Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Государственная система управления охраной окружающей среды и природопользованием






Мировая практика свидетельствует о том, что без достаточно развитой системы управления экологическими видами деятельности предотвратить необратимую деградацию окружающей среды невозможно. Развитие этой системы должно основываться на следующих основных принципах:

опора на современный научно-технический потенциал;

приоритетное развитие нормативно-правовой базы;

развитие общественного движения в защиту природы;

неизбежность поэтапного решения экологических задач в соответствии с экономической и организационной подготовленностью страны;

необходимость достаточного информационного обеспечения экологического движения;

экологическое образование;

становление отечественного экологического движения как части международного.

Среди методов управления можно выделить административные, нормативно-правовые, экономические и организационно-хозяйственные. Выработка и принятие решений должны базироваться на достаточно развитой системе контроля. При этом необходимо разделить контрольно-надзирательские и организационно-хозяйственные функции контроля.

В данном случае мы не будем останавливаться на административных методах управления. Они достаточно быстро меняются и зависят от государственного устройства, отношения к собственности и других особенностей. Остановимся же на нормативно-правовых методах управления. В данном случае на экологическом праве.

Формы управления природопользованием и охраной окружающей среды приведены на рис. 15.

Экологический контроль содержит следующие составные элементы:

государственный экологический контроль;

государственный экологический мониторинг;

государственная экологическая экспертиза;

производственный экологический контроль;

общественный экологический контроль;

оценка воздействия любой планируемой деятельности на окружающую среду.

 

Формы управления
Управление природопользованием
Красная книга (международная, России, республик, краев, областей)
Кадастр – количественный и качественный учет (оценка) природных ресурсов и вторичного сырья (земельный, водный, лесной, животных, полезных ископаемых, заповедных объектов, лечебно-оздоровительных ресурсов)
Федеральный реестр потенциально опасных веществ
Другие документы
Управление охраной природной среды
Экологический мониторинг и контроль
Нормирование качества окружающей среды
Экономические методы управления природопользованием и охраной окружающей среды

Рис. 15 Формы управления природопользованием и охраной окружающей среды

 

Государственный и общественный экологический контроль – это процессы сбора и преобразования информации о состоянии, естественных и антропогенных изменениях окружающей среды, а также принятия решения.

Государственный мониторинг – многоцелевая информационная система, в задачи которой входит наблюдение, оценка и прогноз антропогенного воздействия на окружающую среду и состояния окружающей среды.

Экологическая экспертиза – осуществляет оценку проектной и других видов документации, обосновывающих хозяйственную или иную деятельность, которая способна оказать прямое или косвенное воздействие на окружающую среду. В содержание экологической экспертизы входят научная, нормативная, санитарная и правовая оценка соответствия проверяемой документации экологическим требованиям.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.