Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Эк-ая и социальная эффективность функционирования организации






Экономическая эффективность с\х производства означает в самом общем виде результативность производственного процесса. Она показывает соотношение между достигнутыми результатами и затратами труда. При характеристике конечного результата применяются два основных понятия: «эффект» и «экономическая эффективность».

Эффект – это результат мероприятий, проводимых в сельском хозяйстве. Эффект может быть производственным, выступающим в форме се\х продукции (в натуральном или денежном выражении), экономическим – в сфере экономии ресурсов, затрат, увеличения прибыли и т.д. и социальным, отражающим состояние условий труда и быта работников.

Экономическая эффективность производства характеризует отношение экономического эффекта (результата) к ресурсам (затратам), обусловившим этот эффект (результата) или, наоборот, - отношение ресурсов (затрат) к величине полученного экономического эффекта (результата ):

Уровень экономической эффективности показывает, ценой каких ресурсов (затрат) достигнут экономический эффект (результат). Чем больше эффект (результат) и меньше ресурсы (затраты) тем выше экономическая эффективность производства и наоборот. Рост эффективности означает, что эффект (результат) растет быстрее, чем увеличиваются ресурсы (затраты).

Различают общую (абсолютную), сравнительную (относительную) и социально-экономическую эффективность.

Общая (абсолютная) эффективность применяется для оценки результатов производственной деятельности на макро- и микроуровнях за определенный период и в динамике для сопоставления уровня эффективности по предприятиям, отраслям, а также по районам, областям и республике в целом. Для определения абсолютной эффективности производства применяются обобщающие и дифференцированные показатели. В основе формирования обобщающих показателей лежит два условия: учет конечного результата и отражение совокупной величины затрат и ресурсов.

Экономическая эффективность производства может быть выражена следующей формулой: отношение валовой продукции (ВП), валового дохода (ВД), чистого дохода (ЧД) к затратам живого и овеществленного труда

где ВП – валовая продукция, ВД – валовой доход, ЧД – чистый доход; Пз – текущие производственные затраты; ОПФ – среднегодовая стоимость основных производственных фондов; Ен – коэффициент эффективности основных средств (используется для приведения долговременных затрат к текущим).

Абсолютная эффективность использования какого-либо вида затрат и ресурсов выражается в системе дифференцированных показателей: производительность труда и трудоемкость; материалоотдача и материалоемкость; энергоотдача и энергоемкость; фондоотдача и фондоемкость; капиталоотдача и капиталоемкость.

В основе оценки сравнительной эффективности производства лежит сопоставление фактического изменения показателей за отчетный и базовый периоды. К показателям сравнительной эффективности труда относятся: темп роста производительности труда; доля прироста продукции за счет повышения произв-ти труда; экономия живого труда работников за анализируемый год по сравнению с базисным.

Для производственных фондов и текущих затрат – относительная экономия на единицу выпускаемой продукции ОПФ, нормируемых оборотных средств, материальных затрат, фонда оплаты труда. Относительная экономия использования основных производственных фондов характеризует условное их высвобождение в результате повышения фондоотдачи по (1.21прод) сравнению с предыдущим годом и определяется по формуле: Эопф=ОПФ *I –ОПФ , где ОПФ и ОПФ – среднегодовая стоимость основных произв-ных фондов за предыдущий и отчетный годы, руб.; I – индекс роста объема продукции по сравнению с предыдущим годом (расчеты ведутся в сопоставимых ценах).

Аналогичным образом определяются показатели относительной экономии нормируемых оборотных средств, материальных затрат, фонды оплаты труда.

Показателем сравнительной эффективности использования капвложений является:

- чистый дисконтированный доход показывает весь эффект (прирост богатства) инвестора, приведенный во времени к началу расчетного периода. Так, ЧДД в 300 у. е. означает, что за расчетный период инвестор, во-первых, возвращает вложенный собс-ный капитал, во-вторых, получает норм-ный доход на уровне базовой ставки и, в-третьих, допол-но получает сумму, эквивалентную 300уе в начале расчетного периода. ЧДД опр-ся из выражения:

ЧДД . где Д t - доход, получаемый на t-ом шаге расчета; Е - % ставка; T - расчетный период; КН - капвложения, приведенные во времени к началу расчетного периода; Л - ликвидационная стоимость; tO - отрезок времени (в годах), отделяющий начало расчетного периода от того года, когда проект начинает приносить доход

Если соблюдается условие Дt = const, то при условии, что можно пренебречь ликвидационной стоимостью, ЧДД определяют по упрощенной формуле:

где — дисконтирующий множитель, с помощью которого будущие доходы проекта приводятся к началу расчетного периода.

Индекс доходности ИД показывает, во сколько раз увеличиваются вложенные собственные средства за расчетный период в сравнении с нормативным увеличением на уровне базовой ставки. Он представляется в виде выражения: ИД = ЧДД / Кн + 1

Срок окупаемости определяется из выражения:

где РВ - коэффициент возврата капитала

Социально-экономическая эффективность показывает уровень реализации экономических интересов и эффективность производственной деятельности.

Социальная эффективность проявляется прежде всего в том, что создаются лучшие условия для воспроизводства рабочей силы и повышается благосостояние народа. Социальная эффективность с/х производства оценивается не только с экономических позиций, но и с учетом социального результата (улучшение условий труда, социально-бытового обслуживания на селе, повышение реальной заработной платы). Рост экономической эффективности служит основой достижения высоких социальных результатов. В свою очередь без социальных достижений невозможно решение экономических задач.

Для соизмерения результатов производства с затратами рассчитываются следующие виды # экономической эффективности # н\х эффективность; # отраслевая эффективность; эффективность сельскохозяйственного производства предприятий; # эффективность производства внутрихозяйственных подразделений; # эффективность отдельных отраслей сельского хозяйства; # эффективность производства сельскохозяйственных культур или видов животноводческой продукции; # эффективность мероприятий.

1.22 Себестоимость продукции: понятие, виды, показатели, факторы и пути снижения.

Себестоимость – один из важнейших показателей экономической эффективности, который показывает, во что обходится предприятию производство того или иного вида продукции.

Рассчитывают себестоимость валовой продукции и себестоимость единицы продукции. Сумма всех производственных затрат (ПЗ) предприятия на получение продукции представляет собой себестоимость валовой продукции (Свп); ее можно представить в следующем виде: ПЗ = Свп = А+МЗ +ОТ

где А – амортизация основных фондов;

МЗ – материальные затраты (потребленные оборотные фонды);

ОТ – оплата труда.

 
 

Себестоимость единицы продукции (С) определяют путем деления общей суммы затрат (ПЗ) на количество продукции в натуральном выражении (ВП):

На практике исчисляют следующие виды себестоимости:

Технологическая себестоимость: включает технолог-кие и общепроизв-ные расходы;

Производст-ная себестоимость, помимо технолог-кой, включает общехоз-ные расходы.

Полная (коммерческая) себестоимость отражает все затраты на производство и реализацию продукции.

Все производственные затраты, включаемые в себестоимость продукции (работ и услуг) классифицируются по различным признакам:

По роли в процессе производства: подразделяются основные и накладные;

- основные (корма, затраты на содержание основных средств, оплата труда);

- накладные (общехозяйственные и общепроизводственные).

По способу включения в себестоимость:

- прямые; косвенные (связанные с производством нескольких видов продукции).

По составу:

- простые (одноэлементные); комплексные (состоят из нескольких простых).

По отношению к объему производства:

- условно-переменные (изменяются пропорционально объему производства);

- условно-постоянные (не зависят от объема производства).

Все затраты, образующие себестоимость продукции, группируются в соответствии с их экономическим содержанием по следующим элементам: Материальные затраты; Затраты на оплату труда с отчислениями на соц. нужды; Амортизация; Страхование; Прочие затраты

 

1.23 Ценообразование в АПК: сущность, функции, система цен и тарифов, методология обоснования.

Цена — это форма выражения ценности благ, проявляю­щаяся в процессе их обмена. Во-первых, подчеркивается непосред­ственная связь цены товара с ценностью, полезностью, которой он обладает как объект потребления. Во-вторых, согласно такой трактовке цена товара проявляется только в условиях его обмена на деньги или другой товар.

Функции цен многообразны и отражают большую роль, которую они играют в экономике. Первичной их функцией следует считать измерительную; благодаря цене появляется возможность определить (измерить) стоимость товара. Другая важная функция цен — учетная. Поскольку ценность любого имущества получает денежное выражение, появляется возможность вести хозяйственный учет, используя единый измеритель, и рассчитывать такие показатели, как валовая и товарная продукция, валовой и чистый доход, себестоимость, прибыль и др. Цена может выполнять также регулирующую функцию. В рыноч­ной экономике цены — это основой инструмент поддержания экономических пропорций. Распределительная функция цены состоит в том, что государство через ценообразование осуществляет перераспределение нацио­нального дохода между отраслями народного хозяйства, регионами, фондами накопления и потребления, социальными группами населения. Стимулирующая функция цены проявляется в том, что при оп­ределенных условиях она может стимулировать увеличение вы­пуска продукции и повышение ее качества.

Механизм ценообразования — это способ формирования новых цен и изменения действующих с учетом влияния ценообразующих факторов (спрос, предложения, фискальная политика, инфляция, конкуренты и др.).

Различают несколько подходов к формированию цен: затратный (произв-ный), рыночный, сравнительной эффективности в потреблении, балловых оценок, агрегатный и др.

Затратный механизм ценообразования строится с учетом того обстоятельства, что производитель и продавец товара должны не только возмещать издержки, но и получать определенную прибыль. Со­ответственно формула цены согласно этому методу будет иметь следующий вид: Ц = С + Пр + Нв где С — средние издержки производства и реализации единицы товара, руб.; Пр — прибыль, получаемая произв-ми (продавцами) за единицу товара, руб.; Нв — уплач-е из выручки налоги и отчисления (входящие в цену Т или У)

Прибыль определяется исходя из себестоимости и нормативного уровня рентабельности:

Пр = НР ´ С / 100 где НР –– нормативная рентабельность продукции (услуги), %.

В цену товара включаются также так называемые косвенные налоги и платежи.

Если ставка акциза установлена в процентах, то акциз вклю­чается в цену товара и рассчитывается по формуле: А = (С + Пр) / (100 – СА) ´ СА где А –– величина акциза, руб.; СА – ставка акциза, %.

Для расчета цены с акцизом в одно действие (ОЦА) использу­ется формула:

ОЦА = (С + Пр) / (100–%А) – 100

Налог на добавленную стоимость. В Беларуси принят за основу так назы­ваемый зачетный метод исчисления. После формирования отпускной цены налог на добавленную стоимость (НДС) исчисляется по формуле: НДС = (С + Пр + А + РЦФ) ´ НДСставка / 100, где НДСставка –– ставка налога на добавленную стоимость, %.

Суть рыночного механизма ценообразования закл-ся в том, что цена устанавливается на основе пересечения кривых спроса и предложения, на базе соглашения между двумя сторонами — продавцом и покупателем, интересы которых выявляются на свободном рынке.

Механизм сравнительной эффективности в потреблении заключается в определении экономического эффекта от применения новой продукции.


1.23 (прод.) Метод балловых оценок основан на оценке в баллах кач-ных характеристик продукции (У): ОЦн = ОЦб ´ (∑ Бн / ∑ Бб) где ОЦн­ — отпускная цена на новую продукцию; ОЦб –– отпускная цена на базовую продукцию; SБн, SБб–– сумма баллов, набранных новой и базовой продукцией.

Агрегатный механизм предусматривает, что цена на новую продукцию устанавливается путем суммирования цен на составляющие элементы.

Цены подразделяются на отдельные виды по нескольким при­знакам. В зависимости от сферы торговли или характера обслужи­ваемого оборота они делятся на оптовые, розничные, закупочные цены и тарифы.

Цены, устанавливаемые на разного рода производственные и непроизводственные ус­луги (транспортные, коммунальные, связи и т.д.) называются тарифами (расценками).

Договорные (контрактные) цены устанавливаются по согласованию сторон.

Свободные (рыночные) цены освобождены от непосредственного ценового вмешательства государственных органов.

Монопольные цены устанавливаются компаниями, полностью контролирующими рынок.

По времени действия цены подразделяются на постоянные (твердые), которые не меняются в течение всего срока действия контракта; текущие, отражающие изменение ситуации на рынке; сезонные, действующие в пределах определенного периода време­ни.

В экономике широко используются сопоставимые (неизменные) цены.

Несовпадение цен на одни и те же товары и услуги в разных странах приводит к необходимости использования так называе­мых мировых цен, или цен мирового рынка.

Регулируемые цены в определенной степени находятся под конт­ролем государства.

Целевые цены устанавливаются правительством для обес­печения паритетного обмена между промышленностью и сельс­ким хозяйством.

Гарантированные цены на сельскохозяйственную продукцию применяются в случае, когда средние рыночные цены опускают­ся ниже их уровня, а также при реализации сельхозпродукции непосредственно государству или при осуществлении доплат предприятиям.

 

 

1.24 Доход, прибыль, рентабельность: сущность и виды, методы определения, факторы и пути повышения.

Экономическую эффективность сельскохозяйственного производства характеризует рентабельность, которая представляет собой экономическую категорию, отражающую доходность и прибыльность предприятия, отрасли или используемых ресурсов.

Рассчитывают следующие виды рентабельности:

Рентабельность производственной деятельности (или отдельных видов продукции) определяется как отношение прибыли (П) к полной себестоимости (себестоимости реализованной продукции) (С): Р = П/С ´ 100

Данный показатель характеризует, сколько прибыли имеет предприятие с каждого рубля, затраченного на производство и реализацию продукции.

Рентабельность продаж рассчитывается путем деления прибыли от реализации продукции, работ и услуг на сумму полученной выручки

(ВР)/ Р´ 100 = П / ВР ´ 100;

Показатель характеризует эффективность предпринимательской деятельности: сколько прибыли имеет предприятие с рубля продаж.

Рентабельность (доходность) капитала исчисляется отношением балансовой (БП) (валовой, чистой) прибыли к среднегодовой стоимости инвестированного капитала (К):

Р = БП / К ´ 100;

Норма прибыли (Нпр) является показателем рентабельности производства, под которой понимается процентное соотношение прибыли к среднегодовой стоимости основных (Фо) и оборотных (Фоб) фондов.

Нпр = П/ (Фо + Фоб) ´ 100;

Он характеризует размер прибыли, получаемой на единицу производственных (основных и оборотных фондов)

Прибыль как фактор финансовой устойчивости предприятий АПК.

Конечной целью хозяйственной деятельности предприятия является прибыль. Прибыль как экономическая категория характеризует финансовый результат деятельности предприятия

В практике используются следующие термины прибыли: валовая (балансовая) прибыль, налогооблагаемая прибыль и чистая прибыль.

Экономическая прибыль определяют путем вычитания из денежной выручки полной себестоимости реализованной продукции.

Балансовая (валовая) прибыль включает финансовые результаты от всех видов деятельности: реализации продукции и услуг, от реализации основных фондов, от прочей реализации, доходы от внереализационных операций (прибыль от сдачи в аренду основных средств и земли, доходы по акциям и др.).

Прибыль (убыток) от реализации продукции (работ и услуг) определяется как разница между выручкой от реализации (В) без налога на добавленную стоимость и акцизов и полной (коммерческой) себестоимостью (ПС).

П = В – ПС;

Налогооблагаемая прибыль представляет собой разность между балансовой прибылью и суммой налога на недвижимость, прибыли, облагаемой на доход.

Чистая прибыль – это та прибыль, которая остается в распоряжении предприятия после уплаты всех налогов, экономических санкций и отчислений в благотворительные фонды.

 

 

1.25 Рентабельность: сущность, виды, показатели и методика их расчета.

Рентабельность –– это относительный показатель, определяющий уровень доходности бизнеса. Показатели рентабельности характеризуют эффективность работы предприятия в целом, доходность различных направлений деятельности (производственной, коммерческой, инвестиционной и т.д.). Они более полно, чем прибыль, характеризуют окончательные результаты хозяйствования, потому что их величина показывает соотношение эффекта с наличными или потребленными ресурсами. Эти показатели используют для оценки деятельности предприятия и как инструмент в инвестиционной политике и ценообразовании.

Показатели рентабельности можно объединить в несколько групп:

1) показатели, характеризующие окупаемость издержек производства и инвестиционных проектов;

2) показатели, характеризующие рентабельность производственных фондов;

3) показатели, характеризующие доходность вложений в капитал организации.

Показатели первой группы дают представление об эффективности производства и доходности инвестиционных проектов.

Рентабельность продукции (коэффициент окупаемости затрат) Rпр исчисляется путем отношения прибыли от реализации (Прп) к полной себестоимости про­дукции (Сп):

Rпр = (Ппр / Сп) ´ 100  

Показывает, сколько предприятие имеет прибыли с каждого руб­ля, затраченного на производство и реализацию продукции. Может рассчитываться по отдельным видам продукции и в целом по пред­приятию. При определении его уровня в целом по предприятию це­лесообразно учитывать не только реализационные, но и внереализа­ционные доходы и расходы, относящиеся к основной деятельности.

Рентабельность (доходность) инвестицион­ных проектов (Rи) определяется отношением полученной или ожидаемой суммы прибыли от инвестиционной деятельности (Пид) относится к сумме инвестиционных затрат (ИЗ):

Rи = Пид / ИЗ  

Прибыльность продаж (Rв)рассчитывается делением при­были от реализации продукции, работ и услуг (Ппр) на сумму полученной выручки (Врп) от реализации продукции (услуг). Характеризует эффек­тивность производственной и коммерческой деятельности: сколько прибыли имеет предприятие с рубля продаж. Этот показатель рас­считывается в целом по предприятшо и отдельным видам продукции.

Rв = Ппр / Врп  

Показатели второй группы дают представление об окупаемости прибылью расходов на приобретение основных производственных фондов.

Rф = ЧП / (ОПФ + ОС) ´ 100 (12.4)

где Rф –– рентабельность фондов; ЧП –– чистая прибыль; ОПФ –– среднегодовая стоимость основных производственных фондов; ОС – стоимость оборотных средств.

Показатели третьей группы дают представление об эффективности затрат инвестиций на приобретение имущества.

Рентабельность собственного капитала (Rк) определяется отношением чистой прибыли (ЧП) к величине собственного капитала (СК).

Rк = ЧП / СК ´ 100  

 

Система планирования деятельности организации (предприятия).

Планирование выступает важнейшей функцией управления, которая видоизменяется в процессе раз­вития экономики.

Планирование как форма государственного воздействия на эко­номику существует практически во всех странах. Важно опреде­лить, что и как должно планировать государство, а что - сами субъ­екты хозяйствования.

Система планирования включает следующие элементы: плановый персонал, сформированный в организационную структуру; механизм планирования (совокупность средств и методов); процесс обоснования, принятия и реализации плановых ре­шений (процесс планирования); средства, обеспечивающие процесс планирования (инфор­мационное, техническое, математико-программное, организаци­онное и лингвистическое обеспечение).

На предприятии с централизованными функциями планирова­ния при высшем руководстве создается специальная служба пла­нирования, называемая обычно отделом планирования и контроля. Она занимается разработкой перспек­тивных и текущих планов и следит за ходом их выполнения.

При децентрализованной системе планирования работа осуще­ствляется на всех уровнях организационной структуры управления предприятием. Основ­ной деятельностью по планированию занимается планово-экономический отдел.

По содержанию и форме проявления различают следующие формы планирования и виды планов.С точки зрения обязательности плановых заданий — дирек­тивное и индикативное планирование.

Директивное планирование представляет собой процесс при­нятия решений, имеющих обязательный характер для объектов планирования.

Индикативное планирование не носит обяза­тельный для исполнения характер. В составе индикативного плана могут быть обязательные задания, но их число весьма ограничено. В целом же он носит рекомендательный характер. В зависимости от срока, на который составляется план принято различать дол­госрочное (перспективное), среднесрочное и краткосрочное (теку­щее) планирование.

Перспективное планирование охватывает период более 5 лет. Такие планы призваны определять долго­временную стратегию предприятия, включая социальное, эконо­мическое, научно-технологическое развитие.

Среднесрочное планирование осуществляется на период от 1 года до 5 лет.

Текущее планирование охватывает период до 1 года, включая полугодичное, квартальное, месячное, недельное (декадное) и су­точное планирование.

По содержанию плановых решений выделяют стратегическое, тактическое, оперативно-календарное и бизнес-планирование.

Стратегическое планирование, как правило, ориентировано на долгосрочную перспективу и определяет основные направле­ния развития хозяйствующего субъекта. Основная цель стратегического планирования состоит в создании потенциала для выживания предприятия в условиях динамично из­меняющейся внешней и внутренней среды, порождающей неопреде­ленность перспективы. В результате стратегического планирования предприятие ставит перспективные цели и вырабатывает средства их достижения.

Про­цесс стратегического планирования включает следующие этапы:

• определение миссии предприятия (фирмы);

• формулирование целей и задач функционирования пред­приятия;

• анализ и оценка внешней среды;

• анализ и оценка внутренней структуры предприятия;

• разработка и анализ стратегических альтернатив;

• выбор стратегии.

(1.26прод) Тактическое планирование следует считать процессом создания предпосылок для реализации новых возможностей предприятия. В ходе тактического планирования составляется план эконо­мического и социального развития фирмы, представляющий комплексную программу производственной, хозяйственной и соци­альной деятельности фирмы на соответствующий период.

Тактическое планирование является средством реализации стратегических планов. Если основная цель стратегического плана заключается в том, чтобы определить, чего хочет добиться пред­приятие в перспективе, то тактическое планирование должно отве­тить на вопрос, как предприятие может достичь такого состояния. В це­лом он выполняет три основные функции: прогнозирования, координации и контроля.

Оперативно-календарное планирование является за­вершающим этапом в планировании хозяйственной деятельно­сти фирмы. Основная задача состоит в конкретизации пока­зателей тактического плана с целью организации повседневной планомерной и ритмичной работы предприятия и его структур­ных подразделений.

Бизнес-планирование имеет целью оценку целесообразности вне­дрения того или иного мероприятия.

Бизнес-план — это документ, отражающий в концентриро­ванной форме ключевые показатели деятельности предприятия в будущем. В нем анализируются все проблемы, с которыми можно столкнуться, а также определяются способы решения этих проблем.

Разработка бизнес-плана направлена на реализацию целей пред­приятия, которые определяют вид бизнес-плана (бизнес-план по реализации отдельных мероприятий, инвестиционный бизнес-план, бизнес-план финансового оздоровления предприятия).

На первом этапе разработки бизнес-плана определяются це­ли его подготовки.

Вторым этапом разработки бизнес-плана является анализ, оцен­ка и прогнозирование собственных возможностей предприятия.

Третий этап включает характеристику планируемой предпри­ятием к выпуску продукции, работ, услуг.

Четвертый этап состоит в исследовании рынков сбыта.

Пятый этап предполагает разработку плана производства, который включает в себя прогноз объемов производства (реали­зации) продукции (товаров), работ, услуг.

Шестой этап включает разработку ценовой политики пред­приятия, системы формирования спроса и стимулирования сбыта.

Седьмой этап предполагает выбор типа организационной струк­туры и оценку ее эффективности.

Восьмой этап предполагает описание возможных рисков, рас­чет уровней рисков и разработку мероприятий по их снижению и предупреждению.

Девятый этап состоит в прогнозировании финансовых показателей предприятия.

Десятым яв­ляется составление резюме, которое представляет краткое изложение бизнес-плана деятельности предприятия.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.