Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Переходы между движениями






точно-закономерные: волевой человек, дисциплина, владение собой.

неупорядоченно-резкие: возбужденность, раздражимость, нервозность.

твердые, «одеревеневшие»: заторможенность, закрытость, раздвоенность.

Закругленное протекание движения вырастает из богатой эмоциями, настроениями внутренней установки, при которой компонент побуждения развивается не очень сильно, например, когда люди, симпатизирующие друг другу, приветствуют друг друга пожатием рук или веселой, любезной улыбкой, которая рождается и исчезает одинаково негромко.

Э. Кречмер подчеркивал, что циклотимики имеют иногда быстрое, иногда медленное, но всегда естественное и округлое, подчиняющееся возникшему импульсу протекание движений в мимике и во всем теле.

Соответственно закругленная форма протекания движений, то есть круглая, мягкая, округленная, текущая, богатая по составу: относительно сильно выраженное участие (сострадающий человек), скорее всего, безоблачно-беззаботное отношение к миру, естественно-приспосабливающийся.

Внимание: бедного напряженностью человека со слабыми побуждениями и находящегося в депрессии не путайте с человеком, моторика которого развита в нормальной степени!

Скудные, абсолютно зарегулированные движения сегодня часто встречаются: они характерны для деловых людей нашего времени, с их господством и их осознанной волей. Чем больше такой человек становится целостным, тем раскованнее и свободнее становятся его движения: его эмоциональные силы несравненно сильнее и полнее участвуют во всем. Рассудок отступает на подобающее место.

Затронутые в данной главе и столь важные психологические вопросы о ритме и такте будут еще раз обсуждаться в связи с походкой, так как они имеют особо важное практическое значение

 

Степень вариантности

 

Оформленность, богатство форм, многообразие движений:

«+»: высокая впечатлительность и открытость жизни в сфере чувств, разнообразие переживаний, духовное богатство, гибко-многообразная внутренняя жизнь. Состояние настроения: в данный момент приподнятое и радостное — но это когда оно уже проходит — или позитивно-базисная жизненная установка высокого и оптимистического характера, веселье (постоянное или хота бы господствующее) — закрытый в себе человек, уравновешенный, полностью отдается любому переживанию.

«-» опасность - недостаток внутренней дисциплины, инерции, то есть лабильность, несамостоятельность, внушаемость до суггестивности, слабость чувств (особенно при недостатке напряженности). (Известное родство с множеством движений округло-текущего типа и направленных

Скупость и бедность форм, однообразие, монотонные движения:

при выраженной бедности напряжения - малая открытость и выразительность, бедность чувств, монотонный внутренний мир, тупость, также и пресыщенность. Интеллектуал, отрицающий все духовное, скептически настроенный человек без истинного эмоционального участия или вообще без глубины переживаний. Угнетенное настроение;

при напряжении — холодный волевой человек, у которого почти или совсем нет чувств или который их постоянно подавляет. Тотальная самодисциплина и монотонное владение собой, например, типичное «покерное лицо» известных дипломатов и прочих участников переговоров, у людей с сильно развитым высшим владением собой из таких идеалистических, элитарных групп, как профессиональные солдаты, вельможи, японские самураи. Если (естественное) владение собой становится (неестественным) лицемерием, то проявления становятся застывшими, замороженными, например, часто улыбки в Азии.

Отношение напряжения с сентиментальностью (впечатлительностью) и неудовлетворенной потребностью в оценке: постоянно ощущаемая угроза ведет к внутреннему перенапряжению и застаиванию, недостатку способности к самовыражению, к постоянному латентному раздражению и соответственно образованию комплекса. (Типично для шизоидных гиперэстетиков в смысле Э. Кречмера.)

Обсуждаемый здесь вопрос о широте вариаций движений не надо подменять вопросами о степени подвижности мимики и пластики (частоте смены форм). Об этом будет сказано в связи с мимикой.

 

Отдельно: походка (ритм и типы движений)

Ритмичная походка (напряжение и расслабление сменяются ритмично, движения туда-сюда плавно перетекают друг в друга):

расслабленная форма приподнятого, но уравновешенного настроения, существование напряжения в смысле особого внимания, критичности или готовности к действиям; в известной степени игривая отдача поступающим впечатлениям. Типична для гуляющих, для многих молодых девушек. При веселом настроении легко, без какого-либо особого повода, сменяется на ускоренную походку (ее противоположностью в определенной степени является целеустремленная). Высокомерно-беззаботные часто ходят для своего удовольствия ритмично-покачивающейся походкой.

Равномерная походка (преобладание напряжения, прямолинейный, напряженный тип движений): волевая деятельность или стремление к цели, которой хотят овладеть, применяя силу воли; чем это желание выраженной, тем более равномерна походка, шире шаги, прямолинейнее линия движения, тем больше верхняя часть тела наклонена вперед.

Отличие ритмичной походки от равномерной можно часто наблюдать на прогулке, когда вдруг в голову приходит какая-нибудь идея, побуждающая к немедленным действиям. Хороший пример равномерной походки — подтянутый армейский маршевый шаг, особенно на плацу: крайность — старая прусская парадная маршировка.

Равномерный ритм - начальная ступень равномерной походки, твердая, уже почти подтянутая, целенаправленная, но еще заметно ритмичная походка или маршировка.

Нарушения в ритмичности («запинающиеся», прерванные на половине движения, спотыкания, заминки и т.п.): человек не совсем «здесь», не совсем «в себе», какому-либо побуждению противостоят некоторые силы, отсюда известная раздвоенность и отсутствие уверенности, надежности: замешательство, задумчивость, направленность в себя, нехватка внутренней свободы, робость — нечто, что встречает внутреннее противодействие, например, ученик с плохими знаниями, идущий к учителю. Также угнетенное настроение, тогда, пляшущая, колеблющаяся, ритмически нарушенная походка.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.