Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Каково же происхождение Византии?






Посланники римского императора Константина, увидев, как в безоблачном небе над берегами Босфора парил орёл со змеёй в когтях, затем камнем упал вниз и раздробил змее голову ударом мощного клюва, истолковали как знак свыше. Произошло это около старой греческой колонии Виза‘нтий. На её месте был основан город Константинополь – по имени императора. Этот город в 330 году официально был провозглашён столицей Римской империи, новым Римом.

Впоследствии империя разделилась на 2 части – Западную и Восточную.

Западная пала под натиском германских племён, Восточная же просуществовала тысячу лет, полных сокрушительных поражений и мировой славы.

На фоне угасания языческого Рима, упадка экономики и политической жизни появляются сторонники новой религии – христианства – которая предлагала искать опору человеческого существования не в земном, а небесном мире

Важным принципом нового учения было равенство всех перед Богом. Богач и нищий, знатный человек и раб оказывались «братьями во Христе», что противоречило главным устоям римского общества. В катакомбах собирались первые последователи христианского учения.

 

Несколько символических изображений –

- пальмовая ветвь – атрибут императорских триумфов – райское блаженство в христианстве

- голубка с оливковой ветвью – символ души

- якорь - олицетворение надежды на спасение в вечной жизни

Важным был вопрос о назначении изображений.

Римляне создавали изображения чтобы поклоняться им, считалось, что бог может вселиться в собственную статую.

Христиане же уничтожали такие статуи, называя их идолами, считали, что Бога нельзя представить человекоподобным. Изображение Бога должно только напоминать об оригинале, но не замещать его. Поэтому сами молящиеся представали в росписях в виде фигур с воздетыми к небу руками.

Однако приверженцы учения Христа не могли совсем отказаться от изображения человеческой фигуры. Необходимо было найти такой способ изображения, который стал бы окончательной победой духа над плотью.

Христианство обратилось к надгробному портрету, который существовал тогда и в скульптурной и в живописной форме.

Множество таких портретов обнаружено в египетском оазисе Эль-Фаюм - фаюмские. Они изображают умерших, и поэтому представляют свои модели как бы находящимися по ту сторону земной жизни. Их лица лишены выражения, взгляд огромных глаз, устремлённый мимо зрителя, видит что-то недоступное живым. Плоскость и схематизм форм подчёркивают отрешённость персонажей.

О символике византийского храма -

-храм есть земное небо, в котором обитает Бог

-престол в алтаре означал место Гроба Господня и престол, на котором почивает Бог

-апсида соответствовала Вифлеемской пещере, где родился Христос и пещере, где он погребён, поэтому ей придавалась полукруглая форма

Есть и другое толкование храма – епископа Фисалонийского Симеона

-храм как дом Божий, изображает весь мир

-верхние части его – видимое небо, нижние – всё то, что находится на земле, внешние же части его – самые низшие части земли по отношению к живущим неразумно и не знающим ничего высшего

-четырёхугольный престол – учением Христовым питаются все четыре конца земли

-твёрдость и благолепие храма означают красоту и благолепие святых, также красоту рая, потому что Божественный храм изображает и рай

-ещё красота храма означает, что пришедший к нам Христос есть прекрасный Жених, а Церковь – прекрасная невеста его

Таким образом, храм в понимании византийского богослова – это всеобъемлющий образ – дом Божий, мир и человек.

Поэтому именно храм, продуманный и совершенный, может служить наиболее точным и ёмким символом культуры Византии.

 

В маленьком итальянском городе Равенна сохранилась церковь 5 века, которая состоит из крестообразной в плане церкви и восьмигранного бабтистерия – крещальни. Получила название Мавзолея Галлы Плацидии – это дочь императора Феодосия Великого.

 

Самое выдающееся произведение византийского зодчества – храм Св. Софии в Константинополе.

Строили её мастера Анфимий из Тралл и Исидор из Милета.

-главный собор украшен мозаиками, но они имеют в основном декоративный характер, в куполе «парит» огромный мозаичный крест.

Почему Юстиниан не захотел поместить в своём храме изображение евангельских сцен, шествия мучеников и других.

Может это объясняется сомнением в допустимости изображать человеческое тело? Ведь сохраняются ещё античные традиции, и Икона Богоматери с Младенцем могла выглядеть как портрет какой-нибудь знатной красавицы – изображения выполнялись в технике энкаустики, которая создавала реально осязаемую, блестящую поверхность.

Общие принципы византийского искусства-

-добиваются бестелесности, подобия ангелам за счёт уплощения фигур, сведения их к простым по очертаниям силуэтам

-отказываются от многопланового пейзажного или архитектурного фона, иногда используют чистую однотонную плоскость

- золотой фон создаёт впечатление нематериальности, погружённости фигур в некое мистическое пространство, напоминавшее сияние небес – тем более, что золото в христианской символике означало Божественный свет

- смена перспективных систем - античная перспектива – линейная или прямая, когда линии сходятся как бы позади полотна, что создаёт ощущение глубины

-византийские художники использовали обратную перспективу – линии сходятся не за иконой, а перед зрителем, изображение как будто опрокинуто, нацелено на зрителя

-обратная перспектива также способствует уплощению трёхмерных предметов, формы становятся стилизованными, освобождёнными от всего лишнего.

- передача времени в иконе – изображаемый святой вообще находится вне времени, в ином мире

Формой объединения временного и вечного стала житийная икона с клеймами – небольшими картинками вокруг рамы, рассказывающими о жизни и святых деяниях мученика.

 

Сложилась такая же стройная система росписи храма-

- купол отводился под изображение Христа Пантократора или Вседержителя – Владыки мира

- в апсиде – выступе алтарной части храма – изображение Богоматери Оранты

-ниже Богоматери – библейские патриархи и пророки, апостолы и мученики, их изображали также на столбах и стенах

-бо'льшая часть стен и сводов была занята евангельскими сценами

Вся система храмового здания, как для Византийской империи, так и для всего Восточно-христианского мира распространилась с 9 века и называлась крестово-купольной -

-основу этого типа составляли –

-подкупольный квадрат, образованный четырьмя столбами

-со столбов на стены перекидывались арки, несущие полуцилиндрические своды

-столбы делили здание на три продольных нефа – прохода

-центральный неф был заметно шире боковых

-его пересекал широкий поперечный неф, так что на плане чётко выделялся крест, вписанный в общий прямоугольный план постройки

-в центре креста находился купол – отсюда название крестово-купольный

Каноны византийской архитектуры.

Согласно Апостольским Постановлениям –

-храм должен быть продолговатым, как корабль, обращённым на восток – в сторону Иерусалима, где ожидалось Второе пришествие Христа

-иметь в восточной части помещение для алтаря

-в алтаре размещался престол – возвышение, на котором происходило пресуществление Святых Даров – превращение хлеба и вина в Тело и Кровь Христовы

-храм лучше ставить на открытых и высоких местах

Очевидно с 4 века – восточную часть отделяют невысокой стенкой или колоннадой, чтобы отделить священнослужителей от мирян

Отдельная алтарная часть оказалась противопоставленной остальному пространству церкви и приобрела символическое значение рая.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.