Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Принципы права: понятие и виды.






Поэтому одной из основополагающих целей российских реформ является построение правового государства и гражданского общества.

Россия, преодолев тяжелейший период постсоветской реформации, является очень молодой преемницей основ правовой государственности.

Устоявшийся термин «гражданское общество» восходит к древнеримскому слову civitas, обозначавшему гражданскую общину римлян, сообщество римских граждан. Вплоть до конца XVIII в. отсутствовало четкое различение неполитического (гражданского) общества и политического государства. Идея правового государства, при этом, была актуальной и волновала умы передовых людей всегда. Сам же термин «правовое государство» сформировался и утвердился довольно поздно - в немецкой юридической литературе в первой трети XIX века в работах К.Т.Велькера, Р. фон Моля и др. Однако, споры вокруг правового государства ведутся с самого зарождения этой политико-юридической конструкции. При этом, не подлежит никакому сомнению, что теория правового государства занимает достойное место среди достижений человеческой цивилизации, потому, что она сориентирована на утверждение такого государственного союза, в котором взаимоотношения личности и государства строились бы на строгих основах права и исключали бы взаимный произвол.

Правовое государство - это и определенная философско-правовая теория, и соответствующая практика организации политической власти и обеспечения прав и свобод человека. Его общечеловеческая ценность определяет и современные установки, устремления и усилия по формированию и развитию начал правовой государственности в посттоталитарной России.

В исследование проблем правового государства определенный вклад внесли российские дореволюционные юристы - Гессен, Кистяковский, Палиенко. В СССР концепция правового государства не признавалась. Современная Конституция РФ провозглашает Россию правовым государством. Процесс становления правового государства занимает длительное историческое время, не вводится единовременным актом. Россия в современный период находится в состоянии кризиса, что обостряет трудности и препятствия, которые стоят на пути движения к правовому государству. Среди них особое беспокойство у общественности вызывает бесперспективное положение в области прав человека, рост преступности, коррупция, расцвет бюрократизма

Для России путь к правовому государству не был и никогда не будет простым и быстрым. Причин тому много.

Во-первых, гражданское общество в нашей стране еще только формируется, его структура аморфна, нестабильность общественных отношений порождает у населения безразличие к решению соответствующих проблем. Процедура перехода от сложившейся социальной структуры к новой болезненна и требует времени, к тому же у многих в настоящее время отсутствует четкая социальная самоидентификация.

Во-вторых, экономические проблемы решаются дискретно и непоследовательно с точки зрения здравого смысла и формальной логики, в результате чего мы имеем однобокость процессов разгосударствления и приватизации, отсутствие среднего класса собственников, рост люмпенизированного слоя населения, поляризацию доходов социальных групп и слоев населения, замедленный выход к рыночным отношениям и т.д.

В-третьих, налицо кризисное состояние российской политической системы, а именно: нестабильность и неопределенность властных отношений, политическая неструктурированность общества (политические партии мелки и не имеют четкой социальной ориентации), затянувшийся процесс реализации принципа разделения властей, низкий уровень политической культуры населения в целом и власть имущих в частности.

В-четвертых, до сих пор требуют своего разрешения чисто правовые вопросы. Причем наличие противоречивого законодательства, спешка при издании нормативно-правовых актов и даже принятие неправовых законов — это не самое главное.


36. Происхождение и пути формирования права.+

Социальные нормы первобытного общества?

Причины происхождения права во многом аналогичны причинам породившим государство. Однако между монормами первобытного общества и нормами права существовала более глубокая преемственность, чем между органами родового самоуправления и органами государства. Вековые, проверенные многими поколениями обычаи расценивались как данные свыше, как правильные и справедливые. Наиболее ценные из них были санкционированы государством.

Возникновение права длительный процесс, протекавший на протяжении жизни многих поколений. Первоначально зарождались элементы права, отдельные правовые идеи и принципы, правовые нормы и правоотношения. Разрастаясь и укрепляясь, данные юридические фрагменты постепенно складывались в единую и внутренне согласованную правовую систему конкретного общества.

Право исторически возникло как классовое явление и выражало прежде всего волю и интересы экономически господствующих классов. Так в рабовладельческих и феодальных эпохах, в случае кражи решающее значение придавалось тому, кем (своим или чужаком) она совершена (сородича обычно принуждали вернуть похищенное). Теперь же всякое посягательство на собственность влекло суровое наказания, а посягательство на имущество знати каралось особенно жестоко.

Каждое сословие имело разное правовое положение, различные права и обязанности, привилегии и ограничения. Даже нарушения общих для всего гос.ва запретов (убийство) влекло разные санкции по отношению к разным членам сословий и групп.

Если обычаи сохранялись в сознании и проявлялись в поведении людей, то правовые нормы начали оформляться письменно для всеобщего сведения. Формальная определенность права - его важнейший признак, без которого права в принципе быть не может.

Правовые нормы складывались тремя путями:

1. Перерастание первобытных обычаев в нормы обычного права и санкционирование их в этой связи силой гос.ва

2. Правотворчество гос.ва, которое выражается в издании спец. документов, содержащих юр. нормы, нормативных актов (законов, указов)

3. Судебное право, состоящее из конкретных решений (принимаемых судебными органами и преобретающих характер образцов)

На процесс возникновения и развития права оказало влияние множество факторов, специфика географических, культурно-исторических и иных обстоятельств. На Востоке велика роль традиций, здесь источниками права выступают религиозные нормы. В Европе кроме обычаев все больше о себе заявляло правотв-тво гос.органов (закон-ные акты) и суд-е право (прецеденты).


37. Типология права: понятие, исторические типы права, их характеристика..


38. Современные подходы к правопониманию: естественно-правовой, нормативный, социологический.+

Право-сложное и многозначное явление, затрагивающее интересы все участников общественных отношений. " Юристы до сих пор ищут сове определение права" И.Кант

Многообразие подходов к определению и пониманию права обусловелена различными национальными и религиозными традициями, философскими и идеологическими воззрениями, психологическими особенностями.

Нормативный подход.

Нормативный подход наиболее ярко выражен в теории юридического позитивизма и теории нормативизма. Нормативное понимание права основано на представлении, что “право - это система общеобязательных, формально определенных норм, которые выражают и призваны обеспечить классово определенную свободу поведения в её единстве с ответственностью и сообразно этому выступают в качестве государственно-властного критерия правомерного и неправомерного поведения”.

Из этого определения можно выделить ряд следующих признаков:

1. Право - это совокупность норм установленных или санкционированных государством.

2. Правовые нормы отличаются от других социальных норм, а) формальной определенностью, так как право это нормы изложенные в законах и др. нормативных актах.

3. Государство выступает гарантом соблюдения законности, посредством поощрительных мер воздействия, а также посредством карательных и право - восстановительных санкций.

4. Правовые нормы воздействуют на поведение людей непосредственно или через правовые отношения, образующиеся между физическими и (или) юридическими лицами.

К позитивной черте нормативного подхода следует отнести то, что лишь при таком понимании права могут быть обеспеченны законность, господство права, восходящее к его официальному установлению и единообразному пониманию.

(естественно-правовой, ценностный) подход.

Согласно ему, право - не тексты законов, а содержащаяся в общественном сознании система понятий об общеобязательных нормах, правах, обязанностях запретах, условиях их возникновения и реализации, порядке и формах защиты.

При этом, они приводят в пример существование целые эпох и государств, где существование права обходились без законов и без текстов; при системе прецедентов источником права было профессиональное правосознание, обычное право опиралось на массовое правовое сознание.

В современном обществе отдельные слова вообще не воспринимаются практикой либо меняются по смыслу. Все противоречия между условными терминами законодательства и их реальным значением снимаются в процессе общественной практики, вырабатывающей единообразное понимание терминов. Важно и то, что в общественном сознании реальным содержанием наполняются те термины, которые непонятны и практически неосуществимы, без учета норм и критериев общественной морали. Такие термины (клевета, хулиганство, исключительный цинизм) конкретизируются и делаются общезначимыми при помощи так называемых «оценочных понятий». При этом тексты закона не только оцениваются общественным сознанием с позиций здравого смысла, но и сопоставляются с понятиями справедливости и гуманизма. Именно в общественном сознании содержаться не всегда зафиксированные в текстах законов ценности, представления о правах и свободах человека. Правосознание играет роль фильтра, усваивая и воспринимая лишь то, что является собственно правом.

В отечественной науке данный подход в понимании права получил распространение с конца 80х годов.

Социологический (функциональный) подход.

Социологический подход представлен социологической теорией. Данный подход аргументируется и характеризуется следующим: ”… коль скоро правопорядок все же является фактом, значит - существует и право, но не в виде слов закона и не только как правовые знания и представления (они слишком разнообразны и недостаточно действенны), а как порядок общественных отношений в действиях и поведениях людей.”

Государственная воля, воплощенная в правовых нормах, на этой ступени материализуется в общественных отношениях, придавая им правовую форму. Право в действии есть его реализация, проявляющаяся в правовом поведении. Урегулированность, законность, правопорядок обеспечиваемые в обществе, - необходимые элементы правопонимания. В самом деле: действие права осуществляется путем исполнения (соблюдения, использования, применения) правовых норм. При этом в указанную деятельность вовлекаются правоприменительные органы, образуются правоотношения, на нее оказывает свое влияние правосознание людей. Иными словами, функционирует сложный механизм правовой системы, отнюдь не сводящийся к юридическим нормам. А это в свою очередь означает, что говоря о праве и его понимании, мы не можем игнорировать тех составных частей механизма, которые нормами права не являются, но без которых нормы действовать не в состоянии.”

 


39. Понятие и признаки права.+

Право - это официальный, цивилизованный регулятор общественной жизни, социальная, культурная и моральная ценность, мера свободы и ответственности личности.

Признаки права - это его существенные характеристики, которые отличают право от иных социальных регуляторов, к ним относятся такие признаки как:

-право устанавливается или санкционируется гос.вом и выражает гос.волю.

-нормативность. право состоит из нормативных установок, правил поведения.

-социальность, она выражается в том, что право регламентирует важнейшие общественные отношения: организацию производства и распределения материальных благ, гос.должностей и т.д.

-системность, правовые предписания располагаются не хаотически, а представляют собой единую систему.

-формальная определенность, правовые предписания существуют в определенных формах, называемых " источниками права".

-процедурность, право имеет спец. процедуры своего создания, применения, защиты.

-общеобязательность, все члены общества обязаны соблюдать и исполнять требования правовых норм независимо от своего желания.

-право регулирует поведение человека, а не его внутренний мир. Плохие мысли не вызовут правовых последствий, пока не выразятся в действии.

-право охраняется и обеспечивается гос.вом.

Объективные свойства, которые объективно присущи П: 1. Нормативность: П обладает нормативностью поскольку состоит из норм правил общего характера, благодаря этому св-ву П способно охватить и урегулировать неопределенное число жизненных ситуаций и поведение неопределенного числа лиц. 2. П - общеобязательный регулятор общ-ых отношений, благодаря этому свойству (обязательность), П способно урегулировать поведение всех без исключения членов общ-ва. 3. Системность: П - это система норм, это единая система в масштабах всего Г, благодаря этому св-ву П способно урегулировать единообразно поведение людей в масштабах всей страны. 4. формальная определенность - это св-во появляется у П благодаря его письменной форме. Подавляющее большинство правовых норм закрепляется письменно, в определенных официальных документах называемых НПА-ми. В этой связи нормы П приобретают четкость, определенность своего содержания. Благодаря этому св-ву П четко определяет круг регулируемых отношений, участников этих отношений, их юр-ие права и обязанности, меры ответственности и т.д. 5. Волевой характер: Принудительность (обеспеченность) – это св-во возникает у П благодаря тому что П обеспечивается принудительной силой Г. Благодаря этому св-ву П способно утвердить в общ-ве тот порядок который необходим общ-ву или Г.

 

Принципы права: понятие и виды.

Принципы права - это основные, исходные цели, начала, выражающие сущность права как специфического социального регулятора. Именно в принципах и функциях права выражаются и конкретизируются его сущность и социальное назначение.

В зависимости от сферы распространения выделяют общеправовые, межотраслевые, отраслевые принципы права.

К общеправовым (характерным для всего права) относятся такие принципы как:

1.справедливость, выражает сущность права и поиск компромисса между участниками правоотношений, гражданином и гос.вом.

2.юридическое равенство граждан перед законом и судом (ст. 19 Конституции)

3.гуманизм

4.демократизм

5.единство прав и обязанностей

6.законность, строгое соблюдение и исполнения правовых предписаний всеми субъектами права.

7.сочетание убеждений и принуждений

8.федерализм

К межотраслевым принципам (характерным для нескольких отраслей) относятся:

1. В ГПК и УПК гласность и обязательность судопроизводства

2. В УП, ГП, АП неотвратимость ответственности

3. В ГП, СП, Брачном Праве равенство сторон

К отраслевым принципам (присущи отдельной отрасли права) относятся:

1.В УПК презумпция невиновности

2.В ТП свобода труда

3. В ГП всеобщность защиты гражданских прав.

Принципы закреплены в Конституции

Принципы делятся на общеправовые, межотраслевые и отраслевые. Общеправовые – характеризуют систему права в целом, они присущи всей системе права. Межотраслевые присущи двум и более отраслям права. Отраслевые принципы присущи одной отрасли права. Принципы гр-го права и т.д. ТГП изучает только общеправовые принципы межотраслевые и отраслевые изучаются отраслевыми юр-ми науками. Общеправовые принципы системы права – 1) принцип демократизма (сис-ма права строится на демократических началах). 2) гуманизма. 3) принцип справедливости (имеет особую значимость. Он в наибольшей степени выражает общесоциальную сущность права, стремление к поиску компромисса между участниками правовых связей, между личностью и обществом, гражданином и государством. Справедливость требует соответствия между действиями и их социальными последствиями. Должны быть соразмерны труд и его оплата, нанесение вреда и его возмещение, преступление и наказание. Законы отражают эту соразмерность, если отвечают принципу справедливости.), 4) принцип равенства юр-их прав и обязанностей, 5) принцип единства прав и обязанностей. 6) Принцип уважения прав человека отражает тот факт, что естественные, прирожденные, неотчуждаемые права человека составляют ядро правовой системы государства. В соответствии со ст. 2 Конституции РФ человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина — обязанность государства. В ст. 18 Конституции записано: «Права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими. Они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием». 7) Содержание принципа законности заключается в том, что, как гласит ст. 15 Конституции РФ, «Конституция Российской Федерации имеет высшую юридическую силу, прямое действие и применяется на всей территории Российской Федерации. Законы и иные правовые акты, принимаемые в Российской Федерации, не должны противоречить Конституции Российской Федерации. Органы государственной власти, местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы». 8) Принцип правосудия выражает гарантии защиты субъективных прав в судебном порядке. В ч. 1 ст. 46 Конституции РФ записано: «Каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод».

За многовековую историю развития права постепенно сложились также принципы, свойственные форме права, которые в юридической науке получили наименование правовых аксиом. В их числе можно назвать следующие: закон обратной силы не имеет; все, что законом не запрещено, дозволено; никто не может быть судьей в собственном деле; нельзя осуждать дважды за одно и то же правонарушение. Большинство правовых аксиом закреплено в законе.

Принцип права по разному проявляется в системе права, Одни формируются в виде спец-ых правовых норм, др-ие выр-ся в виде определенной идеи вытекающей из содержания различных правовых норм. Как правило межотраслевые и отраслевые принципы выражены в виде норм принципов, а общеправовые принципы выступают в форме правовых норм.


41. Понятие и классификация функций права.+

Активная роль права в жизни общества выражается в его функциях

Функции права - обусловленные социальным назначением права направления правого воздействия на общественные отношения. Правовое воздействие - пути, формы, способы влияния права на общественные отношения. Особенности: 1) Определяют назначение права в обществе. 2) Определяют основные направления воздействия на общественные отношения. 3) Определяют сущность, главные черты права. 4) Отличаются динамизмом. 5) Но при этом относительно постоянны. Постоянство как необходимый признак характеризует стабильность, непрерывность, длительность её действия. Но это не означает, что неизменным остается механизм и формы её осуществления, которые изменяются и развиваются в соответствии с потребностями практики.

Функция выражает основные черты права и направлена на осуществление коренных задач, стоящих перед правом на данном этапе его развития.

Функции права - основные пути правового воздействия, выражающие роль права в упорядочении общественных отношений.

Функции права классифицируют на: общесоциальные и специально-юридические.

К общесоциальным относятся:

1.экономическая, право регламентирует производственные отношения в обществе, охраняет собственность, закрепляет ее формы, регулирует переход имущества от одного к другому.

2.политическая, право регулирует деятельность субъектов полит.системы- гос.ва, полит. партий

3.воспитательная, право оказывает влияние на формирование личности граждан и установок поведения в коллективах.

4.коммуникативная, право выступает способом связи между законодателем и обществом

К специально-юридическим функциям относят:

Важнейшая задача системы права любой страны – упорядочение общественных отношений, введение их в рамки соц. свободы и справедливости. Она обуславливает 2 группыспециально-юридическим функций права: регулятивную и охранительную, среди которых можно выделиить следующие подгруппы: а) Регулятивно-статистическая функция – выражается в воздействии права на общественные отношения, путём закрепления их в тех или иных правых институтах (право собственности). б) Регулятивно-динамическая функция – выражается в воздействии права на общественных отношения, путём оформления их движения в форме правовых отношений (дееспособность, компетенция). в) Охранительная - направлена на охрану наиболее значимых общественных отношения, реализуется путём применения специальных охранительных норм. Охранительная ф-ия права подразделяется на карательную и компенсационную. Карательная ф-ия выр-ся в применении наказаний к лицам совершившим правонарушение. Компенсационная ф-ия права выр-ся в восстановлении нарушенных прав. В этом случае применяется правовосстановительная санкции. Кроме этих двух выделяют еще и так называемую превентивную ф-ию. Она выр-ся в предупреждении правонарушений; Еще одной специально-юридической функцией явл. г) Оценочная - позволяет выступать праву в качестве критерия правомерности или неправомерности чьих-либо поступков. По субъектам гос. власти можно выделить законодат., исполнительную и судебною функции.

 


42. Понятие, виды и общие черты социальных норм.+

Социальные нормы - это необходимые правила совместного человеческого бытия, указатели границ должного и возможного.

Признаки социальных норм:

1. отражают достигнутую степень экономического, политического, культурного развития общества

2.являются правилами поведения людей и их групп

3.являются правилами общего характера с абстрактными адресатом и многократностью действия

4.характеризуются обязательностью исполнения и общественным осуждение в случае своего нарушения.

Критерии разграничения социальных норм:

- по способу образования выделяются стихийно образованные (мораль, обычаи) и нормы, установленные сознательно (нормы права)

- по способу закрепления выделяют: устные и письменные

- по сфере регулирования общественных отношений (правовые, моральные, религиозные и т.д.)

Виды социальных норм:

1. правовые, устанавливаются и санкционируются гос.вом

2. моральные, отражают представление о добре и зле

3.политические, регламентируют деятельность субъектов полит. системы

4.эстетические, отражают представление о прекрасном

5.религиозные, регулируют отношения верующих к Богу, церкви

6.корпоративные, правила поведения в обществе и коллективе

8. нормы обычаев, традиций, привычек, исторически сложившиеся правила поведения вошедшие в привычку.

Нормы морали - одна из форм общественного сознания, отражающая представление людей о честном и бесчестном, добре и зле, носят неписаный характер.

Нормы права - устанавливаются и санкционируются гос.вом и обеспечиваются возможностью применения гос. принуждения. Они выражают гос-ую волю и регулируют наиболее важные общественные отношения.


43. Соотношение норм права и морали.+

Соотношение между правом и моралью сложное, оно включает в себя 4 компонента: единство, различие, взаимодействие и противоречия.

Единство права и морали состоит в том, что:

1. Они представляют собой разновидности социальных норм, образующих целостную систему нормативного регулирования и в силу этого обладают некоторыми общими чертами, у них единая нормативная основа

2. Право и мораль преследуют одни и те же цели - совершенствование общественной жизни, развитие и обогащение личности, защиту прав человека, утверждение идеалов гуманизма, справедливости.

3. У них один и тот же объект регулирования - общественные отношения (только в разном объеме), они адресуется одним и тем же людям, слоям, группам, их требования совпадают.

4. Право и мораль определяют границы должных и возможных поступков субъектов, являются средством выражения личных и общественных интересов.

5. В философском плане представляют собой категории, обусловленные экономическими, а также политическими, культурными факторами, что делает их социально однотипными.

6. Выступают в качестве фундаментальных общеисторических ценностей.

Отличительные особенности права и морали:

1. Различаются по способам формирования. Нормы права создаются гос.вом, право выражает гос.ую волю. Нормы морали создаются не гос.вом, они не являются продуктом какой-то целенаправленной деятельности, возникают спонтанно в процессе деятельности людей.

2. Различаются по методам их обеспечения. Право создается и обеспечивается, охраняется гос.вом. За правом стоит аппарат принуждения, следящий за соблюдение правовых норм, ибо право не просьба и не совет, а властное требование, предписание. Мораль опирается не на силу закона, а на силу общественного мнения. Нарушение нравственных норм не влечет вмешательства гос.ва.

3. Различаются по форме выражения. Правовые норма закрепляются в спец. юридических актах гос.ва (законах, указах) группируются по отраслям, вносятся в кодексы, уставы. Моральные нормы - неписаные заповеди. (записаны лишь в манускриптах, хрониках)

4. Различаются по характеру и способам воздействия на сознание и поведение людей. Право регулирует поведения с точки зрения юр.прав и обязанностей (законное-незаконное, наказуемое-ненаказуемое). Мораль подходит к человеческим поступкам с точки зрения добра и зла (похвального-постыдного, честного-лживого)

5. Различаются по характеру и порядку ответственности за их нарушение. Противоправные деяния влекут реакцию государства, юридическую ответственность. Нарушение норм морали подвергается осуждению, порицанию.

6. Различаются по уровню требований, предъявляемых к поведению человека. Право не в состоянии заставить человека быть честным, правдивым, справедливым. Мораль же призывает к этому.

7. Различаются по сферам действия. Моральное пространство шире правового, границы их не совпадают. Право не регламентирует и не переходит границы человеческих отношений (любовь, дружба)

8. Различные исторические судьбы. Мораль старше по возрасту, древнее, она всегда существовала, тогда как право возникло на определенной ступеньке социальной эволюции.

Взаимодействие права и морали.

Право и мораль поддерживают друг друга в упорядочении общественных отношений, позитивном влиянии на личность, формировании юридической и нравственной культуры, правосознания. Их требования во многом совпадают: действия субъектов поощряемые правом, поощряются и моралью.

Оба осуждают совершение правонарушений, каждое противоправное действие, как правило является противоморальным. Право предписывает соблюдать законы, того же просит и мораль. Во многих статьях Конституции РФ, в Декларации прав и свобод человека оценка права и морали сливается, так как право основывается на морали.

Сегодня моральные основы бытия подорваны. Преодоление этих явлений важнейшая предпосылка социального возрождения России. Право и мораль активно содействуют в отправлении правосудия, как уголовных дел, так и гражданских. Сила закона увеличивает, если опирается не только на власть, но и на мораль. Действие морали зависит от четко функционирующей юр. системы.

Противоречия между правом и моралью.

Тесное взаимодействие права и морали не означает, что этот процесс ровный и гладкий. Часто между ними возникают противоречия, расхождения, нередко они противостоят друг другу. Пример: Не зарегистрированный брак не влечет юр.последствий, и отец ребенка, родившегося вне брака, не обязан платить по закону алименты до установления отцовства. По закону так, а по морали иначе.


44. Понятие и виды форм (источников) права.+

Термин «источник права» следует рассмотреть с трех сторон: с материальной, идеологии, формально юридической. Под материальным источником права понимаются материальные условия жизни общества, формы собственности, интересы и потребности людей. Под идеологическим источником права, различают правовые учения, доктрины, правосознание. Источником права в формально-юридическом смысле понимают форму права. Форма права - это способ выражения вовне государственной воли, юридических правил поведения.

Выделяют 4 основные формы права:

1. Нормативный акт - это правовой акт, содержащий нормы права и направленный на урегулирование определенных общественных отношений. (Конституция, законы, подзаконные акты) Нормативный акт - доминирующий источник права во всех правовых системах мира. Он имеет ряд неоспоримых преимуществ.

1. Нормативный акт может быть издан оперативно, в любой своей части изменен, что позволяет относительно быстро реагировать на социальные процессы.

2. Нормативные акты, как правило, определенным образом систематизированы, что позволяет легко осуществлять поиск нужного документа для применения или реализации.

3. Нормативные акты позволяют точно фиксировать содержание правовых норм, что помогает проводить единую политику, не допускать произвольного толкования и применения норм.

4. Нормативные акты поддерживаются Г, им охраняются. В случае нарушения положений нормативных актов нарушители преследуются и наказываются на основании закона.

2. Правовой обычай - это исторически сложившееся правило поведения, содержащееся в сознании людей и вошедшее в привычку..). В РФ правовой обычай имеет незначительное распространение (ст. 5 гр-го кодекса РФ – она признает обычаи делового оборота в кач-ве правовых норм). Правовой обычай признается источником права тогда, когда он закрепляет уже давно сложившиеся отношения, одобряемые населением. В рабовладельческих и феодальных обществах обычаи санкционировались решениями суда по поводу отдельных фактов. Сейчас встречается и другой способ санкционирования государством обычаев — отсылка к ним в тексте законов.

3. Юридический прецедент - это судебное или административное решение по конкретному юр.делу, которому придается сила нормы права и которым руководствуются при разрешении схожих дела. Сущность судебного прецедента заключается в придании нормативного характера решению суда по конкретному делу. Обязательным для судов является не все решение или приговор, а только «сердцевина» дела, суть правовой позиции судьи, на основе которой выносится решение. Это, как называют специалисты по англосаксонской правовой системе, «ratio dcidendi». Из прецедента постепенно могут складываться и нормы законов. В недавнем прошлом в советской правовой науке прецедент как источник права оценивался только отрицательно, однако в последнее время тон критических высказываний несколько смягчился. Более того, уже встречаются предложения о необходимости приравнять судебную доктрину к источникам права. Думается, что предлагаемое возможно, но для этого необходимы независимый суд и соответствующая правовая подготовка судей, а также формирование их правосознания в том направлении, при котором станет возможным их правотворчество.

4. Нормативный договор - соглашение между правотворческими субъектами в результате которого возникает новая норма права. В отличие от нормативного акта, договоры выступают результатом соглашения между субъектами по поводу деятельности представляющей обоюдный интерес. Нормативный договор (международный договор, решение, конвенции), но приоритет регулируется Г-м. В РФ наибольшей юридической силой обладает международный договор.

 


45. Понятие, признаки и виды нормативно-правовых актов.+

Нормативно-правовые акты - это акты постоянного действия, устанавливающие нормы права, вводящие их в действие, изменяющие либо отменяющие их.

Нормативный акт издается органами обладающими компетенцией в строго установленной форме, является офиц. документом.

Признаки нормативно-правовых актов:

1. Имеют государственный характер, выражают волю государства.

2. Издаются специально уполномоченными органами гос.ва. Каждый из этих органов может издавать нормативные актов лишь определенных видов и по определенному кругу вопросов.

3. Издаются в ходе установленных законодательством процедур (правотворческих)

4. Имеют определенную сферу действия. Можно выделить предметное действие, т.е. распространение на общественные отношения, действие в пространстве, во времени, по кругу лиц.

5. Имеют нормативный характер, содержат в себе, вводят в действие, изменяют, отменяют правовые нормы. (не имеет нормативного характера преамбула, также поручение конкретным органам.)

Виды нормативно-правовых актов:

По юридической силе нормативно-правовые акты подразделяются на законы и подзаконные акты.

Виды законов: Конституция, Федеральные конституционные законы, федеральные законы, законы субъектов Федерации.

Виды подзаконных актов: Указы Президента РФ, постановления правительства, приказы, инструкции и положения министерств и ведомств, решения и постановления местных органов гос.власти, нормативные акты муниципальных органов, локальные нормативные акты.

В зависимости от особенностей правового положения субъекта правотворчества нормативные акты разделяются на:

-нормативные акты гос.органов

-нормативные акты иных соц. структур (муницип.органов, акцион.общ.)
- нормативные акты совместного характера (госуд.органов и иных соц.структур)

- нормативные акты принятые на референдуме

В зависимости от сферы действия делятся на: общефедеральные, нормативные акты субъектов РФ, нормативные акты органов местного самоупр., локальные норм.акты.

В зависимости от срока действия норм. акты делят на: акты неопределенно длительного действия, временные нормативные акты.

Нормативные акты следует отличать от актов применения права (приговора, решения). Их отличия в следующем:

1. Нормативные акты содержат оригинальные нормы права, а правоприменительные не содержат.

2. Нормативные и правоприменительные акты издаются неодинаковым кругом субъектов. Нормативный круг уже, нежели правопримен.

3. Различны наименования и структура нормативных и правоприменительных актов.

4. Нормативные акты направлены неопределенному кругу лиц, а правоприменительные адресованы конкретному лицу.

5. Нормативные акты не исчерпываются однократным исполнеием, действуют постоянно до своей отмены.


46. Понятие, признаки и виды законов.+

Закон - нормативный акт, принятый в особом порядке органом законодательной власти, выражающий волю народа, обладающий высшей юр. силой, регулирующий общественные отношения.

Признаки закона:

1. Принимается только органом законодательной власти или референдумом

2. Порядок его подготовки и издания определяется Конституцией РФ и Регламентами палат Федерального Собрания РФ,

3. В идеале закон выражает волю и интересы народа

4. Обладает высшей юр. силой, все подзаконные акты должны соответствовать ему и не противоречить.

5. Регулирует важные ключевые общественные отношения

Отменить или изменить закон вправе только тот орган, который его принял, и только в строго оговоренном порядке. Принятие закона включает 4 стадии: внесение законопроекта в законодательный орган, обсуждение законопроекта, принятие закона, его опубликование (обнародование). Законы не подлежат контролю или утверждению к.-л. другими органами Г. Они могут быть отменены или изменены только законодат. вл. Констит. суд может признать закон неконституц., но отменить может только законод. орган. Законы представляют собой ядро всей правовой системы Г, они обуславливают структуру всей совокупности НПА, юр. силу каждого из них, субординацию НПА по отношению др. к др. Ни один поодзаконный акт не может вторгаться в сферу законод. регулирования. Он должен быть приведен в соответствие с законом или немедленно отменен.

Виды законов классифицируются:

По юридической силе:

1.Конституция РФ

2.Федеральный Конституционный закон

3.Федеральный закон

4.Закон субъектов РФ.

По субъектам законотворчества:

-принятые в результате референдума

-принятые законодательным органом

По предмету правового регулирования: конституционные, административные, гражданские, уголовные и т.д.

По сроку действия: постоянные законы, временные законы

По характеру: текущие, чрезвычайные

По сферам действия: общефедеральные, региональные

По содержанию: экономические, бюджетные, социальные, политические

По степени систематизации: обычные и органические (УК, ГК)

По значимости содержащихся в них норм: конституционные и обыкновенные

По объему регулирования: общие и специальные.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.