Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Дивидендная политика предприятия






Существует 3 вида политики:

1) активная;

2) пассивная;

3) умеренная.

Дивидендная политика играет большую роль в реализации финансовой стратегии предприятия. Она влияет на уровень благосостояния инвесторов в текущем периоде и определяет размеры формирования, соответственно, и темпы производственного развития.

Дивидендная политика оказывает регулирующее воздействие на финансовую устойчивость и влияет на стоимость используемого капитала и рыночную стоимость предприятия.

Формирование дивидендной политики – наиболее сложная задача финансового менеджера на предприятии.

Дивидендная политика призвана отражать основные требования финансовой стратегии – повышение рыночной стоимости предприятия.

Основным показателем является коэффициент дивидендных выплат, в котором выражается финансовая политика предприятия.

 

Кдв =

Д – выплата всех дивидендов.; Да выплата дивидендов в расчете на 1 акцию, т.е. доля.

ЧП – чистая прибыль; ЧПа - чистая прибыль в расчете на 1 акцию.

Основной целью распределения прибыли является обеспечение необходимой пропорциональности между текущим ее потреблением и накоплением для обеспечения производственного развития.

Соответственно, целью дивидендной политики является оптимизация пропорция между текущими выплатами дивидендов и обеспечения роста рыночной стоимости акции в предстоящем периоде за счет капитализации части прибыли (т.е. часть, которая остается в производстве).

 

Формирование эффективной дивидендной политики

1. Учет основных факторов, определяющих предпосылки формирования дивидендной политики.

2. Выбор типа дивидендной политики в соответствии с финансовой стратегией предприятия.

3. Разработка механизма распределения прибыли в соответствии с избранным типом дивидендной политики.

4. Оценка эффективности дивидендной политики.

В процессе формирования дивидендной политики необходимо учесть массу факторов, которые ее определяют.

Группы факторов, определяющих дивидендную политику

1. Факторы, характеризующие инвестиционные возможности предприятия:

- стадии жизненного цикла предприятия: подъем, зрелость, упадок, кризис;

- необходимость расширения для предприятия своих инвестиционных программ;

- степень готовности отдельных инвестиционных проектов с высоким уровнем эффективности;

- возможность влияния на интенсивность инвестиционного процесса.

2. Факторы, характеризующие возможность формирования капитала из альтернативных источников:

- достаточность резервов собственных финансовых ресурсов, сформировавшихся в предыдущем периоде;

- стоимость привлечения дополнительного акционерного капитала;

- доступность заемных средств на финансовом рынке;

- сложность привлечения заемных средств в связи с низким уровнем платежеспособности и финансовой устойчивости предприятия.

3. Факторы, связанные с объективными ограничениями:

- уровень налогообложения дивидендов;

- уровень налогообложения имущества предприятия;

- достигнутый уровень эффекта финансового левериджа, обусловленный его дифференциалом;

- фактический размер прибыли и уровень рентабельности собственного капитала.

4. Прочие факторы:

- уровень дивидендных выплат предприятием-конкурентом;

- неотложность платежей по ранее полученным кредитам;

- возможность утраты контроля над управлением, т.е. низкий уровень дивидендов к снижению рыночной стоимости акций и их массовому «сбросу» акционерами, что увеличивает риск финансового захвата предприятия конкурентами.

 

Оценка этих факторов позволяет определить предпосылки формирования типа дивидендной политики. Формированию типа дивидендной политики в странах с рыночной экономикой посвящены многочисленные теории исследования:

1. Теория независимости дивидендов (авт. Модильяни, Миллер) заключается в следующем мнении: «избранная дивидендная политика не оказывает никакого влияния на рыночную стоимость акций».

2. Теория предпочтительности дивидендов (авт. Гордон М.): максимизация дивидендных выплат предпочтительней, чем капитализация прибыли.

3. Теория сбалансированности дивидендов или налоговое предпочтение (авт. Линтнер Д.): дивидендная политика основывается на критерии минимизации налоговых выплат по текущим и предстоящим доходам.

Практическое использование этих теорий позволило разработать 3 подхода к формированию дивидендной политики:

Подходы к формированию дивидендной политики Варианты типов дивидендной политики
1. Консервированный; 1. Остаточная политика дивидендных выплат. 2. Политика стабильного соотношения дивидендных выплат.
2. Умеренный; 3. Политика стабильного размера дивидендов. 4. Политика минимального стабильного размера дивидендов с надбавкой в отдельные периоды.
3. Агрессивный 5. Политика постоянного возрастания размера дивидендов.

 

1 Остаточная политика предполагает, что фонд выплат дивидендов формируется после того, как за счет прибыли удовлетворены все потребности формирования собственных финансовых ресурсов и другие неотложные потребности.

Преимущества: обеспечение высоких темпов развития предприятия, повышение платежеспособности и финансовая устойчивость.

Недостатки: нестабильность размера дивидендных выплат или даже отказ от них.

Вывод: остаточная политика может использоваться только на ранних стадиях жизненного цикла предприятия.

2 Политика стабильного соотношения дивидендных выплат предусматривает установление долгосрочного норматива распределения прибыли на потребляемую и капитализируемые ее части.

Преимущества: простота формирования и тесная взаимосвязь с результатами деятельности предприятия.

Недостатки: нестабильность суммы получаемой прибыли.

Вывод: политика стабильного соотношения дивидендных выплат может использоваться предприятиями со стабильными доходами.

3 Политика стабильности размера дивидендов предполагает выплату неизменной суммы на протяжении продолжительного периода.

Преимущества: надежность у акционеров и стабильная котировка акций на фондовом рынке.

Недостатки: слабая связь с финансовыми результатами деятельности предприятия.

Вывод: в периоды неблагоприятной конъюнктуры и низкой прибыли существенно повышается коэффициент дивидендных выплат.

4 Политика минимального стабильного размера дивидендов с надбавкой в отдельные периоды - наиболее взвешенный тип дивидендной политики.

Преимущества: стабильная гарантия выплат в минимально предусмотренном размере, а связь с финансовым результатом деятельности позволяет увеличить размер выплат дивидендов в отдельные периоды.

Недостатки: акционеры могут не дождаться выплат.

Вывод: при продолжительной выплате минимальных размеров дивидендов инвестиционная привлекательность акций на рынке падает и падает их рыночная стоимость.

5 Политика постоянного возрастания размера дивидендов - предусматривает стабильное возрастание их размера, как правило, в твердо установленном проценте прироста к размеру предыдущего периода.

Преимущества: обеспечение высокой рыночной стоимости акций и формирование положительного имиджа у потенциальных инвесторов.

Недостатки: отсутствие необходимости в проведении дивидендной политики и в постоянном нарастании финансовой напряженности.

Вывод: проведение такой политики может осуществляться на предприятии, повышающем уровень прибыли из года в год. В другом случае такая политика ведет к банкротству.

Избранный предприятием тип дивидендной политики определяет исходное положение предприятия в разработке финансовых планов, плана формирования и использования финансовых ресурсов.

Разработка механизма распределения прибыли в соответствии с избранным типом дивидендной политики.

Этапы разработки механизма распределения прибыли в соответствии с избранным типом дивидендной политики

1. Из суммы чистой прибыли вычитается формируемые за ее счет обязательные отчисления в резервный фонд (не менее 5 %) и другие обязательные фонды специального назначения (если они указаны в уставе).

2. Из оставшейся чистой прибыли вычитаются средства, направленные на возврат ранее полученных ссуд, выкуп облигаций, выплаты дивидендов по привилегированным акциям.

Оставшаяся в результате I и II этапа часть чистой прибыли представляет собой «дивидендный коридор», в рамках которого и осуществляется соответствующий тип дивидендной политики.

3. Оставшаяся часть чистой прибыли распределяется на цели производственного развития и потребления. Если предприятие придерживается остаточной политики, то производятся все расчеты на удовлетворение потребностей в собственных финансовых ресурсах, формирующихся за счет прибыли.

4. Сформированный за счет прибыли фонд потребления распределяется на фонд выплат дивидендов и фонд потребления персонала предприятия. Основой такого распределения являются обязательства предприятия по коллективному договору.

III и IV этапы можно поменять местами

5. Определение коэффициента дивидендных выплат по результатам реализации дивидендной политики.

Для оценки эффекта дивидендной политики используется показатель суммы дивидендов в расчете на единицу капитализированной прибыли и он позволяет определить соотношение суммы дивидендных выплат и суммы капитализированной прибыли.

Эффект капитализации оценивается путем сравнения фактической рентабельности собственного капитала со средней ставкой депозитного процента на денежном рынке.

Если фактическая рентабельности собственного капитала ниже ставки депозитного процента, то капитализация прибыли не выгодна. Распределенная прибыль в форме дивидендных выплат позволила бы получить более высокий доход при ином размещении капитала.

При оценке эффекта дивидендной политики могут использоваться показатели снижения стоимости используемого капитала, а также повышения рыночной стоимости акций.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.