Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Система менеджмента качества как инструмент упорядочения деятельности предприятия






Мы живем в динамичное время. Но Люди любят постоянство, и, чтобы люди могли также быстро изменяться, необходимо применять новый принцип постоянства – это постоянство перемен к лучшему (Билл Лус).

Для того, чтобы этот принцип работа необходима разработка системы менеджмента качества. При этом менеджмент должен быть клиентоориентированным (рис. 10).

Рис. 10. Система клиентоориентированного менеджмента

Основные принципы системного подхода приведены на рис. 11.

Рис.11. Основные принципы системного подхода

Система менеджмента качества основывается на Концепции устойчивого развития, что ведет к переменам:

• в процессах и технологиях производства;

• отношениях между людьми в процессе производства;

• организационной структуре управления;

• отношениях между предприятием и окружающей средой.

• Сегодня не может быть коммерчески выгодным производство, наносящее вред окружающей среде, здоровью, жизни, безопасности человека.

• ТQМ согласуется и интегрируется со стандартами ГОСТ Р 9001-2008 «Системы менеджмента качества. Требования», ГОСТ Р ИСО 14001-2007 «Системы управления окружающей средой. Требования и руководство по применению», OHSAS 18001: 2007 «Системы управления охраной здоровья и обеспечения безопасности труда. Требования», «Безопасность продуктов» ХАССП 22000 и др.

• ВУК помогает решать внешние проблемы организации.

• Стандарты серии ИСО 9000 дают инструментарий для решения внутренних проблемы предприятия по повышению эффективности управления на предприятии.

Система менеджмента качества позволяет упорядочить всю деятельность на предприятии, направленную на поддержание и улучшение качества функционирование на предприятии СМК направлено на устранение возникающих ошибок не только в производстве, но и других сферах деятельности компании, что позволяет улучшить качество продукции и одновременно сокращать затраты на производство и снижать сроки выполнения заказа. Составляющие системного подхода следующие (рис.12)

Рис.12. Составляющие системного подхода

 

2. Основные инструменты для оценки качества и потенциальных угроз: SWOT анализ, диаграммы Исикавы, Паретто, Ганта и др.

Простыми инструментами для оценки качества являются:

- контрольный листок;

- диаграмма расслаивание (стратификация);

- причинно-следственная диаграмма (диаграмма Исикавы или «рыбий скелет»);

- диаграмма рассеивания;

- гистограмма;

- диаграмма Парето;

- контрольные карты, которые используют для анализа количественных фактов.

Контрольный листок – это инструмент для систематического сбора данных и автоматического их упорядочения с целью облегчения дальнейшего использования собранной информации, для получения ответа на вопрос «Как часто встречаются изучаемые события?»

Стратификация – это инструмент разделения полученных данных на отдельные группы (слои, страты) в зависимости от выбранного стратифицирующего фактора (оборудование, сотрудники, время сбора данных, вид материалов и т.д.).

Диаграмма Исикавы («рыбий скелет») – это инструмент графического упорядочения факторов, влияющих на количество услуг «5 М» проблем (рис.13)

 

Рис. 13. Пять факторов, оказывающих влияние на качество товара и услуг

Диаграмма рассеивания – графическое представление пар исследуемых данных в виде множества точек (облака) на координатной плоскости для оценки наличия или отсутствия корреляции между двумя изучаемыми величинами.

Гистограмма (столбиковая диаграмма) – инструмент, позволяющий зрительно оценить закон распределения величины разброса данных и решить на чем следует сфокусировать внимание для улучшения качества процесса.

Диаграмма Парето – разновидность столбиковой диаграммы, применяемой для наглядного отображения рассматриваемых факторов в порядке уменьшения (возрастания) их значимости, позволяет выявить главные причины низкого качества услуг.

Контрольные карты – это инструмент представления полученных в ходе технологического процесса данных в виде точек (или графика) в порядке их поступления во времени, позволяют контролировать текущие рабочие характеристики процесса.

Можно использовать семь новых инструментов качества:

- диаграмма сродства;

- диаграмма связей;

- матричная диаграмма;

- стрелочная диаграмма;

- диаграмма хода процесса;

- домик качества, для анализа деятельности предприятия.

Диаграмма сродства – это инструмент, позволяющий выявить основные нарушения процесса (или возможности его улучшения) путем объединения родственных данных.

Диаграмма связей – инструмент, позволяющий выявить логические связи между основной проблемой и различными данными, для установления соответствия основных причин нарушения процесса.

Матричная диаграмма – инструмент выявления важности различных связей. (QFD-методологии «дома качества») для организации и представления большого количества данных (элементов), чтобы графически проиллюстрировать логические связи между различными элементами с одновременным отображением важности (силы) этих связей.

Стрелочная диаграмма (диаграмма Ганта) – инструмент, позволяющий спланировать оптимальные сроки выполнения всех необходимых работ для успешного достижения поставленной цели.

Диаграмма хода процесса (Process Decision Program Chart – PDPC) – инструмент, представляющий собой диаграмму, похожую на поточную диаграмму. Отображает последовательность действий и решений, необходимых для получения желаемого результата, может быть использована для оценки сроков и целесообразности проведения работ.

Домик качества – это технология проектирования, позволяющая преобразовать требования заказчика – потребителя в соответствующие требования к производимой предприятием услуге. Важным является понимание взаимосвязи между потребительскими свойствами услуги и процессами в организации.

Вспомогательные инструменты оценки качества:

цикл Деминга (PDCA, PDSA);

бенчмаркинг;

SWQT-анализ;

стоимостной анализ;

FMEA (анализ последствий потенциальных неудач и отказов).

3. Международная стандартизация в области управления качеством.

Годом рождения международной стандартизации является 1886 г., когда в Дрездене (Германия) состоялось первое международное совещание, посвященное разработке общих стандартов на методы испытаний материалов.

В 1926 г. координацию работ по международной стандартизации возглавила Международная федерация национальных организаций по стандартизации (ISA), которая работала до начала второй мировой войны. После войны в 1946 г. 25 стран основали Международную организацию по стандартизации (ИСО), которая сейчас насчитывает более 100 членов. ИСО предоставлен статус специализированного учреждения ООН. Центральный секретариат ИСО, координирующий работы по международной стандартизации, размещается в Женеве (Швейцария). Россия является постоянным членом руководящих органов ИСО, а также активным членом большинства из более чем 200 Технических комитетов по разработке международных стандартов. Сотрудничество с ИСО по созданию международных стандартов позволяет любой стране использовать в национальной практике научно-технический и производственный опыт экономически развитых стран, специалисты которых, как правило, являются авторами международных стандартов.

При разработке международных стандартов специалисты руководствуются Директивами ИСО, согласно которым содержание этих документов должно изложено четко и не должно допускать различного толкования. Стандарты ИСО составляются в такой форме, что их легко можно принять в качестве национальных стандартов без дополнительной переработки или применять непосредственно. Стандарты издаются Центральным секретариатом на двух официальных языках ИСО – английском и французском. Издание стандартов ИСО на русском языке осуществляет Госстандарт России.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.