рисунков;

– чтение или рассказывание сказок «Красная Шапочка», «Доктор Айболит», рассматривание иллюстраций в книгах; использование кукол, облегчающее знакомство детей с экосистемой леса, со всеми ее обитателями, а с помощью доктора Айболита – приобщение детей к пониманию ценности здоровья (своего и других живых существ);

– еженедельное проведение экологических занятий, на которых дети закрепляют и углубляют представления о природе, полученные в повседневной жизни, или приобретают новые. На занятиях воспитатель широко использует все виды воздействия, которые облегчают усвоение знаний и игровых навыков;

– проведение экологических досугов, развивающих положительное эмоциональное отношение к природе.

Начиная со средней группы, через все технологии эколого—педагогической работы с детьми проходит литературный стержень. Для данной группы такой стержень составляют произведения Е. Чарушина. Это не означает, что воспитатель не может обратиться к другим авторам, – книгам Чарушина просто отдается предпочтение, так как они содержат доступные детям этого возраста описания животных и их художественные образы. Рассказы и рисунки писателя побуждают детей к собственному творчеству на основе впечатлений о природе, стимулируют развитие литературных и художественных способностей.

Дети средней группы «отдаются» игре, она их захватывает, поэтому воспитатель особенно тщательно готовится к занятиям, в которые включает игры—путешествия, диалоги с литературными персонажами, обыгрывание игрушек—аналогов. Педагог заранее продумывает все игровые приемы, способы поддержания воображаемой ситуации и исполняет одну из ролей. Такая тщательная подготовка обернется хорошей игрой, высоким эмоциональным тонусом детей, надежным усвоением экологических знаний и обретением игровых умений.

8. Экологическое воспитание детей старшей группы

Дети шестого года жизни отличаются еще большими физическими и психическими возможностями, чем дети средней группы. Они овладевают главными движениями, их отношения со взрослыми и сверстниками становятся сложнее и содержательнее, в игре они отражают не только действия и операции с предметами, но и взаимоотношения между людьми. Совершенствуются умственные способности детей: более устойчивым, целенаправленным и дифференцированным становится восприятие, произвольными – память и внимание; появляется способность анализировать и обобщать, продолжает развиваться образное мышление и интенсивно формируется логическое (причинно—следственное) мышление. Дети лучше понимают речь взрослого, символическое (особенно с помощью пиктограмм) обозначение предметов и явлений; начинают рассуждать, делать умозаключения, строить предположения. Все это позволяет усложнить содержание экологического воспитания.

Технология эколого—педагогической работы с детьми этого возраста имеет и сходство, и отличие от системы предыдущего года. В повседневной жизни проводятся циклы наблюдений за животными, обитающими в уголке природы: осенью – за хомяком, зимой – за птицей, весной – за рыбами в аквариуме. Наблюдения за этими циклами содержат не только элементарные сведения о том, что животные едят, какое имеют строение, но и отражают их взаимосвязь со средой обитания, морфофункциональную приспособленность к ней. Специальные наблюдения посвящаются тому, чтобы выяснить, как и что видят, слышат рыба, птица, хомяк (т. е. как функционируют и какую приспособительную роль в жизни играют органы чувств), как передвигаются, обихаживают себя, как дышат, как реагируют на разный корм, громкие звуки, резкие движения, неожиданные предметы.

Такие наблюдения – не только выяснение особенностей образа жизни, поведения животных, это определение того, как люди (воспитатель, дети) должны реагировать на их состояние, по каким признакам замечать их недомогание, как создавать наиболее благоприятные условия жизни, т. е. как гуманно и бережно к ним относиться на основе понимания их жизнедеятельности. Все циклы наблюдений объединяют компоненты умственного и нравственного воспитания: дети сенсорно—чувственным путем приобретают конкретные знания, которые обеспечивают становление единственно правильного, действенного отношения к живым существам.

То же самое относится к циклам наблюдений, которые проводятся в теплые периоды года, за растениями, растущими на окне, в огороде (овощами) и на участке (цветочными). Прослеживаются особенности взаимосвязи растений с условиями их жизни. Для большей убедительности проводятся элементарные опыты (например, лук выращивается тремя различными способами: при наличии всех необходимых условий, в темноте, в холоде). Воспитатель включает в циклы наблюдения эстетического характера: дети учатся замечать красоту растений, которая проявляется только в благоприятных условиях. Благодаря этому они начинают понимать эстетику живого с экологических позиций: красивое растение – это здоровое растение, которое находится в среде, полностью соответствующей его потребностям.

На протяжении всего учебного года одну неделю в месяц дети наблюдают сезонные явления природы. Большую роль в их развитии играет календарь нового типа, который из чисто пиктограммного становится пиктограммно—символическим: дети рисунками изображают растительный и животный мир данного периода и сезона, значками—пиктограммами – параметры погоды, цветом – дни недели.

Аналогичными становятся календари наблюдений за зимующими птицами, за ростом и развитием огородных культур – они тоже соединяют в себе образное и символическое отображение наблюдаемых явлений. Наблюдая зимой за пернатыми, дети ежедневно в период ведения календаря выставляют в соответствующих графах картинки с изображением тех птиц, которых они видели во время прогулки, а затем переносят общую картину в символический план – «галочками» разного цвета (т. е. символами) обозначают птиц, которые прилетали на подкормку, ели на кормушке и собирали крошки под ней или летали над участком, наблюдали за событиями с крыши здания, с дерева. Картинки воспитатель убирает, а в календаре остаются их «следы» – цветные галочки.

Ежедневно, начиная с октября, осуществляется совместная деятельность воспитателя с 2–3 детьми в уголке природы – это начало их приобщения к выполнению обязанностей дежурных. Важно, что каждые три ребенка помогают воспитателю не менее трех дней подряд – за это время они начинают осознанно относиться к делу, приобретают навыки, некоторую самостоятельность.

Новой формой работы являются природоохранные акции, в проведение которых включают детей старшей группы: «Зеленая елочка – живая иголочка» (с начала декабря до середины января), «Украсим Землю цветами» (приурочена к Дню Земли – 22 апреля). Дети вместе со взрослыми приобщаются к общезначимым событиям, практически (а не только вербально) участвуют в них (рисуют плакаты в защиту ели, развешивают их, выращивают цветочную рассаду и высаживают ее на территории детсада и за его пределами).

В декабре «берет старт» «Панорама добрых дел» – общегрупповое панно, в котором представлены все хорошие поступки каждого ребенка. Это как бы «материализованная» значками нравственность каждой маленькой личности. Дети видят на панно себя и других (фотографии), начинают осознавать значение хорошего поступка, им становится небезразличной оценка их поведения взрослыми и детьми – это начало формирования чувства достоинства, которое стимулирует нравственное развитие личности. «Панораму» воспитатель ведет до конца учебного года, поэтому у дошкольников есть время понять, осмыслить, отреагировать на нее, сознательно изменить свое поведение.

Литературным стержнем технологии экологического воспитания старших дошкольников являются произведения Виталия Бианки, познавательные сказки которого отвечают экологическому содержанию и возможностям усвоения его детьми. Сказки занимательны по форме и сюжету, поэтому вызывают эмоциональный отклик детей, а по содержанию демонстрируют морфофункциональную приспособленность животных к среде обитания. Поучительно и становлении Бианки как писателя: в детстве отец приучил его внимательно наблюдать за природой, затем записывать свои наблюдения, и эти дневники послужили основой для литературных произведений. Об этом дети узнают на празднике, который посвящен писателю и проводится в день его рождения (11 февраля).

Параллельно воспитатель на протяжении всего учебного года читает рассказы и сказки писателя, создает вместе с детьми самодельные книги и альбомы. Дошкольники зарисовывают свои впечатления, излагают фрагменты сказок, воспитатель собирает рисунки, оформляет высказывания ребят и вместе с ними по всем правилам брошюрует книгу, которая является общей гордостью, – ее показывают родителям, ставят в книжный уголок для общего пользования. Эта творческая деятельность приобщает детей к пониманию писательского труда, значения книги в жизни человека, углубляет интерес к природе и наблюдениям.

Особое значение имеет «Синичкин календарь» – его читают целый год; синичка «прилетает» к детям, они делают модель года – все это развивает эмоции детей, их интеллект. Воспитателю старшей группы следует обратить внимание на комплексные занятия, которые включены в технологию, на их всестороннее развивающее значение, смену видов деятельности. Например, прошла осень, дети три месяца наблюдали за погодой, природой, вели календарь – теперь по нему можно выделить все существенные признаки для определения осени как сезона. Затем воспитатель показывает осень с эстетической стороны – красоту ее явлений: демонстрирует репродукции картин знаменитых художников, читает соответствующие стихотворения классиков, слушает вместе с детьми музыкальные произведения на тему, т. е. показывает красоту природы, отраженную в искусстве. Далее дети становятся «художниками» – создают творческие работы на тему осени.

Значение игры в этом возрасте не уменьшается: воспитатель проводит занятия в форме путешествий, использует игрушки—аналоги при рассматривании картин, включает в разные мероприятия любимые игровые персонажи. Особое значение имеет доктор Айболит – он участвует в профилактических осмотрах детей, растений, оценивает заботу ребятишек об обитателях уголка природы.

Словом, технология эколого—педагогической работы с детьми старшей группы, базируясь на материале предыдущего возраста, развивает, усложняет его, т. е. является новым витком в общей системе экологического воспитания дошкольников – формирования осознанного отношения к природе, к взаимодействию человека с ней.

9. Экологическое воспитание детей подготовительной группы

Система работы с детьми в подготовительной группе имеет ряд важных отличительных особенностей. В сентябре она начинается с изготовления самодельного глобуса: на первом занятии дошкольникам дается самое элементарное представление о Земле – материках, морях и океанах, о полюсах и экваторе, о местоположении России и родного города. Дети узнают о некоторых экологических проблемах планеты, своей страны. Нужен именно самодельный глобус большого размера, потому что на этом занятии и далее, в течение всего года, дети работают с ним, т. е. они практически моделируют свои первые географические познания: наклеивают материки, флажками обозначают полюса, наносят печатными буквами названия (стран, столиц, своего города или поселка), приклеивают изображения животных в местах их естественного проживания, значком «SOS» обозначают экологически неблагополучные территории на Земле.

Работа с глобусом целиком сопряжена с чтением познавательной литературы. Стержневым произведением для этой группы является «Экология в картинках» В. Н. Танасийчука (Танасийчук В. Н. Экология в картинках. М., 1989; Удивительная прогулка. Экология в картинках. М., 1995) – автора ряда познавательных книг для детей. Семнадцать рассказов книги создают образное, доступное детям этого возраста представление об основных экологических законах природы.

Чтение рассказов на протяжении всего учебного года сопряжено с наблюдениями в природе и другими видами деятельности, предусмотренными технологией, и сопровождается поиском на глобусе тех мест, о которых идет речь, наклеиванием на него соответствующих животных. Словом, глобус помогает глубже понять содержание книги «Экология в картинках». Он используется весь учебный год – воспитатель работает с ним и вне программы, показывая дошкольникам то, о чем они часто слышат. Кроме того, дети зарисовывают фрагменты рассказов, которые им особенно понравились, и вместе с воспитателем изготавливают самодельную книгу. К концу года их получается семнадцать – целая библиотечка, являющаяся художественно—практическим воплощением экологических познаний детей.

Большое значение в технологии подготовительной к школе группе имеют занятия углубленно—познавательного и обобщающего типа. К этому возрасту дети накопили много конкретных чувственных знаний – на их основе можно проводить классификацию объектов природы, объединять их в группы по разным основаниям, демонстрировать самые различные экологические зависимости, учить детей самостоятельно использовать обобщенное знание в новых ситуациях, что является основой умственной подготовки детей к обучению в школе. На таких занятиях дошкольники приобретают новые навыки учебной деятельности: слушают пояснения воспитателя, его вопросы, ответы сверстников, встраивают свои суждения в коллективную беседу. Активно учатся сравнивать, анализировать, строить умозаключения, делать выводы.

Не менее важны комплексные занятия, на которых организуются выставки произведений искусства. Воспитатель развивает эстетическое восприятие детей, их способность чувствовать и переживать красоту природы, запечатленную в разных произведениях. Этому помогает осмотр мини—выставок, организованных детьми под руководством воспитателя, если они собраны по всем правилам. Они станут своеобразной подготовкой к посещению музеев, началом приобщения к ценностям культуры, вкладом в общее развитие личности ребенка.

В течение года взрослые организуют выходы детей в ближайшие экосистемы – экскурсии и походы в лес, на луг, водоем. Это очень важные мероприятия эколого—оздоровительного характера: дети дышат чистым воздухом, получают эстетическое наслаждение от красоты природы, познают сообщество растений и животных, наблюдают следы их деятельности, участвуют в природоохранном деле или акции.

Походы и экскурсии дают много эмоциональных впечатлений. Все участники похода, готовясь к нему, делают игрушечные фотоаппараты, которыми «фотографируют» все интересные и красивые явления природы. По возвращении дошкольники «проявляют» фотографии – создают рисунки, а взрослые делают настоящие фотографии, демонстрируют видеофильм.

Отношение к природе, к благоприятной окружающей среде, к здоровью формируется также во время праздников и досугов экологического характера.

Но самым главным экологическим праздником в подготовительной группе является Всемирный день Земли (22 апреля). В этот день проводится акция «Украсим Землю цветами». Ребята высевают семена, высаживают выращенную ими рассаду цветочных культур на участке. Вечером на празднике подводятся итоги хороших дел детей, их отношению к природе: дошкольников посвящают в «юные экологи», им вручают первый документ – свидетельство «Юный эколог» и маленький подарок. Об их хороших делах, любви к природе свидетельствует выставка работ в зале: календари природы, самодельные книги по рассказам Танасийчука и глобус, «Панорама добрых дел», плакаты в защиту ели, рисунки детей и фотографии походов.

Важным является процесс приготовления к празднику. Дети осматривают участок, убирают мусор, планируют клумбы для цветов. В последующие дни воспитатель ведет с детьми беседу о том, что для каждого человека улица, на которой он живет, родной город или поселок, лес, парк являются «домом». Свой дом надо любить, быть в нем добрым, заботливым хозяином.

Итак, все мероприятия, связанные с Днем Земли, воспитывают в детях любовь к природе, к планете.

10. Диагностика экологической воспитанности дошкольников

Эколого—педагогическая работа с детьми в течение учебного года дает отчетливые результаты в каждой возрастной группе. Опытный воспитатель их замечает «на глаз», но специально проведенная диагностика позволяет более объективно, более обстоятельно и точно зафиксировать сдвиги в экологической воспитанности каждого ребенка. Что и как целесообразно проверять диагностикой?

В программе «Юный эколог» основными категориями являются две – «экологические знания» и «отношение», при этом ведущей и более широкой является вторая. Отношение аккумулирует в себе знания и эмоции одновременно, содержит интеллектуальный и чувственный компоненты. В дошкольном возрасте знания важны не столько сами по себе, сколько как средство формирования отношения. Диагностика должна быть направлена на выявление у детей и того, и другого компонента. Не следует выявлять только одни знания, так как они не всегда обусловливают поведение человека, нередко вступают в противоречие с ним. Иногда ребенок обладает определенными знаниями, может их сформулировать, а ведет себя иначе, не в соответствии с ними.

Как же проявляются знание и отношение? Как обнаружить их в диагностической процедуре?

Знания (осознанные) всегда вербальны. Их легко обнаружить, задавая детям вопросы или предъявляя им картинки, предметы, которые они должны назвать, объединить, разложить каким—то определенным способом, а потом объяснить, что и как они сделали, почему произвели именно эти операции. Можно организовать словесную дидактическую игру, реакции детей в которой и будут отражением их знаний.

Отношение выяснить сложнее, поскольку оно проявляется по—разному: в переживаниях (а они могут быть скрытыми), в положительных и отрицательных эмоциях, в отдельных поступках, систематическом поведении и вербально (в вопросах, сообщениях, в готовности слушать пояснения взрослых, в чтении книг). Самые яркие проявления отношения – поведенческие, которые сочетают практические действия или поступки, высказывания, эмоции. Такую палитру отношений можно выявить, как правило, только в реальных жизненных ситуациях. Поэтому методика диагностики отношения к природе должна быть приближена к реальной жизни. Ее можно построить в форме естественного эксперимента – специально организованных ситуаций в обычной среде проживания детей, а также в форме диагностического наблюдения за реальным поведением дошкольников в течение некоторого времени (от одной до трех недель).

Диагностику знаний следует осуществлять на примере тех объектов и явлений природы, которые окружают детей и хорошо им знакомы, с которыми они находились в длительном контакте, с которыми неоднократно в течение учебного года организовывались разные виды деятельности. Примерный перечень вопросов об обитателях уголка природы может быть следующим.

• Кто живет в нашем аквариуме?

• Какие условия нужны рыбкам, чтобы они хорошо себя чувствовали, не болели?

• Как мы ухаживаем за аквариумом и его обитателями?

• Какие комнатные растения нашей группы ты знаешь?

• Какие условия нужны этим растениям, чтобы они росли, цвели, были красивы?

• Как мы ухаживаем за ними?

• Кто живет в клетке?

• Как называется наша птица?

• Какие условия нужны для того, чтобы она хорошо себя чувствовала, радовала нас?

• Как мы ухаживаем за ней?

• Какие корма ей нужно давать, чтобы она была сытой и не болела?

• Кто живет в этой клетке?

• Как называется зверек (или животное)?

• Какие условия мы создаем ему, чтобы он хорошо себя чувствовал и не болел? Без чего не может обойтись?

• Как мы ухаживаем за ним?

• Кто из обитателей уголка природы тебе особенно нравится?

• Кого ты любишь больше всех?

• Почему ты его (их) любишь?

• Что для него (них) делаешь?

Такие вопросы можно задавать, начиная со средней группы. Разница ответов будет отражать (кроме различий в речевом развитии) разные объем и содержание знаний, которые дети приобретают в каждом возрасте. Со старшими дошкольниками такую диагностику можно провести в форме игры в «экскурсию по уголку природы»: ребенок становится экскурсоводом для нового человека или куклы.

Перечень вопросов по участку детского сада примерно следующий.

• Что растет на нашем участке?

• Какие деревья и кустарники ты знаешь? Покажи и назови их.

• Какие травы и цветы ты знаешь? Покажи и назови их.

• Какие условия нужны всем растениям нашего участка?

• Почему они у нас так хорошо растут?

• Какие растения тебе нравятся больше других? Почему?

• Что мы делаем, чтобы растениям было еще лучше?

• Какие птицы залетают на наш участок?

• Как они называются?

• Что они делают у нас на участке?

• Как мы заботимся о птицах в зимнее время?

• Как этих птиц можно назвать одним словом?

• Почему люди должны помогать птицам зимой?

• Как мы определяем погоду?

• Какая бывает погода?

• Что такое зима?

• Какие явления бывают зимой?

• Что зимой бывает с растениями с деревьями, травой?

• Как они выглядят?

• Почему зимой растения не растут?

• Каких условий им не хватает?

• Что делают разные животные в зимнее время?

• Все ли птицы остаются на зиму?

• Где бабочки, жуки, комары?

• Что делают зимой лесные звери?

Вопросы можно ограничить этим перечнем, но они могут охватить еще две проработанные с детьми темы: «Овощи и фрукты» и «Домашние животные». В этом случае опрос строится на тех объектах, которые дошкольникам были представлены не однажды. Если детский сад расположен вблизи леса, пруда, луга и дети достаточно часто посещают эти экосистемы, то можно выяснить их знания и в этой области.

Например, о лесе можно спросить следующее: что такое лес? Кто в нем живет? Что в нем растет? Любишь ли ты ходить в лес? Почему? Как надо вести себя в лесу каждому человеку? Почему в лесу надо соблюдать правила поведения?






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.