Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Основные разделы психологии труда.






Психология труда – это отрасль психологического знания, которая решает множество задач, связанных с трудовой деятельностью человека.

Основные разделы:

1. Традиционная психология труда, в которой изучаются история развития знаний о труде, теоретико-методологические основы психологии труда, психологические характеристики трудовой и конкретной профессиональной деятельности, выделение профессионально важных качеств, развитие человека в труде, психофизиологические основания труда и т.п.

2. Инженерная психология, изучающая информационное взаимодействие человека со сложной техникой, а также различные характеристики и функциональные состояния человека-оператора.

3. Психология управления (организационная психология), изучающая иерархические взаимоотношения работников в условиях организации, а также условия оптимизации этих взаимоотношений в целях повышения производительности труда, личностного развития работников и трудовых коллективов.

4. Профориентация, которая предполагает следующие направления: профинформацию, профрекламу, профпросвещение, профдиагностику, профотбор, профподбор, помощь в окончательном выборе профессии (принятии решения), морально-эмоциональную поддержку клиента и т.п.

5. Профессиональное образование: профессиональное обучение, больше ориентированное на целенаправленное формирование личности профессионала и профессиональное саморазвитие субъекта труда, предполагающее психолого-педагогическую поддержку (или сопровождение) самоопределяющейся в труде личности.В каждом разделе психологии труда конкретизируется также и ее предмет. Если предметом психологии труда в широком смысле является субъект труда, то в инженерной психологии рассматривается субъект труда во взаимоотношениях со сложной техникой (системы «человек – машина»); в психологии управления рассматривается субъект труда, включенный в различные иерархические производственные структуры и взаимоотношения; в профориентации предметом выступает субъект, самоопределяющийся в мире профессионального труда и в «пространстве» личностных смыслов самой трудовой деятельности, и т.п.

6. Для обозначения общего направления, посвященного изучению трудовой деятельности, используется термин «эргономика» как комплексное изучение человека в труде на стыке разных наук, изучение многообразной системы «человек – коллектив – машина – среда – социум – культура – природа», которую обозначают как «эргономическая система». Термин «эргономика», впервые предложен в 1921 г. В.Н. Мясищевым и В.М. Бехтеревым. Е.Б. Моргунов приводит определение предмета эргономики, используемое в отечественной традиции: «Предметом эргономики как науки является комплексное изучение закономерностей взаимодействия человека (группы людей) с техническими средствами, предметом деятельности и среды в процессе достижения целей деятельности и при специальной подготовке к ее выполнению. Эргономика является одновременно и научной, и проективной дисциплиной».

 

2. Методы и формы мотивации труда.

Мотивация труда – это процесс побуждения себя и других к деятельности, направленной на достижение определенных результатов. Система мотивации труда включает следующие группы методов:

1) Организационно-производственные методы направлены на созда­ние благоприятных условий для трудовой деятельности работников. Они должны учитывать потребности людей, способствовать рит­мичной работе, вызывать положительные эмоции.

2) Социально-экономические методы нацелены на создание гибкой системы экономического стимулирования работников. Особой сферой мотивации труда является стимулирование совмещения профессий и должностей, работы с меньшей числен­ностью путем внедрения гибкой системы доплат, надбавок, вознаграждений в зависимости от стажа работы, квалификации и ре­зультативности труда.

3) Административные методы базируются на присущих системе управления отношениях подчинения. Орган или руководитель, наделанный властью, координирует деятельность подчиненных в процессе решения социально-экономических задач посредством комплекса организационно-распорядительных и нормативных доку­ментов (приказы, распоряжения, инструкции, положения, стандар­ты предприятия), которые носят обязательный характер и адресуют­ся конкретным должностным лицам или группам работников и регла­ментируют их действия.

4) Правовые методы включают систему правил, соблюдение ко­торых должно гарантироваться правовыми нормами, содержащими сведения о должном, дозволенном, стимулируемом, поощряемом или запрещенном поведении работников.

5) Социально-психологические методы направлены на создание условий обеспечения для развития благоприятной обстановки в коллективе, в которой человек чув­ствует себя комфортно. Созданию таких условий способствуют стиль руководства, понимание непосредственным руководителем социально-психологических процессов, происходящих в коллективе, знание потребностей, интересов людей и т.д.

6) Информационно-разъяснительные методы предназначены для по­вышения уровня информированности работников в производствен­ной и внепроизводственной жизни. Информация должна быть доступ­ной, правдивой, разносторонней и полной.

Основными формами мотивации работников предприятия являются: заработная плата - объективная оценка вклада работника в результаты деятельности предприятия; система внутрифирменных льгот работникам – эффективное премирование, доплаты за стаж, страхование здоровья работников за счет предприятия, предоставление беспроцентных ссуд, оплата расходов на проезд к месту работы и обратно, льготное питание в рабочей столовой и т. д.; мероприятия, повышающие привлекательность и содержательность труда, самостоятельность и ответственность работника; устранение административных и психологических барьеров между работниками, развитие доверия и взаимопонимания в коллективе; моральное поощрение работников; повышение квалификации и продвижение работников по службе; мероприятия по улучшению условий труда, стимулированию квалификационного роста работников и др.







© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.