Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Особенности развития глагольного словаря детей с ОНР 3-4 лет




 

Группа предметов Психология и педагогика
Предмет Логопедия
Тип работы курсовая работа
Тема/вариант работы Особенности развития глагольного словаря детей с ОНР 3-4 лет
Объем работы  
Цена работы 1000 руб
Дата поступления 2010-10-20
Содержание Введение 3 Глава 1. Теоретические исследование особенностей развития глагольного словаря детей с ОНР 3-4 лет 6 1.1 Характеристика детей с общим недоразвитием речи 6 1.2Развитие словаря у нормально развивающихся дошкольников 9 1.3Особенности развития глагольного словаря у детей с общим недоразвитием речи 14 Глава 2. Экспериментальное исследование особенностей развития глагольного словаря детей с ОНР 3-4 лет 21 2.1Определение методов исследования и проведения констатирующего эксперимента 21 2.2Методика работы по формированию глагольного словаря у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи. 28 Заключение 35 Список литературы 37 Приложения 39 Введение Актуальность исследования. Проблема формирования словарного запаса занимает важнейшее место в современной логопедии, а вопрос о состоянии глагольного словаря при различных речевых нарушениях и о методике его развития является одним из актуальных вопросов. Пристальный интерес к проблеме развития словарного запаса детей возник еще на рубеже XVIII - XIX веков. Вплоть до настоящего времени интерес к этой проблеме не угасает, поскольку словарный запас, выполняя множество функций, оказывает существенное влияние на развитие языковой компетенции и речевой коммуникации ребенка в целом. На протяжении двух столетий ученые - лингвисты, психологи, педагоги, психолингвисты продолжали изучение закономерностей, последовательности, этапов и ступеней развития словообразовательных возможностей, развитии словаря при онтогенетическом развитии речи (В.В. Виноградов, А.Н. Гвоздев, А.А. Леонтьев, Ф.А. Сохин, С.Н. Цейтлин, A.M. Шахнарович, Д.Б. Эльконин и др.). В то же время в логопедии проблеме развития глагольного словаря у детей с нарушениями развития не уделялось достаточного внимания. В 50-е годы прошлого столетия Р.Е. Левина, выделив особую категорию детей, имеющих системное недоразвитие всех компонентов языка, т.е. «общее недоразвитие речи», указывала на различные словообразовательные возможности этих детей. Было показано, что овладение словообразовательными навыками и хорошим уровнем словарного запаса становится доступным лишь детям с III уровнем речевого развития, получившим определение «развернутой фразовой речи с элементами лексико-грамматического недоразвития». С тех пор практически все исследователи, изучавшие проблему общего недоразвития речи, так или иначе отмечали недостаточные возможности этих детей в образовании новых форм слов (Н.С. Жукова, Р.И. Лалаева, Г.А. Каше, Л.Ф. Спирова, Т.Б. Филичева, Г.В. Чиркина, Р.И. Шуйфер, А.В. Ястребова, и др.). В связи с недоразвитием речевой деятельности, в том числе процессов анализа, синтеза, сравнения, обобщения, дифференциации, у детей с ОНР обнаруживаются и особенности процессов словообразования. Неумение пользоваться различными способами словообразования приводит к ограниченной возможности обогащения глагольного словаря, к неточности понимания и дифференциации родственных слов, трудностям морфемного анализа, что является необходимым условием усвоения морфологического принципа правописания. Несмотря на интенсивные исследования в области детской речи в последние десятилетия, многие вопросы остаются еще малоизученными или вообще не затрагиваются. Значительная их часть касается усвоения ребенком системы грамматических категорий глагола. Речь идет о так называемом нормативном овладении языком: ребенок осваивает родной язык в естественных условиях, находясь в окружении взрослых (-монолингвов), носителей того же языка, который предстоит усвоить ребенку. Воспринимая речь окружающих, обращенную к нему, так называемый инпут, и общаясь с окружающими, каждый ребенок самостоятельно конструирует грамматику родного языка. Принципы такого конструирования и этапы овладения не только формальным выражением, но и языковым содержанием категорий глагола (с учетом инпута) еще не нашли комплексного описания в работах по детской речи, хотя детальная разработка онтогенеза некоторых глагольных категорий, например, категорий вида и времени на материале русского языка проводилась С.Н. Цейтлин, Ю.А. Пупыниным, Ю.П. Князевым, Я.Э. Ахапкиной и др. В специальной литературе имеется лишь небольшое число исследований, в которых рассматриваются особенности развития словаря у детей с ОНР, преимущественно у дошкольников. Вместе с тем, до настоящего времени остаются недостаточно изучены особенности формирования глагольного словаря у дошкольников с ОНР, не раскрыты основные закономерности и содержание этого процесса, не выявлен характер трудностей, которые испытывают эти дети при овладении словообразованием и развитием глагольного словаря. Учитывая значимость достаточного уровня развития глагольного словаря для успешного воспитания и для развития речевой деятельности детей с ОНР, а также неразработанность, данного вопроса, следует считать проблему развития глагольного словаря у дошкольников 3-4 лет с ОНР актуальной. Проблема исследования – каковы особенности развития глагольного словаря детей 3-4- лет с ОНР? Цель исследования состоит в теоретическом и эмпирическом исследовании особенностей развития глагольного словаря детей 3-4- лет с ОНР. Объектом исследования: словарь детей с ОНР. Предмет исследования: особенности развития глагольного словаря детей 3-4- лет с ОНР. Гипотеза исследования: наше исследование основывается на предположении о том, что у детей 3-4- лет с общим недоразвитием речи будет отмечаться низкий уровень развития словаря в целом и глагольного словаря, что определит необходимость рассмотрения направлений работы по развитию глагольного словаря детей данной категории. В соответствии с поставленной целью определены следующие задачи исследования: 1.представить характеристику детей с общим недоразвитием речи; 2.на основе анализа современных подходов к проблеме формирования словаря дать характеристику его развития у нормально развивающихся дошкольников; 3.выявить особенности развития глагольного словаря у детей с ОНР; 4.рассмотреть методику работы по формированию глагольного словаря у детей-дошкольников 3-4- лет с ОНР; В исследовании применялись следующие методы: анализ литературы, моделирование гипотезы исследования. База исследования: ДОУ № 143 г. Москвы с группами для детей с нарушениями речи. Заключение Благодаря речи люди получают очень широкие возможности общения. Она объединяет людей в их деятельности, помогает понять друг друга, формирует общие взгляды, убеждения. Речь помогает нам и в познании окружающего мира. Одним из первых значение речи для развития психики ребенка стал изучать советский психолог Л.С.Выготский. Позднее у нас в стране этому вопросу посвятили много исследований психологи А.А.Люблинская, А.Р.Лурия, Н.Х.Швачкин и другие. Они установили, что с ранних этапов развития ребенка (уже с начала второго года жизни) слово начинает влиять на восприятие свойств предметов, формирование представлений о них и т.д. Чем старше дети, тем сильнее и ярче будет влияние речи на все стороны их психической деятельности. Богатая и хорошо развитая речь служит средством полноценного общения и развития личности. Лексика как важнейшая часть языковой системы имеет огромное общеобразовательное и практическое значение. Богатство словаря есть признак высокого развития речи ребенка. При нарушениях формирования лексического запаса речь детей нельзя считать достаточно развитой. Коррекция речевых нарушений вообще и в частности обогащение словарного запаса являются необходимым условием для развития коммуникативных умений детей. На фоне интенсивного развития детской психологии и педагогики, логопедии в наше время остаются недостаточно изученными аспекты отдельных сторон особенностей развития речи, глагольного словаря и лексико-грамматического строя речи детей с ОНР, а предлагаемые коррекционные методики не всегда позволяют достичь желаемых результатов. Оптимизировав опыт психологов, педагогов и логопедов по исследуемому нами вопросу мы выяснили, что у детей с общим недоразвитием речи в большей или меньшей степени оказываются нарушенными произношение и различение звуков, недостаточно полноценно происходит овладение системой морфем, и, следовательно, плохо усваиваются навыки словоизменения и словообразования, словарный запас отстаёт от нормы, как по количественным, так и по качественным показателям; страдает связная речь. Глагольный словарь детей с ОНР так же является недостаточно развит и крайне беден. В нашем исследовании по итогам проведенного теоретического анализа научной литературы, мы смогли определить сущность общего недоразвития речи; проанализировать современные подходы к проблеме формирования словаря и дать характеристику его развития у нормально развивающихся дошкольников. По результатам полученных теоретических знаний, мы организовали и провели экспериментальное исследование особенностей развития глагольного словаря у детей 3-4- лет с ОНР II уровня, в результате которого определили крайне низкий уровень развития словаря в целом и глагольного словаря – более чем у 50% детей был выявлен низкий уровень словарного запаса, что определили необходимость подбора системы занятий, игр и упражнении, методики работы по формированию глагольного словаря у детей-дошкольников 3-4- лет с общим недоразвитие речи. Следовательно, в нашей работе была достигнута первоначальная цель и выполнены поставленные задачи. В заключении следует отметить достоверность выдвигаемой нами гипотезы о том, что у детей 3-4- лет с общим недоразвитием речи будет отмечаться низкий уровень развития словаря в целом и глагольного словаря, что определит необходимость рассмотрения направлений работы по развитию глагольного словаря детей данной категории. Литература 1.Агранович З. Е. Логопедическая работа по преодолению нарушений слоговой структуры слов у детей. – СПб.: ДЕТСТВО – ПРЕСС, 2000. – 48с. 2.Арушанова А. Г. Речь и речевое общение детей: Книга для воспитателей детского сада. — М.: Мозаика-Синтез, 1999. - 272 с 3.Волкова Г.А. Методика психолого - логопедического обследования детей с нарушениями речи. Вопросы дифференциальной диагностики. - С.- П.: \" Детство - Пресс\", 2003. 4.Волкова Г.А., Илюк М.А. Методика динамического обследования детей с нарушениями речи. - С.- П. 2002 5.Волосовец Т.В. Преодоление общего недоразвития речи дошкольников - Институт общегуманитарных исследований В. Секачева - М. 2002 6.Воспитание и обучение детей с расстройствами речи /Под ред. С. С. Ляпидевского и В. И. Селеверстова. М: Просвещение, 1968. 7.Дефектологический словарь / Гл. ред. А.И.Дьячков, 1970 8.Елкина Н.В. Формирование связности речи у детей с ОНР: Дисс.... канд. пед. наук. М., 1999. 9.Жинкин Н.И. Психологические основы развития речи. В защиту живого слова. - М., 1966 10.Жукова Н.С, Мастюкова Е.М., Филичева Т.Б. Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников. — М., 1990. 11.Коррекционное обучение детей с нарушением речевой деятельности. // Под ред. Селиверстова В.И. М., 1983 12.Левина Р.Е. Основы теории и практики логопедии. М., Просвещение, 1974 13.Леонтьев А.Н. Язык, речь, речевая деятельность. М., 1961 14.Логопедия: Учеб. пособие для студентов пед. ин-тов по спец. «Дефектология»/ Волкова Л. С., Р. И. Лалаева, Е. М. Мастюкова и др.; Под ред. Л. С. Волковой. – М: Просвещение, 1989. – 528 с. 15.Логопедия: Учебник для студентов дефектол. фак. пед. вузов / Под ред. Л.С. Волковой, С.Н. Шаховской. — М.: изд. центр ВЛАДОС, 1998. 680 с. 16.Лурия А.Д. Язык и сознание (под. Ред. Хомской Е.Д.) М., 1979 17.Мамаева С.В. Детское словотворчество: нестандартные словообразовательные модели / С.В.Мамаева // Социальные варианты языка – II: Матер. межд. науч. конф.- Нижний Новгород: Нижегород. гос. Лингв. ун-т им Н.А.Добролюбова, 2003. – С. 206-209. 18.Основы логопедии с практикумом по звукопроизношению/ Учебное пособие для студентов сред. пед. учеб. заведений. М.Ф. Фомичева, Т.В. Волосовец, Е.Н. Кутепова и др. // под ред.Т.В. Волосовец.- М. Издательский центр «Академия», 2002г – 200с. 19.Поваляева М. А. Справочник логопеда. – Ростов-на-Дону: «Феникс», 2001. – 448 с. 20.Понятийно-терминологический словарь логопеда / Под ред. В. И. Селиверстова. — М., 1997 21.Федоренко Л.П., Фомичева Г.А., Лотарев В.К. \" Методика развития речи детей дошкольного и младшего школьного возраста\", М., 1977. 22.Филичева Т. Б., Чевелева Н. А., Чиркина Г. В. Основы логопедии. - М.: «Просвещение», 1993. 23.Цейтлин С.Н. Обратное словообразование в детской речи // Психолингвистические исследования: речевое развитие и теория обучения языку / Под ред. А.М. Шахнаровича. – М.: АН СССР, Ин-т языкознания, 1978. – С. 61-67. 24.Шашкина Г. Р. и др. Логопедическая работа с дошкольниками: Учеб. пособиe для студ. высш. пед. учеб. заведений / Г. Р. Шашкина, Л. П. Зер-нова, И.А.Зимина. — М.: Издательский центр «Академия», 2003. - 240 с.

Данная страница нарушает авторские права?





© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.