Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Принятие себя, других и мира






 

Многие личностные качества, которые на первый взгляд кажутся независимыми и различными, могут быть поняты как проявления или производные единого фундаментального отношения к миру -наличия или отсутствия чувства вины, стыда и тревоги. Невротик в каждом своем проявлении одержим этими чувствами. Даже нормальный член нашей культуры беспричинно ощущает свою вину и ответственность за слишком большое количество дел, испытывает тревогу за многие, не имеющие к нему отношения, ситуации. Для наших здоровых испытуемых оказывалось возможным принятие себя и своей природы без жалоб и смущения; они даже не задумывались над этим.

Они могут принимать собственную человеческую природу на стоический манер, понимая ее недостатки, ее расхождение с идеалом, но не испытывая по этому поводу реального беспокойства. Однако неправильно было бы сказать, что они удовлетворены собой. Они принимают слабости и пороки, зло и грех человеческой натуры с тем же чувством, с каким все мы принимаем черты природы. Никто не жалуется на воду за то, что она мокрая, или на камни, что они твердые, или на деревья, что они зеленые. Как ребенок смотрит на мир широко открытыми, нетребовательными, невинными глазами, так и самоактуализирующийся человек наблюдает человеческую натуру в себе и в других. Это, конечно, не созерцания в восточном смысле, но и последнее можно наблюдать у наших испытуемых, особенно перед лицом болезни и смерти.

Все это — лишь другие слова для выражения уже описанной способности самоактуализируюшегося человека к более ясному восприятию реальности: он видит природу такой, как она есть, а не такой, какой он предпочитает ее видеть. Их глаза видят то, что перед ними, без разного рода очков, искажающих, оформляющих и опрашивающих реальность.

Первый и наиболее очевидный уровень принимаемого — уровень животного. Самоактуализирующиеся люди стремятся быть хорошими животными, полнокровными в своих потребностях и получающими удовольствие без сожаления и стыда, но и без самолюбования. Оказалось, что они имеют отличный аппетит, хороший сон; не чувствуют излишних тормозов в своей половой жизни, так и для всех прочих физиологических импульсов. Подобно этому они принимают себя и на других более высоких уровнях (любви, безопасности, уважения и т.д.).Все это без особых колебаний принимается как нечто достойное просто потому, что эти люди принимают работу природы, какой она есть, и не требуют от нее ей неприсущего. Это проявляется у них и в значительно меньшем, чем у среднего человека и особенно у невротика, наборе объектов, по отношению к которым они чувствуют отвращение, таких, как нелюбимая пища, телесные функции, продукты и запахи.

Тесно связано с приятием себя и других:

1) отсутствие у них защитных реакций, масок, поз и т.д.;

2) их нелюбовь к подобного рода искусственности у других. Хитрость, лицемерие, задние мысли, стремление произвести впечатление — все это не свойственно им в исключительной степени. Поскольку они способны с комфортом уживаться даже с собственными недостатками, в конце концов они воспринимаются уже не как недостатки, а просто как нейтральные свойства личности.

Все это не означает абсолютное отсутствие вины, стыда, грусти, тревоги, защитного поведения; это лишь отсутствие не необходимой или невротической (нереалистической) вины и т.д. Животные процессы, такие, как секс, мочеиспускание, беременность, менструации, старение и т.д., являются частью реального мира и так должны быть приняты. Ни одна здоровая женщина не должна чувствовать вину или защищаться потому, что она женщина, или потому, что ей свойственны женские процессы.

Но здоровые люди действительно почувствуют вину (или стыд, тревогу, сожаление) за: 1) непоправимые недостатки (лень, бездумие, бездеятельность); за боль, причиненную другим; 2) болезненные пережитки (предрассудки, ревность, зависть); 3) привычки, которые, будучи независимы от структуры характера, могут быть очень сильны; 4) недостатки культуры или группы, с которыми они себя идентифицируют. В общем, здоровые люди остро ощущают расхождение между тем, что есть, и тем, что должно быть и вполне могло бы быть.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.