Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Вопрос 47. Понятие, признаки и виды подзаконных нормативно-правовых актов.






Подзаконный акт - акт принятый в соответствие с законом для конкретизации и дополнения его положений.

Подзаконные акты помимо Президента издают органы исполнительной власти федерального и регионального уровней, а также органы местного самоуправления.

Подзаконные акты, издаваемые в РФ подразделяют на: федеральные акты, акты субъектов, акты органов местного самоуправления.

Подзаконные акты обладают меньшей юр. силой, чем законы и призваны конкретизировать основные принципиальные положения законов применительно к своеобразию различных индивид. интересов. По своему содержанию подз. акты явл. актами различных органов исполнит. вл. По субъектам издания и сфере распространения они подразделяются на общие, местные, ведомственные и внутриорганизационные акты.

Общие подз. акты. Это НПА общей компетенции, действие которых распространяется на всех лиц, в пределах территории страны. По своей юр. силе и значению они следуют за законами. К ним относятся нормотворческие предписания высших органов исполнительной вл. Они исходят от През. или Главы Прав-ва. Существует 2 разновидности общих подзаконных актов: 1 Указы и распоряжения Президента РФ - ст. 83-90 Конституции РФ. Они могут быть нормативными и ненормативными. Они обязат. для исполнения на всей территории РФ и не должны противоречить К. и законам. Они регламентируют различные сторооны общ. жизни, связанные с гос. управлением; 2 Постановления и распоряжение Правительства РФ - постановления принимаются по особо важным вопросам, а распоряжения по текущим. Они издаются на основании К., ФЗ, … нормативных Указов През. и обязательны к исполнению на территории РФ. В случае противоречия они могут быть отменены През. Исполнение Постановлений обеспечивается в пределах предмета ведения и полномочий РФ и совместного ведения Федерации с ее субъектами.

Местные подзаконные акты. Это НПА органов представительной и исполнительной власти на местах. Их издают местные органы исполн. вл. и органы местного самоуправления. Действие этих актов ограничено подвластной им территорией. Акты органов местного самоупр. устанавливают статус муницип. территории и её органов, налоги и сборы, правила местного хар-ра и др. вопросы местного значения. Нормативные акты органов местного самоуправления - акты представительных органов, акты глав администраций районов, городов, муниципалитетов, акты принимаемые на референдуме.

Ведомственные НПА (приказы, инструкции) – это НПА общего действия, но они распростран. только на ограниченную сферу общ. отношений (таможенные, банковские, транспортные) и они издаются различными министерствами и ведомствами

Внутриорганизационные (корпорационные) НПА Локальные нормативные акты, которые регулируют внутреннюю жизнь предприятий. Они распространяются на членов этих предприятий, регулируют самые различные отношения, возникающие в конкретной сфере деятельности гос. учреждений, предприятий, в/ч и др. организаций.

НПА классифицируются и по содержанию, но такое деление условно. Эта условность объективно объясняется тем, что не во всех НПА содержатся нормы однородного содержания. Существуют акты, содержащие нормы только одной отрасли права (УП, СП, ТП) - отраслевые. Но наряду с отраслевыми НПА имеются НПА, имеющие комплексный хар-р. Они включают нормы различных отраслей права, обслуживающих определенную сферу общественной жизни. (хозяйственное, торговое, военное, морское зак-во – комплексные НПА)

Локальные НА - самая низкая юр-ая сила. Это НАкты различных предприятий, учреждений и орг-ий. Они действуют в пределах этих орг-ий и распространяются

 

48. Действие нормативно-правовых актов во времени. Обратная сила закона+

Действие нормативных актов во времени обусловлено вступление его в силу и утратой силы.

Нормативный акт может вступить в силу одним из следующих образов:

1. При указании даты вступления

2.При указании в акте соответствующих обстоятельств (с момента подписания, с момента опубликования)

3. При применении общих правил. Так в России по общему правилу федеральные конституционные законы и федеральные законы вступают в силу по истечении 10 дней после их официального опубликования, указы президента по истечении 7 дней после официального опубликования

Нормативный акт прекращает свое действие вследствие:

1. его официальной отмены

2.истечения срока, на который он был издан акт, если акт носил временный характер

3.замены акта другим, регулирующим те же общественные отношения

Интересной проблемой действий нормативных актов во времени является проблема обратной силы нормативных актов. Обратная сила закона - это распространение его действий на обстоятельства, возникшие до вступления закона в силу. В РФ по общему правилу обратная сила закона не допускается. Исключение составляют нормы, которым законодаетль специально придает обратную силу, а также нормы, смягчающие или устраняющие наказание.


49. Действие нормативно-правовых актов в пространстве и по кругу лиц. Иммунитеты в праве.+

Действие нормативных актов в пространстве определяется территорией, на которую распространяются властные полномочия органа, его издавшего. Под территорией РФ понимается ее сухопутное и водное пространство внутри гос.границ, воздушное пространство над ними, недра. К ней также относится территория российских представительств за рубежом, военные и торговые суда в открытом море, воздушные корабли находящееся в полете за пределами страны.

Действие нормативных актов в пространстве зависит от:

- уровня гос. органа принявшего данный акт

- юридической силы акта

Нормативные акты распространяют свое действие:

- на территории всей страны (ФКЗ, ФЗ, иные акты высших органов власти и управления)

- на территории субъекта Федерации (акты органов гос.власти и управления субъекта РФ, не могут отменять или приостанавливать на своей территории действие законов общефедеральных органов)

- на территории указанной в самом акте

- на локальную территорию (предприятие, учреждение)

Действие нормативных актов по кругу лиц подчинено общему правилу - нормативный акт действует на всех лиц, находящихся на территории гос.ва независимо от их гражданства. Из этого правила имеются исключения.

-некоторые лица обладают дипломатическим иммунитетом и находясь за рубежом, не подпадают под юрисдикцию соответствующего государства пребывания (главы государств, послы)

-лицо, совершившее преступление против гос.ва, будет подлежать ответственности независимо от места своего нахождения.

-согласно принципу гражданства, граждане РФ, обязаны соблюдать российские законы. (если гр.РФ совершит преступление на территории другого гос.ва, то будет нести ответственность по законам РФ, даже если данное деяние не является преступление в той стране)

-иностранные граждане не подпадают под действие некоторых нормативных актов (о гос.службе, о выборах)

Иммунитеты: парламентский, президентский, судебный, дипломатический…


50. Нормы права: понятие, признаки и виды.+

Норма права - это общеобязательное, определенное правило поведения, установленное государством и направленное на урегулирование общественных отношений.

К признакам нормы права относятся:

1.общеобязательность - она воплощается в безличностное правило поведения, которое распространяется на большое кол-во жизненных ситуаций и большой круг лиц; гос-во адресует норму права не конкретному лицу, а всем субъектам - физ. и юр. лицам.

2.формальная определенность - выражается в письменной форме в офиц. док-тах, с помощью чего призвана четко определять рамки деяний субъектов.

3.связь с государством- устанавливает гос.органами либо общественными организациями и обеспечивается мерами гос. воздействия - принуждением, наказанием, стимулированием

4.предоставительно-обязывающий характер - представляет собой властное предписание гос-ва относительно возможного и должного поведения людей.

5.системность - правовая норма выступает в виде специфической микросистемы, состоящей из таких взаимосвязанных, взаимоупорядоченных элементов, как гипотеза, диспозиция и санкция.

Нормы права - устанавливаются и санкционируются гос.вом и обеспечиваются возможностью применения гос. принуждения. Они выражают гос.ую воли и регулируют наиболее важные общественные отношения.

Виды норм права:

1) в зависимости от содержания они подразделяются на:

исходные нормы, которые определяют основы правового регулирования общественных отношений, его цели, задачи, пределы, направления (это, например, декларативные нормы, провозглашающие принципы; дефинитивные нормы, содержащие определения конкретных юридических понятий, и т.п.);

общие нормы, которые присущи общей части той или иной отрасли права и распространяются на все или большую часть институтов соответствующей отрасли права;

специальные нормы, которые относятся к отдельным институтам той или иной отрасли права и регулируют какой-либо определенный вид родовых общественных отношений с учетом присущих им особенностей и т.д. (они детализируют общие, корректируют временные и пространственные условия их реализации, способы правового воздействия на поведение личности);

2) в зависимости от предмета правового регулирования (по отраслевой принадлежности) - на конституционные, гражданские, административные, земельные и т.п.;

3) в зависимости от их характера - на материальные (уголовные, аграрные, экологические и пр.) и процессуальные (уголовно-процессуальные, гражданско-процессуальные);

4) в зависимости от методов правового регулирования делятся на:

императивные (содержащие властные предписания);

диспозитивные (содержащие свободу усмотрения);

поощрительные (стимулирующие социально полезное поведение);

рекомендательные (предлагающие наиболее приемлемый для государства и общества вариант поведения);

5) в зависимости от времени действия - на постоянные (содержащиеся в законах) и временные (указ Президента о введении чрезвычайного положения в определенном регионе в связи со стихийным бедствием);

6) в зависимости от функций - на регулятивные (предписания, устанавливающие права и обязанности участников правоотношений, например нормы конституции, закрепляющие права и обязанности граждан, президента, правительства и т.д.) и охранительные (направленные на защиту нарушенных субъективных прав, например нормы гражданско-процессуального права, призванные восстанавливать нарушенное состояние с помощью соответствующих юридических средств защиты);

7) в зависимости от круга лиц, на которых распространяется действие норм, - на общераспространенные (действуют в отношении всех граждан, например нормы Конституции РФ) и специально распространенные (действуют только в отношении определенной категории лиц - пенсионеров, военнослужащих, учащихся и т.д.);

8) в зависимости от степени определенности элементов правовой нормы - на абсолютно определенные (точно определяющие права и обязанности участников правоотношения, условия своего действия, последствия несоблюдения предписаний нормы; например нормы УК РФ, устанавливающие точный и исчерпывающий перечень обстоятельств, отягчающих ответственность), относительно определенные (устанавливающие возможные варианты поведения; например санкции статей Особенной части УК РФ, предусматривающие верхний и нижний пределы уголовного наказания) и альтернативные (закрепляющие несколько возможных вариантов действия, из которых необходимо выбрать один с учетом конкретных обстоятельств; например, установление нормами УК РФ различных видов наказания - лишение свободы, или исправительные работы, или штраф);

9) в зависимости от сферы действия - на общефедеральные (действуют на территории всей страны, например нормы Уголовно-исполнительного кодекса РФ), региональные (действуют на территории субъектов РФ - в республиках, краях, областях и т.п.) и локальные (действуют на территории конкретного предприятия, учреждения, организации);

10) в зависимости от юридической силы - на правовые нормы законов и подзаконных актов;

11) в зависимости от способа правового регулирования - на управомочивающие (предоставляющие возможность совершать определенные действия, например принять завещание, требовать исполнения обязательств), обязывающие (предписывающие лицам совершить те или иные положительные действия, например возместить убытки, уплатить квартплату, возвратить в библиотеку книги) и запрещающие (не разрешающие производить определенные действия, например нарушать правила дорожного движения, совершать хищения);

12) в зависимости от субъектов правотворчества - на нормы, принятые государственными (законодательными, исполнительными) органами и негосударственными структурами (народом на референдуме либо органами местного самоуправления).

Таким образом, нормы права многообразны. Это связано с многообразием общественных отношений, которые данные нормы призваны регулировать.

 

51. Логическая структура правовой нормы.+

Логическая структура правовой нормы - это ее внутреннее строение, наличие в ней взаимосвязанных между собой составных частей.

Структура нормы права делится на три части: 1)гипотеза, 2)диспозиция, 3)санкция.

1. Гипотеза (предположение) - это часть нормы права, указывающая на условия ее действия (время, место, субъектный состав), которые определяются путем закрепления юр. фактов. Гипотеза является обязательным элементом нормы права, т.к. ее отсутствие превратило бы норму права в действующую всегда и при любых обстоятельствах.

Виды гипотез:

- Абстрактные, т.е. определяющие условия действия норм общими родовыми признаками

- Казуистические, т.е. видовые, устанавливающие специальные условия действия норм (пример: в УПК по пунктам перечислены обстоятельства, когда дело не возбуждается или прекращается)

- Простые, связывают действие нормы с одним обстоятельством

- Сложные, связывают действие нормы с двумя или более обстоятельствами

- Альтернативные, одно из двух или несколько указанных последствий

- Положительная

- Отрицательная

2. Диспозиция (юридическое расположение сторон) это элемент нормы права, определяющий модель поведения субъектов с помощью установления прав и обязанностей, возникающих при наличии указанных в гипотезе юридических фактов. Диспозиция выступает основной регулирующей частью нормы (у УК большинство диспозиций содержит признаки запрещенных деяний - нельзя убивать, красть)

Виды диспозиций:

- Простая, лишь называет правило поведения, но не раскрывает его.

- Описательная, раскрывает все существенные признаки предписываемого варианта поведения.

- Ссылочная, не раскрывает правило поведения, а отсылает для ознакомления с ним к другой норме того же нормативного акта

- Бланкетная, отсылает к норме другого нормативного акта

- Представительно - обязывающие (арендодатель-арендатор), содержат двухстороние правила поведения

- Обязывающие (должник по договору займа), указывающие вид и меру поведения обязанного лица

- Управомочивающие, указывающие вид и меру возможного поведения

- Рекомендательные, указывают целесообразность поведения

- Запрещающие, указывают меру поведения, за которое предусмотрена юр.ответственность (вождения а/м в сост. опьянения)

3. Санкция это элемент нормы права, предусматривающий определение последствия для субъекта, реализующего диспозицию.

Они могут быть как негативными - меры наказания (штраф, арест), так и позитивными - меры поощрения (премия)

Виды санкций:

- Абсолютно определенные, точно указывает вид и разбор последствий за нарушение нормы

- Относительно определенные, указывает размер наказания от минимального предела до максимального, или только до максимального

- Альтернативные, один из указанных видов наказания

- Простые, один вид наказания

- Кумулятивная, два или несколько видов наказания

Интересной разновидностью санкций являются поощрительные санкции, существование которых признается не всеми авторами.

 

Пример: " Граждане РФ, достигшие 18 лет (2 условия гипотезы), имеют право избирать (диспозиция); лица препятствующие осуществлению права, привлекаются к ответственности (санкция) "


52. Гипотеза правовой нормы: понятие и виды.+

Гипотеза (предположение) - это часть нормы права, указывающая на условия ее действия (время, место, субъектный состав), которые определяются путем закрепления юр. фактов. Гипотеза является обязательным элементом нормы права, т.к. ее отсутствие превратило бы норму права в действующую всегда и при любых обстоятельствах. Гипотеза — указание на условия, при которых возникают права и обязанности у субъектов права; при которых эта норма действует. (Гипотеза – та часть нормы, где указаны условия обстоятельства, наличие которых дает возможность осуществлять правила поведения: исполнять, соблюдать, использовать, применять.

Виды гипотез:

- Абстрактные, т.е определяющие условия действия норм общими родовыми признаками

- Казуистические, т.е. видовые, устанавливающие специальные условия действия норм (пример: в УПК по пунктам перечислены обстоятельства, когда дело не возбуждается или прекращается)

- Простые, связывают действие нормы с одним обстоятельством

- Сложные, связывают действие нормы с двумя или более обстоятельствами

- Альтернативные, одно из двух или несколько указанных последствий

- Положительная

- Отрицательная

Пример: " Граждане РФ, достигшие 18 лет (2 условия гипотезы), имеют право избирать; лица препятствующие осуществлению права, привлекаются к ответственности".


53. Диспозиция правовой нормы: понятие и виды.+

Диспозиция (юридическое расположение сторон) это элемент нормы права, определяющий модель поведения субъектов с помощью установления прав и обязанностей, возникающих при наличии указанных в гипотезе юридических фактов. Диспозиция выступает основной регулирующей частью нормы (у УК большинство диспозиций содержит признаки запрещенных деяний - нельзя убивать, красть)

Виды диспозиций:

- Простая, лишь называет правило поведения, но не раскрывает его.

- Описательная, раскрывает все существенные признаки предписываемого варианта поведения.

- Ссылочная, не раскрывает правило поведения, а отсылает для ознакомления с ним к другой норме того же нормативного акта

- Бланкетная, отсылает к норме другого нормативного акта

- Представительно - обязывающие (арендодатель-арендатор), содержат двухсторонние правила поведения.

- Обязывающие (должник по договору займа), указывающие вид и меру поведения обязанного лица

- Управомочивающие, указывающие вид и меру возможного поведения

- Рекомендательные, указывают целесообразность поведения

- Запрещающие, указывают меру поведения, за которое предусмотрена юр.ответственность (вождения а/м в сост. опьянения)

Пример: " Граждане РФ, достигшие 18 лет (2 условия гипотезы), имеют право избирать (диспозиция); лица препятствующие осуществлению права, привлекаются к ответственности".


54. Санкция правовой нормы: понятие и виды.+

Санкция это элемент нормы права, предусматривающий определение последствия для субъекта, реализующего диспозицию. Санкция — называет поощрительные или карательные меры (позитивные или негативные последствия), наступающие в случае соблюдения или, напротив, нарушения правила, обозначенного в деспозиции нормы. (Санкция – та часть нормы которая содержит указания на неблагоприятные последствия, которые могут возникнуть у нарушителя правила поведения. По степени определенности санкции подразделя­ются на абсолютно определенные (точно указанный размер штрафа), относительно определенные (лишение свободы на срок от трех до десяти лет), альтернативные (лишение сво­боды на срок до трех лет, или исправительные работы на срок до одного года, или штраф)).

Они могут быть как негативными - меры наказания (штраф, арест), так и позитивными - меры поощрения (премия)

Виды санкций:

- Абсолютно определенные, точно указывает вид и размер последствий за нарушение нормы

- Относительно определенные, указывает размер наказания от минимального предела до максимального, или только до максимального

- Альтернативные, один из указанных видов наказания

- Простые, один вид наказания

- Кумулятивная, два или несколько видов наказания

Интересной разновидностью санкций являются поощрительные санкции, существование которых признается не всеми авторами.


55. Способы изложения норм права в статьях нормативно-правового акта.+

Нормы права и статьи нормативного акта не тождественны, они могут как совпадать, так и не совпадать. Норма права- это правило поведения, состоящие из гипотезы, диспозиции и санкции, а статья законодательного акта - это форма выражения гос.ой воли, средство воплощения нормы права.

Соотношения нормы права и статей нормативного акта:

Норма права будучи содержанием, по разному соотносится со статьей нормативного акта, выступающей в качестве ее формы.

Излагая это правило законодатель может:

- все три элемента логической структуры нормы права (гип, дисп, санкц) включить в одну статью нормативного акта (ст. УК РФ имеющая одну часть)

- в одну статью нормативного акта включить несколько правовых норм (статьи особенной части УК РФ, включающие 2 и более частей)

- элементы нормы права изложить в нескольких статьях одного и того же нормативного акта (за нарушение норм Конституции санкции содержатся в других нормативных актах)

- элементы нормы права изложить в нескольких статьях различных нормативных актов

Способы изложения соотношения нормы права и статьи нормативного акта:

1. Прямой способ - норма права непосредственно излагается в статье нормативного акта

2. Отсылочный (ссылочный) способ - ст. нормативного акта, не излагая всей нормы права, отсылает к другой статье этого же норм. акта (ст. УК РФ)

3. Бланкетный способ - ст. отсылает не к конкретной ст., а к целому виду других норм. актов (ссылки на Федеральные законы).

 


56. Система права: понятие, структура, общая.+

Система права - это внутренне строение права, выражающее его деление на отрасли, институты и отдельные нормы. Системность является важнейшим качеством права и означает согласованность, непротиворечивость, взаимодополняемость правовых норм.

Структурными элементами системы права являются:

- норма права, первичный элемент системы права. Это исходящее от гос.ва обязательное правило поведения властного характера.

-отрасль права, совокупность однородных правовых норм, регулирующих определенную сферу общественных отношений. (уг. право, гр.право)

-подотрасль права, регулируют отдельные общественные отношения (в гр.праве - авторское право, жилищное; в земельном - горное, водное)

-институт права, небольшая группа правовых норм, регулирующих определенную разновидность общественных отношений (иститут брака, семьи)

Институты делятся по отраслям права на: гражданские, уголовные, административные, финансовые и т.д. Сколько отраслей, столько групп институтов.

Виды институтов:

-материальные (регулируют отношения между людьми и распоряжением имуществом)

-процессуальные (порядок разрешения споров)

-отраслевые (нормы одной отрасли права)

-смешанные (нормы двух и более отраслей права)

-простые (небольшой, не содержит подразделений)

-сложные (имеет в своем составе субинституты)

-регулятивные (регулирование отношений), охранительные, учредительные (закрепляют определенное положение).

-субинститут, более мелкое самостоятельное образование входящие в состав института права (институт поставки в гр. праве включает в себя институт штрафа)

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.