Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Вопрос 39.Развитие политико-правовой мысли в Беларуси в XVII-XIX






Во второй половине XVII - XVIII вв. условия для развития белорусской национальной культуры ухудшились. Усилились полонизация и окатоличивание населения восточных земель Речи Посполитой. Белорусский язык постепенно вытеснялся из судебного и государственного делопроизводства, а в конце XVIIв. его использование как официального и письменного языка было запрещено. Постановлением сейма в 1696г. все переводилось на польский язык. С XVIIв. книги печатались на польском, французском, латинском, итальянском, немецком, русском, еврейском языках. Усилилось ущемление прав православных и протестантов. В 1668 г. Cейм запретил переходить из католичества в другие вероисповедания. Православной шляхте, священникам, мещанам был запрещен доступ в государственные органы власти.

 

Интеллектуальная жизнь во второй половине XVII - начале XVIII вв. характеризовалась как бы движением вспять. Забывались достижения времен эпохи Возрождения и Реформации, снова приобрели популярность идеи периода средневековья. Условия, в которых развилась культура Беларуси, определили ее особенность - полилингвистический характер. Из-за неблагоприятной ситуации белорусскоязычной была преимущественно народная культура - культура крестьянства, городских низов, части шляхты и духовенства.

 

Школьное образование до середины XVIII в. концентрировалось, в основном, в руках монашеских орденов. Большинство школ принадлежало иезуитам. Была прекращена деятельность братских и протестантских школ. Преподавание велось на латинском языке, предметами для обучения были грамматика, риторика, диалектика, арифметика, геометрия, музыка и астрономия. Центрами образования были Виленская Иезуитская академия и Полоцкая Иезуитская коллегия. В 1773 г. была создана Комиссия по национальному образованию (Адукационная комиссия). Ее стараниями школа приобретает светский характер.

 

В общественно-политической мысли господствовала схоластика. Однако широкую известность получили атеистические взгляды Казимира Лыщинского. Оставив Орден иезуитов, он написал трактат «О несуществовании Бога», где утверждал, что Бог не существует, а является только иллюзией, рожденной фантазией людей. Католическое духовенство жестоко расправилось с белорусским вольнодумцем. В 1689 г. К. Лыщинский был сожжен на костре.

 

Во второй половине XVIII в. на территорию Беларуси начали проникать научно-философские идеи западноевропейских просветителей Ф. Вольтера, Ж.Ж. Руссо, Д. Дидро, Р. Декарта и др. В Беларуси появились ученые-философы, разделявшие просветительские идеи французов. Среди них К. Нарбут, Б. Дабшевич, М. Карпович. Сторонниками идей физиократов были И. Хрептович, И. Стройновский, М. Карпович и др. Широкую известность получил философ и церковный деятель Г. Конисский, который высоко ценил естественные науки и их роль в познании природы.

 

Одним из ярких представителей белорусской литературы того времени был Симеон Полоцкий (1629 - 1680 гг.). Существенная часть его жизни была связана с Москвой. С. Полоцкий создал рукописные сборники «Ветроград многоцветный», «Рифмологион». Писал на белорусском, латинском и старославянском языках. Он был воспитателем царских детей, основал типографию в Кремле и Славяно-греко -латинскую академию. На становление белорусской литературы в немалой степени повлияло устное народное творчество. Литературная жизнь Беларуси XVIII в. отличалась еще большими полилингвизмом, чем в предыдущую эпоху.

 

Театральная жизнь Беларуси на рубеже XVII - XVIII вв. была представлена школьным театром и народным кукольным - батлейкой. В их репертуаре преобладали постановки на польском и латинском языках. Во второй половине XVIII в. происходит становление профессионального театра. При этом преобладали крепостные театры. Магнаты приглашали на придворную сцену зарубежных актеров, музыкантов. Особенно высоким был художественный уровень крепостных театров Несвижа, Слуцка, Шклова, Гродно, Ружан, Слонима, Могилева.

 

В каменном зодчестве проявились особенности барокко. В городах и деревнях строились помпезные костелы, монастыри, замки. К таким сооружениям относятся бернардинский, бригидский, иезуитский костелы в Гродно, францисканский костел в Пинске, Монастырский комплекс в Жировичах и др.

 

В XVII - XVIII вв. дальнейшее развитие получила иконопись. Ведущее место в светской живописи занимает портрет. Сложилось несколько типов портрета: парадный, репрезентативный, рыцарский, погребальный. Развивалась книжная графика. Высокий уровень оформления и иллюстрирования книг демонстрировали Супрасльская и Могилевская типографии. Признание за пределами Беларуси получило мастерство местных резчиков. Белорусские мастера создали ряд высокохудожественных иконостасов для Донского, Симеоновского, Ново-Иерусалимского и других монастырей. Ими же оформлены многие соборы, помещения Московского Кремля.

 

Вопрос 40. Государственное устройство Речи Посполитой. Сейм и его деятельностью

Речь Посполитая была конституционной, сословной монархией, во главе с выборным королем. Законодательным органом был двухпалатный парламент – коронный, то есть «Польский», сейм, который состоял из сената (совета) и посольской избы. Сенат был высшей палатой сейма, в него входили наиболее знатные светские и духовные феодалы. Количество их не превышало 150 человек. Первое место в сенате принадлежало архиепископу гнезненскому, примасу польской католической церкви, за ним шли епископы, комендант, воеводы и т. д. Сейм выбирал королевский совет на два года. Совет(РАДА) являлся фактическим главой государства. Более низкой палатой сейма была посольская изба, которая состояла из депутатов от шляхетских уездных сеймиков. Они созывались за шесть недель до общегосударственного сейма и не только выбирали послов на последний, но и вырабатывали инструкции, которые послы должны были проводить на коронном сейме. После коронного сейма снова собирались реляционные уездные сеймики, где послы давали отчет о ходе коронного сейма и своей деятельности. Количество депутатов посольской избы превышало 200 человек.

Общие сеймы рассматривали и принимали постановления на отдельных заседаниях сената и посольской избы. На общих заседаниях в случае совпадения постановлений они принимались и после утверждения королем приобретали силу закона. Постановления принимались единогласно. Группа депутатов или один депутат мог сказать «не позволяю», и постановление приостанавливалось. Это право liberum veto (свободное вето) рассматривалось как одно из важнейших «золотых шляхетских вольностей». Но, как мы увидим далее, оно было небезопасно для государства, так как вносило анархию, хаос, подрывало государственную власть.

Во главе исполнительной власти стоял король, при избрании которого также сохранялось право вето. Король возглавлял сенат, «посполитое продвижение» (позже во главе обороны государства стал коронный гетман), созывал сеймы, определял срок их заседаний, назначал на высшие правительственные должности. Он осуществлял внешнюю политику государства, за которую отвечал перед вальным сеймом.

Власть короля была существенно ограничена «золотыми шляхетскими вольностями». Рядом со свободным вето знать заключала с претендентами на польский престол «Пакта конвента» – договор, согласно которому король возлагал на себя ряд обязательств по решению некоторых внутренних и внешних проблем. В 1573 г., во время избрания Генриха Валуа, были разработаны генриховские статьи «, согласно которым король терял право без согласия сейма устанавливать новые налоги и пошлины, созывать общее ополчение и т. д. Одновременно он обязывался: созывать сеймы раз в два года сроком на шесть недель; при перенесении войны за пределы Речи Посполитой выплачивать каждому ратнику по 5 гривен; иметь при себе постоянный совет из 16 сенаторов, который фактически управлял не только страной, но и личной жизнью короля. Генриховские статьи «были введены только при избрании Стефана Батория (1576), а затем подтверждались всеми королями Речи Посполитой.

После смерти короля начинался период безвластия, который длился от нескольких месяцев до нескольких лет. Во времена безвластия существовала особая должность интерекса, которую обычно занимал примас польской католической церкви.

 

Он созывал для избрания нового короля три сейма:

1) конвокационный, на котором определялись время и место выборов короля, предполагаемые кандидаты на королевский престол, вырабатывались условия договора с кандидатами;

2 ) элекционный (избирательный), на котором проводились выборы и заключалось соглашение «Пакта конвента «;

3) коронационный, на котором осуществлялась коронация и король приносил присягу сохранять все права и выполнять условия соглашения (Юхо Я. А. Краткий очерк истории государства и права Беларуси. Мн., 1992. С. 211 – 212).

В судебной системе Великого княжества Литовского за двести лет произошли незначительные изменения, вызванные ослаблением органов государственного управления и усилением власти отдельных магнатов.

В государстве главными судебными органами оставались центральные суды - Хозяйский суд и Главный суд (Трибунал). Продолжали действовать местные суды - земские, городские и подкормские, которые рассматривали в основном шляхетские уголовные и гражданские дела.

Дела мещан рассматривали войт с Бурмистрами и присяжные. Крестьян судили их владельцы или лица дворовой администрации. Копны суды до XVIII в. почти исчезли.

 

Речь Посполитая являлась феодально-крепостным государством. Главенствующим классом были землевладельцы: магнаты (паны), средняя и мелкая шляхта. Юридически как господа, так и шляхта были равны между собой. Однако решающей политической силой в государстве являлись господа. Они составляли сенатское сословие (высшие духовные и светские феодалы: архиепископ и епископы, воеводы и комендант), и все управление государством находилось в их руках. Только паны и шляхта имели право владеть землей. Шляхетское имущество не могло быть конфисковано без суда, шляхтич не мог быть арестован без разрешения суда, и его мог судить только дворянский суд. Шляхта была свободная от поборов. Единственной повинностью ее являлась военная служба.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.