Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Чтение художественной литературы.






Другой путь ознакомления дошкольников с трудом взрослых – это организация совместной трудовой деятельности взрослых и детей, когда взрослые выступают не только в качестве организатора труда детей, но и в качестве непосредственного участника трудового процесса. При отборе видов труда для совместной деятельности следует руководствоваться следующими правилами: труд должен быть естественным для детей, необходимым, жизненно значимым; он должен быть допустимым с общепедагогической и гигиенической точки зрения; в нем должна легко и естественно осуществляться совместная деятельность взрослого и детей с определенным разделением функций каждого участника.

Виды и содержание труда детей.

Наиболее приемлемыми для дошкольников являются четыре вида труда: самообслуживание, хозяйственно-бытовой труд, труд в природе (или сельскохозяйственный) и ручной труд.

Самообслуживающий труд (или самообслуживание) обусловлен биологическими, социальными, игровыми и другими потребностями личности. Он связан с необходимостью содержания своего тела в чистоте, с приемом пищи, одеванием и раздеванием, уходом за своей одеждой и т. д.

Содержание труда по самообслуживанию: трудовые процессы, связанные с умыванием, одеванием и раздеванием, уходом за своей одеждой и обувью.

Воспитательное значение самообслуживания в его жизненной необходимости, направленности на удовлетворение повседневных личных потребностей ребенка. Ежедневное выполнение элементарных трудовых заданий приучает детей к систематическому труду.

В самообслуживании перед детьми всегда ставится конкретная цель, достижение которой понятно ребенку и жизненно необходимо для него. Результат всегда нагляден и открывает ему перспективы дальнейшей деятельности. В самообслуживании ребенок проявляет определенные физические и умственные усилия.

Хозяйственно-бытовой труд – направлен на поддержание чистоты и порядка в помещении и на участке детского сада, помощь взрослым при организации режимных процессов.

Содержание хозяйственно-бытового труда: сервировка стола, подготовка к занятиям, уборка групповой комнаты, игрушек, участка.

Хозяйственно-бытовой труд в элементарных формах появляется уже в младшем дошкольном возрасте, но особое значение приобретает в среднем и старшем дошкольном возрасте как общественно значимый, направленный на формирование осознания труда для общей пользы.

Хозяйственно-бытовой труд имеет известную цикличность: в его процессе не только повторяются трудовые операции, но и возникают типичные жизненные ситуации. Этот вид труда содействует формированию таких нравственных качеств, как трудолюбие, настойчивость, доброжелательные отношения к сверстникам и др.

Необходимость в хозяйственно-бытовом труде в ДУ возникает постоянно, он сопровождает любую деятельность детей.

Труд в природе (сельскохозяйственный труд) – участие детей в делах по уходу за растениями и животными, выращивание растений в уголке природы, на огороде, в цветнике.

Содержание труда в природе: подготовка почвы, рыхление, посев семян, посадка и выращивание растений, полив, прополка, подкормка растений, сбор урожая; кормление животных, чистка клеток, вольеров, аквариума.

Этот вид труда создает благоприятные условия для физического развития, совершенствования движений, стимулирует деятельность разных органом и систем организма ребенка, укрепляет нервную систему; имеет большое значение для интеллектуального и сенсорного развития ребенка. В этом виде труда, как ни в каком другом, сочетаются умственные и волевые усилия.

Труд в природе имеет специфику. Это единственный вид производительного труда, доступный детям дошкольного возраста. Конечная цель – вырастить овощи, фрукты, цветы – и результаты труда конкретные и понятные детям, но они не могут быть достигнуты быстро, как в ручном труде. Цель отдалена во времени и требует от ребенка длительных физических и умственных усилий, повседневного кропотливого труда.

Ручной труд – изготовление детьми игрушек и предметов из разных материалов (бумаги, картона, дерева, природного и бросового материала). Содержание ручного труда: ремонт игрушек и пособий, изготовление изделий, игрушек, пособий, подарков, рукоделие. Этот вид труда открывает перед детьми широкие перспективы созидания. Он связан с конструированием.

В этом труде дошкольники уточняют свои представления об окружающих предметах, делают первые шаги в занимательный мир техники, что имеет большое значение для их дальнейшего развития.

Ручной труд развивает конструктивные способности детей, полезные практические навыки, формирует интерес к труду, готовность взяться за нее, умение оценить свои возможности, стремление выполнить работу как можно лучше. В процессе этого труда дети знакомятся с простейшими приспособлениями, осваивают навыки работы с некоторыми инструментами, учатся бережному отношению к материалам, предметам труду, орудиям.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.