Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Чередующиеся гласные в корне слова. Спишите, вставьте необходимые буквы, выделите корень и объясните написание.






Спишите, вставьте необходимые буквы, выделите корень и объясните написание.

Ч_ркать – ч_ркнуть, п_стрый – исп_щрить, тв_рдый – затв_рдеть. Пор_вняться («оказаться на одной линии, в одинаковом положении»),

ур_внение («математическое равенство») – подр_внять кусты («сделать ровными»), разр_внять песок («сделать ровным, гладким»). Р_внина, пор_вну, ур_вень, р_весник.

2. Ь после шипящих в различных частях речи

Спишите, вставьте необходимые буквы, выделите окончание в словах, объясните написание.

Ударить наотмаш_, сплош_ и рядом, оттолкнуть проч_, сделать точ_ – в

– точ_, выйти замуж_, открыть настеж_, невтерпеж_ от холода.

3. О-Е (Ё) после шипящих и Ц

Спишите, выделите орфограмму.

Общ_, мужич_к, медвеж_нок, плащ_м, холщ_вый, парч_вый, крюч_чек, борщ_м, мальч_нка, луч_м, чесуч_вый, плеч_м, кирпич_м, постриж_шь, ч_тный, жж_ный, испеч_шь, звездоч_т, ж_рнов, поч_т, ж_ваный, ч_ткость.

4. Правописание Ъ и Ь

Спишите, выделите орфограмму.


Дет_ми, люд_ми, лошад_ми, четыр_мя, еш_те, режрож_ю. меж_ярусный.

5. Ы-И после Ц

Спишите, выделите орфограмму.


те, острич_ся,


Ц_новка, ц_ферблат, революц_я, ц_рк, апробац_я, сегментац_я, ц_клон.

6. Приставки на З, С

Перепишите, раскрывая скобки. Вставьте недостающую приставку и объясните ее написание.


Утреннее солнце блестело в ее волосах, уложенных спереди золотым валом и ни...падавших на шею и на плечи тонкими и, должно быть, тщательно продуманными между двух зеркал кудрями.

7. Приставки ПРЕ-, ПРИ-

К данным словам подберите синонимы с приставками пре-, при-, пред-. Выделите приставку и корень слова.

Грань, зрелище, измена, правонарушение, склонность, убежище.

8. НЕ или НИ

Вставьте не- или ни-, выделите.

Ночь проходит, нет дороги н_ вперед и н_ назад. На небе н_ облачка (нет). Шѐ л, н_ видя н_ дороги, н_ прохожих. Нет (н...) чего лучше Невского проспекта, по крайней мере в Петербурге. Чем (н...) блестит эта улица - красавица нашей столицы! Я знаю, что (н...) один из бедных чиновных ее жителей (н...) променяет на все блага Невского проспекта. Да и кому же он (н...) приятен?

9. НН-Н в различных частях речи

Вставьте пропущенные буквы, выделите суффикс, корень и окончание в слове.

Знать всех поимѐ н_о, кафе-морожен_ое, не читан_ая книга, невыбран_ый депутат, жѐ ван_ая бумага.

10. Употребление букв Е-Ё

Прочитайте, определите, какая буква должна стоять в слове. Спишите, подчеркните вставленную букву. Составьте с каждым словом словосочетание.

М_л, св_кла, т_ща, холл_ный, вруч_н, кр_стный, манн_вры, кл_н, _ж, ор_л, васил_к, кот_нок, коз_л.

11. Употребление числительных

Запишите предложения, заменяя цифры словами.

1) Засеянные овсом поля занимали площадь более 350 га.

2) Вес третьего искусственного спутника Земли был равен 1326 кг.

3) Если к 3/8 прибавить 5/8, то получится 8/8, или 1.

4) Владимир Путин 1 раз был избран президентом России 26 марта 2000 г., за него проголосовало 52, 99 % избирателей.

5) Земля — 3 от Солнца планета Солнечной системы, крупнейшая по диаметру, массе и плотности среди землеподобных планет; жизнь на Земле появилась 3, 5 миллиард_ лет назад.

12.Употребление иностранных слов и фамилий

Раскройте скобки, поставьте в нужную форму имена, фамилии, названия. Далеко не полный перечень людей, чьи имена связаны с искусством памяти (так в древности называли мнемонику) включает: (Сенека), (Августин), (Симплиций), (Квинтилиан), (Хармад) и (Метродор) из (Скепсис), (Семонид Кеосский), (Марциан из Карфаген), (Альберт Великий) и (Фома Аквинский), (Джакопо Рагоне), (Ромберх), (Джулио Камилла),


(Раймонд Луллия), (Джордано Бруно) (Тени, Цирцея, Печати, Статуи, Образы), (Пѐ тр Рамус), (Перкинс), (Кампанелла), (Ламберт Шенкель), (Адам Бруксия), (Лейбниц), (Бэкон), (Декарт).

13. Работа с текстом

Прочитайте внимательно текст. Составьте по нему аннотацию.

Напишите свое эссе на эту тему.

Д.С. Лихачев. Письма о добром и прекрасном. Письмо сорок шестое

ПУТЯМИ ДОБРОТЫ

Вот и последнее письмо. Писем могло бы быть и больше, но пора подвести итоги.

Мне жаль прекращать писать. Читатель заметил, как постепенно усложнялись темы писем. Мы шли с читателем, поднимаясь по лестнице. Иначе и быть не могло: зачем тогда и писать, если оставаться на том же уровне, не восходя постепенно по ступеням опыта — опыта нравственного и эстетического. Жизнь требует усложнений.

Возможно, у читателя создалось представление об авторе писем как о высокомерном человеке, пытающемся учить всех и всему. Это не совсем так. В письмах я не только «учил», но и учился. Я смог учить именно потому, что одновременно учился: учился у своего опыта, который пытался обобщить. Многое мне приходило на ум и по мере того, как я писал. Я не только излагал свой опыт — я и осмыслял свой опыт. Мои письма наставительные, но, наставляя, я наставлялся сам. Мы поднимались с читателем вместе по ступеням опыта, не моего только опыта, но опыта многих людей. Писать письма мне помогали сами читатели — они со мной беседовали неслышно.

Что же самое главное в жизни? Главное может быть в оттенках у каждого свое собственное, неповторимое. Но все же главное должно быть у каждого человека. Жизнь не должна рассыпаться на мелочи, растворяться в каждодневных заботах.

И еще, самое существенное: главное, каким бы оно ни было индивидуальным у каждого человека, должно быть добрым и значительным.

Человек должен уметь не просто подниматься, но подниматься над самим собой, над своими личными повседневными заботами и думать о смысле своей жизни — оглядывать прошлое и заглядывать в будущее.

Если жить только для себя, своими мелкими заботами о собственном благополучии, то от прожитого не останется и следа. Если же жить для других, то другие сберегут то, чему служил, чему отдавал силы.

Заметил ли читатель, что все дурное и мелкое в жизни быстро забывается. Еще людьми владеет досада на дурного и эгоистичного человека, на сделанное им плохое, но самого человека уже не помнят, он стерся в памяти. Люди, ни о ком не заботящиеся, как бы выпадают из памяти.

А люди, служившие другим, служившие по-умному, имевшие в жизни добрую и значительную цель, запоминаются надолго. Помнят их слова, поступки, их облик, их шутки, а иногда чудачества. О них рассказывают. Гораздо реже и, разумеется, с недобрым чувством говорят о злых.


В жизни надо иметь свое служение — служение какому-то делу. Пусть дело это будет маленьким, оно станет большим, если будешь ему верен.

В жизни ценнее всего доброта, и при этом доброта умная, целенаправленная. Умная доброта — самое ценное в человеке, самое к нему располагающее и самое в конечном счете верное по пути к личному счастью.

Счастья достигает тот, кто стремится сделать счастливыми других и способен хоть на время забыть о своих интересах, о себе. Это «неразменный рубль».

Знать это, помнить об этом всегда и следовать путями доброты — очень и очень важно. Поверьте мне!

14. Паронимы

Составьте словарь паронимов (не менее 10 слов), запишите их лексическое значение. С каждым словом составьте предложение.

15. Фразеологизмы

Составьте словарик из 10 фразеологизмов, которые вы наиболее часто употребляете в своей речи. Напротив каждого фразеологизма напишите значение. С помощью словаря «Фразеологизмов русского языка» проверьте правильность их употребления.

16. Профессионализмы

Составьте словарик (не менее 5 слов) профессионализмов по вашей специальности с указанием правильного ударения и лексического значения (по словарю). Составьте с каждым словом предложение, прочитайте вслух. Запишите в тетрадь.

17. Заимствованные слова

С помощью словаря определите лексическое значение слов, запишите. С каждым словом составьте предложение:

истеблишмент, вербальный, утилитарный, пресс релиз, ликвидный.

18. Уместность, логичность, точность речи

В каких случаях можно использовать слово « достаточно »? Можно ли заменить слово «достаточно» другими словами, например: очень, весьма, исключительно, много, необыкновенно, крайне, почти, фактически?

Выявите лексическое значение этих слов по словарю. Спишите, исправив предложения.

Мяч пролетел достаточно близко над перекладиной ворот. Достаточно скверный результат.

Достаточно длинная дорога. Достаточно спорное решение.

Я сегодня достаточно поработал.

19. Паронимия

Выясните лексическое значение слов по словарю. Составьте предложения со словами-паронимами.

жѐ стко — жестоко одеть — надеть

20. Речевая избыточность

Выявите речевую избыточность. Исправьте предложения.


При входе в кабинет к врачу нужно снять верхнюю одежду. Русские отступили назад к Москве.

Он был в берете, напяленном на правое ухо головы.

21. Канцелярит

Найдите в любой периодической печати, художественной литературе, объявлениях и т.д. проявления канцелярита (не менее 5 предложений). Спишите, выделив канцелярит. Отредактируйте, предложив собственный вариант. Ответьте на вопрос письменно: почему канцелярит – это раковая опухоль на теле русского языка? Употребляете ли Вы канцеляризмы? См. приложение IX.

22. Научный стиль речи. Виды компрессии текста

Внимательно изучите раздел 5 методического пособия «Русский язык и культура речи» авторов Лятти С.Э., Быковой Н.А., Пискуновой Н.В., – Иркутск, ИрГТУ, 2006. – с. 67- 87 «Культура научной письменной речи». Отреферируйте любой раздел, текст из любого вузовского учебника (КСЕ, физика, математика, история, химия, геология, культурология, менеджмент и т.д.). Правильно оформите все части реферата. Определите основной и вторичный тексты, выделите главные мысли. Проверьте библиографический список, соответствует ли он ГОСу?

Ответьте устно на вопросы: каковы особенности научного стиля речи и где он применяется? Какие бывают виды компрессии текста? Чем реферат отличается от конспекта, какие части реферата и конспекта вы знаете? Чем один вид реферата отличается от другого? Какие части реферата вы использовали в своей работе? Будьте готовы ответить на эти вопросы на зачѐ те.

23. Нормы произношения

Прочитайте вслух орфоэпический, лексический, морфологическийи синтаксический минимумы в приложении к методическому пособию

«Русский язык и культура речи» авторов Лятти С.Э., Быковой Н.А., Пискуновой Н.В., – Иркутск, ИрГТУ, 2006. – с.99-107. Обратите внимание на слова, которые вы произносите неверно. Запомните правильное произношение. Будьте готовы показать своѐ мастерство на семинарском занятии.

24. Риторика

Упражнение позволяет улучшить качество устной речи (дикцию), отработать точность и правильность произношения, укрепить речевую память.

Выучите наизусть 10 скороговорок (приложение VIII). Научитесь правильно и четко их произносить сначала с открытым, а затем с закрытым ртом. Будьте готовы показать своѐ мастерство на семинарском занятии.

25. Риторика

Любое выступление, речь должны быть хорошо подготовлены. Современная риторика рассматривает следующие этапы подготовки к конкретному выступлению: выбор темы, определение цели речи, подбор материала, развертывание, завершение речи, овладение материалом.


Изучите раздел 6 «Культура публичной речи» из методического пособия

«Русский язык и культура речи» авторов Лятти С.Э., Быковой Н.А., Пискуновой Н.В., – Иркутск, ИрГТУ, 2006. – с. 88- 98.

Ответьте на контрольные вопросы устно.

Прочитайте внимательно раздел «Чистое слово». Информация к размышлению (приложение IX). Выявите основную мысль, аргументы, сделайте вывод.

Составьте план собственной речи по теме: «Чистое слово вповседневной жизни». Отдельно выпишите опорные слова и фразы; при необходимости выпишите значения неизвестных вам слов, дополните текст собственными мыслями, выразительными словами, фразами. Произнесите вслух.

 

 

Вариант контрольной работы № 3






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.