Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Теории, объясняющие причины девиантного поведения






Тип объяснения Теория Автор Основная идея
Биологический " Врожденного преступника" Ч. Ломброзо Физические особенности являются причиной девиации
Зависимость психотипа от телосложения У. Шелдон В зависимости от строения тела люди склонны проявлять определенные девиации
Эволюционный подход Ч. Дарвин, К. Лоренц Поведение человека рассматривается как проявление видовых наследственных программ. Оно изначально агрессивно, основано на инстинктах
Психогенетика Ф. Гальтон, Г. Мендель, Т. Морган Наследственные задатки не смешиваются, а передаются из поколения в поколение в виде неизменных дискретных единиц
Социологический Аномическая теория Э. Дюркгейм Девиация происходит из-за нарушения или отсутствия ясных социальных норм
Р. Мертон Девиация нарастает, когда обнаруживается разрыв между одобряемыми в данной культуре целями и социальными способами их достижения
Социальная дезорганизация К. Шоу, Г. Маккэй Девиации возникают в тех случаях, когда культурные ценности, нормы и социальные связи разрушаются, ослабевают или становятся противоречивыми
  Культурологические теории Т. Селин, Н. Миллер, Е. Сутерленд, Р. Клауорд, Л. Оулин Причиной девиации являются конфликты между нормами субкультуры и господствующей культуры
Теория стигматизации (клеймения) Г. Беккер, Э.Гоффман Девиация – своего рода " клеймо", которое группы, обладающие властью, ставят на поведение менее защищенных групп
Радикальная криминология O. Турк, P. Квинни Девиация является результатом противодействия нормам общества
Психологический Психоаналитическая теория З. Фрейд Конфликты, свойственные личности, вызывают девиацию (либидо, инстинкт разрушения, эдипов комплекс, страх кастрации и т.п.)
Неопсихоанализ К. Хорни Причины отклонений в дефиците эмоционального контакта, теплого общения с матерью в первые годы жизни
Бихевиоризм Д. Уотсон, Э. Толмен, Б. Скиннер Происхождение девиантного поведения происходит из-за неадекватного социального научения
Гуманистический подход К. Роджерс, Г. Оллпорт Девиантное поведение возникает из-за невозможности самореализоваться в сложившихся условиях воспитания
Эмпирический подход Д. Халаган, Дж. Кауфман Классифицируют поведенческие девиации, где каждый поведенческий различимый устойчивый симптом получает свое название

Современные исследования биологических детерминант поведения человека активно продолжаются и находят свое воплощение в биологии, медицине, криминологии, физиологии и особенно – генетике.

Психогенетика – развивающаяся область специальной психологии, изучающая проблемы соотношения биологического и социального в психике, наследования психологических характеристик человека. Ее яркими представителями в XIX в. были английский исследователь Ф. Гальтон и австрийский биолог Г. Мендель. Результаты их исследований легли в основу психогенетики, или " евгеники" (по Ф. Гальтону). Евгеника (от греч. eugenes – породистый) предлагает применять метод искусственной селекции к человеку, чтобы воспроизводить потомство с желательными признаками. Однако какие признаки желательны, а какие нет – вопрос чрезвычайно сложный. Проще ответить, какие признаки нежелательны (слепота, глухота, слабоумие и т.п.). Г. Мендель установил закономерности передачи наследственных задатков. Фактически именно он является основоположником генетики. Он первым показал, что наследственные задатки не смешиваются, а передаются из поколения в поколение в виде неизменных дискретных единиц. Наследственные единицы (" элементы", " факторы", по Г. Менделю, и " гены" по В. Иогансону) передаются через мужские и женские половые клетки – гаметы.

Американский генетик Т. Морган открыл в 1912 г., что гены находятся в хромосомах. Американский генетик У. Пирс в середине 60-х гг. XX в. пришел к выводу, что наличие лишней Y-хромосомы у мужчин обусловливает предрасположенность к криминальному насилию.

Английский психологи и социолог Г. Айзенк, изучая поведение заключенных, пришел к выводу, что экстраверты более склонны к совершению преступлений, чем интроверты, а это, в свою очередь, детерминировано на генетическом уровне.

Однако в целом биологические концепции девиантного поведения мало популярны в научном мире. Большинство специалистов разделяют социологический или социально-психологический подход к объяснению природы и детерминации девиантного поведения.

 

6.

СТРУКТУРНО-ДИНАМИЧЕСКАЯ КОНЦЕПЦИЯ ДЕВИАНТНОГО ПОВЕДЕНИЯ

Раскрываются основные положения структурно-динамической концепции девиантности и девиантного поведения, основанные на многолетних теоретических и эмпирических исследованиях автора. Приводятся результаты сравнительного изучения структуры и динамики девиантного поведения на примере его трех актуальных форм: насильственных преступлений, наркотической зависимости и злоупотребления алкоголем.

Ключевые слова: девиация, девиантность, девиантное поведение, структурно-динамическая концепция девиантности и девиантного поведения, общие свойства девиантности, специфические особенности отдельных видов девиантного поведения, деструктивность, аутодеструкция.

В последние десятилетия проблема девиантного поведения (отклоняющегося от социальных норм) приобрела высокую социальную значимость и научную актуальность. Процессы либерализации общественного сознания, индивидуализации личности и ослабления групповых связей способствовали росту поведенческих девиаций в современном западном обществе.

По данным Всемирной организации здравоохранения, за последние 45 лет мировые показатели самоубийств возросли на 60 % и приблизились к уровню, превышающему 1 млн человек в год. Только по официально зарегистрированным данным в мире насчитывается 1, 3 млрд курильщиков и 200 тыс. наркозависимых, около 20 % населения страдают от пьянства. Россия входит в группу стран с высоким уровнем самоубийств, потребления алкоголя и количеством насильственных преступлений [1].

В настоящее время наряду с «традиционными» отклонениями появляются новые виды девиаций, связанные с развитием всемирной сети, в том числе онлайн-зависимость, интернет-преступления, виртуальные сексуальные перверсии. В связи со специфическими особенностями подросткового возраста проблема поведенческих девиаций становится высоко актуальной прежде всего для данной возрастной категории.

Междисциплинарный характер проблемы девиантности и девиантного поведения закономерно привел к появлению большого количества теорий, объясняющих данные феномены. К настоящему времени для обозначения дисциплин, изучающих девиантность и девиантное поведение, введено новое название - «девиантология» [2]. И хотя представленные концепции не противоречат, а гармонично дополняют друг друга, перед специалистами встает непростая задача определения собственной научной платформы в данном вопросе. Анализ существующих исследований по проблеме девиантного поведения свидетельствует о высокой потребности теоретико-методологического осмысления многочисленных разрозненных данных.

На основе обобщения существующих научных подходов, собственных эмпирических исследований и многолетнего практического опыта нами была предложена структурно-динамическая концепция девиантности и девиантного поведения [2-5]. Данная теория интегрирует социально-психологическую и психодинамическую модель на основе системного подхода. Методологическую основу структурно-динамической концепции составляют: принцип целостности человека Б. Г. Ананьева; структурно-уровневая концепция психики М. С. Роговина и Г. В. Залевского; концепция отношений В. Н. Мяси-щева; психодинамическая теория объектных отношений (М. Балинт, Дж. Боулби, Д. Винникотт и др.).

Основные положения структурно-динамической концепции девиантности и девиантного поведения

В рамках структурно-динамической концепции девиантностъ рассматривается как социальнопсихологическое свойство личности, детерминированное одновременно как качествами субъекта, так и свойствами социальной системы, в которую он включен. Сущность феномена девиантности заключается в рассогласовании социальных отношений личности (группы). Это означает, что личность (группа) с девиантным поведением имеет такую систему отношений (ценностей, представлений, установок, интеракций), которые существенно отличаются от общепринятых норм и закономерно приводят к интрапсихическим, межличностным и социальным конфликтам.

Девиантность как социально-психологический феномен характеризуется нарушением баланса трех основных процессов социализации личности: социальной адаптации, социально-психологической интеграции и индивидуальной самореализации (индивидуализации). В случае девиантности наблюдаются: 1) недостаточная и (или) неэффективная адаптация к социальной среде; 2) снижение активности, направленной на интеграцию общепринятых ценностей в систему личных смыслов;

3) доминирование процессов индивидуализации и девиантной самореализации.

Девиантность личности (группы) может быть латентной или фактически реализуемой (скрытой или актуальной). В первом случае необходимо говорить о внутренней девиантности, проявляющейся в высокой личностной (групповой) готовности к отклоняющемуся/девиантному поведению. Во втором случае имеет место реальное (фактическое) проявление девиантности в социальной сфере в форме девиантного поведения и девиантного образа жизни.

Девиантное поведение рассматривается как внешнее проявление девиантности в форме повторяющихся действий, получающих негативную общественную оценку, представляющих объективную угрозу для личности или общества, но одновременно имеющих высокую индивидуальную значимость вследствие их направленности на компенсацию нарушений в системе социальных отношений личности (группы).

Поскольку в любом социуме табуируются выраженные формы деструкции и аутодеструкции (убийство, насилие, самоубийство), девиантность приобретает качество деструктивности и аутодес-труктвиности.

В рамках структурно-динамической концепции разработана многоосевая междисциплинарная классификация видов девиантного поведения [2, 3, 5] на основе следующих критериев: 1) тип нарушаемой социальной нормы; 2) направленность девиации; 3) характер и степень деструкции (причиняемого ущерба). В соответствии с этим выделены три группы девиантного поведения: 1) внешнедеструктивное (антисоциальное) поведение, противоречащее нравственным и правовым нормам, угрожающее социальному порядку и благополучию окружающих людей; 2) косвенно-деструктивное (асоциальное) поведение, отклоняющееся от морально-нравственных норм, снижающее качество межличностных отношений; 3) аутодеструктивное (диссоциальное) поведение, отклоняющееся от медицинских и психологических норм, угрожающее целостности и развитию самой личности. В каждой из трех групп, в свою очередь, выделяются подгруппы со схожими феноменологическими характеристиками.

В изучении девиантности выделяются три уровня анализа: 1) генезис (развитие в индивидуальном, семейном и социальном контексте, процессуально-временные границы); 2) структурноуровневая организация (организация, подсистемы и свойства); 3) содержательно-динамические характеристики (ценности, установки, негативные аффекты и чувства, отношения, личностные значения и смыслы, мотивы, индивидуально-психологические особенности поведения).

С точки зрения генезиса: девиантность и девиантное поведение формируются в процессе разви-

тия личности (группы) как способ приспособления к дезадаптивным индивидуальным особенностям, дисфункциональным межличностным отношениям и неблагоприятным (дезинтегрированным) социальным процессам.

Отмечая относительную устойчивость девиантного поведения, следует различать несколько его вариантов в зависимости от длительности его существования и стойкости (фиксированности) проявления: 1) краткосрочные девиантные реакции; 2) преходящие девиантные состояния; 3) устойчивое девиантное поведение; 4) девиантное развитие личности.

Хорошо известен факт, что различные формы девиантного поведения имеют тенденцию сочетаться или переходить друг в друга (например, уголовные преступления нередко совершаются в состоянии алкогольного опьянения; в случае отказа от наркотиков зависимая личность стремится заменить их алкоголем или другими психоактивными веществами и так далее). В связи с тесной психологической связью между отдельными видами девиаций нами предпринята попытка выделения общих и парциальных свойств девиантности [3]. Структурно-уровневая организация девиантности включает:

1) общие свойства, присущие всем видам девиаций и создающие основу для объединения различных поведенческих проявлений в единую группу, обозначаемую как «девиантное поведение»;

2) частные характеристики, выражающие специфику отдельной формы девиации, позволяющие выделять классы и подвиды девиантного поведения.

Содержательно-динамические характеристики девиантности раскрывают индивидуальное своеобразие девиантного поведения при сохранении общих свойств девиантности. Так, например, многие люди страдают химической зависимостью, но в каждом конкретном случае имеют место: собственная история, «предпочитаемая» форма зависимости, индивидуальный ритм и степень выраженности, индивидуально окрашенные мотивы и переживания.

Ведущим психодинамическим механизмом и фактором девиантности, на наш взгляд, являются нарушения в системе детско-родительских отношений, деструктивная направленность и содержание которых воспроизводятся в последующей межличностной коммуникации, вызывая устойчивую девиацию социального поведения.

Эмпирическое обоснование структурно-динамической концепции девиантности и девиантного поведения личности

С целью эмпирической проверки сформулированных положений было организовано социальнопсихологическое исследование девиантности и де-

виантного поведения [3, 4]. В исследовании участвовали 503 респондента, мужчины и женщины в возрасте от 18 до 70 лет. В основу выделения групп были заложены 2 критерия: форма девиации (внешне деструктивная или аутодеструктивная) и степень выраженности девиации (от средней, совместимой с жизнью до реально угрожающей самой жизни). В результате были сформированы 4 группы: 1) без каких-либо проявлений девиантного поведения (194 человека - 107 женщин и 87 мужчин); 2) с алкогольной зависимостью в форме бытового пьянства, диагностированного на основе поведенческого интервью, без признаков социальной дезадаптации (113 человек - 40 женщин и 73 мужчины); 3) с наркозависимым поведением (96 человек - 30 женщин и 66 мужчин), с установленным диагнозом «опийная наркомания» и проходящих реабилитацию в медико-психологических центрах Санкт-Петербурга и Севастополя, со сроком ремиссии от 1 мес. до 9 лет; 4) осужденные с криминально-агрессивным поведением (100 человек - 43 женщины и 57 мужчин), отбывающие наказание в исправительных учреждениях Санкт-Петербурга за убийства и тяжкие телесные повреждения, признанные вменяемыми по результатам пси-холого-психиатрической экспертизы.

Очевидно, что 1-я группа характеризуется отсутствием девиации, 2-я - легкой девиацией и последние две группы (3-я и 4-я) характеризуются тяжелой степенью девиации. Таким образом, все изучаемые лица расположились на оси «норма -неосложненная девиация без признаков социальной дезадаптации - тяжелая девиация, сопровождаемая социальной дезадаптацией».

В ходе исследования была использована методика комплексной диагностики девиантности и девиантного поведения личности, содержащая: по-

веденческое интервью, разработанное автором в целях анализа истории формирования и особенностей конкретной формы девиантного поведения [2]; методику оценки социальной фрустрации в модификации В. Бойко [6]; шкалу ориентации на выполнение нравственно-правовых норм в модификации Ямпольского [6]; тест межличностных отношений Т. Лири [7]; тест психологических защит Плутчика-Келермана-Конте [6]; методику субъективной оценки детско-родительских отношений, разработанную на основе семантического дифференциала [5].

В результате проведенного исследования были выделены общие свойства девиантности - к последним были отнесены личностные характеристики, выявленные при всех изучаемых формах девиаций [3, 4].

Первое общее свойство девиантности проявляется как пониженный уровень удовлетворенности

(высокий уровень фрустрации) различными аспектами собственной жизни (рис. 1). Неудовлетворенность представляет собой устойчивую личностную черту (вероятно, формирующуюся уже на ранних этапах онтогенеза на основе возбудимой нервной системы), которая проявляется в высоком психофизическом напряжении, а также пониженной эмоциональной толерантности к фрустрации (нетерпимости к негативной оценке, отказу или препятствию на пути реализации актуального желания).

 

7.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.