Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






В дореволюционный и советский периоды






 

Систему ювенальной юстиции предлагается рассматривать в качестве структурно-функционального элемента правоохранительной системы России. При этом акцентируется внимание на двух важнейших аспектах данной системы: реализации мер юридической ответственности за противоправные деяния, совершенные несовершеннолетними, а также охраны прав и законных интересов несовершеннолетних правонарушителей, привлекаемых к юридической ответственности.

Говорить о становлении системы ювенальной юстиции в России можно, начиная с конца XVIII - начала XIX вв.

Первым законодательным актом, ставшим отправным пунктом в развитии уголовного и уголовно-процессуального законодательства в отношении несовершеннолетних, стал Указ Сената от 2.05.1765 г., который не только определял возраст не привлечения к уголовной ответственности - до достижения 10 лет - и возраст полного уголовного совершеннолетия - с 17 лет, но и предусматривал смягчение наказания в зависимости от меры вины и возраста несовершеннолетнего, устанавливая для этой категории лиц особую подсудность и особый порядок судопроизводства.[35]

В соответствии с нормами русского дореволюционного уголовного законодательства, к категории «малолетние» относились лица, не достигшие возраста 17 лет, а к категории «несовершеннолетние» - в узком уголовно-правовом смысле - лица в возрасте от 17 до 21 года, в широком же смысле этого термина - все лица, не достигшие возраста 21 года.

В силу изданного 7.11.1775 г. «Учреждения о губерниях» рассмотрение дел о преступлениях несовершеннолетних в возрасте от 10 до 17 лет было отнесено к компетенции специально созданного судебного института, не входящего в общую систему судебных инстанций губернии - совестных судов. Исключение составляли дела о преступлениях особой важности - оскорблении государя, измене, убийствах и разбоях, которые в совестный суд не поступали. Осуществляя рассмотрение дел несовершеннолетних, совестные суды принимали решение не только на основании законов, как остальные судебные установления, но также и на основании естественной справедливости. При осуществлении правосудия им было предписано не отягощать ничьей судьбы и руководствоваться в своих решениях «человеколюбием, почтением к особе ближнего и отвращением от угнетения».[36]

Положительными сторонами деятельности совестных судов являлись: упрощенная форма и процедура судопроизводства; обязательное участие в судебном процессе законных представителей несовершеннолетних подсудимых; следование принципу «человеколюбия и естественной справедливости», делавшему уголовный закон в отношении несовершеннолетних значительно мягче. Полагаем, что предыстория судов по делам несовершеннолетних в России - как специализированного института по рассмотрению дел о преступлениях, совершенных подростками - восходит именно к деятельности совестных судов, сыгравших важнейшую роль в развитии взглядов русского общества на необходимость изменения уголовно-процессуального положения несовершеннолетних обвиняемых и подсудимых.

Идеи гуманизма, возобладавшие в эпоху просвещенного абсолютизма и нашедшие свое отражение в указах Екатерины II от 2.05.1765 г. и от 7.11.1775г., и стали главными предпосылками зарождения в России системы ювенальной юстиции.[37]

Введенный со 2-й половины XVIII в. порядок судопроизводства по делам несовершеннолетних правонарушителей просуществовал вплоть до введения Судебных Уставов 1864 г., которые изменили подсудность дел о несовершеннолетних, совершивших преступления, и привели уголовно-процессуальное положение данной категории лиц в соответствие с общими требованиями, остававшимися практически неизменными до конца 90-х гг. XIX в. Судопроизводство по делам несовершеннолетних в этот период осуществлялось добавочными мировыми судьями, городскими судьями и уездными членами окружного суда, а также товарищами (помощниками) прокуроров, судебными следователями и судьями общих судебных установлений (преимущественно - окружных судов).

К правовым основам возникновения в Российской империи института ювенальной юстиции - специализированных судов по делам несовершеннолетних - относятся законы «Об исправительных приютах для малолетних преступников» от 5.12.1866 г., «Об изменении форм и обрядов судопроизводства по делам о преступных деяниях малолетних и несовершеннолетних» от 2.06.1897 г., а также те акты, которые непосредственно регламентировали открытие и деятельность вышеуказанных судов.[38]

Первый в Российской империи специальный суд по делам несовершеннолетних преступников был открыт 22.01.1910 г. в Санкт-Петербурге. В 1912 г. подобные суды были учреждены в Москве и Харькове. С 1.01.1914 г. такие же суды открылись в Одессе, Киеве, Николаеве, Либаве (Лиепае). До Февральской буржуазно-демократической революции ювенальные суды были открыты в Риге, Томске, Саратове и ряде других городов России.

Особенностями периода, длящегося с 1866 г. по 1910 г., можно обозначить следующие:

• появление норм, касающихся правовой защиты несовершеннолетних (законодательное закрепление особой защиты прав несовершеннолетних)

• установление особого льготного режима уголовной ответственности для несовершеннолетних в возрасте от 10 до 17 лет, совершивших преступление «без разумения» (т.е. происходит смягчение мер наказания с учетом возраста несовершеннолетнего и отсутствия у него умысла),

• вместе с тем, сохранение мер наказания в виде заключения в тюрьмы и арестные дома несовершеннолетних в специальных отдельных помещениях.

К особенностям судопроизводства в «детских» судах относятся следующие обстоятельства:

1) рассмотрению дела о несовершеннолетнем правонарушителе в суде предшествовала передача дела соответствующему попечителю, в обязанности которого входило исследование условий жизни несовершеннолетнего, выяснение причин совершения им проступка, сбор иных необходимых сведений и устное информирование судьи обо всех выясненных обстоятельствах по делу - именно это сообщение попечителя служило судье основанием для дальнейшего разбирательства;

2) судья осуществлял классификацию подлежащих рассмотрению дел несовершеннолетних правонарушителей в зависимости от категорий совершенных ими проступков;

3) формы и порядок судопроизводства были значительно упрощены: по общему правилу - гласность при рассмотрении дела исключалась; вместе с тем, не исключалось присутствие представителей печати, но в этом случае каждый из них уведомлялся о том, чтобы в статьях не указывались фамилии несовершеннолетних; дела о взрослых обвиняемых в преступлениях в отношении несовершеннолетних слушались при открытых дверях только в тех случаях, если по своему характеру дело не подлежало рассмотрению при закрытых дверях; вместо официальных заявлений, формальных вопросов и обращения к несовершеннолетнему по фамилии судья называл его по имени, убеждал сознаться в совершенном правонарушении и излагал требования законов простыми, понятными несовершеннолетнему словами; стремление судьи получить непосредственное сознание подростка в совершенном им деянии в большинстве случаев устраняло необходимость в вызове многочисленных свидетелей;

4) при рассмотрении дел в суде присутствовали попечители, принимавшие участие в первоначальном исследовании (за каждым из них были закреплены дни дежурства в камере суда); их участие в судебном заседании, с одной стороны, значительно облегчало работу судьи, а с другой - затрудняло дачу несовершеннолетним лживых показаний с целью введения судьи в заблуждение;

5) при фактическом упрощении формального судопроизводства и при участии в судебном заседании попечителей формальная защита несовершеннолетнего обвиняемого фактически устранялась;

6) в судебном заседании обязательно присутствовали родители подростка или лица, их заменявшие, представлявшие суду свои объяснения;

7) судья пользовался правом удаления несовершеннолетнего из зала суда на время производства отдельных следственных действий;

8) только в исключительных случаях судья принимал решение по делу в ходе одного заседания; обычно дело велось достаточно продолжительное время, в течение которого попечителю предоставлялась возможность изучения характера подростка и оказания на него воспитательного воздействия в целях исправления;

9) в случае неокончательного решения дела применяемой мерой пресечения в отношении несовершеннолетнего являлась отдача его под ответственный присмотр попечителя, заменяемый в трудных случаях отдачей в особые приюты для несовершеннолетних, подвергаемых предварительному задержанию;

10) при назначении несовершеннолетнему той или иной меры наказания судья отдавал предпочтение мерам, носящим воспитательный характер; в числе последних предпочтение отдавалось мерам исправления на свободе перед помещением в исправительно-воспитательные заведения; такой вид наказания, как помещение в исправительно-воспитательные заведение (а при их отсутствии - в особые помещения при тюрьмах или арестных домах), практиковался в качестве крайней меры, лишь при упорных рецидивах и невозможности исправления несовершеннолетнего на свободе; при назначении тюремного заключения предпочтение практически всегда отдавалось максимальному сроку, установленному в законе, перед минимальным, с целью избежания особенно сильно проявлявшегося при кратковременном нахождении несовершеннолетнего в тюремной обстановке ее разлагающего влияния; назначение денежных штрафов по отношению к несовершеннолетним практически совсем не применялось; выговор же применялся в наиболее легких случаях;

11) при пересмотре вынесенных несовершеннолетним приговоров в мировых съездах судебного округа все дела о них направлялись в одно отделение съезда, где судопроизводство осуществлялось на одинаковых условиях с теми, которых придерживались мировые судьи по делам несовершеннолетних.

Главным вспомогательным органом особого суда по делам несовершеннолетних - органом присмотра и надзора - являлись оплачиваемые и добровольные попечители. Кроме института попечителей, существовал ряд других органов, чья деятельность имела большое значение для суда по делам о несовершеннолетних правонарушителях. Так, мировым судьей по делам несовершеннолетних Н.А. Окуневым было установлено сотрудничество с различными благотворительными обществами, ставившими целью своей деятельности заботу о подростках, в частности - с состоявшим при С.-Петербургском обществе патроната попечительством о детях, обществом попечения о несовершеннолетних, живущих своим трудом, а также с отделением С.-Петербургского общества патроната, оказывавшим помощь подросткам, освобождаемым из земледельческой исправительной колонии. Взаимное сотрудничество было полезным для обеих сторон: судья пользовался им, чтобы помещать детей и подростков, нуждающихся в попечении, в различные приюты, привлечь финансовую поддержку, обезопасить детей от жестокого обращения, подвергнуть подростка лечебному режиму, обеспечить ему помещение для проживания при самостоятельном труде и заработке и т.п. С другой стороны, благодаря новому судебному учреждению сами благотворительные общества нашли соответствующий объект для своей деятельности и вместо случайных рекомендаций могли пользоваться авторитетными рекомендациями судьи по делам несовершеннолетних.[39]

Становление и развитие в Российской империи института ювенального правосудия пореформенного периода - специальных судов для несовершеннолетних - нашло выражение в специализации мировых судей, специализации дел, подсудных особым судам по делам несовершеннолетних, специализации уголовного процесса по делам о преступлениях, совершенных подростками, а также в деятельности вспомогательных - по отношению к «детским» судам - социальных учреждений и органов, направленной на оказание этим судам помощи в деле осуществления правосудия по делам несовершеннолетних.

После Октябрьской революции 1917 г. специализированные «детские суды» (в тех городах, где они были созданы), а также общие судебные установления, осуществлявшие судопроизводство по делам о несовершеннолетних правонарушителях, непродолжительное время еще продолжали свою деятельность в рамках существовавших уголовных и уголовно-процессуальных законов, несмотря на то, что Декреты Совнаркома РСФСР от 24.11.1917 г. «О суде» и от 29.12.1917 г. «О направлении неоконченных дел упраздненных судебных установлений», оставив в силе судебную юрисдикцию по делам несовершеннолетних правонарушителей, фактически устранили правовые основы функционирования института ювенальной юстиции.[40]

Революционное преобразование судебной системы по делам несовершеннолетних преступников было осуществлено Декретом Совнаркома РСФСР от 14.01.1918 г. «О комиссиях для несовершеннолетних».

Отменялись судебное преследование и тюремное заключение для несовершеннолетних преступников в возрасте до 17 лет; одновременно специализированные суды для несовершеннолетних, а также иные судебные органы, рассматривавшие дела о преступлениях, совершенных данной категорией лиц, заменялись на систему внесудебных органов, наделенных компетенцией по рассмотрению дел о несовершеннолетних в возрасте до 17 лет, совершивших общественно-опасные деяния - комиссий о несовершеннолетних обвиняемых в общественно-опасных действиях, которые учреждались на всей территории РСФСР.

Декретом от 14.01.1918 г. была предпринята попытка перехода от идеи смягчения уголовной ответственности и наказания несовершеннолетних, доминировавшей в русском дореволюционном праве, к возобладавшей среди работников Народных Комиссариатов общественного призрения и просвещения идее полной замены уголовного наказания воспитательными мерами.[41] При этом компетенция комиссий о несовершеннолетних обвиняемых не была точно определена, в связи с чем они стали принимать к своему рассмотрению не только дела, подлежащие ранее разрешению уголовными судами, но и дела о беспризорности подростков; процедура рассмотрения дел в комиссиях законодательно не устанавливалась, а имела характер ведомственного регулирования; не был определен перечень педагогических мер и мер социальной помощи, которые комиссии могли применять к несовершеннолетним, совершившим общественно-опасные деяния.

Российские ювенальные суды, действовавшие в 1910-1918 гг., характеризовались следующими особенностями: дела несовершеннолетних рассматривались единолично мировым судьей, избиравшегося среди населения судебного округа; судьей мог стать врач или педагог, т.к. предполагалась профессиональная подготовка судьи и знание им детской психологии; круг рассматриваемых дел был широк; использование особых процедур уголовного процесса с учетом возрастных особенностей несовершеннолетнего, т.е. упрощение судопроизводства, сводившееся к беседе с судьей при участии попечителя несовершеннолетнего; судебные разбирательства с участием несовершеннолетнего были закрытыми; распространенное применение в качестве меры воздействия попечительского надзора; обжалование решений судов для несовершеннолетних в особом отделении съезда мировых судей.[42]

Период с 1918-1958 гг. связывается с Декретом от 17 января 1918 г. «О комиссиях для несовершеннолетних» и характеризуется тем, что судебные органы были заменены другой квази-судебной системой — комиссиями для несовершеннолетних; происходит усиление карательной политики в отношении несовершеннолетних правонарушителей (например, уголовным законодательством устанавливалось правило, согласно которому к несовершеннолетним в возрасте от 16 до 17 лет могли применяться все виды уголовных наказаний, вплоть до смертной казни; а в 1935 г. возраст уголовной ответственности по значительной части составов преступления снижался до 12 лет).[43]

Декрет Совнаркома РСФСР от 4.03.1920 г. «О делах о несовершеннолетних, обвиняемых в общественно-опасных действиях», повысив возраст несовершеннолетия до 18 лет, подтвердив компетенцию комиссий о несовершеннолетних в отношении лиц, совершивших общественно-опасные действия в возрасте до 18 лет, а также отмену судебного преследования и тюремного заключения в отношении данной категории лиц, восстановил уголовное судопроизводство по делам несовершеннолетних в возрасте от 14 до 18 лет - в том случае, если комиссия по делам несовершеннолетних устанавливала невозможность применения к подростку мер медико-педагогического воздействия. Порядок задержания детей и подростков, процедура рассмотрения дел в комиссиях по делам несовершеннолетних, меры медико-педагогического характера, которые могли применяться комиссиями, по-прежнему устанавливались ведомственными нормативными актами.[44]

С изданием Декрета от 4.03.1920 г. получило начало параллельное существование двух институтов, осуществлявших рассмотрение дел о несовершеннолетних правонарушителях: комиссий по делам несовершеннолетних и народных судов.[45] При этом был установлен приоритет внесудебных органов в юрисдикции по делам несовершеннолетних. Обязанности, которые выполняли братья и сестры социальной помощи и воспитатели-обследователи при комиссиях по делам несовершеннолетних в рассматриваемый период, практически полностью совпадали с кругом деятельности попечителей при специализированных мировых судах по делам малолетних правонарушителей в Российской империи.

Законодательные акты 20-х - первой половины 30-х гг. XX в., которые отражали уголовную политику в части об уголовной ответственности несовершеннолетних преступников в указанный период свидетельствуют о том, что по данному вопросу существовала острая борьба идей и мнений, находившая свое выражение в двух основных позициях: 1) в идее максимального смягчения ответственности несовершеннолетних и ограничении ее границ, возможности борьбы с преступностью несовершеннолетних исключительно мерами воспитания; 2) в идее необходимости усиления уголовной репрессии. Именно вторая позиция получила решающее преимущество в законодательстве 1935 г.

Постановлением ЦИК и Совнаркома Союза ССР от 7.04.1935 г. «О мерах борьбы с преступностью среди несовершеннолетних» и Постановлением Совнаркома Союза ССР и ЦК ВКП(б) от 31.05.1935 г. «О ликвидации детской беспризорности и безнадзорности» был снижен возраст уголовной ответственности несовершеннолетних за совершение ряда преступлений до 12 лет и ликвидированы комиссии по делам несовершеннолетних. В 40-х гг. законодательство в области борьбы с преступностью несовершеннолетних развивалось все более в сторону ужесточения их ответственности.[46]

С 1935 г. и до конца 50-х гг. XX в. юрисдикция по делам несовершеннолетних преступников находилась исключительно в компетенции судебных органов, при этом в качестве правовой основы для специализации уголовного судопроизводства по делам несовершеннолетних выступало не процессуальное законодательство, а подзаконные нормативные акты. Большое значение для правильного уяснения правоохранительными органами всех особенностей судопроизводства по делам несовершеннолетних правонарушителей в этот период имели директивы и инструкции Пленумов Верховного Суда СССР и Верховного Суда РСФСР.[47]

Законодательные и правоприменительные акты, определившие карательную направленность правосудия в отношении несовершеннолетних в период с середины 30-х и до конца 50-х гг. XX в., утратили силу в связи с принятием нового уголовного и уголовно-процессуального законодательства Союза ССР и союзных республик.

В период с 1958 г. по 1990 г. происходит гуманизация уголовной политики в отношении несовершеннолетних (уголовным законодательством устанавливаются общий возраст уголовной ответственности — 16 лет и минимальный возраст - 14 лет; к лицам, не достигших к моменту совершения преступления 18 лет, в качестве высшей меры наказания не применялась смертная казнь; срок лишения свободы несовершеннолетних не мог превышать 10 лет; широко применялись условное осуждение, отсрочка исполнения наказания и передача несовершеннолетнего на поруки; основной характеристикой стало усиление уголовным законодательством борьбы с наиболее распространенными преступлениями, которые представляют повышенную общественную опасность, совершенными лицами, не достигшими 18-летнего возраста (например, преступления, связанных с хищением огнестрельного оружия, хищение наркотических веществ, распространением наркотиков); Уголовно-процессуальный кодекс РСФСР 1960 г. закрепляет особый процессуальный статус несовершеннолетнего и дела с его участием выделяются в особое производство по всех случаях; в предмет доказывания по делу несовершеннолетнего включается вопрос условий его жизни и воспитания.[48]

Если нормы УК РСФСР 1960 г., регламентировавшие вопросы уголовной ответственности и наказания несовершеннолетних не были систематизированы, то УПК РСФСР 1960 г. установил и систематизировал ряд процессуальных особенностей при осуществлении правосудия по делам несовершеннолетних, совершивших преступления в возрасте от 14 до 18 лет, сохранив компетенцию в отношении дел о преступлениях, совершенных подростками, за судами общей юрисдикции. Вместе с тем, в УПК РСФСР 1960 г. не содержалось указаний на какую-либо специализацию следователей и судей, осуществляющих производство по делам несовершеннолетних.

В 1961 г. в РСФСР были воссозданы комиссии по делам несовершеннолетних. Законодательно они наделялись компетенцией по рассмотрению дел об общественно-опасных действиях, совершенных несовершеннолетними. При этом предназначение введенного института общественных инспекторов по работе среди несовершеннолетних и общественных воспитателей несовершеннолетних во многом совпадало с теми функциями, которые выполняли попечители при «детских» судах, братья и сестры социальной помощи и воспитатели-обследователи при комиссиях по делам несовершеннолетних в 20-х - середине 30-х гг. XX в.[49]

Начавшееся с 1991 г. развитие законодательства в сфере защиты прав и законных интересов несовершеннолетних отличается ориентированием правоохранительных органов на преимущественное применение мер воспитательного характера, а не уголовного, в качестве меры наказания в отношении преступлений несовершеннолетних, не представляющей большой общественной опасности; появлением проектов законов о создании ювенальной юстиции в Российской Федерации; активными дискуссиями ученых о научной обосновании идей о формировании российской модели ювенальной юстиции; в ряде субъектов Российской Федерации реализуются пилотные проекты (Программа развития ООН в Российской Федерации «Поддержка правосудия в отношении несовершеннолетних» в Ростовской и Саратовской областях с 2001 г., в Санкт-Петербурге с 1999 г.) и эксперименты (Республика Хакассия — г. Абакан, 2006 г., Иркутская область - с 2006 г. и др.) по осуществлению задач создания системы правосудия по делам несовершеннолетних.[50]

С развитием административного законодательства РСФСР компетенцией по рассмотрению дел об административных правонарушениях, совершенных несовершеннолетними, были наделены административные комиссии при исполнительных комитетах Советов народных депутатов, исполнительные комитеты сельских и поселковых Советов народных депутатов, органы внутренних дел и некоторые другие внесудебные органы и должностные лица.

В настоящее время сложились предпосылки для воссоздания в системе ювенальной юстиции Российской Федерации института специализированного правосудия по делам несовершеннолетних: судей по делам несовершеннолетних, в чьей компетенции должно находиться рассмотрение дел о малозначительных правонарушениях, совершенных несовершеннолетними, дел об административных правонарушениях несовершеннолетних, а также дел об общественно-опасных деяниях, совершенных несовершеннолетними, не достигшими возраста привлечения к уголовной ответственности; коллегиальных судов по делам несовершеннолетних, рассматривающих все преступления, совершенные лицами в возрасте от 14 до 18 лет; судов присяжных по делам несовершеннолетних, которым должны быть подсудны наиболее сложные дела о преступлениях, совершенных несовершеннолетними, достигшими возраста 16 лет.

Анализ отечественного уголовного и уголовно-процессуального законодательства показывает, что современное законодательство все еще сохраняет элементы, сложившегося в советское время подхода к проблеме осуществления уголовного правосудия в отношении несовершеннолетних, допуская определенные послабления (такие как: недопустимость возложения на них более тяжелого наказания, чем лишение свободы на десятилетний срок; возможность применения к ним принудительных мер воспитательного воздействия; разрешения применять заключение под стражу в качестве меря Пресечения лишь в исключительных случаях и т.д.), вместе с тем не рассматривает судопроизводство по делам несовершеннолетних как процедуру, коренным образом отличающуюся по своему предназначению и форме от разбирательства уголовных дел взрослых обвиняемых. Таким образом, суды общей юрисдикции рассматривают уголовные дела о правонарушениях несовершеннолетних по единой с взрослыми уголовно-правовой процедуре, практически применяют в своем большинстве меры наказания, связанные с лишением свободы, при фактическом отсутствии специализированной ювенальной профилактической и надзорной системы для несовершеннолетних правонарушителей.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.