Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Билет №27. 1.Психологические факторы труда






1.Психологические факторы труда. К важнейшим психологическим факторам относятся: психологический климат, групповая динамика, моральные нормы, стиль руководства, удовлетворенность трудом, психологическая совместимость, совместимость ролевых функций. Психологическим климатом называют эмоционально - психологический настрой, который складывается в коллективе в процессе трудовой деятельности и проявляется в тех взаимоотношениях, которые устанавливаются между сотрудниками на основе объективных условий и субъективных взаимосвязей между ними.

Групповая динамика - это численность группы, время совместной деятельности, половозрастная структура, состав и пр.

Моральные нормы - определенные стандарты поведения, соблюдение которых является необходимым условием работы в коллективе. Истоком моральных норм поведения являются мировоззренческие позиции, ценностные ориентации, принятые нравственные эталоны поведения. Стиль руководства - это привычная манера поведения руководителя по отношению к своим подчиненным с целью повлиять на них или побудить к действию (выполнению заданий): авторитарный; демократический; либеральный. В трудовом коллективе психологическая совместимость зависит от взаимопонимания между коллегами по работе, особенностей характера работающих, стремления решать вопросы в рамках этики деловых отношений. Психологические факторы труда характеризуют взаимоотношения в коллективе. Они создают соответствующий психологический настрой и влияют на работоспособность сотрудников.

Работоспособность демонстрирует количественную сторону трудовой деятельности и связана с эффективностью труда. Она ограничена и зависит от количества энергии, которую человек может расходовать без ущерба для организма. Потеря энергии характеризуется излишней утомляемостью, упадком сил, снижением координации и восприятия запоминания, представления, воображения и т.д. Поэтому так важно учитывать эмоции человека, вызванные не только личной трудовой деятельностью, но эстетическим оформлением окружающей среды, производственными и личными взаимоотношениями. Уменьшение неблагоприятного влияния психофизических факторов достигается: понижением физических усилий работников, оптимизацией темпа работы, выбором наиболее оптимальной позы, уменьшением нервно-психического напряжения, и др. Т.е. применяются социально-психологические методы, которые направлены на создание условий обеспечения для развития благоприятной обстановки в коллективе, в которой человек чув­ствует себя комфортно. Созданию таких условий способствуют стиль руководства, понимание непосредственным руководителем социально-психологических процессов, происходящих в коллективе, знание потребностей, интересов людей, поддержка и т.д.

2. Основные правила поведения в условиях профессионального стресса. Профессиональный стресс — это напряженное состояние работника, возникающее у него при воздействии эмоционально-отрицательных и экстремальных факторов, связанных с выполняемой профессиональной деятельностью. Выделяются три основные стадии развития стрессового состояния у человека: нарастание напряженности; собственно стресс; снижение внутренней напряженности. Необходимо запомнить следующие правила саморегуляции в условиях профессионального стресса.

Правило 1. Полезно наблюдать за самим собой. Что вы чувствуете на первой стадии стресса? Какие ощутимые изменения происходят в вашем состоянии и настроении? Сколько времени длится первая стадия вашего стресса? и т.д. Следует помнить, что успешность построения личной программы защиты от профессионального стресса зависит от того, насколько точно и своевременно вы научитесь замечать, что вступаете в «зону» стресса и теряете самоконтроль.

Правило 2. Необходимо искать способы остановки самого себя. На первой стадии стресса важно «взять перерыв» и усилием воли прервать свои действия: ♦ сделать паузу в общении с сотрудниками (помолчать несколько минут вместо того, чтобы с раздражением отвечать на несправедливое замечание); ♦ выйти из комнаты; ♦ переместиться в другую, отдаленную часть помещения.

Правило 3. Необходимо стремиться перевести свою энергию в другую форму деятельности, заняться чем-нибудь другим, что даст возможность снять напряжение. Если потеря самообладания произошла на работе, можно заняться следующим: ♦ перебрать свои деловые бумаги, полить цветы на подоконнике, заварить чай; ♦ выйти в коридор и поговорить с симпатичными сотрудниками или сотрудницами на нейтральные темы (о погоде, покупках и др.); ♦ подойти к окну и посмотреть на небо и деревья, порадоваться солнцу, дождю или снегу; ♦ обратить внимание на идущих по улице людей. Попробовать вообразить, о чем думают проходящие мимо люди; зайти в туалетную комнату и на две-три минуты опустить ладони под холодную воду. Такой «перерыв» можно практиковать как можно чаще в те моменты, когда происходит потеря самоконтроля. Важно, чтобы действие «остановки самого себя» вошло в привычку.

Правило 4. Следует серьезно задуматься над тем, какие моменты в работе помогают снять напряжение. Что вас больше всего радует? Чем вы занимаетесь с увлечением? И стараться каждый день иметь немного времени на занятия, которые приносят удовлетворение и радость.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.