Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Особенности речи в личностно ориентированном общения.






чевое поведение в личностно ориентированном общении, т.е?; взаимодействии небольшого числа находящихся рядом и хо|< з знакомых друг другу людей, обладает такой отличительной ос»С ностью, как использование повседневной разговорной речк нейшими характеристиками которой можно считать-следую!

1. Персональность адресации. Собеседники обращены непоср венно друг к другу, говорящий учитывает возможности пони! темы сообщения его слушателем, ждет активной ответной реа! будь то сочувствие, возражение или согласие. Каждый активно! яет на характер речевого общения.

2. Спонтанность и непринужденность. Условия непосредств <! го общения не позволяют заранее спланировать разговор, ее ~ ники вынуждены мыслить и говорить одновременно. Нормы сг тайной естественной речи допускают, что беседующие вмеши и ся в разговор друг друга, уточняя или меняя его тему; говори может перебивать сам себя, что-то вспоминая, возвращаясь 1

сказанном).: Высказывания полны оговорок, повторений, исправле-ннй и других языковых погрешностей.

3. Сищатив-ностъ. Повседневная речь контекстуально связана. Это означает, что устные высказывания и сопровождающую их ми­мику, жесты, тональности голоса и т.д. можно понять только в том специфическом контексте, в котором они используются. Если обна­руживается, что другой не в состоянии целиком и полностью следо­вать за ходом нашей мысли, то используются различные стратегии объяснений — от сопутствующих комментариев до ярких вырази­тельных описаний.

Как только участники взаимодействия определили для себя си­туацию, смысловое содержание беседы, их реплики сгановятся все более сжатыми. Для такой речи вполне обычны многочисленные и разнообразные опущения, ссылки, условные обозначения, к кото­рым прибегают люди. Однако для общающихся между собой это, как правило, не является серьезным препятствием во взаимопони­мании. Непосредственный контакт говорящих, тот факт, что пред­меты, о которых идет речь, чаще всего видны или известны собе­седникам, позволяет им использовать мимику и жесты как способ восполнения неточности выражений, неизбежной в неформальной речи.

СитуатиБНость предполагает и учет прошлых ситуаций общения с данным человеком (если они имели место), его социальный ста­тус как условие, которое необходимо соблюдать, чтобы быть поня­тым в данной ситуации. По этой причине любое высказывание, вполне невинный вопрос могут быть наполнены гаммой самых раз­нообразных чувств, начиная от простого любопытства и кончая не­высказанными укорами, затаенной обидой.

4. Эмоциональность. Контекстуальная связанность, спонтанность и непринужденность речи в непосредственном общении усиливают ее эмоциональную окраску, выдвигают на первый план эмоциональ­но-индивидуальное восприятие говорящими как темы разговора, так и собеседника. В целом для понимания смысла разговора более важны не строгая регулярность утверждений и ответов, не их грам­матическая и синтаксическая выдержанность и даже не что гово­рится, а го, как говорится. Стремление быть понятыми побуждает собеседников к частому выражению личных оценок, эмоциональ­ных предпочтений, мнений.

К коммуникативным тактикам, которые используют­ся в информативном виде речевого поведения, можно отнести:

•ф- включение партнера в свою логику путем приглашения подумать вместе;

•ф- позитивное и уважительное рассмотрение его мыслей;

•ф- отстраненность содержания речи от слушателя, движение по внутренней логике предмета (позиция независимости).

Функции невербальной коммуникации в мезкличностнолж щении. Невербальная коммуникация представляет собой обмен м* людьми невербальными сообщениями (т.е. без использования слов) г \ интерпретацию.

Невербальные сообщения могут быть закодированы посредсг кя|

•ф- выразительных движений тела (так называемое экспрессиЕНС поведение личности — мимика, жесты, позы и т.д. звукового оформления речи (высота, громкость, скорость, рит­мичность и т.д.);

^ определенным образом организованной микросреды, окружаю­щей человека (т.е. пространства, которое индивид может кон­тролировать или изменять: от обстановки квартиры до расстоя­ния, на котором предпочтительно говорить с собеседником);

Невербальные и вербальные сообщения, сопутствуя друг д находятся в сложном взаимодействии. Выделяют несколько ций, которые невербальные сообщения выполняют при взаимсд* ствии с вербальными: дополнения (включая дублирование и ние) вербальных сообщений, опровержения вербальных соо ний, замещения вербальных сообщений, регулирования разгов

Дополнение означает, что невербальные сообщения де речь более выразительной, уточняют и проясняют ее содержал Если вы обнимаете друга в тот момент, когда говорите ему, очень рады его видеть, объятие служит дополнением к вашем~] | чевому сообщению. Речь можно точнее понять и лучше запомни! если она дублируется жестами. Например, в театральной касс*' ловек сопровождает просьбу о двух билетах показом двух паль< ё| Невербальные знаки могут использоваться для усиления наиб-важных моментов речи. Так, привлечь внимание слушателя мо: повышая громкость голоса, делая перед словами паузы или ж кулируя определенным образом (например, поднятый вверх уз тельный палец как знак «это важно»).

Опровержение означает, что невербальное сообщение 1| тиворечит вербальному. Если на вопрос: «Вам интересно?», ваи< беседник демонстрирует замешательство, отводит глаза в стор» извиняюще улыбается и при этом говорит: «В общем, да», то ет усомниться в правдивости его ответа. Именно потому, что незе бальное поведение в значительной степени спонтанно, мен»! контролируется сознанием, оно может опровергать сказание

Замещение означает использование невербального сообще­ния вместо вербального. Например, в шумной аудитории вы жеста­ми пальцев и рук передаете находящемуся вдали от вес приятелю, что нужно выйти поговорить, или во время дискуссии ведущий может без слов, с помощью лишь взгляда и поворота головы и тела предложить кому-то из участников выступить.

Регулирование означает использование невербальных зна­ков для координации взаимодействия между людьмз. При этом часто используются описанные выше знаки, замещающие слова: по­ворот головы в сторону того, кто должен выступать; тон голоса, со­общающий о завершении фразы; прикосновение к кюму-то, выра­жающее желание о чем-то спросить, одобрительные или неодобри­тельные возгласы в адрес выступающего — эти и многие другие знаки регулируют течение коммуникации.

Невербальная коммуникация подчиняется определенным пра­вилам, которым мы следуем бессознательно, но чутко реагируем на их нарушение. К этим правилам могут быть отнесены следующие:

•ф- использование невербальных знаков должно быть определен­ным и узнаваемым;

•ф мы должны быть способны переводить наши чувства и намере­ния в невербальные средства («кодировать»);

•ф- наблюдатель должен быть способен к интерпретации невербаль­ных знаков («декодировать»).

Эффективное слушание. Слушание — осознанное восприятие} сообщений, исходящих от другого человека, предполагающее открыв всему его коммуникативному поведению.

«Слушать» и «слышать» — не одно и то же. Большинство ли рождаются, способными слушать. Это физиологический естес ный процесс, не требующий сознательных усилий от человека.

Слышать - это процесс, в ходе которого мы стремимся понять и мнить услышанное.

Слышат то, что ожидают услышать. Слушатели, •> правило, видоизменяют сообщения так, чтобы они соответст ли их ожиданиям. У слушателя есть заранее заданные категорк что бы он ни услышал, это обязано разместиться в них или управляться ими. То, что не может быть воспринято его «ь тером», должно быть отложено или исключено вообще. Умны4'| ступающий, осознавая склонность людей к шаблонам, особо " '' черкнет тот факт, что теперешний его рассказ отличается от! занного им раньше; что он изменил свою позицию или отошад нее (если это действительно так). Это делается для того, чтобы| рушить в своих слушателях естественный процесс стереотип ции. В свою очередь компетентный слушатель, понимая ' склонность к этому, постоянно борется с ней, для того чтобы • шать то, что сказано на самом деле.

Черно-белое слушание. Человек воспринимает ее ние в оценочных терминах, причем гораздо проще восприь услышанное в целом как плохое или хорошее, нежели предпр^] мать попытки дифференцированной оценки. Эта базовая ция — слышать сообщение в оценочных терминах — препятст усвоению слушателем других аспектов данного сообщения, ческие находки сообщения теряются в его обозначении катег «плохо», а недостатки поглощаются обозначением «хорошо», выступающий осознает, что его речь может произвести ние на других только как «плохая» или «хорошая», ему следует л| принять что-либо для того, чтобы убедить слушателя воздержат! от склонности к оценке.

Рекомендации специалистов, направленные на повышение э< ] тивности слушания, привлекают внимание к совершенствова навыков концентрации внимания, эмоционального самокона обратной связи.

Оценочная обратная связь— это сообщение своегом ния, своего отношения к тому, о чем идет речь. Оценки могут" положительными («здорово это у тебя получается») или отрицд ными («ну что за чушь ты несешь»). Позитивная оценочная образ! связь выполняет функцию поддержки «Я-концепции» нашего пар ра и сложившихся с ним межличностных отношений. Негат-" оценочная обратная связь выполняет корректирующую функцг правленную на устранение нежелательного поведения, стрел изменить или модифицировать наши отношения.

Рефлексивное (или активное) слушание — это обратная связь с гово-ряшим с целью контроля точности восприятия услышанного. В от­личие от нерефлексивного слушания здесь слушающий более актив­но использует словесную форму для подтверждения понимания со­общения. Основными видами рефлексивных ответов являются вы­яснение, перефразирование, резюмирование.

Выяснение — это безоценочная техника, используя которую,
мы просим людей о дополнительной информации, исходя как из
деловых интересов, так и с целью «разговорить» человека или про­
демонстрировать готовность и желание выслушать его. Инструмен­
тами выяснения являются вопросы типа «Не повторите ли еще
раз», «Уточните, что вы имеете в виду», «Вы что-то еще хотели Ока­
зать?» и т.п. >,

Перефразирование состоит в передаче говорящему его же сообщения, но словами слушающего. Его целью является про­верка точности услышанного, а также демонстрация другому чело­веку того, что его идея или предложение означает для вас. Пере­фразирование может начинаться словами: «Как я понял вас...», «По вашему мнению...», «Другими словами, вы считаете...» При этом важно выбирать только существенные, главные моменты сообще­ния, смысл и идеи, а не чувства собеседника. Перефразирование дает возможность говорящему увидеть, что его слушают и понима­ют, а если понимают неправильно, то внести соответствующие кор­рективы в сообщение. Именно поэтому перефразирование рас­сматривается как базовое коммуникативное умение. Оно повышает точность коммуникации и, следовательно, уровень взаимопонима­ния. Однако техника перефразирования не столь проста, как ка­жется на первый взгляд.

 

29 См 28

 

Функции невербальной коммуникации в мезкличностнолж щении. Невербальная коммуникация представляет собой обмен м* людьми невербальными сообщениями (т.е. без использования слов) г \ интерпретацию.

Невербальные сообщения могут быть закодированы посредсг кя|

•ф- выразительных движений тела (так называемое экспрессиЕНС поведение личности — мимика, жесты, позы и т.д.);

звукового оформления речи (высота, громкость, скорость, рит­мичность и т.д.);

^ определенным образом организованной микросреды, окружаю­щей человека (т.е. пространства, которое индивид может кон­тролировать или изменять: от обстановки квартиры до расстоя­ния, на котором предпочтительно говорить с собеседником);

^ использования материальных предметов, имеющих символичес­кое значение (например, букет ко дню рождения или опущенная штора на окне как условный знак, что заходить опасно)

В процессе невербальной коммуникации человек получает раз­нообразную информацию. Во-первых, это информация о лич­ности коммуникатора. Она включает сведения о темпераменте че-

ловека, его эмоциональном состоянии в данной ситуации, его; разе и самооценке, его личностных свойствах и качествах, его муникативной компетентности (то, как он вступает в межличв ный контакт, поддерживает его и выходит из него), его социа статусе, принадлежности его к определенной группе или суб! туре.

Во-вторых, это информация об отношении участников. муникации друг к другу. Она включает сведения о желаемом ур общения (социальная и эмоциональная близость или отд ность); характере, или типе, отношений (доминирование — за мость, расположение — нерасположение); динамике взаимс шений (стремление поддерживать общение, прекратить его «выяснять отношения» и т.д.).

В-третьих, это информация об отношении участников ксн|
никации к самой ситуации, позволяющая им регулировать вза_1
действие. Она включает сведения о включенности в данную
цию (комфортность, спокойствие, интерес) или стремлении вь
из нее (нервозность, нетерпение и т.д.).:

Невербальные и вербальные сообщения, сопутствуя друг д находятся в сложном взаимодействии. Выделяют несколько ций, которые невербальные сообщения выполняют при взаимсд* ствии с вербальными: дополнения (включая дублирование и ние) вербальных сообщений, опровержения вербальных соо ний, замещения вербальных сообщений, регулирования разгов

Дополнение означает, что невербальные сообщения де речь более выразительной, уточняют и проясняют ее содержал Если вы обнимаете друга в тот момент, когда говорите ему, очень рады его видеть, объятие служит дополнением к вашем~] | чевому сообщению. Речь можно точнее понять и лучше запомни! если она дублируется жестами. Например, в театральной касс*' ловек сопровождает просьбу о двух билетах показом двух паль< ё| Невербальные знаки могут использоваться для усиления наиб-важных моментов речи. Так, привлечь внимание слушателя мо: повышая громкость голоса, делая перед словами паузы или ж кулируя определенным образом (например, поднятый вверх уз тельный палец как знак «это важно»).

Опровержение означает, что невербальное сообщение 1| тиворечит вербальному. Если на вопрос: «Вам интересно?», ваи< беседник демонстрирует замешательство, отводит глаза в стор» извиняюще улыбается и при этом говорит: «В общем, да», то ет усомниться в правдивости его ответа. Именно потому, что незе бальное поведение в значительной степени спонтанно, мен»! контролируется сознанием, оно может опровергать сказание

Даже если свою первою реакцию человек контролирует, подлинное состояние обнаружится спустя примерно 4—5 с. Уяыбча или выра­жение удивления, которые длятся дольше этого времени, могут ука­зывать на о& ман. Вот почему полезно наблюдать за соответствием между речевыми и неречевыми посланиями.

Замещение означает использование невербального сообще­ния вместо вербального. Например, в шумной аудитории вы жеста­ми пальцев и рук передаете находящемуся вдали от вес приятелю, что нужно выйти поговорить, или во время дискуссии ведущий может без слов, с помощью лишь взгляда и поворота головы и тела предложить кому-то из участников выступить.

Регулирование означает использование невербальных зна­ков для координации взаимодействия между людьмз. При этом часто используются описанные выше знаки, замещающие слова: по­ворот головы в сторону того, кто должен выступать; тон голоса, со­общающий о завершении фразы; прикосновение к кюму-то, выра­жающее желание о чем-то спросить, одобрительные или неодобри­тельные возгласы в адрес выступающего — эти и многие другие знаки регулируют течение коммуникации.

Невербальная коммуникация подчиняется определенным пра­вилам, которым мы следуем бессознательно, но чутко реагируем на их нарушение. К этим правилам могут быть отнесены следующие:

•ф- использование невербальных знаков должно быть определен­ным и узнаваемым;

•ф мы должны быть способны переводить наши чувства и намере­ния в невербальные средства («кодировать»);

•ф- наблюдатель должен быть способен к интерпретации невербаль­ных знаков («декодировать»).

Выполнение этих правил оказывается не такой простой задачей. Выделенные выше особенности невербальных сообщений — кон-текстуальность, многозначность, спонтанность и ненамеренность многих из них — предопределяют сложность процесса интерпрета­ции невербального поведения. Например, в группе есть человек, который никогда не выступает. Его молчание, безусловно, передает определенное сообщение. Но сообщение о чем? Он стесняется? Ему нечего сказать? Он погружен в свои личные проблемы? Или он просто устал? Ответить однозначно на эти вопросы невозможно. Дело не в том, что мы не можем его понять, а в принципиальной невозможности адекватного «перевода» языка вербальной комму­никации на язык невербальной.

 

Эффективное слушание. Слушание — осознанное восприятие} сообщений, исходящих от другого человека, предполагающее открыв всему его коммуникативному поведению.

«Слушать» и «слышать» — не одно и то же. Большинство ли рождаются, способными слушать. Это физиологический естес ный процесс, не требующий сознательных усилий от человека.

Слышать - это процесс, в ходе которого мы стремимся понять и мнить услышанное.

Если наличие слуха как одного из базовых органов чувств —; вие успешной адаптации организма к внешней среде, то разв] способность слышать — условие социальной адаптации челон возможность устанавливать и поддерживать межличностные шения, следовательно, важнейшее коммуникативное качество ности. Это процесс, в ходе которого человек отбирает из

знешних звуков те, что отвечают его потребностям и интересам. Во мкегом он аналогичен чтению. Какой-то материал мы читаем более внимательно, какой-то быстро просматриваем, а в каком-то смот­рим лишь на заголовок или на имя автора, чтобы решить, стоит ли его читать. Отбор устной информации происходит сходным обра­зов что-то мы слушаем поверхностно, что-то - с напряженным вннмакнем.

Самс по себе избирательное отношение к информации — фунда­ментальная особенность человеческого восприятия. Проблема слу­шав кя лежит в области межличностной коммуникации, поскольку связана не столько с избирательностью, сколько с искажением или вовсе пропуском сообщений, предназначенных коммуникантами друг другу:

Говоря о факторах, не зависящих от участников коммунш обычно обращают внимание на громадный объем информации, рый обрушивается на нас ежедневно, не позволяя одинаково мательно воспринимать все устные сообщения. По некоторыи ным, до '/з времени нашего бодрствования, т.е. 5 часов в дс даже больше, мы слушаем учителей, коллег, друзей, членов се посторонних прохожих. Если добавить к этому время, проведег у радио или телевидения, то становится очевидной невозможв поддерживать внимание в напряжении на протяжении столь тельного времени.

Внимательно слушать трудно и в силу физиологических при мы думаем быстрее, чем говорим. Известно, что обычный че, л способен воспринимать до 500 слов в минуту, в то время как няя скорость устной речи — от 125 до 150 слов в минуту. В рез, у-1 те образуется, так сказать, «свободное время», которое слуша заполняет обдумыванием своих проблем, мечтами, планами, н начинает перебивать и подгонять говорящего.

Во-первых, внешняя рассеянность: человек не обращает-! мания на то, что считается важным, поскольку поглощен чеа-> что не способствует установлению дружеских контактов с дру членами группы. Он вслушивается в то, что находится за гра ми данной группы.

Во-вторых, эгоистичность. Озабоченность человека то»[| самим собой мешает ему быть полностью вовлеченным в беседой

В-третьих, поглощенность взаимодействием. Человек^ столько обеспокоен тем, как складываются его отношения в что утрачивает способность следить за темой разговора.

Особая категория причин связана с поведением говоряще характером передаваемого сообщения.

Исследования показывают, что на понимание сообщения н«гоприятно влияет ситуация, когда само его содержание вызь беспокойство и тревогу у говорящего. Как следствие, его речьс новится либо суетливой, либо замедляется и он вообще умол_(Тем самым «беспокоящее сообщение» выступает двойной пом на пути эффективного слушания: оно приводит к тому, что

ворящего становится менее ясной'и внятной, так что слушающий сам вынужден заполнять «лакуны»; можно предположить, что гово­рящий передает слушающему собственную тревогу, а также тревогу, содержащуюся в сообщении, в результате чего уже беспокойство ^тающего искажает сообщение. Таким образом, и говорящий, и слушающий должны осознавать возможные коммуникационные ис­кажения: и стремиться к их уменьшению. Например, если говоря­щий признается, что содержание данного сообщения волнует его, это может стать знаком слушающему быть более внимательным и отдавать себе отчет в том, что ему также может передаться вол-неняе.

Изучая коммуникационный процесс, Д.Т. Кэмпбелл определил некоторые источники систематических ошибок, понимание которых может принести пользу и говорящему, и слушающему.

Длина сообщений говорящего. Согласно Кэмпбеллу, чрезвычайно высока вероятность того, что средний слушатель будет стремиться сократить, упростить или проигнорировать дета­ли реального послания говорящего. Чем длиннее послания говоря­щего, тем больше потери. Поэтому, если говорящий действительно хочет четко изложить свои взгляды, он должен учитывать естест­венные потери в процессе слушания и быть по возможности крат­кий Активный, внимательный слушатель наверняка будет преры­вать длинную речь именно потому, что хочет понять то, что слуша­ет, усвоить и отреагировать на услышанное.

Середина сообщения запоминается менее всего. Компе­тентный говоряший, понимая это, постарается исключить из струк­туры своих сообщений середину, сократив их таким образом, чтобы у ник. были только начало и финал.

Завершение сообщения. Слушатель склонен «закруг­лять- услышанное, разделяя содержание на ясно очерченные фраг­менты, сокращая логические связки как путем укрупнения одних элементов, так и исключения других. Учитывая это, хороший слу­шатель должен стараться не пропускать нюансов сказанного, даже если эти детали противоречат его собственному мнению. В свою очередь хороший выступающий будет говорить искренне, откро­венно, разборчиво, оттеняя значение настолько, насколько это воз­можно, Если же речь становится слишком сложной, а оттенки зна­чения начинают занимать все больше места, это означает, что гово­рящий не уверен в себе или боится тех, перед кем выступает. Если такое происходит, надо иметь смелость признаться себе в этом и проанализировать выступление в свете своих собственных оп

 

ЧУВСТВА И ЭМОЦИИ КАК КОММУНИКАТИВНЫЕ ДЕЙСТВИЯ

Основные характеристики чувств и эмоций в общении. Челове­ческие эмоции и чувства представляют собой специфические спо­собы реагирования людей на изменения, происходящие во внут­ренней или внешней среде.

Назовем основные характеристики эмоционально-чувственного Переживания:

Ф определенный уровень возбуждения (общее изменение скорос­ти и интенсивности протекания психических, моторных и веге­тативных процессов);

Д знак (какое значение — положительное или отрицательш имеет для субъекта событие, предмет, человек);

•ф- предметность (направленность на что-то или кого-то, ад| ность отношения);

-ф- модальность, или содержание и качество эмоции и чувства!

пример, удивление, радость, тревога, печаль и т.д.).

Как могут эмоции и чувства регулировать поведение челов его отношения с другими людьми? Как проявляются наши чув«

Выделяют следующие формы проявления эмоций: выразк ные движения или реакции; эмоциональные действия; вые* ния об испытываемых эмоциональных состояниях.

Выразительные движения — следствие эмоционального возб^ ния (т.е. они носят, как правило, реактивный характер), это: нее проявление эмоций. Каждая эмоция сопровождается физ! кими изменениями в мимике, теле, голосе, во внешности в це Тем самым наши чувства дают знать, как люди, идеи и среда вс ствуют на нас.

Эмоциональные действия выражают или редуцируют эмоциожа ное состояние. Так, рыдания человека, получившего извест смерти своего родственника, являются формой выразитель эмоциональной реакции; когда же этот человек участвует в п< бальной церемонии, он выполняет специфические эмоционали действия, т.е. действия, направленные на то, чтобы выраз* «разрядить» владеющие им эмоции. Эмоциональные дейс могут вызываться не только пережитыми эмоциями, но и жела заслужить одобрение или страхом вызвать чье-то недовольств^,!

Эмоциональные высказывания, или выражение эмоций в фч»| словесных знаков, указывают на представленность эмоции в сч нии человека. В процессе социализации человек из объекта родной спонтанной эмоции, когда он неотделим от нее (напр* только что родившийся ребенок), превращается в субъекта ции, выделяя себя в качестве субъекта переживания в том чи«благодаря тому, что может сказать о том, что он чувствует. I процесс лежит в основе управления эмоциями и чувствами.

Таким образом, эмоции и чувства выполняют регулиру функцию во взаимодействии между людьми в результате того ; 1 предстают как сложная форма поведения, как готовность дейе вать определенным образом по отношению к тем или" иным лю| Так, ненавидеть кого-то — значит быть готовым действовать пэ=| ношению к нему агрессивно или защищаться от него. РевноИ кого-то — значит относиться с недоверием к словам и пост своего партнера, возможно, следить за ним или провоцировать,!

на ссору и т.д. По наблюдаемым действиям и реакциям можно опре­делить, какие чувства переживает человек.

Эмоционально-чувственные переживания, возникающие в меж­личностном общении, отличаются от эмоций и чувств, вызванных какими-то событиями, предметами, явлениями природы.

Во-первых, эмоциональные реакции участников общения носят двусторонний характер. Можно испытывать отвращение к вареному луку или любить грозу в начале мая, но, образно говоря, вареному луку или весенней грозе до вас нет никакого дела. Если же человек, с которым приходится непосредственно общаться, вызы­вает у вас отвращение, то скрыть это чувство полностью невозмож­но, оно начинает определять характер вашего поведения в отноше­нии этого человека и, следовательно, не может остаться незамечен­ным с его стороны, вызывая соответствующие реакции.

Во-вторых, эмоции и чувства, будучи по своей природе инди­видуальными переживаниями, в межличностном общении приоб­ретают характер послания другому, т.е. становятся сообщениями, смысл которых нужно еще понять, а следовательно, возможны ис­кажения, неточности или даже полное непонимание содержания этих сообщений. Иногда одна и та же эмоция может быть интер­претирована совершенно по-разному в зависимости от позиции ин­терпретатора.

В-третьих, эмоции и чувства, формируясь в процессе социа­лизации, подвергаются жесткому социальному контролю. Когда речь идет о несоциальных объектах, чувства практически не под­вергаются ограничению (трудно вообразить запрет на положитель­ное или отрицательное отношение, например, к какому-то цветку, животному, времени года), но в сфере социальных отношений, дей­ствуют разного рода санкции: кого разрешено любить, а кого нет; в каких ситуациях можно вести себя искренне, а в каких подобное поведение вызовет недоумение. Разные культуры и группы дают разные ответы на эти и подобные вопросы, но все они сходны в самом факте строгого контроля со стороны сообщества за эмоцио­нально-чувственной сферой жизнедеятельности.

Таким образом, эмоции и чувства приобретают характер комму­никативных действий.

Каждому уровню общения соответствует определенный уровень взаимопонимания, координации и согласования, оценки ситуации И правил поведения участников взаимодействия. Умение понять си­туацию, привести выражение своих эмоций в соответствие с ней — Необходимое условие совместной жизнедеятельности.

Способы управления чувствами и эмоциями: конструкт открытость. Управление эмоциями и чувствами предполагает! осознание и контроль за формой проявления.

Когда мы говорим, что человек осознает то или иное свое сое яние, то имеем в виду следующее: у человека данное состоят фиксировано настолько отчетливо, что он способен учитывать! в своих практических действиях; он способен выразить данной! стояние в знаковой форме.

Степень осознанности эмоций и чувств может быть различа| Человек может знать, что он нечто переживает и что это пер вание явно отличается от всех предыдущих (так, впервые влюб ный человек испытывает состояние, которое он не может оп[ лить, но в то же время знает, что оно продолжается и что его не можно ни с чем сравнить). Иной уровень, который можно наз-в! собственно осознанием, проявляется в том, что человек спосс выразить знание о своем состоянии вербально («Я вас любил,! бовь, еще, быть может, в моей душе угасла не совсем»). ИменнсЦ этом уровне становится возможным контроль над эмоция* именно:

•$• способность предвидеть их развитие;

•ф- понимание факторов, от которых зависят их сила, продс

тельность и их последствия.

Нарушение ориентации в собственных переживаемых эмоОЙ нальных состояниях может проявляться в следующем

отсутствие осознания самого факта возникновения эмоций (на­пример, человек не замечает своего беспокойства, зарождающе­гося чувства и т.п.);

^ неверная трактовка эмоций (например, человек трактует обиду как моральное возмущение, а боязнь неуспеха — как незаинтере­сованность);

ф неверная интерпретация причины возникшей эмоции (напри­мер, человек считает, что его гнев вызван чьим-то недостойным поведением, тогда как в действительности он вызван тем, что ему было оказано недостаточно внимания);

^ неверная интерпретация связи между эмоцией и вызвавшим ее поступком (так, человек считает, что наказывает ребенка «для его же пользы», тогда как в действительности делает это для того, чтобы показать свое превосходство).

Большинство людей без особых затруднений овладевает языком эмоций. Наши суждения об эмоциональном состоянии других людей обычно бывают основаны на наблюдениях не только за вы­ражением их лица, но и за жестами и голосом, за ситуацией, в кото­рой находится человек. Однако не каждый достигает при этом удов­летворительных результатов.

Причины, по которым далеко не все хотят и могут осуществить такой анализ, различны. Одни чрезмерно сосредоточены на собст­венной личности и поэтому неспособны замечать и правильно оце­нивать состояние других людей. Кому-то это по той или иной при­чине просто выгодно. У третьих отсутствует навык подобного ана­лиза.

Способы проявления эмоций и степень их адекватности пере­живаемому состоянию становится самостоятельной проблемой Межличностных отношений потому, что в процессе межличност­ной коммуникации мы сообщаем друг другу информацию и о собст­венном эмоциональном состоянии, и о своем отношении друг к Другу.

Обычно выделяют три возможных способа выражения эмоцио-Нэльного состояния: ненастойчивый, цель которого, скорее, °крыть подлинную эмоцию; агрессивный, цель которого «препо-Дать урок» партнеру; открытый, или уверенный, цель которого дать 3Нать, что вы чувствуете, и не вызывать чувство вины или агрессию У Партнера, а в случае собственных негативных эмоций сообщить

них таким образом, который позволит дать знать, что вы чув те и, следовательно, понять вас.

Для каждого из этих способов характерна своя структура щения.

Так, агрессивное сообщение не просто использует сильные* ночные определения, оно, как правило, построено как «ты-ггэ ние», в котором ответственность за переживаемую эмоцию жена на другого человека («ты выводишь меня из себя», «ты я дел(а) меня», «как ты мне надоел(а)»). Высказывания такого имеют двойной эффект: с одной стороны, звучащее в них оби ние, вызывает у обвиняемого прежде всего желание защитить не понять причину отрицательной эмоции; с другой стороны, ложив на партнера ответственность за свою эмоцию, адресант! самым передает ему и власть над собой, поскольку изменени-е | эмоционального состояния зависит теперь от другого человек

Только те сообщения о негативных эмоциях не разрушают сферу доверия, партнерства, которые носят характер «я-г ний». Такие послания не угрожают самооценке ваших партне$ одновременно позволяют вам принять ответственность за эмоции на себя, а значит, открывают возможность управлять I (например, «я нервничаю, потому что мне кажется, ты специа делаешь не так, как я прошу», «я расстроился, поскольку расе*-вал вместе провести время»).

Обратим внимание на то, что открытое сообщение о своих; циях сопровождается указанием причин, вызывавших данноё| стояние, и потребностей, которые были при этом задеты. •']

Сообщение о собственных чувствах и понимание чувств Л гих — чрезвычайно трудная задача. Очень редко два человек крыто говорят о своих реакциях на действия другого. болыыиес| из нас сдерживает чувства (даже с теми, кто очень важен и д" нам), поскольку мы боимся обидеть другого, разозлить его быть отвергнутыми им. Не зная, как быть конструктивно тым, мы просто ничего не говорим. Наш партнер остается в ном неведении о нашей реакции на его действия. Аналогичные*! разом, мы ничего не знаем о результате наших собственных, вий. Как следствие, многие взаимоотношения, которые могли I продуктивными и приятными, постепенно ухудшаются под гр) накопленных мелких недоразумений, взаимонепонимания и о которых никогда отрыто не говорилось.

Но даже если мы настроены говорить с партнером о своиз П ствах и эмоциях, трудности могут возникнуть при выборе спс их выражения.

Таким образом, целью описания собственных чувств являет стремление положить начало диалогу, который улучшит мех ностные отношения. Отрицательные чувства — показатель тог что что-то не так в ваших отношениях с другим человеком и что 1 оба нуждаетесь в выявлении неверных истолкований и ошибоч! сообщений. Игнорировать отрицательные чувства — все равно, игнорировать предупредительный сигнал, который указывает то, что электрическая сеть перегружена. Описание собственл* чувств не должно быть попыткой принуждения другого чело! измениться. Исходную установку можно сформулировать еле? щим образом: «Чему каждый из нас может научиться в этом об< дении, чтобы сделать нашу совместную работу более продуктив-нс и более приятной?»

 

ПОНЯТИЕ, ВИДЫ И ФУНКЦИИ КОММУНИКАЦИИ В МАЛОЙ ГРУППЕ

Одной из самых распространенных в социальных науках выступа­ет классификация видов коммуникации на основании уровня или контекста, в котором она осуществляется. По этому критерию выде­ляют следующие виды коммуникации: межличностную, групповую и Массовую. Явление групповой коммуникации возникает прежде всего При непосредственном общении людей в малых группах. Человек связан с малыми группами с самого начала своей жизни, причем он Не просто испытывает на себе их влияние, но только в них и через них в значительной мере получает информацию о внешнем мире и в Дальнейшем организует свою деятельность.

Групповой коммуникации помимо многих закономерностей, свойственных межличностной коммуникации, присущи специфи ческие для этого типа коммуникации феномены, к которым сятся совокупность позиций членов группы относительно пол ния и хранения значимой для группы информации (структура! муникационных потоков); групповое влияние и степень идет кации человека с группой; принятие группового решения, т.е»| суждение значимых для группы проблем, в процессе кото| происходят поиск и выработка общего группового решения.

В современной литературе присутствуют два основные под в исследовании коммуникации: механистический и деят ностный.

При механистическом подходе под коммуникацъ нимается однонаправленным процесс передачи и приема информацъ

Деятельности ы и подход подразумевает понимание! муникации как процесса общения, обмена мыслями, знаниями, чувс схемами поведения, а также как совместной деятельности участн коммуникации (коммуникантов), в ходе которой вырабатывается взгляд на вещи и действия с ними.

И если в первом случае контекст внешней среды рассматр* ся как «шум», то для второго подхода характерно рассмот коммуникации как процесса, протекающего в определенном ческом и социальном контексте.

Малая группа: понятие, отличительные черты. Малой -я пой обычно называют небольшое число людей, хорошо зна" друг друга и постоянно взаимодействующих между собой. Кс ство определений малой группы в литературе приближа" сотне, но чаще всего в них указывается на следующие призна •ф- контактность — возможность каждого члена группы регул

общаться друг с другом, воспринимать и оценивать друг, "

обмениваться информацией;

целостность — социальная и психологическая общность индиви­дов, входящих в группу, позволяющая воспринимать их как еди­ное целое;

.ф. стабильность состава, обусловленная прежде всего индивидуаль­ной неповторимостью и незаменимостью участников;.ф. устойчивость взаимодействия, обеспечивающаяся взаимным поло­жительным подкреплением активности, направленной на успех группы в целом. Если какой-либо член группы перестает вносить необходимый вклад в удовлетворение потребностей других, то он попросту изгоняется из данной группы;

^ наличие внутренней структуры, включающей систему неформаль­ных ролей и статусов, нормы и правила поведения, а также ме­ханизм социального контроля;

< $• удовлетворение личных запросов через принадлежность к группе. Малая группа в отличие от большой удовлетворяет наибольшее количество жизненно важных потребностей человека. Если удовлетворение, получаемое в группе, становится ниже опреде­ленного уровня, индивид покидает ее.

В самом общем виде можно дать следующее определение: малая группа — это немногочисленная по составу группа, члены которой нахо­дятся в непосредственном личном общении, объединены общей социальной деятельностью, что является основой для возникновения эмоциональных отношений, групповых норм и групповых процессов.

Особого внимания заслуживает вопрос о границах малой груп­пы, поскольку численность влияет на ее характеристики. Нижним пределом группы обычно называют диаду или триаду.

Диада состоит из двух человек, социальное начало в диаде еще только зарождается, отсюда проистекают ее особенности: субъек­тивность, взаимные чувства и пристрастия как основа существова­ния диады; эквивалентность обмена и взаимность (это закон меж­личностных отношений в диаде); жесткость структуры отноше­ний — уход одного из партнеров приводит к распаду диады; нали­чие только одной линии взаимодействия.

Триада — активное взаимодействие трех человек, обладает качественно отличающимися от диады свойствами: Ф наличием феномена большинства и, следовательно, более офор­мленного проявления социального начала, системы социальных отношений

Разновидности малых групп. Обилие малых групп в обществе обусловливает их разнообразие, что в свою очередь ставит пробле­му типологизации. В нашем случае это важно, поскольку типологи­ческие особенности группы могут обусловливать особенности груп­повой коммуникации.

Если подходить исторически, то первая классифика­
ция типов малых групп свелась к выделению первичных и вторич­
ных групп.,,.

Согласно автору этой классификации Ч. Кули, первичные группы есть особая разновидность малых групп, связи в которых опираются на непосредственные личные контакты, на эмоциональное вовлечение ее чле­нов в дела группы, что обеспечивает высокую степень идентификации чле­нов с группой.

Первичная группа — это прежде всего семья, состоящая из роди­телей и детей. Сходными признаками обладают также группы сверстников, особенно возникающие в детстве и в ранней молодос­ти. Ближайшее соседство в определенных ситуациях может превра­титься в первичную группу. Значение первичных групп заключает­ся в первую очередь в том, что в них создаются единообразные черты личности человека, особенно в период его формирования в раннем детстве, и сходство этих черт, проявляющееся в различные исторические периоды и в разных культурах, — это результат сход­ства организации и структуры первичных групп и сходства систем отношений, которые в них существуют. «Первичные группы, — пишет Кули, — первичны в том смысле, что они дают индивиду самый ранний и наиболее полный опыт социального единства, а также в том смысле, что они не изменяются в такой же степени, как более сложные отношения, но образуют сравнительно неизменный источник, из которого зарождаются эти последние»

Вторичные малые группы - общности, в которых непосредственных контактов меньше, чем в первичных, а для общения между членами групп Ис различные «посредники», например в виде средств связи

Особое значение в них приобретают вещественные контакты.; группы часто опираются на институционализированную и схеу зированную систему отношений, и их деятельность регулир" особыми правилами.

Вторая типология— деление малых групп на формал* и неформальные. Впервые это деление было предложено ам канским социологом и социальным психологом Э. Мэйо при пр дении им знаменитых Хоторнских экспериментов в конце 192С начале 1930-х гг.

Формальные малые группы - это группы, членство и взаимоотнс
в которых определяются формальными предписаниями и договорет
ми, заданными извне.
Соответственно в формальной группе ст
распределены статусы и роли, прежде всего по отношению к с
туре власти. К этому виду малых групп можно отнести в первую]
редь наименьшие по численности и далее неделимые коллеюг-
подразделений предприятий, организаций и институтов. Веду
сферой активности и основным психологическим механизмом'< |
единения индивидов в рамках таких групп является совместна^
ятельность. Примером формальной малой группы может слу
любая группа, созданная в условиях какой-либо конкретной
тельности: рабочая бригада, школьный класс, спортивная ко»''
и Т-Д-,,,

Неформальные малые группы — объединения людей, возникающие Ш нове внутренних потребностей индивидов в общении, понимании, сщ тии, принадлежности к данной группе. Такие группы возникают! хийно, статусы и вытекающие из них роли не носят предписа1" * характера, здесь нет заданной по вертикали системы взаимс шений. Неформальная группа может создаваться внутри фор» ной, когда, например, в рамках бригады возникают группы, с< | ящие из людей, объединенных каким-либо дополнительным " ресом, но иногда неформальная группа может возникать и са' себе, в частности, в очень сплоченной дружеской компании

Третья классификация разводит так называемые рентные группы и группы членства. Данная классификацияпредложена Г. Хайменом, которому принадлежит открытие самого феномена референтной группы. Под референтной понимается группа, в которую индивид не включен реально, но нормы которой им принимают-ся, и, таким образом, данная группа играет для него роль эталона для оценки своего поведения. В каких-то случаях референтная группа может находиться вне группы членства, даже противостоять ей, а в каких-то — возникать внутри, и в этом случае ее можно определить как «значимый круг общения». Каждый человек находится в месте пересечения уникальной комбинации групп, членом которых он яв­ляется. В данном случае каждая из этих групп выступает своеобраз­ным каналом коммуникации, под воздействием которого и находит­ся человек.

На сегодняшний день проблематика референтных групп с точки зрения теории коммуникации ждет своей дальнейшей разработки, поскольку наличный уровень знания позволяет только констатиро­вать, что группа членства потеряла для индивида привлекатель­ность, и он сопоставляет свое поведение с другой группой, но не объяснить механизмы взаимодействия именно с этой группой

Функции групповой коммуникации. Коммуникация в малой группе, помимо информативной, выполняет следующие функции: формирование согласия, обеспечение согласованных действий, складывание особой культуры группы.

Важнейшей функцией коммуникации в малой группе выступает не просто изменение установок или поведения члена группы под влиянием внешних стимулов, но достижение определенной степе­ни согласия. Согласие есть формирование общей картины мира. Э.то не­прерывный процесс, который состоит из последовательного ряда взаимодействий. Когда возникает согласие, происходит взаимопро­никновение картин мира, что позволяет каждому члену группы по­нимать точки зрения других.

Согласованные действия, понимаемые как целенаправленные совмест­ные действия, в группе просто невозможны без эффективной комму­никации. Американский психолог Дж. Слоткин провел следующий эксперимент среди пациентов, страдающих нарушением коммуни­кативных функций. В продолжение почти двух месяцев 15 пациен­тов ежедневно по нескольку часов находились в одной комнате. Были созданы условия для определенных совместных действий — игр, обсуждений и т.п. Но за весь период ни устойчивых взаимоот­ношений, ни какой-либо социальной иерархии не установилось, хотя было точно известно, что представления о взаимных статусах сохранились, поскольку участники эксперимента при необходимос­ти обращались к представителям госпитального штата (см.: Шибу-тани Т. Социальная психология. Ростов н/Д, 1998. С. 148).

Все действия, внешне похожие на согласованные, на самом деле таковыми не являлись. Например, когда один из испытуемых начи­нал смеяться, к нему могли присоединиться и другие, но при этом абсолютно не представляя причину смеха. Столь же заразительны были и проявления страха, а когда кто-нибудь повышал голос, дру­гие тоже начинали громко разговаривать. Но высказывания не ад­ресовались ни к кому из находившихся в комнате. Попытки коопе­рации в играх, требующих совместной деятельности (например, в карты), также ни к чему не приводили: у каждого игрока были соб­ственные правила и своя индивидуальная версия о том, как должна Происходить игра. Единственным кооперативным достижением за Указанный период было установление определенного порядка мест при рассаживании. Но этим структурирование группы и ограни­чилось.

Особая культура группы формируется в результате коммуника\ В малых группах люди общаются друг с другом иначе, чем с пс ронними. В результате такого общения устанавливается осе коммуникация, благодаря чему формируется специфическая тура данной группы, включающая в себя особый язык, нормы и ] вила поведения, традиции и ритуалы.

К примеру, исследования, проведенные Ф. Ротлисбергером, казали, что в производственных группах существуют общие пр ставления об определенной дневной норме, поэтому тех, кто*| лает слишком много, осуждают. В то же время группа подстеги! отстающих. Люди напряженно работают до тех пор, пока не вые нена дневная норма, а затем позволяют себе расслабиться (Ши ни Т. Социальная психология. С. 345).

Важно отметить и такой важный элемент культуры, как сист санкций, принятая в данной группе по отношению к нарушит групповых установлений. Так, в производственной группе слиг старательному рабочему, не обращающему внимания на преде режения, грозит «потеря» инструментов или снижение объема Ш работки вследствие «недоброкачественности» исходных мате| лов. В критической ситуации такому работнику может быть от но в помощи. В крайнем случае человек может физически сутствовать, но в то же время не являться членом группы. Вов него может установиться все возрастающая социальная дистанг причем давление может распространиться и на тех, кто с близок.

Таким образом, коммуникация в группе выполняет функцию! мена информацией между членами группы и комплекс функций,! правленных на поддержание отношений, на поддержание са группы.

СТРУКТУРА И ДИНАМИКА КОММУНИКАЦИИ В МАЛ(ГРУППЕ

Коммуникативная структура малой группы. Структура малой *| пы - это совокупность связей, складывающихся в ней между инс При исследовании малых групп чаще всего выделяют:

-ф- структуру связей и отношений, порождаемых совместной тельностью (экономические, организационные, функциона ные);

•ф- структуру связей, возникающую в процессе общения (стат ролевую и коммуникативную структуры, структуру эмоциона| ных отношений).

В коммуникативной структуре группы учитываются информаци­онные потоки (каналы распространения информации в группе) и объем информации, которым владеет каждый участник группы. В этой структуре особое значение имеют:

.ф. положение, занимаемое индивидом в системе коммуникации (доступ к получению и передаче информации, циркулирующей в группе, объем информации, важной для осуществления жизне­деятельности группы);.ф- направленность и интенсивность коммуникаций в группе.

Еще в конце 1940-х гг. А. Бейвелас попытался эксперименталь­ным путем ответить на вопрос: при какой структуре коммуника­тивного процесса группа наиболее эффективна в решении постав­ленной проблемы? Иначе говоря: как должна быть налажена цир­куляция информации в группе (кем, кому и как часто должна пе­редаваться), чтобы группа быстрее справилась с задачей? (см.: Донцов А.И. Психология коллектива. М., 1984. С. 50)

Суть эксперимента состояла в следующем. Пять человек расса­живаются за круглым столом, разделенным перегородками на пять кабин, причем так, что участники не видят друг друга. Каждый из них получает карту, на которой изображены пять символов из шести возможных (круг, треугольник, звезда, квадрат, крест, ромб). Поставленная задача состоит в определении общего для всех сим­вола. Соответственно взаимодействие происходит лишь посредст­вом записок, передаваемых через прорези в стенках кабины. От­крывая одни и закрывая другие прорези, экспериментатор регули­рует циркуляцию информации в группе. Задача считается решен­ной, когда каждый назовет общий символ.

В эксперименте Бейвеласа использовались три вида коммуника­тивных сетей: круг (первый испытуемый передает записку второму, второй третьему, тот — четвертому, последний — вновь первому, причем циркуляция возможна и в обратном направлении); цепь (то же, что и в предыдущем варианте, только первый и последний не связаны между собой); крест (все записки передаются через одного испытуемого, занимающего центральную позицию, остальные Между собой не связаны).

Та же процедура использовалась в экспериментах, проведенных спустя несколько лет Г. Ливиттом. Оба автора исходили из общей гипотезы, что объективно заданная структура коммуникации суще­ственно влияет на поведение членов группы и способ решения по­ставленных проблем. Позиция испытуемого, предположили авто-РЬ1, предопределяется объемом информации, которая к нему посту­пает, а также его возможностью влиять на коммуникативный обмен другими членами группы. Человек, обладающий большим

объемом информации и большей возможностью регулироват. циркуляцию, выполняет более значимую роль в решении пр мы. Эта роль тем весомее, чем ближе к центру позиция, котор занимает. В случае, когда человек занимает центральную позщ он становится главным субъектом окончательного решения. Та образом, согласно гипотезе, степень централизации должна с* ваться на эффективности решения задачи. Замеры делались в о шении времени решения, числа записок, числа ошибок.

В итоге экспериментов выяснилось, что коммуникативная типа «крест» обусловливает наиболее быстрое решение задачи общем наименьшем количестве записок и ошибочных решен
Кроме того, оказалось, что индивиды, занимавшие централь позиции, получили большее удовлетворение от работы в ГРУ чбм те, кто находился на периферии коммуникативной сети,
предположили авторы, это связано с тем, что такая позиция в муникативной сети дает больше шансов выдвинуться в лидеры 1 пйг, т.е. влиять на поведение других, не подвергаясь влиянию $
стороны. Однако общая удовлетворенность членов малой оказалась выше при децентрализованных сетях.

В малой группе разная информация распространяется разными способами, по разным коммуникативным путям (коммуникативным сетям). Эти сети бывают централизованными и децентрализован­ными.

В централизованных сетях преимущественно один человек распростра­няет вокруг себя важную для группы информацию (фронтально, ради-ально или иерархически). Это способствует повышению управляе­мости группы и более быстрому решению простых задач. Целесооб­разно передавать по централизованным сетям информацию в слу­чаях, когда надо довести одну и ту жег без искажений, информацию До сведения всех людей, когда необходимо стимулировать развитие лидерства, организационно сплотить группу. Однако следует иметь в виду, что в рамках таких сетей затруднено решение сложных и творческих задач. Широкое их применение может также привести к снижению удовлетворенности от членства в группе.

Виды централизованных коммуникативных структур (ее малых группах (рис. 10.1):

-Ф- фронтальная — участники не вступают в контакт, но дятся в поле зрения друг друга. Этот факт во многом помс им, так как позволяет увидеть реакции и поведение других1 никое взаимодействия;

-ф- радиальная — вся информация передается членам только через центральное лицо. Отсутствие единства места и! мени передачи информации затрудняет обратную связь с пар рами, которых нельзя увидеть и услышать, зато дает возмол относительно независимо формировать собственную поз*

-ф- иерархическая — структура с двумя и более уровнями! подчинения членов группы, причем часть из них может вгдруг друга в процессе совместной деятельности, а часть — |

Возможности общения при этом ограничены, и коммун*могут осуществляться в основном между членами группы,

мающими соседние уровни иерархии. Как следует из схем! индивида, занимающего верхнюю ступень в иерархии соподнения, есть непосредственный помощник, которому, в свою < редь, подчинены три остальных участника

 

Характерной лексической (языковой) особенностью малой гру как формальной, так и неформальной, выступает ее рече) однородность. Эта особенность определяется фактором I ценности, длительностью и регулярностью контактов. Час таких группах коммуниканты используют слова, речевые обра штампы в шутливом или ироническом тоне, который понятен, посвященным.

Другой особенностью речевой коммуникации в малой выступает преобладание оценочных и характер] югцих слов. Это объясняется тем, что в малой группе, где. объединены общим опытом и интересами, важно не столько; ние предмета, о котором идет речь, сколько имеют значение; | свойства, характеристика и оценка, т.е. новая информация.

Таким образом, члены малой группы обладают общим лексц ким опытом; общие слова и построения высказываний выст своеобразными символами как принадлежности индивида к, социальной группе, так и присущей данной группе социальной ) ференциации. Отсюда одним из дополнительных преимущ* членства в группе является легкость коммуникации с себе поде ми (жаргоны, локальный юмор и т.п.).

Итак, входя в группу, человек неизбежно включается в непре­рывный процесс коммуникации, в ходе которого он избирательно вводит в свою систему поведения те шаблоны, которые санкциони­рованы группой. Усваивая конвенциональные значения и символы, новый член группы может достаточно легко становиться участни­ком различных коллективных предприятий. Он научается прово­дить более тонкие различия, и это позволяет ему принимать учас­тие в более сложных формах кооперации. Каждый коммуникатив­ный канал, который становится ему доступным, вводит его в не­сколько иное символическое окружение.

Нормы и правила, т.е. грамматика внутригруппового общения, вклю­чают принятые модели поведения, допустимую коммуникативную так­тику.

В частности, следует обратить внимание на тендерное разнооб­разие коммуникаций. На основе проведенных исследований было установлено, что у представителей разных полов существует свой коммуникативный «мир»: женщины и мужчины склонны к различ­ным образцам общения.

Мужчины склонны делать акцент на властных полномочиях, в то время как женщины уделяют основное внимание доверитель­ным взаимоотношениям. В целом мужчины отличаются прямоли­нейностью, предъявляют претензии на поощрение при достиже­нии поставленных целей, но в то же время стремятся замаскиро­вать неуверенность. Женщины в большей степени склонны- к от­крытому общению с помощью обратной связи и при прочих равных условиях предпочитают «обходные маневры».

 

Формирование групповой сплоченности и комму малой группе. Коммуникация — прежде всего способ деят ти, который облегчает взаимное приспособление поведений дей. Следовательно, суть коммуникативной деятельности ее не столько в выражении предшествующих мыслей и чувств, ко в установлении такой кооперации, когда поведение каждог меняется и в известной степени регулируется фактом учас гих индивидов. Коммуникация — это такой обмен, который чивает кооперативную взаимопомощь, делая возможной коо{ цию движений большой сложности.

Интегральной характеристикой системы внутригрупповых < ляется степень сплоченности, индексом которой может служить 1 или степень совпадения мнений, оценок, установок и позиций члене пы по отношению к объектам, наиболее значимым для группы в

Сплоченность выступает ключевым понятием разработанной К. Левиным теории групповой динамики (см.: Левин К. Теория поля в социальных науках. СПб., 2000). Сплоченность определяется им как «тотальное поле сил», заставляющее членов группы оставаться в ней. Группа тем сплоченнее, чем больше она отвечает потребностям людей в эмоционально насыщенных межличностных связях. В спло­ченных группах создается атмосфера внимательного отношения и взаимной поддержки, у ее членов формируется чувство групповой идентичности. Сплоченность порождает также эмоциональную при­вязанность, принятие общих задач, обеспечивает группе стабиль­ность даже в самых фрустрирующих обстоятельствах, способствует выработке общих стандартов, которые делают группу устойчивой не­смотря на разнонаправленность индивидуальных устремлений.

Среди изученных к настоящему времени механизмов формиро­вания групповой сплоченности особое место принадлежит группо­вому давлению. В результате его действия происходит подчинение индивида группе в ситуации наличия конфликта между мнением ин­дивида и мнением группы. Такая степень подчинения индивида групповому давлению получила название конформизма или кон­формного поведения. Впервые модель конформного поведения изучал в экспериментах С. Аш в 19, 51 г.

Обычно различают два вида конформизма:

•ф внешний, когда мнение группы принимается индивидом лишь «для формы», а на самом деле он продолжает ему сопротив­ляться;

ф- внутренний, когда индивид действительно усваивает мнение большинства. Внутренний конформизм и есть, таким образом, результат преодоления конфликта в пользу группы. В свою оче­редь внутренний конформизм предполагает две линии поведе­ния: некритическое принятие мнения большинства и сознатель­ное признание личностью норм и стандартов группы. Специфическим случаем конформизма, своеобразной конформ­ностью «наизнанку», выступает негативизм -поведение инди­вида, который противостоит мнению группы даже при оказывае­мом на него давлении. Однако в этом случае зависимость от группы продолжает сохраняться и проявляется в виде активного проду-.Цирования антигруппового поведения, антигрупповой позиции. Иначе говоря, продолжает сохраняться привязка к групповому мне­нию, хотя и со знаком минус.

В исследованиях конформности, проводившихся М. Дойчем и 1- Джерардом, были выделены два вида группового влияния: " Ф" нормативное, когда давление оказывает большинство и его мнение воспринимается членом группы как норма информационное, когда давление может оказываться» шинством, член группы рассматривает это мнение как и* " цию, на основе которой он сам должен осуществить свой Нормативный конформизм подразумевает необходимое! чиниться группе, чтобы не быть отвергнутым, сохранить с. хорошие отношения или заслужить одобрение. Информаь влияние имеет место, когда ситуация носит двусмысленный! тер и мнение окружающих может оказаться ценным источ информации. Любопытно отметить, что после того как челов гласился с той или иной группой, у него возникает довольно*! ная потребность оправдывать выбранное решение.

Таким образом, конформизм проявляется не только в сь сильного влияния группы, но и тогда, когда человек чувству некомпетентным и стремится избежать возможных ошибок, || задание кажется ему чересчур трудным.

Фестингер обращает внимание на возможность использования индивидом процессов социального влияния и ком­муникации для уменьшения диссонанса. Человек будет прилагать усилия, чтобы получить одобрение членов группы. Он попытается найти тех, кто придерживается аналогичной точки зрения, или по­влиять на мнение других. Причем попытки влияния будут направ­лены главным образом в адрес тех членов группы, которые прояв­ляют наибольшую степень несогласия, так как чем острее разногла­сия, тем сильнее диссонанс в сознании индивида.

ПОНЯТИЕ МАССОВОЙ КОММУНИКАЦИИ

Массовая коммуникация - процесс распространения информации 4 ний, духовных ценностей, моральных и правовых норм и т.п.) с \ технических средств (пресса, радио, телевидение и др.) на численно! шие, рассредоточенные аудитории

Средства массовой коммуникации (СМК) — это специаль налы и передатчики, благодаря которым происходит распре нение информационных сообщений на большие территории;

Массовая коммуникация прежде всего характеризуется:

•ф- наличием технических средств, обеспечивающих регулярв и тиражированностью;

•ф- социальной значимостью информации, способствующе вышению мотивированности массовой коммуникации;

•ф- массовостью аудитории, которая вследствие ее рассредс ности и анонимности требует тщательно продуманной ценЯ ной ориентации;

•ф- многоканальностью и возможностью выбора коммуникат

средств, обеспечивающих вариативность и вместе с тем не|

тивность массовой коммуникации.

Главным условием, определяющим массовую коммуникащ ляется специфика аудитории и коммуникатора.

Массовая коммуникация выполняет роль регулятора динамичес­ких процессов социальной психики; роль интегратора массовых на­строений; канала циркуляции психоформирующей информации. 1 Благодаря этому органы массовой коммуникации являются мощ-' ньщ средством воздействия и на личность, и на социальную группу. Уникальность коммуникационного процесса в СМК связана с | его следующими свойствами: Г V диакронностъ -•- коммуникативное свойство, благодаря которому

сообщение сохраняется во времени;

V диатопностъ — коммуникативное свойство, позволяющее инфор­мационным сообщениям преодолевать пространство; v мулътиплицирование — коммуникативное свойство, благодаря ко-1 торому сообщение подвергается многократному повторению с относительно неизменным содержанием;

симулътанностъ — свойство коммуникационного процесса, п«ляющее представлять адекватные сообщения множеству л* практически одновременно;

•ф- репликация— свойство, реализующее регулирующее воздейс массовой коммуникации.

Мы являемся свидетелями бурных процессов «компьютернс революции» и становления информационного общества, в котор массовая коммуникация является основным социальным инсп том. В наши дни появляются все новые и новые коммуникативна технологии, которые во многом изменяют жизнь общества.

СТРУКТУРА И ФУНКЦИИ МАССОВОЙ КОММУНИКАЦИИ

Различные подходы к пониманию структуры массовой коммуника­ции и ее функционированию отражены в моделях — обобщенных схемах, представляющих в описательной и/или графической фор­мах основные компоненты массовой коммуникации и их связи. При всем разнообразии моделей каждая содержит в качестве обяза­тельных компоненты, которые были представлены в модели комму­никативного акта, разработанной в 1948 г. американским политоло­гом Г. Ла






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.