Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Современное состояние страхового рынка России. В недавнем прошлом российский рынок страховых услуг был монополизирован двумя государственными страховыми органи­зациями






 

В недавнем прошлом российский рынок страховых услуг был монополизирован двумя государственными страховыми органи­зациями, а в настоящее время его участниками являются почти тысяча страховых организаций с развитой сетью филиалов и агентств. Тем не менее, страховой рынок в нашей стране еще недостаточно развит, что является прямым следствием макроэко­номических процессов, наблюдаемых в реформирующейся эко­номике. К тому же полного осознания населением и руководителями предприятий и организаций необходимости страхования еще не произошло, поэтому спрос на страховые услуги носит фрагментарный характер.

Развитие страхового рынка России за период 2002-2006 гг. характеризуют следующие тенденции и показатели:

1. Устойчивый рост страховых премий, приходящихся на душу населения. Затраты населения на страхование выросли с 2085 рублей в 2002 г. до 4216 рублей в 2006 г., т.е. более, чем в 2 раза.

2. Объем страховых премий увеличился с 300, 4 млрд. рублей в 2002 г. до 611млрд. рублей в 2006 г. (203, 4%). Рост объема страховых премий происходил по всем видам страхования, за исключением страхования жизни. Для страхования жизни характерно снижение объема страховых премий со 104 млрд. рублейв 2002 г. до 16 млрд. рублей в 2006 г.

На фоне роста объема страховых премий в абсолютном выражении в период с 2002 г. по 2005 г. наблюдалось снижение темпов роста страховых премий по всем видам страхования с 8, 6% до 4%. В 2006 г. прирост поступлений страховых премий по сравнению с 2005 г. составил 22, 7%, с учетом уровня инфляции 11, 7%.

3. Доля страховых премий в валовом внутреннем продукте (ВВП) в период с 2002 г. по 2006 г. оставалась незначительной и не превысила 3, 2%.

4. Доля премий по добровольным видам страхования, в период с 2002 г. по 2006 г. в общем объеме страховых премий снизилась с 79, 4% до 56%. В указанный период произошло увеличение доли обязательного страхования в общем объеме страховых премий с 20, 6% до 44% соответственно, преимущественно за счет введения в 2003 г. обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств.

5. Наблюдается снижение числа страховых организаций за период 2003 - 2006 гг. с 1397 до 918. Эта тенденция, связанная с отзывом лицензий у страховщиков органом страхового надзора, позволяет формировать институциональную структуру страхового рынка, приводит к укрупнению страховых организаций, но в тоже время ставит проблему исполнения обязательств по договорам страхования страховщиком после отзыва лицензии. В едином государственном реестре субъектов страхового дела на 30.09.2008 зарегистрировано 814 страховых организаций (для сравнения, на 30.09.2008 – 869 страховых организаций).

6. Совокупный уставный капитал страховых организаций увеличился с
27, 3 млрд. рублей в 2001 г. до 155, 4 млрд. рублей в 2006 г. При этом совокупный уставный капитал иностранных инвесторов увеличился с 2 млрд. рублей в 2004 г. до 6, 6 млрд. рублей в 2006 г..

7. Активы страховых организаций увеличились, к 2007 г. их размер превысил 500 млрд. рублей, что является весьма значительным инвестиционным потенциалом.

Начало международного финансового кризиса и его активное развитие летом 2008 г. негативно отразилось и на страховой отрасли РФ. Так, показатели, характеризующие функционирование страхового рынка РФ за 9 месяцев 2008 г., таковы:

· В сегменте страхования жизни, наряду с увеличение классических накопительных договоров, сохраняются определенные объемы зарплатных схем. При этом, с конца 2007-начала 2008 гг. наблюдается активизация большого количества иностранных и отечественных (по составу акционеров) страховщиков, активно развивающих «кредитное страхование жизни» аффилированных с ними банков. Дальнейшее развитие этого направления деятельности в сегменте определяется позицией ФАС по пресечению подобных монопольных соглашений.

· В сегменте личного страхования наблюдается активное развитие рыночного корпоративного ДМС и НС, розничного НС. Наряду с этим отмечен рост страхования от НС беззалоговых заемщиков аффилированными с банками страховщиками (фактически – тот же бизнес, что и при страховании «кредитной жизни»), а также определенная активизация схем по корпоративному ДМС.

· Имущественное страхование характеризуется двумя основными тенденциями – рост сборов происходит преимущественно за счет розничного, в первую очередь, автомобильного страхования; клиентские потоки, как в корпоративном, так и в розничном бизнесе перераспределяются. В корпоративном страховании наблюдается общее снижение сборов, связанное с активной санацией портфелей. В рознице наблюдается рост портфелей почти всех операторов автострахования, при этом крупнейшие компании корректируют тарифы и политику сотрудничества с посредниками, что заставляет банки и автосалоны активнее работать со страховщиками, нацеленными наращивать свои портфели на более выгодных для контрагентов условиях.

· В добровольном страховании ответственности наблюдается рост сборов операторов классического страхования, при сохранении значительных показателей деятельности компаний с сомнительной репутацией.

· В сегменте ОСАГО нарастают кризисные явления. С одной стороны, с начала года наблюдается труднообъяснимая, исходя из логики развития сегмента, стагнация объемов выплат. В результате, в III кв., впервые за всю историю российского обязательного автострахования сбор премий рос быстрее выплат. Данная тенденция может свидетельствовать о выходе страховщиков из наиболее проблемных регионов, отказа от работы с наиболее убыточными клиентскими группами, а также об ужесточении подходов к страховым выплатам. В то же время, убыточность бизнеса достигла таких значений, что даже проводимая компаниями политика не спасает от утраты финансовой целесообразности работы в сегменте, в первую очередь, для региональных страховщиков.

· Обязательное медицинское страхование переживает фазу активного роста при одновременной интеграции и укрупнении операторов сегмента. После завершения скупки основной части региональных компаний ОМС в 2004-2007 гг., в текущем году начались процессы слияния крупнейших федеральных компаний. В случае реализации намеченных проектов, пять крупнейших страховщиков ОМС будут собирать половину всей премии на сегменте.

· В сегменте входящего перестрахования сначала 2008 г. наблюдается некоторая активизация схем, на фоне возрастающей убыточности и сокращающегося объема классического перестрахования. Учитывая позицию ФССН, следует ожидать дальнейшего отзыва лицензий у компаний с сомнительными портфелями, при одновременной концентрации входящего бизнеса у нескольких крупнейших перестраховщиков.

Сегодня трудности развития отечественного страхования многократно усилены экономическим кризисом. В настоящее время стоит задуматься не столько о развитии, сколько о выживании страхового бизнеса.

Кризис, с одной стороны, усугубляет итак достаточно плачевную ситуацию с возможностью получения инвестиционных доходов российскими страховщиками, а, с другой, - серьезно подрывает существующий платежеспособный спрос, являющийся главным источником существования страхового бизнеса и страхования в целом. Это воздействие на спрос характеризуется существенным сокращением доступа к кредитным средствам и возникновением проблемы неплатежей вследствие увеличения общей неопределенности в отношении состояния контрагентов. В итоге не торопятся расставаться с деньгами и пока еще платежеспособные клиенты. Из-за падения покупательской активности могут увеличиться складские запасы производителей товаров потребления, что будет способствовать росту страхового мошенничества.

В свою очередь, в условиях сокращения сборов страховых премий выживание страховщиков возможно только в результате экономии на издержках. Первым шагом к обеспечению этой экономии явилось прошедшее по большинству компаний сокращение штата сотрудников. Поскольку серьезного увеличения производительности труда в краткосрочной перспективе от оставшихся сотрудников ожидать не стоит, то следующим шагом, скорее всего, будет сокращение выплат.

Падение платежеспособного спроса и необходимость снижения издержек должны привести страховщиков к пониманию необходимости изменения подходов к формированию качества и процессу реализации страховых услуг. Страхователь должен изменить свое отношение к страхованию в пользу понимания необходимости его использования в качестве эффективного инструмента борьбы с рисками и оптимизации за счет этого своих издержек. Но это требует от страховщика, часто концентрирующего свое внимание на моменте продажи и игнорирующего дальнейшее профессиональное обслуживание своих клиентов, кропотливой работы и отказа от ожидания «моментальных» результатов.

Кризис потребует от страховщиков большей эффективности при меньших затратах, что достижимо в современных условиях лишь при одном условии – лояльности клиента. А эта лояльность, в свою очередь, достигается при возможности конструктивного диалога со страховщиком на всех этапах подготовки, заключения и реализации договора страхования, включая, конечно, и урегулирование убытков. Чем скорее страховой бизнес придет к осознанию необходимости этих новых подходов ведения бизнеса, тем больше у него шансов выжить в современных непростых условиях и создать предпосылки для послекризисного развития.

 

План практического занятия:

1. Участники страховых отношений.

2. Страховые посредники.

3. Состояние страхового рынка России.

Вопросы, обсуждаемые на практическом занятии:

1. Общая характеристика страхового рынка.

2. Страховые агенты и брокеры.

3. Посредническая деятельность от имени иностранных страховых организаций.

4. Совершенствование организации страхового дела в России.

Темы докладов (рефератов):

1. Роль страхового рынка в развитии национальной экономики.

2. Формы организации агентских сетей.

3. Влияние расширения видов обязательного страхования на развитие страхового рынка.

4. Задачи и формы объединений страховщиков.

5. Маркетинг в страховании.

6. Направления исследования страхового рынка в системе маркетинга.

7. Страховой продукт: понятие, структура и свойство.

8. Ценовая конкуренция на страховом рынке России.

9. Организационные и социальные аспекты страхового предпринимательства.

10. Антимонопольные ограничения страховой деятельности в РФ.

11. Обобщив имеющуюся в специальной литературе информацию, сформулируйте три наиболее актуальные проблемы развития страхового рынка России. Обоснуйте свою позицию.

Литература: 3, 5, 8, 10.

 

 

ТЕМА 8. МИРОВОЕ СТРАХОВОЕ ХОЗЯЙСТВО

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.